Бомбомарш «по местам боевой славы» - это название не случайно, это пробег в прямом и переносном смысле соответствует наполнению… но все по порядку. 3 января, в нашем клубе уже стало традицией идти с друзьями в баню (шутка) – путешествовать по интересным местам. Этот год не стал исключением, тем более 2 января, опять же по традиции, у нашего клубника «Кунашира» (Виктора Савина) день рождения – 58 лет! Совместить эти два события – еще одна цель нашего пробега. А как же «места боевой славы»? – спросите вы, да потому то мы проложили маршрут именно по тем местам, где раньше участвовали в различных «автобитвах», таких как Джип триал Прохват, Баха Тарханкут, "Песчаный Лабиринт", и не только. Забегая вперед скажу, что мы посетили и места реальных, исторических сражений, что только добавило уверенности, в точности назвали этот «бомбомарш» . Итак, 3 января 2011, 8 часов утра, сбор на базе. Провели лёгкий брифинг и выдвинулись на первую точку – символический старт нашего пробега – балка Тубай.
Погода «прохватная» +5, туман, начало многообещающее. Основной задачей движения по маршруту являлось направление «навпростець» или по сокращёнке, то есть без асфальта. Но оказалось, что наша страна, и Крым в частности, очень неплохо асфальтированы, поэтому довольно часто мы переезжали такие дороги, и даже иногда по ним ехали, так как «сокращать» было некуда. Тем не менее Саки Евпаторию объехали по полям, «помешал»нам только Донузлав – пришлось смещаться, объезжая эту водную артерию. Хотя на пути нам попадались водные преграды довольно часто, и даже броды приходилось преодолевать, всё равно Донузлав форсировать мы не решились.
Конечно, когда уже переехали на другую сторону, появилось желание «помочить колёса».
Вдоль Донузлава двинулись к морю. Практически на въезде на косу стоит «типа замок» - сооружение, построенное вдоль береговой линии, основной функцией которого служит привлечение туристов. Со стороны выглядит устрашающе . Но нам для фотоэтюда показалось очень ничего.
Теперь наш курс лежал строго по побережью. Зима внесла свои коррективы в морские пейзажи. И далее с учетом того, что мы неслись уже в излюбленном режиме ралли-рейда, окружающие красоты никого не оставляли равнодушным, и активно обсуждались между экипажами по рации. И только когда уже совсем было невмоготу от переполняющих эмоций, делали остановку
Тарханкут. Культовые места: «ванна молодости», «чаша любви», грот, где снимался фильм «Пираты ХХ века», судно, севшее на мель, и, конечно же, красивейшие пейзажи.
Вот так вдоль побережья и доехали до Черноморска. В этом славном городе живёт наш друг и единомышленник Алексей Науменко. Именно у него в гостях мы были, когда участвовали в Бахе Тарханкут 2010. И в этот раз гостеприимству Алексея не было границ. Делая отступление, хочу отметить важный, на мой взгляд, эпизод, который произошёл с нами, когда мы «блуждали» по Черноморску. Нашу колонну догоняет патруль ГАИ, на ходу интересуется куда мы едем. Все остановились, предвосхищая дальнейшую, типовую, беседу. Но… Два офицера, на «попугае» Дэу Ланос, без лишних вопросов просто предложили провести к месту ночлега… Все в шоке! Даже не поверили, что мы в своей стране находимся Эти ребята на своей Дэу по разбитым просёлочным дорогам довели нас до самых ворот, «передали» Лёхе, пожелали нам счастливой дороги и уехали! Жаль, не спросили их имён и фамилий – вот пример цивилизованной милиции. С такими и Евро-2012 можно проводить И вот первая ночёвка в нашем путешествии. Накрыт стол – «Бомба» чествует Виктора Савина.
Второй день встретил нас настоящей зимой. Снег и мороз 7 градусов. Машины после водных преград прошлого дня стали колом. Завелись понятно, но все автомобили в ледяном панцире. Что отогрели, что отбили, ехать всё равно надо.
Объехав Черноморск, направились в сторону Межводного. После этого небольшого поселка, в котором, кстати, проходил старт Бахи Тарханкут, свернули на раллийную трассу, ведущую вдоль моря, местами даже очень близко к обрыву. Вот по ней в раллийном режиме, по снегу, местами даже очень глубокому, полетели по маршруту.
