Модернизация кузова и установки каркаса безопасности.
Работу следует строить по двум направлениям: облегчение и усиление. Главное – не переусердствовать, то есть не переступить черту дозволенного, иначе на первой же технической комиссии ваше творение завернут на доработку. Используйте принцип «Семь раз отмерь – один отрежь», постоянно сверяя свои намерения и творческие находки с соответствующей документацией: приложением «J» спортивного кодекса FIA.
В любом случае объяснить на пальцах все нюансы весьма затруднительно, поэтому самое разумное – очные ставки с заслуживающими доверия специалистами и подробнейшая фотосессия прилично сделанной машины. В идеале – построенной заводскими умельцами.
Абсолютное большинство отечественных гонщиков предпочитают покупать фирменные каркасы безопасности и доверяют их установку специалистам – слишком уж хлопотное и ответственное это дело. Ведь «трубы» не только защищают экипаж в случае опрокидывания машины, но и являются основным силовым элементом автомобиля. Любая «клетка» обязана иметь омологацию FIA или сертификацию ФАУ, подтвержденную соответствующим документом с фотографией каркаса и печатью федерации.
Но если вы уверены в своих сталелитейных познаниях и сварочной квалификации – дерзайте.
Материал
Прежде всего нужно определиться с материалом для каркаса. Сталь должна отвечать требованиям ГОСТа 8733 (временное сопротивление на разрыв не менее 45 кг/мм кв.). Излюбленный вариант заводских команд – хромомолибденовые стали 18ХМ, 20ХМ и 25ХМ – для нас не самый оптимальный выбор из-за их дороговизны и «редковстречаемости» в родных пенатах. Самый распространенный у нас вариант – 35-я сталь, наиболее дешевая и для украинцев самая доступная. Один из двух заводов, изготавливающих ее на территории бывшего СССР, – Никопольский. Для каркаса необходим непрерывный 20–25-метровый отрезок холоднотянутой бесшовной трубы круглого сечения диаметром 38 мм и толщиной стенки 2,5 мм. Как вариант – труба диаметром 40 мм и толщиной 2 мм. Изготовление каркаса из отрезков разных труб, соединенных сваркой или другими способами, не допускается.
Спасительная клетка
Каркас безопасности состоит из двух основных дуг, соединенных распорками. Изгибы должны быть плавными, без складок и смятия стенок, сварка элементов – с полной проваркой швов. Учтите, что трубы тонкостенные и перед гибкой их необходимо заполнить сухим песком. Если этого не сделать, на сгибах труба сплющится. Греть автогеном сгибы нельзя – появляются гофры и прочность материала снижается.
Основные дуги должны быть расположены как можно ближе к крыше, чтобы ограничить ее смятие при опрокидывании. Распорки следует крепить как можно ближе к верхним частям дуг. Максимальный угол, образуемый такой распоркой с порогом кузова, не должен превышать 15°. Распорки следует устанавливать на расстоянии не более 1/3 полной высоты двери от порога кузова. Единственное разрешенное отверстие (Ж4 мм) в дугах – для контроля толщины стенок.
Образец каркаса безопасности TLC80 Тихомира. Спорт подготовка этого авто описана здесь, к стати после доработок участвовала в ралли-рейдах «Баха полигон» и «Песочный лабиринт», где заняла 2-е места в своем классе.
Зачем нужен каркас безопасности? Давайте посмотрим видео с соревнований по скоростному подъему на Pikes Peak 2012.
Машина команды Evolution на одном из поворотов срывается в пропасть? и только правильно подготовленный автомобиль с каркасом безопасности и автокреслами RECARO исключают трагедию.