Так какой же вид техники для бездорожья все таки самый безопасный ? Что выбрать чтобы минимизировать риск травмы или повреждения? Вот о чем будут мои размышления и выводы. Для начала надо четко понимать , что увлечение «техническими видами досуга», уже не сачком бабочек ловить! Любой транспорт уже повышенный объект опасности , так как позволяет человеку быть «сильнее и быстрее». Джипы, квадры , багги и эндуро мотоциклы - это основной набор приспособлений для покорения бездорожья , соответственно о их рейтинге безопасности и пойдет речь далее. В данном случае я буду опираться на личный опыт , так как имел счастье катать и не мало , на всем вышеперечисленном. Итак на первое место по травматичности и риску в процессе езды , я бы поставил квадроцикл! Маленький , но относительно тяжелый , шустрый и креноопасный! Переворачивается во «все стороны света» , при этом соскочить с него удается далеко не всем . В случае опрокидывания травмы самые тяжелые , так как зачастую вес машины играет роль пресса. Типичные травмы - раздробленные кости предплечья или , перелом ноги. За «квадром» следует «Джип» , или любой полноприводный универсал - так называются эти транспортные средства . Тут опасность и соответственно травматичность заключается в замкнутом пространстве и все той же не возможности выскочить из салона. Это касается в основном спусков или подъемов , да и тех же кренов . Джипы такие же неустойчивые как и квадры , к тому же тяжелей , больше, соответственно хуже управляемые. В случае скользких спусков и подъемов , могут стать совсем не управляемыми , а находящиеся внутри этой «коробки» , в таком случае , станут абсолютно не защищенными. Травмы очень тяжелые , зачастую с летальным исходом. Но , учитывая , что в ..опу лезут далеко не все , такие случаи не часты. Следующими в моем рейтинге располагаются багги. Эти средства покорения бездорожья изначально проектировались с учетом минимизации рисков и повреждений. Тут уже и подвеска позволяющая «брать» серьезные препятствия и каркас безопасности над головой , но открытость всему «что летит на встречу» , вносит определенные ограничения. К тому же драйв от управления и зачастую мощный мотор , при не большом весе , провоцируют на необдуманные действия. Багги «кувыркаются» во все стороны и как правило те кто внутри , из за правильных ремней безопасности и каркаса , остаются целы . Тут типичные травмы - высунутые руки или кисть на трубе каркаса , что в случае переворота , приводит к раздроблению или перелому. Ну и самым безопасным транспортом , «обитающим» на бездорожье , я бы назвал эндуро мотоцикл. Наверное кому то покажется что это странно , но я ниже приведу весомые аргументы. Первое , это то , что практически все эндуристы облачаются в специальные защиты «с ног до головы»! Второе - мотоцикл , в отличии от авто легок , открыт и практически не подвержен кренам . Двухколесный транспорт , имеет возможность «замереть» на склоне в любом положении , без риска опрокинуться , в отличии от 4х колесного. С мото ВСЕГДА можно соскочить , если ситуация выходит из под контроля. Ввиду утилитарности эндуро , среды его обитания и возможностей преодоления , тут на первый план выходит уровень мастерства «наездника» . Чем он выше , тем аккуратней , соответственно безопасней процесс езды. Не маловажным является то , что скорости , именно на эндуро мотоцикле не большие , в среднем около 40км/час, что тоже позволяет не «стереться» как на дорожных мото. В конце концов , мото можно перетащить вручную , в случае необходимости . Сами же падения , реально закаляют эндуриста , что в последствии приводит к «памяти тела» и отсутствию страха перед препятствиями. Вот такие выводы.
Этот очерк будет о маршрутах и о том , что все люди разные и каждый видит свое передвижение по своему . В бытность клуба «Бомба», коллективизация была на высоком уровне . Мы планировали когда , куда и с кем едем, но без долгих диспутов и согласований. Катались часто , большой компанией и редко когда кто то выражал недовольство по поводу маршрута поездки. При этом случайные люди в клуб не попадали , что позволяло «проходить не проходимое» и расчитывать на взаимовыручку и понимание. Позже ,семейные» эндуро поездки , узким кругом ,на мото ,вообще отучили согласовывать куда , как и зачем едем , создав условия для безапелляционного «преодоления не преодолимого» , когда «отец за сына , а сын за отца». И вот появилось новое хобби - поездки на багги , предусматривающие коллективные выезды , которые и заставили вернуться к «плюрализму мнений». В данном случае мой прошлый опыт только мешал , так как я наездил много , видел разное , а маршрутов «закольцевал» огромное количество. Тут еще произошло «наложение» двухколейных (дорог) на одноколейные (тропы) , к тому же пришлось соскочить с «козы»(эндуро) и снова сесть на «лося» (багги), но хоть не на «слона» (джип). Если предыдущие 10лет на эндуро мы ехали экспромтом , по направлению и в основном вдвоем , то с прошлого года катаемся с предварительным обсуждением , строго по дорогам и коллективом . При этом предварительное и коллективное обсуждение куда едем , совсем не обязательно станет единогласным , что в свою очередь приводит к критике маршрута, уже после поездки. Багги , штука не дешевая , люди обладающие таким транспортным средством , тоже далеко не простые и как правило ценящие свое время и деньги, потраченные на такое хобби. Отсюда: куда , когда и зачем , это типовые вопросы , на которые они хотят получить конкретные ответы, дабы определить целесообразность процесса. Одни не могут в будни кататься, другие в выходные. Кто то хочет в лес, а кто то в горы. Кому то нравится гонять , а кому то «ползать» и т.д и т.п! Чтобы совместить все это , все те кто решил учавствовать , как то должны найти что то среднее, некий «компромисс хотелок». Но даже если он нашелся , то после самой поездки , «поводырь» не застрахован от критики , потому что такова сущность ! И редко бывает что будут не довольны все , как впрочем и довольны все тоже не будут ! Отсюда вывод, который вынесен в заглавие этого очерка .