Впереди по курсу Бакальская коса, песчаный прямик, с туманной перспективой проходимости Идём вперёд. Песок твёрдый. Мороз сделал своё дело, поэтому машины несутся, как по асфальту. Вдруг впереди нарисовался заливчик. Вроде бы небольшое, но все-таки препятствие. В разведку двинулся самый лёгкий автомобиль нашей команды «Чероки» Малины. Ровно на середине водная стихия «съела», точнее поглотила «американский кораблик» Пока вытаскивали, водички пришлось хлебнуть. Крузачки тоже в трясину окунулись, но без полного погружения.
В Красноперекопске встретились с нашими мелитопольскими друзьями на Ниссане Патроле, и через рисовые чеки двинулись к морю. Здесь уже ландшафты другие: и берега поменьше и заводи побольше.
Цель – Перекопский вал, или как его ещё называют – Турецкий вал. Всегда, когда проезжал через Армянский пост ГАИ, обращал на него внимание и постоянно думал: «Вот как удачно расположен пост – никак не объехать». Когда уже подъехали к этому, кстати сказать, рукотворному сооружению, то увидели его натуральные размеры, еще и услышали историю о том, что этот канал был когда-то судоходным, энтузиазма в преодолении явно поубавилось Но как всегда говорит наш ведущий штурман, Володя Шило – «Вы же Бомба!» - пришлось соответствовать. Символично, что именно Вова и нашел «проходик». Даже не «проходик», а аналог «американской горки», но уже с реальным Крымским экстримом, особенно спуск по снегу. Слава богу, все прошли – вал покорён!
Вечерело, а нам ещё надо встретиться с херсонскими коллегами и определиться с ночлегом. Опять же по сокращёнке держим направление на самую большую пустыню в Европе - Алешковские пески. В этот день успели пройти только краешком, наступила ночь и мы заехали к нашему коллеге Сан Санычу и его партнёру Сергею. Это именно то место, где проходил ралли-рейд «Песчаный лабиринт». К нам присоединился ещё один любитель острых ощущений Валентин и его сын на Мицубиси Паджеро Спорт.
Все определились с гостиницей, остановились в городе Цурюпинске, по сути заняли всю – 19 человек как никак Так закончился 2-й день нашего путешествия + ещё 260 км.
Утро в Херсонских краях «порадовало» морозом в минус 10 градусов. Машины практически превратились в куски льда. Пришлось повозиться: отогревать замки, двери, размораживать горячей водой ходовую, пороги. Но эти трудности не могли испортить радости в предвкушении от встречи с Алешковскими песками. На этот раз запланировали не только проехать по раллийной трассе, проложенной по ним, но и углубиться в центральную их часть, центр пустыни. Посмотреть на воронки, оставленные после взрывов авиабомб, которые здесь сбрасывались ещё при Советском Союзе. Практически в начале пути на Нисcане Патруле поломалась тяга Панара (задняя) и мелитопольцы были вынуждены повернуть назад, устранять поломку. Остальные продолжали намеченный путь. Конечно, пустыня зимой, это нечто! Барханы как в Сахаре, только в снегу Сравнительно шустро мы добрались до центра Алешковских песков и естественно запечатлели это на фотоаппарат.
Долго не задерживались, у нас ещё «долгая дорога в дюнах» в направлении Кимбунрской Косы. Только обратили внимание на огромное количество волчьих следов. Местные жители только подтвердили наши предположения на этот счёт.
Херсонские леса! Херсонские пески! И всего этого очень много. Создавалось такое впечатление, что мы едем то по Карпатам, то по пустыне и расстояние между ними минимальное.
Что ещё бросалось в глаза, так это гектары выжженного леса, местами очень большие площади. И нигде, я подчёркиваю, нигде нет шлагбаумов. Впрочем и джиперов мы тоже не встречали Зато все местные массивы опаханы противопожарными рвами. Но песок быстро осыпается, так что противопожарную защиту необходимо делать заново. И вот к вечеру мы добрались к началу Кимбурнской Косы в районе с. Геройское. Правда на ночлег решили остановиться в с. Сбурьевка, пришлось немного вернуться.
