КТМ, Сузуки, Хонда, Кавасаки это четыре основных производителя кросс- эндуро мотоциклов в мире , поэтому именно они " диктуют моду" и очень жёстко конкурируют между собой . Мы же потребители их продукции , наблюдаем за этим со стороны ,а уже своим выбором определяем " своего" победителя . Крымские реалии показали своего фаворита , пальму первенства на полуострове прочно удерживает австрийский конь - КТМ. Не могу утверждать что КТМ лучше или круче , как и не могу это опровергнуть , так как не обладаю достаточным опытом в эксплуатации как самого австрийца , так и его японских конкурентов. Тем не менее оспаривать очевидное тоже нет смысла - КТМов в Крыму большинство! Могу предположить что такой массовости и популярности КТМ заслужил несколькими преимуществами: во первых он ближе к нам географически , в Европе, во вторых у него развитая дилерская сеть и поставки запчастей , что тоже не мало важно . В третьих , в Крыму , из за постоянного спроса на КТМ ,сформировался и первичный и вторичный рынок , не только по продаже самих мотоциклов , но и запчастей ,это тоже по содействовало в популярности. Достойную поддержку популяризации оказала народная молва , из уст людей которые уже владели КТМами, именно эти "глашатаи" и меня склонили к приобретению , а ведь на том этапе я не был так уверен в выборе марки, и свободно мог купить Хонду. О чем это говорит , О том что сила убеждения у ктмщиков по более будет чем у других, по крайней мере у нас в Крыму. Конечно без выдающихся спортивных подтверждений своей состоятельности ,КТМ не смог бы добиться такой популярности , и никакие рекламные трюки не " закрыли" бы техническую ущербность, если бы таковая была, и при всем при этом сам мотоцикл не идеален, не дёшев и не так уж долговечен. Но получается так что раз есть спрос , значит достоинств больше чем недостатков , а направление выбранное компанией верное , по крайней мере до той поры когда конкуренты не придумают что то по задорнее.
Выше есть фото КТМа "Базилио", как одного из лучших и "свежих" образцов марки , в нашей компании! Ниже тоже его илюстрации
Лично я ни разу не пожалел О своём выборе , мне нравится внешний вид , стойка ,цветовое решение, бульдожий характер , невероятная мощь и даже звук из глушителя. За этот год , при всех моих кульбитах и падениях, которые КТМ выдержал с достоинством, он ни разу не поставил меня в тупик , или " перехотел" ехать. Мы тонули в реке целиком, мы падали с 3х метровой скалы вниз, неоднократно кувыркались через руль, сидели по бак в грязи, но всегда ,до места финиша мы доезжали своим ходом. На мой взгляд , способность выдерживать не реальные нагрузки ,при этом всегда оставаться в строю и довозить до запланированного места ,это и есть правильная и удачная конструкция технического продукта. КТМ напомнил мне моего "Кузю" ( Тойоту ЛК 105),которая тоже всегда довозила до базы, почему Тойота не делает эндуро мотоциклы, возможно она бы создала серьёзную конкуренцию КТМу ,и я бы обязательно сравнил выносливость обоих. Но пока , для меня, КТМ 450EXC-R ,2008 года выпуска , " впереди планеты всей"! Фото сдесь уже достаточно , КТМы со всех сторон , только вот в грязи сидит Сузуки , а переворачивается ...похоже,Ямаха(теперь знаю):D, или кто у нас там синенький еще есть,например Хускварна.
Ввиду того что я как бы подвожу итоги года знакомства с эндуро , многое уже описывалтак сказать " с пылу с жару " и "не отходя от кассы", то в этом очерке будет только " итоговый аккорд", похожий на школьный рассказ " как я провёл лето"! Учиться ездить,однозначно не легко , а учиться ездить хорошо, тяжело кратно, но вот выдержать темп и физические нагрузки в купе с природными препятствиями и всевозможными " нежданчиками" ,да ещё и новичку ,практически не реально. В качестве подтверждения могу заявить , из за повышенных физических нагрузок бросил курить (30лет стажа) ,похудел на 8 кг и заставил себя заняться своим здоровьем. Никогда не ожидал таких кардинальных изменений в своих предпочтениях! За эти жертвы я получил - свободу передвижения по очень ограниченным местам , бесконечные вбросы адреналина, драйв , и своеобразные способности очень быстрого принятия не стандартных решений. Большинство поездок это " полёты на одном дыхании", где перерывами служат либо падения , либо процесс повторного преодоления очередного препятствия. Ну действительно ,отдыхают только первые , те кто преодолел и ждут тех кто пытается и приходит последним - последние не отдыхают,а сразу вступают в борьбу ,так как первые продолжают движение по крайнему невезуну. И вот вырисовывается правило : хочешь отдыхать ,стань первым , то есть хотя бы лучшим из нулевых, вот и стараются ездоки по мере сил и возможностей совершенствовать свои навыки .А какой самый простой и действенный способ это сделать - кататься , кататься и ещё раз кататься. А для того чтобы часто кататься необходимо время ,а время никогда не хватает ,вот так по кругу, хочу хорошо ездить ,но нет времени на тренировки.
