Еще об одном фортификационном сооружении стоило рассказать гораздо раньше, так как мы его посещали очень давно, еще путешествуя на джипах. Очередное напоминание произошло спонтанно , когда в предверии Дня Победы я повез детей на экскурсию в Аджимушкайские каменоломни. Вторым номером в списке мест обязательных для посещения в керченском регионе ,стал как раз Форт Тотлебен. В период Крымской войны , на мысе Павловский было укрепление состоявшее из 20 пушек. Но они не смогли сдержать натиск превосходящих сил противника , было принято решение пушки заклепать, боеприпасы уничтожить, а гарнизону отойти. На этой территории до лета 1856 г. располагался военный лагерь французов. После парижского мирного договора на этом месте решили строить современную цитадель и уже в декабре 1856 г. процесс пошел. Осенью 1959 г. работы возглавил лично генерал Э.И. Тотлебен, директор инженерного департамента, один из героев обороны Севастополя, построивший оборонительные укрепления, уже в 1861 г. Александр II присвоил главному форту имя Тотлебена. Окончание строительства относится к 1877 – 1878 г.г. Отличительной особенностью крепости является скрытность, её почти не видно даже с воздуха, не говоря уже о море или суше. Если смотреть с берега, то это просто холм. Площадь крепости 420 га (это более 420 футбольных полей), гарнизон предусматривал 5235 человек (из них – 1860 артиллеристов). На территории крепости располагается более 150 объектов, в том числе казармы, пороховые погреба, санузлы (нужники), столовые, кухни, подземные тоннели, колодцы. Изначально в крепости насчитывалось около 20 ворот. Планировалось что крепость будет защищать Керченский пролив, но к моменту окончания строительства надобность в этом отпала, т.к. уже восстановили Севастополь. При том что цитадель была признана на тот момент самой укрепленной в мире, (в Империи было всего 6), на ее сооружение была потрачена неимоверная по тем временам сумма- более 12 млн рублей, крепость использовалась, в основном, под различные военные склады. После 1905 года, когда страну потрясли революционные выступления, в помещениях форта Тотлебен держали политических заключенных. В 1920 г. отступая , отсюда покидали Крым последние белогвардейцы, после них начался период разграбления, и только в 1930 г. форт стали вновь использовать под склады. В мае 1942 г. крепость была захвачена фашистами , они успели взорвать и уничтожить часть укреплений, но после частичного восстановления , уже в мирное время здесь находились химические склады, затем хранились боеприпасы для авиации и флота, в том числе, реактивные. Здесь же располагался дисциплинарный батальон ЧФ. После распада СССР началось сокращение воинских частей и в 2003 году территория крепости была передана Керченскому государственному историко-культурному заповеднику. На сегодня форт является памятником фортификационного строительства XIX века, относится к культурному наследию России и имеет статус федерального значения.
В Крыму, как нигде в России, плотно сосредоточены руины пещерных городов и монастырей. Эски-Кермен, Мангуп-Кале, Чуфут-Кале, Тепе-Кермен, Кыз-Кермен, тому яркое подтверждение. Там где в далекой древности были коралловые рифы океана Тетис, остались скалы, похожие на окаменелую губку и ввиду своей относительной .мягкости ,уже со времён тавров и киммерийцев, появилась традиция строить в них жилища. Пещерный монастырь Челтер-Мармара , в переводе означающий «Решетка Мармара», освященный в честь преподобного Саввы Освященного , расположен в 1,5 км к северо-западу от села Терновка в обрыве скалы Челтер-Кая, возвышающейся над долинами Кара-Коба и Шули. Предполагается, что возник он около VIII – IX вв. вблизи древнего поселения Мармара, существовавшего в долине Кара-Коба до XVIII в., и просуществовал 700 лет, прежде чем был полностью разрушен, после падения княжества Феодоро , османскими захватчиками в 1475 году. Благодаря трудам монахов бежавших из Византии в период иконоборчества, в скале , на высоте около 400 м над уровнем моря ,было вырублено более 50 пещерных помещений, расположеных в 5 ярусов высотой около 40 м. Имелись кельи, трапезная, хозяйственные и подсобные помещения, 4 церкви. В древности они соединялись деревянными лестницами, балкончиками, галереями, напоминавшими ажурную решетку. Наибольшего расцвета обитель достигла к XIV — XV векам, но с приходом турок все православные храмы и монастыри были уничтожены, братию разогнали, что привело к полнейшему упадку и разрухе в обители. Только в 2007 году здесь была восстановлена монашеская жизнь. Сегодня большая часть строений действующие, в том числе два храма , имеется своё хозяйство, для удобства прихожан установлены деревянные лестницы с перилами, организованы места для отдыха со скамейками и столиками. На самом верхнем ярусе, находится древний храм и икона Андрея Первозванного, а неподалеку от горы был освящен источник в честь преподобной Евфимии, на котором оборудована купальня. Ввиду отсутствия подъездов и асфальтовых дорог , как сверху так и снизу, всем желающим посетить монастырь придется немного пройтись пешком. Мы тоже подъехали на мото куда было можно и уже дальше на «своих двоих», что совсем не стало какой то проблемой.
На правом склоне ущелья Панань-Ян-Узень (Арпат) находится туфовая площадка — скала Филин-Кая, а в её юго-восточном обрыве, имеется небольшой грот-козырек, стены и потолок которого в свое время были обработаны для жилых, хозяйственных, а может и культовых целей. Навес разделен на три маленьких камеры, и во всех из них есть следы ручной обработки: выведены внутренние углы, устроены ниши и сидения. И все бы ничего, но в отличии от аналогичных объектов в «Пещерных городах» Крыма , в Восточном Крыму, подобные объекты практически не встречаются. Легенды связывают пещерный комплекс Филин-Кая с монастырем Пресвятой Богородице, давшим название реке и ущелью: Панагия или Панань-Ян и тому есть основания- подобные пещеры могут относиться к объекту культового характера, куда они входили одним из его комплексов. Мы посетили пещеры в этой поездке.
БЕ-12 , это летающая лодка, которая была собрана специально для борьбы с подводными лодками врага. Самолет являлся самым большим серийным образцом- авиа амфибией в мире. Длина, м: 30,1; Высота, м: 7,4; Размах крыла, м: 30,2;Площадь крыла, м: 99 ; Взлётная масса, кг: 36 000. Всего за годы производства с 1960 по 1973 год ,было построено 143 Бе-12, на которых установлено 46 мировых рекордов. В 1992 году Приказом ГК ОВС СНГ № 144 самолёт Бе-12 был снят с вооружения, все образцы были разделены между Украиной и Россией. Именно такой образец , в 2018 году ,установлен в поселке Мирное, в сквере посвященном воинам Морской авиации Черноморского флота, в честь столетия 318 ОПЛАП - отдельного противолодочного Констанцского Краснознаменного авиаполка. Сам сквер "Морских авиаторов" открыт в честь Морской авиации Российской Федерации. Памятник установлен на средства и силами ветеранов 318 ОПЛАП, УНР-28, возглавляемым полковником Олейскер Н. В. и администрацией города Евпатория. К самолету свободный доступ, вокруг жилые дома, его можно считать дополнением к детской площадке, так как местная детвора с него не слазит. Мы заехали к нему случайно,когда посещали Казантип и соленые озера, увидели с дороги и совсем не пожалели , вблизи самолет амфибия выглядит впечатляюще. На его фоне наш Джип, казался игрушечной машинкой.