Вот и ещё один день подошёл к концу, и ещё 260 км позади.
Заключительный день нашего путешествия, уже по сложившейся традиции, мы начали с размораживания наших автомобилей. Мороз правда «упал» до минус 6, но от этого машинам легче не стало. Прямо с утра обследовали местность на предмет «а шо тут есть?» Оказалось, что примерно в 50 метрах от нашего отеля протекает Днепр! Точнее масса его притоков, многочисленные водные артерии, протоки, ручьи, озёра – красота! Тут же находиться стрелковый тир. Особо поразила огромная куча стреляных гильз возле него.
И вот конечная цель нашего маршрута – Кимбурнская Коса. Примечательно то, что это место мы внесли в маршрут нашего путешествия практически накануне поездки, по настоятельной рекомендации «Иваныча». Уж очень красочно он описал эти места, заявив: «Если не посетите Кимбурнскую Косу – Херсонщины не познаете» И только приехав на косу мы поняли всю суть его слов. Одно дополнение – коса находится в Николаевской области. Действительно, места уникальные. Не зря в прошлом здесь турки «прописались». И только стараниями Суворова их от сюда «попёрли». Здесь и казаки «хулиганили», не давая туркам наслаждаться размеренной жизнью. Сейчас тут заповедный фонд, региональный ландшафтный парк. Дорог нет, одни направления, которые прорезаны в песке. И даже внедорожники, с большим клиренсом, прорывались с трудом Это явно не наша Арабатская стрелка, где мы «топтали» больше сотни. Здесь это номер не прошёл – максимальная скорость движения 30 км/ч.
Самый пик Кимбурнской Косы – дальше некуда! Напротив, через залив, город Очаков, это уже Одесская область. Виды вокруг просто потрясающие.
Теперь уже по кромке береговой линии, вдоль моря, естественно с всевозможными препятствиями, держим курс на радоновые источники – гейзеры.
Вот и они. Ещё дома забили в навигатор точки и упорно двигались к ним, оказалось просто поле, пришлось смещаться почти на 2 км. Ничего особенного в этих источниках мы не обнаружили, да и купаться времени не было. Так что посмотрели и в обратный путь.
Теперь только дорога домой. Прощаемся, пожимаем руки «мелитопольской братии». Им ехать назад, в сторону Цурюпинска. Вот так и пролетели 4 дня и 3 ночи, 1240 км. Впечатлений, драйва, эмоций «выше крыши». Лично мне понравилось и организованность нашего коллектива, и темп, который Все держали, и общее бодрое настроение. «Суперово», что практически не было поломок, а условия были далеко не прогулочные Спасибо ведущему штурману, Володе Шило, за положенный путь. Спасибо ВСЕМ за КОМАНДУ!
Brodyaga год назад писал(а):Дальние походы укрепляют боевой дух и командные навыки. А.В. Суворов (Переход через Альпы).
И это не однодневные покатушки, к которым мы уже так привыкли – это нечто интереснее и увлекательнее! Ведь мы не просто катались вместе – мы уже жили вместе !!! Это, по-моему, одна из лучших сторон нашей «экспедиции». Второй не мало важной стороной я считаю – познавательно-ознакомительную – сколько же не вероятно красивейших и интересных мест мы не видели раньше!!! Наверное наибольшее восхищение у большинства вызвали прохваты по лесам, пескам и запесоченным лесам – это и Алешковские пески и весь Кинбурнский полуостров и «полеты» по песочным пляжам!
Первые заплывы
Беляус «Почему никто не слышал об этом месте? Где оно находится?»,- такой вопрос задает каждый. Все дело в том, что это место на карте не обозначено! Это не город и не поселок: так называется коса, врезающаяся в море, которая находится в 20 км от пгт. Черноморское и в 70 км. от г. Евпатория. Беляус – место историческое. Археологи обнаружили останки древних поселений Скифов.