В данном случае технических возможностей . В поездках , при преодолении различных препятствий , мы все сталкиваемся с дилеммой:пройдет -не пройдет, спуститься -не спуститься , поднимется- не поднимется и так далее. Все потому , что мы хотим понять так называемые «границы возможностей нашей техники», ее реальный потенциал. Конечно можно посмотреть видосики конкретной модели , можно почитать отзывы и впечатления , можно даже углубиться в «физику и математику», но нет ничего действенней личного опыта. При этом под термином «личный», подразумевается не только ваши навыки и конкретная модель техники, но и регион , где вы планируете кататься. Что является основным критерием для любого транспортного средства , эксплуатируемого в условиях пересеченной местности - это устойчивость и предсказуемость управления. То есть в любых условиях эксплуатации , транспорт должен стоять на всех колесах и контролироваться рулем и педалями. Отсюда вырисовываются критические моменты , которые нарушает вышеописанные правила и ведут к опрокидыванию или перевороту- типичным ошибкам в определении границ возможностей. На самом деле , что бы понять где же все таки эти самые , именно ВАШИ границы , придется САМОМУ их находить и только опытным путем. Тут важны как технические данные машины (вес, габариты, клиренс , мощность) , так и личные качества ( опыт, навык, уровень страха). Немаловажным фактором также является мотивация , азарт и пример другого, что зачастую ускоряет процесс определения границ возможностей. Так где же эти границы? Как правило это крены , спуски, подьемы , скоростное боковое опрокидывание, ну и переезд крупных препятствий. Как понять когда крен станет критичным , или на спуске машина , посунется вниз даже на заблокированных колесах? Зачастую нас останавливает внутренний голос и обычный страх . Но практика показывает что оба эти чувства сильно перестраховуются. Многие ставят креномер, это такой прибор , который показывает наклон , по отношению к горизонту и где уже нарисованы «красные линии». И снова это триклятое «но»! Страх не советчик, креномер не универсален, остается только «накат и постепенное усложнение»! Как вывод: «цепляйтесь за опытным» , внимательно смотрите как он проходит препятствие , если что то не поняли - не стесняйтесь задать вопрос , ДО своего преодоления. Можно подстраховаться так называемым «противовесом» -товарищем , который станет на сторону от уклона и таким образом уменьшит «критику наклона». «Не страшно , если страшно», это абсолютно нормальная реакция организма ! Научится преодолевать свой страх , основываясь на личный опыт , только так можно понять границы возможностей техники! И знайте - всегда найдется тот , у кого эти границы шире ваших ! Фото ниже, это как раз позиция после переворота, когда багги поставили на колеса. Случай в этой поездке, но на самом деле таких случаев , практически в каждой второй поездке.Если в эндуро , то там в каждой и по несколько раз.
В который раз убеждаюсь в простой истине –ни когда не сдавайся! Это изречение целиком подходит и к случаям когда что то потерял и вместо возврата на место и поиска потери, машешь на это рукой. В нашем опыте путешествий было не мало случаев потерь , от раций, до навигатора и о …чудо , в 95 % мы возвращались и находили то что потеряли. Вот и в этот раз , в поездке на багги из Симферополя на Судак , на одном из узких мест, уже ночью,снесло веткой крышку топливного бака на Маверике. Естественно , сразу не заметили и только на парковке в гостинице увидел пропажу. На следующий день совсем не хотелось ломиться в чащу, там действительно «отменная шкуродерня» была, но в рамках лозунга «нельзя сдаваться», ринулись обратно. В этот раз ехали уже по светлому, поэтому шансы найти крышку были более чем реальны. Так и произошло , хотя и пришлось углубиться в чащу, не получилось найти где то в начале. Крышка мирно лежала на тропе, благо в этих местах народ не ходит от слова совсем, но зато тут , судя по следам, «активничают» эндуристы, которые и могли найти деталь. Не скажу что мы ликовали, но радость была однозначно, ведь крышка эта деталь достаточно дефицитная и далеко не дешевая , к тому же ее отсутствие , сильно портило внешний вид Мавра. Вот эти все «неудобства» были разом устранены , когда деталь нашлась! Как вывод и пожелание: потеряли ценную вещь в лесу, не ленитесь-ищите и найдете обязательно!