Так какой же вид техники для бездорожья все таки самый безопасный ? Что выбрать чтобы минимизировать риск травмы или повреждения? Вот о чем будут мои размышления и выводы. Для начала надо четко понимать , что увлечение «техническими видами досуга», уже не сачком бабочек ловить! Любой транспорт уже повышенный объект опасности , так как позволяет человеку быть «сильнее и быстрее». Джипы, квадры , багги и эндуро мотоциклы - это основной набор приспособлений для покорения бездорожья , соответственно о их рейтинге безопасности и пойдет речь далее. В данном случае я буду опираться на личный опыт , так как имел счастье катать и не мало , на всем вышеперечисленном. Итак на первое место по травматичности и риску в процессе езды , я бы поставил квадроцикл! Маленький , но относительно тяжелый , шустрый и креноопасный! Переворачивается во «все стороны света» , при этом соскочить с него удается далеко не всем . В случае опрокидывания травмы самые тяжелые , так как зачастую вес машины играет роль пресса. Типичные травмы - раздробленные кости предплечья или , перелом ноги. За «квадром» следует «Джип» , или любой полноприводный универсал - так называются эти транспортные средства . Тут опасность и соответственно травматичность заключается в замкнутом пространстве и все той же не возможности выскочить из салона. Это касается в основном спусков или подъемов , да и тех же кренов . Джипы такие же неустойчивые как и квадры , к тому же тяжелей , больше, соответственно хуже управляемые. В случае скользких спусков и подъемов , могут стать совсем не управляемыми , а находящиеся внутри этой «коробки» , в таком случае , станут абсолютно не защищенными. Травмы очень тяжелые , зачастую с летальным исходом. Но , учитывая , что в ..опу лезут далеко не все , такие случаи не часты. Следующими в моем рейтинге располагаются багги. Эти средства покорения бездорожья изначально проектировались с учетом минимизации рисков и повреждений. Тут уже и подвеска позволяющая «брать» серьезные препятствия и каркас безопасности над головой , но открытость всему «что летит на встречу» , вносит определенные ограничения. К тому же драйв от управления и зачастую мощный мотор , при не большом весе , провоцируют на необдуманные действия. Багги «кувыркаются» во все стороны и как правило те кто внутри , из за правильных ремней безопасности и каркаса , остаются целы . Тут типичные травмы - высунутые руки или кисть на трубе каркаса , что в случае переворота , приводит к раздроблению или перелому. Ну и самым безопасным транспортом , «обитающим» на бездорожье , я бы назвал эндуро мотоцикл. Наверное кому то покажется что это странно , но я ниже приведу весомые аргументы. Первое , это то , что практически все эндуристы облачаются в специальные защиты «с ног до головы»! Второе - мотоцикл , в отличии от авто легок , открыт и практически не подвержен кренам . Двухколесный транспорт , имеет возможность «замереть» на склоне в любом положении , без риска опрокинуться , в отличии от 4х колесного. С мото ВСЕГДА можно соскочить , если ситуация выходит из под контроля. Ввиду утилитарности эндуро , среды его обитания и возможностей преодоления , тут на первый план выходит уровень мастерства «наездника» . Чем он выше , тем аккуратней , соответственно безопасней процесс езды. Не маловажным является то , что скорости , именно на эндуро мотоцикле не большие , в среднем около 40км/час, что тоже позволяет не «стереться» как на дорожных мото. В конце концов , мото можно перетащить вручную , в случае необходимости . Сами же падения , реально закаляют эндуриста , что в последствии приводит к «памяти тела» и отсутствию страха перед препятствиями. Вот такие выводы.
Этот очерк будет о маршрутах и о том , что все люди разные и каждый видит свое передвижение по своему . В бытность клуба «Бомба», коллективизация была на высоком уровне . Мы планировали когда , куда и с кем едем, но без долгих диспутов и согласований. Катались часто , большой компанией и редко когда кто то выражал недовольство по поводу маршрута поездки. При этом случайные люди в клуб не попадали , что позволяло «проходить не проходимое» и расчитывать на взаимовыручку и понимание. Позже ,семейные» эндуро поездки , узким кругом ,на мото ,вообще отучили согласовывать куда , как и зачем едем , создав условия для безапелляционного «преодоления не преодолимого» , когда «отец за сына , а сын за отца». И вот появилось новое хобби - поездки на багги , предусматривающие коллективные выезды , которые и заставили вернуться к «плюрализму мнений». В данном случае мой прошлый опыт только мешал , так как я наездил много , видел разное , а маршрутов «закольцевал» огромное количество. Тут еще произошло «наложение» двухколейных (дорог) на одноколейные (тропы) , к тому же пришлось соскочить с «козы»(эндуро) и снова сесть на «лося» (багги), но хоть не на «слона» (джип). Если предыдущие 10лет на эндуро мы ехали экспромтом , по направлению и в основном вдвоем , то с прошлого года катаемся с предварительным обсуждением , строго по дорогам и коллективом . При этом предварительное и коллективное обсуждение куда едем , совсем не обязательно станет единогласным , что в свою очередь приводит к критике маршрута, уже после поездки. Багги , штука не дешевая , люди обладающие таким транспортным средством , тоже далеко не простые и как правило ценящие свое время и деньги, потраченные на такое хобби. Отсюда: куда , когда и зачем , это типовые вопросы , на которые они хотят получить конкретные ответы, дабы определить целесообразность процесса. Одни не могут в будни кататься, другие в выходные. Кто то хочет в лес, а кто то в горы. Кому то нравится гонять , а кому то «ползать» и т.д и т.п! Чтобы совместить все это , все те кто решил учавствовать , как то должны найти что то среднее, некий «компромисс хотелок». Но даже если он нашелся , то после самой поездки , «поводырь» не застрахован от критики , потому что такова сущность ! И редко бывает что будут не довольны все , как впрочем и довольны все тоже не будут ! Отсюда вывод, который вынесен в заглавие этого очерка .