Между Озеровкой и Знаменским подъехали к морю возле гостиницы с виду напоминающую средневековой замок
Беляус – место необычное. С одной стороны мы видим пляж и открытое море, а с другой – небольшой залив, за которым начинаются поля. Пляж привлекает в первую очередь своим чистым песком, красивыми пейзажами и отсутствием людей. Только кое-где можно встретить рыбаков и редких отдыхающих, которые знают, что такое место существует. Медведево-Знаменское-Громово-Окуневка
Прибрежная зона, РИВЬЕРА ЗАПАДНОГО КРЫМА - БЕЛЯУС N 45°21'33.7" E 32°54'56.5"
Рыболовецкие сооружения
Точное название этого сооружения - Створ мерной линии девиационного полигона. Оказывается побережье Тарханкута используется как полигон. К счастью не ракетный. В еще недалеком времени для точной настройки навигационных приборов корабля требовался специальный девиационный полигон. Такие полигоны сооружались на берегах морей и даже на реках. Эти строения и территория около них арендуется Российской федерацией или совместно используются вместе с Украиной по межправительственному соглашению. И относятся к средствам навигационного оборудования 47-го района гидрографической службы Черноморского флота.
Однако Тарханкутский полуостров со всеми своими красотами просто немыслим без подводного мира. Особое внимание стоит обратить на дайвинг на Тарханкуте. Это подводный музей партийных руководителей Советского Союза и деятелей искусства, расположенный на13-метровой глубине ив 100 метрах от берега Большого Атлеша, затонувшие корабли на Тарханкуте, а также богатый животный подводный мир. (http://www.proezdom.com/crimea/tarhankut)
Затонувшие корабли у берегов Тарханкута
Атлеш – заповедное урочище на полуострове Тарханкут. Здесь, у Атлеша, на протяжении трех километров южнотарханкутского побережья в результате выветривания и разрушения морскими прибоями, формируются живописные бухточки, ноздреватые скалы, обширные гроты, береговые ниши, а местами – красивые каменные арки. Здесь природа создала маленький палеонтологический музей. В одном месте обнаружен отпечаток ископаемой рыбы, длина которой превышает 1 метр, в другом найдена колония ископаемых онколитов – каменных «опухолей», в образовании которых принимали участие ископаемые водоросли. Размеры отдельных овальных онколитов в этой уникальной природной коллекции достигают 45 см в диаметре. О многом может поведать внимательному наблюдателю берег в районе Атлеша. Белоснежные 40-60-метровые обрывы, береговые пляжи в маленьких уютных бухточках, нагроможденье скал, гроты, подводные пещеры, исключительной чистоты и прозрачности вода - это все Атлеш. Атлеш (перс. "атеш" - огонь) подразделяют на Большой и Малый. На Большом Атлеше в море выступает скала, где волны и ветер пробили "Арку" - символ Большого Атлеша. Большой Атлеш – длинный мыс, или отрог, выдвинутый в море, через который проходит огромный сквозной грот.
Малый Атлеш - выступ южной береговой линии полуострова Тарханкут, в 5 км к юго-востоку от населенного пункта Оленевка, к востоку от Большого Атлеша. Малый Атлеш изобилует каменными навесами, нишами. Здесь привлекает внимание исполинский 98-метровый тоннель, пробитый волнами в толще мыса. Рядом с входом в тоннель находится сама низкая в Крыму малоисследованная пещера. Длина пещеры 150 метров, а вход в нее на 10 метров ниже уровня моря. Малый Атлеш – остроконечный плосковерхий мыс с пробитым волнами высоким гротом-туннелем, куда ведет сверху вертикальный ход.
Благодаря своей природной красоте, скалы и продводный мир Атлеша были объектом съемок многих кинофильмов, в их числе «Человек-амфибия», «Пираты XX века», «Люди и дельфины». http://www.crimea-land.info/info.php?sid=30
Въезд на песочный пляж Оленевки вдоль Караджинской бухты
Кстати, многие приезжие, считающие, что поселок был назван в честь оленей – могут убедиться, что это не так прочитав статью об Оленевке и Тарханкуте (sites.google.com/site/nashdnepropetrovsk/turklub/tarhankut–svobodnoemesto)
И, вот, мы в урочище Джангуль. На фото затонувшее российское судно «Сириус» 28 февраля 2005 года.