Ещё один аспект затрудняющий получению ПРАВИЛЬНЫХ навыков , это практическое отсутствие "школ вождения эндуро ", большинству новичков приходится все испытывать на своей шкуре ,подсматривать ,выспрашивать,на худой конец читать в нэте. Все это очень тормозит развитие ездока,зато может закалить характер и в итоге получится талантливый самоучка, но это больше исключение. Мне повезло , получилось так что у меня изначально не было возможности сравнить себя с начинающими ,из за отсутствия в нашей команде таковых, все были бывалые и опытные. Этот фактор дал мне возможность увидеть воочию как надо и как НЕ надо делать, более того я получил неоценимый опыт " гонки за лидером" , ну и че греха таить получил помощь и поддержку и в буквальном и в переносном смысле. Не знаю как в других компаниях, но по крайней мере по началу ,мне помогали и поднимать мотоцикл , бортировать и клеять колеса, даже были случаи когда я выбивался из сил, заезжали на моём мотике на препятствие ,так как я уже не мог. Одним словом опекали, за что я безмерно благодарен ,надеюсь что когда то смогу тоже стать наставником для новичков ,сына в счёт не беру,у него то выбора особого нет. Вот такое противоречивое это увлечение,но от этого не менее захватывающее!
Как и в любом социуме , эндуристы однозначно входят в один из них, существуют разделения на кланы , компании и группы. Вообще людям свойственно искать и главное находить ,себе подобных ,в любых областях взаимодействия друг с другом , так мы "нашлись" и объединились в экстрим клуб "Бомба", под флагом общего увлечения путешествий на внедорожниках , так и сегодня ,под очень похожим времяпровождением - эндуро путешествия. Но даже это не главное, гораздо важнее то с КЕМ ты " увлекаешься" , люди ,непосредственные персоналии, те кто " вовлекают , подсаживают и втягивают" ! Я знаю О чем пишу , так как и сам неоднократно " заражал" начинающих джиперов вирусом "адреналиновых поездок на фоне общения с природой", ралийными гонками и экспедициями. Также не понаслышке знаю что истинных экстремалов кратно меньше чем любителей " сосисочных поездок ", и это природно , что легче и проще, будет всегда популярнее того ,что сложнее и рискованее. Об этом , и многом другом, более подробно написано в очерке « эволюция джиперов». Абсолютная идентичность имеет место и у эндуристов , больше того здесь она выражена более ярко , из за характерной индивидуальности каждого циклиста. Риск езды на мото всегда стабилен , а уровень мастерства наездника величина плавающая , отсюда вывод : если идти по пути лёгкому и простому ,то нечего себя напрягать ! И вот это большинство собирается в группы и коллективы, где принцип " не напрягать" ни себя ни окружающих, как раз и является той объединяющей идеей совместных поездок . В таких компаниях комфортно всем, и начинающим и бывалым " неспешунам ", и тем неопределившимся ,кто ещё не знает к кому примкнуть. По сути это базовые лагеря для дальнейших форм взаимодействия увлекающихся эндуристов, своих групп , объединённых например под: маркой мотоцикла , регионом проживания, одинаковым уровнем вождения, схожими желаниями и возможностями.На самом деле очень важное промежуточное звено.
За год личного опыта , мне пощасливилось покататься с разными , в том числе и вышеперечисленными категориями циклистов, но почему то лично мне, было интересно только тогда, когда было тяжело и сложно, память зараза , запоминает только бурные события. Получилось так что я изначально попал в компанию тех ,кто исповедует стиль именно " напрягать" без приставки НЕ, и до определённого момента я думал что так везде и всюду, пока сам не увидел как другие , покатавшись с нами , потом просто больше не появлялись. Важным открытием стали поездки к Андрею в Куйбышево, где уже не легко было и моим наставникам, где самому Андрею абсолютно не интересны простые покатушки, и любой выезд он превращает в серьёзную тренировку. То есть за этот год ,мне ,от выезда к выезду, приходилось постоянно увеличивать нагрузки , по сути без кардинального увеличения навыков вождения, я отставал в умении ,зато прогрессировал в терпении. Вот что значит быть в компании любителей напрягаться, но в этих компаниях всегда будет одна особенность, в них не будет массовости, так как массовость останется у тех кто НЕнапрягается. Не знаю на сколько меня хватит, но буду делать все возможное что бы подольше задержаться в " напряжной" компании!