Джангуль это природное образование. Урочище Джангуль, расположенное в уникальном и интереснейшем уголке степного Крыма, в одноименном Джангульском оползневом побережье. (chernomorskoe.info/forum/viewtopic.php?t=153) Тарханкут – свободное место. Что касается самого названия полуострова Тарханкут – в переводе с тюркского – место, освобожденное от уплаты налогов, свободное, незанятое. В XV—XVIII веках земли западного Крыма освобождались от податей, что подтверждалось «тарханными грамотами».
Черноморское ГАИ – лучшее ГАИ в Крыму!!! Нас, блуждающих и отчаянно ищущих в темноте место ночлега по окрестностям Черноморского, нашла патрульная машина ГАИ и помогли найти наш пункт назначения.
Ночевка у хорошего человека и гостеприимного хозяина – Алексея Науменко в пгт Черноморское
Так выглядят поля перед по которым мы следовали в направлении к Турецкому валу.
В 15 веке крымские татары, получив полуостров от Золотой Орды, основали на месте греческого Тафроса город-крепость Ор-Капу – Крепостные ворота. Позже с приходом турок-османов Ор-Капу была фундаментально перестроена и укреплена, и ей дали название – Ферахкерман (город радости). Ров и вал были обновлены, облицованы тёсаным камнем, а вал с того времени стал называться турецким.
Находится на расстоянии 5 километров к северо-западу от Армянска. Турецкий вал пересекает Перекопский перешеек в его самой узкой части. Вал протянулся от Каркинитского залива до Сиваша, его длина 8475 метров. Высота вала от дна рва составляет 18-20 метров. Ров имеет ширину 20, а глубину 10 метров, в древности наполнялся водой. Откосы и дно были облицованы каменными плитами. В 30 метрах от берега стояла высокая башня, сейчас сохранились стены, высотой 15 метров, толщиной более 3 метров. Такая же башня возвышалась и на восточном конце рва. Всего на валу было четыре башни. Главным фортификационным сооружением была крепость Ор-Капу, она находилась в центре Турецкого вала. На Перекопском перешейке находится самая северная точка Крыма, её координаты 46 градусов 15 минут северной широты.
В эпоху средневековья Перекопский ров, никем не расчищаемый, продолжало заносить землей, травой зарастали его откосы.В период турецко-татарского владычества Перекопский ров и вал были превращены в сильно укрепленную крепость, своего рода сторожевой пункт на границе полуострова. Посланник польского короля Стефана Батория Мартин Броневский, в 1578 г. пробывший в Крыму девять месяцев, утверждал, что при хане Сахыб-Гирее на Перекопе были построены 17 каменных башен, а ров исправлен и углублен. Турция не доверяла крымским ханам охрану морских границ и главных дозоров полуострова. Свой гарнизон держала она и в Ор-Капу. Здесь постоянно находилось полторы тысячи, а то и больше янычар — турецких солдат. Над воротами Ор-Капу была высечена из камня огромная сова — символ мудрости, бесстрашия и зоркости. Она устрашающе глядела на каждого, кто въезжал и входил в пределы Крыма. После присоединения территории Крымского ханства к России крепость на валу и сам вал потеряли свое значение. С Перекопом связаны незабываемые страницы гражданской войны. В Присивашье не раз происходили тяжелые бои с белогвардейцами. В годы Великой Отечественной войны у легендарного Перекопского вала гремели бои... "Степи украинские, — отмечает в романе "Тронка" украинский писатель Олесь Гончар.— Наверное, нет другого такого места на планете, где тело земли было бы так густо начинено металлом войны, где стрелки компасов так танцевали бы от искусственных аномалий. Словно по фронтовым дорогам, прошли саперы впереди строителей магистрального канала, вынимая из земли проржавевшие мины, тяжелые авиабомбы и целые свалки артиллерийских снарядов, что, как гадюки в гадючнике, дремали в этой земле, скрытые бурьянами".
До 2000 года в 35 километрах от Херсона, между Раденском и Пролетаркой, на площади в 19,5 тысячи гектаров находился военный полигон «Херсон», на котором долгое время испытывали боевые авиационные бомбы и ракеты. Боеприпасы, которые сразу не сработали, всё еще остаются в положении «на взводе» могут «рвануть» даже при малейшем случайном воздействии. (http://www.artkavun.kherson.ua/aleshkov ... pasnyi.htm)
1 2
1 Мишень, выложенная на полигоне из автомобильных покрышек 2 Осколки снарядов находят и по сегодняшний день
Название происходит от старого (до 1925 года) названия города Цюрупинск — Алёшки. В литературе разных лет пески в низовье Днепра называют Алёшковскими (большинство дореволюционных и современных источников), Олешковскими (работы советского времени до 1950-х годов), Нижнеднепровскими, реже Цюрупинскими. Песок летом нагревается до 75 градусов. Воздух над песками прогревается сильнее, чем над окружающей местностью, влажность воздуха снижается, поэтому в летнее время дождевые капли быстро испаряются, и интенсивность дождей (по некоторым неподтверждённым данным) здесь несколько меньше, чем в самом Херсоне, который находится по другую сторону Днепра. Хотя сейчас пески и сдерживаются лесами, иногда они заносят окраины близлежащих селений. Кроме того, крупнейшим песчаным массивом и пустыней Европы является пустыня Рын-пески, а не Алешковский, как многие считают, (находится в европейской части Казахстана и России), которая по площади в 20 раз превышает Алёшковские пески (ru.wikipedia.org/wiki/Алёшковские_пески)
Интересный дорожный указатель и в этом месте, видимо, проходит разделение областей Херсонской и Николаевской 46°29'58.41"N 31°49'45.68"E
Кинбурнская коса - это полуостров-заповедник, включенный в реестр ООН; место, где сохраняется первозданность. Главная достопримечательность - природа: огромный сосновый лесной массив, чистое море, песчаные просторные пляжи, оливковые рощи, около 300 озер с соленой и пресной водой, есть озера с лечебной грязью, значительное количество редкостных видов растений, очень чистый воздух. Благодаря удачному местоположению создается своеобразный микроклимат, в условиях которого произрастает множество целебных трав. Всего на косе растет более 500 видов травянистых растений. Чудом сохранилась здесь единственная в Европе плантация диких орхидей. Отличное место для отдыха!
С запада его окружает Черное море, с севера - Днепробугский лиман, а с юга - Ягорлицкой залив. Уникально то, что с одной стороны коса омывается пресной водой, а с другой - соленой. Название Кинбурн происходит от тюркских слов «кон» - волос и «бурун» - мыс. Простирается «длинный волос» на 40 км в длину и 10 км в ширину. Татарское название Кинбурнской косы — Кыл-Бурун, что означает "Острый нос".
Фауна заповедника также разнообразна. Здесь обитает около 60 видов животных, занесенных в Красную книгу Украины. А еще Кинбурн - это уникальное место проживания и временного пристанища при перелете в теплые края пернатых и водоплавающих птиц. На полуострове живут пеликаны, белые цапли, дрофы, фазаны, белые аисты, а лебеди свободно плавают по морским волнам. (trembita-sea.com/index/kinburn/0-34)
Проезжая по косе видели и такое:
Местами темный песок. По пути, читая в интернете о возможном загрязнении песка, узнали о том, что концентрация радионуклида «торий-232» естественного происхождения в песке в 500 раз превышает норму, и, что в нем повышенное содержимое гамма- и альфа-элементов. Но, насколько я понимаю, данные не подтвержденные – вся информация с форумов (типа этого: forum.od.ua/showthread.php?t=15366&page=4)
Так выглядит остров Майский вблизи, который не остался без нашего внимания)
Немного не привычно было следовать без остановок!!! – дело в том, что в наших горах – объехать препятствие, скажем как поваленное дерево – почти нереально – а тут степь – хочещь вправо, хочешь влево!
Чудеснейшее время, проведенное в кругу друзей!!! Так и хочется снова через год выбраться в подобное мероприятие!!!
Хорошо Турист описал, очень познавательно. Поездка классная, раллийную трассу вспомнил и водички малехо зачерпнул, даже домой привез немного. Херсонские пески тоже сыпятся до сих пор. Места живописные, жалко только не сходили на рыбалку и на волков не поохотились. В следующий раз обязательно. Всем спасибо!
Хорошо покатались! Виды как всегда супер, да и расстояние приличное. В этот раз я смотрю решили ехать по новому маршруту, была немного удивлена. Судя по фото было не жарко в пути. Приятно видеть знакомые лица. Макс, Виктор жду ваших отзывов.