Именно строчка из популярной песни стала названием этой поездки и совсем не случайно. Дело в том , что нынешний маршрут который мы прошли группой ,практически полностью совпадает с некогда пройденным путем, в поездке 2019 года. Тем не менее , как обычно ,появляются но! Если поездка планируется групповой , то надо готовится к "некоторым" изменениям в графике , а чем больше участников ,тем «гибче» график. А если кроме покатушки , планируются еще какие то дополнительные мероприятия , типа празднования дня рождения, или обмывания мотоприобретения , то соблюдением каких либо временных рамок и обязательств ,можно не заморачиваться . Начиналось все как обычно: за ночь до выезда определились что в принципе едем, куда ? это тема для обсуждения, теми кто соберется. Сама поездка рассматривалась как предисловие к фуршету , в честь дня рождения одного из «старых» эндуристов, который собственно и «накрывал поляну» после возвращения. Вот такая программа предстояла с наступлением 9ти часов утра ,следующего дня и до «последнего выжившего» в битве с алкоголем. «Первая партия» из шести жаждущих поучаствовать в предлагаемом формате, в числе которых посчастливилось оказаться и мне, «нарисовалась» возле дома –точки сбора, чуток позже 9 ти. «Вторая партия» , из «далекого» г. Джанкоя , «разбавленная» гресовским попутчиком , невзирая на то что выехала «с ранья»,но на момент нашего приезда , до Красногвардейского еще не доехала. На коротком совещании , где прозвучали известные «семеро одного не ждут» , « кто не успел ,тот опоздал», очень эмоционально было принято решение ехать вперед , а там где ни будь уже пересечемся с опоздавшими. Сказано- сделано , оставив все съестное и горячительное в доме , да и сам хозяин предпочел подождать заблудших , наша бравая компания устремилась к первой промежуточной точке, вероятного сбора всех- беседке «ресторан». Там снова звонок «на базу» , приезд второй группы не подтвердился. Что ж ,переезжаем на следующую точку по маршруту, к подножью горы Лысый Иван , где уже осознаем, что чем дальше мы заезжаем , тем шансы соединиться с «опоздунами» становятся все призрачней. Так мы и отправились по выбранному направлению , к месту спуска к морскому побережью, в поселке Семидворье .По велосипедным тропам , мимо памятника на месте гибели членов правительства Республики Таврида , практически уперлись в окраину Алушты , теперь уже по виноградникам ,параллельно морю взяли направление на Семидворье. Из за повсеместно установленных отбойников трасс , ограничивающих не только возможность опрокидывания наружу ,особо рисковых автомобилистов , но и перекрывающих въезд на дорожное полотно из вне, всем эндуристам , мы не сумели прорваться к нужным тропам вниз к морю. Пришлось перетаскивать мотоциклы, объезжать по асфальту, найти какой то одинокий , перекопанный , всеми забытый въезд и по нему ,все таки, выбраться на открытую часть побережья. Попытка спуститься «по целине» к «самому синему морю», успехом не увенчалась , зато была найдена сильно поврежденная дорога , которая и привела нас непосредственно к кромке прибоя. Здесь, наконец то, все расслабились , а некоторые участники даже открыли пляжный сезон , искупавшись в море. Звонок на базу, опоздавшие наконец то приехали и даже начали активно перепахивать Чебуречку , так что никто особых угрызений совести не испытывал , мы на море , они в лесах. Тем не менее надо было возвращаться, время двигалось к застольно-шашлычному, поэтому не особо задерживаясь отправились в обратную дорогу. Курс был выбран на Долину Привидений , но уже так, что бы не цеплять с. Лучистое. Снова мешающие отбойники, потом кустарники, немного соснового леса, в итоге становимся на шикарную, узкую тропу , между скалами , в тени букового леса. Так мы выехали на открытую местность в районе начала Коровьей тропы, где выяснилось ,что на половине мотоциклов кончается бензин. Часть группы отправилась на заправку , аж на Ялтинскую трассу, вторая часть «маложрущих» ,осталась ожидать в районе крепости Фуна. Через некоторое время все снова объединились и тронулись дальше , теперь уже по своему треку , через поляну МАН. Потом поднялись на «седло Лысого Ивана» и по очередной тропе погнали до …случайно оказавшейся на пути срезки. С этого места начался, скажу так – немного не типичный маршрут этого дня , мы буквально ворвались «в участок хард эндуро». Наш отряд оказался не совсем готов к активным физическим действиям,да еще и под конец поездки , в предвкушении праздничного чревоугодия и возлияния , что ощутимо затормозило продвижение и заставило изрядно поваляться, всех без исключения. Как обычно , когда начинает смеркаться , появляются и дополнительные испытания и трудности. Начал кончаться бензин у тех , кто на заправку по ряду причин не поехал. Из за активных буксований, швыряний и толканий , кто то закипел, у кого то перестал заводиться и все это на фоне тяжелого преодоления множества скользких бревен ,в процессе подъема. Одним словом –ситуация! Только объединение общих усилий , позволило всем подняться на плато и наконец то выдохнуть- впереди только спуск , а там шашлык, коньяк и позитивное настроение. Но спуск все равно не идет до самого дома, да и бензин не прибавился, поэтому спустившись в Курлюк Баш ,меня и именинника, «командировали» в поселок за бензином , остальные 4 ре мушкетера , разожгли костер и остались ждать приезда «спасателей». Через некоторое время, а точнее ближе к полуночи, большинство из уже двух отрядов ,соединились в точке старта, в месте запланированного празднования. Дальше было только весело и о трудностях вспоминали ,как будто они были очень давно. Вот такая получилась групповая покатушка в 120 км , за 14 часов, но даже с учетом большого пробега и немалого временного периода , потраченного на поездку , лично мне все понравилось. Спасибо всем, именинника с Днем Рождения и до новых встреч «в эндуро эфире». И не забываем, что бы нам так же классно было кататься и дальше -«Берегите Крым ,он у нас один!»
Нас всегда манила керченская сторона , но расстояние от Симферополя превышало типовой однодневный эндуро маршрут , поэтому приходилось откладывать поездку до лучших времён. И вот несколько выходных дней позволили отправиться в долгожданное путешествие с ночевкой , а это значило , что в нашем распоряжении будет целых два полноценных эндуро дня. Даже с учетом раннего подъема , на место окончания прошлой поездки от моря до моря , к точке поставленной нами ранее, на берегу Чёрного моря , мы приехали только к 11 утра. Именно с этого места, планировали продолжить маршрут по самому берегу , теперь в сторону Керчи. На машине проехали через посёлок Южное и практически уперлись в одну из воинских частей! Увидев овраг, идущий прямо к морю , не мудрствуя лукаво, «нырнули» вниз и спустились практически к прибрежной полосе. Насколько хватало взгляда в обе стороны морского побережья , ни одной живой души, в зоне видимости не оказалось, правда не считая чаек и бакланов. Переоделись быстро , а так как жара была за 30 градусов , тяжелые доспехи одевать не стали. Теперь по берегу , навигатор стал «рябить» заштрихованной красным местностью , бесконечных войсковых частей и полигонов , но побережье в ограничение прохода и проезда , почему то не попали. Так мы без особых препятствий домчали до мыса Солар, на котором расположена рыбацкая артель , а вот ее пришлось «брать штурмом» . Завидев нас ещё издалека, а едем мы по береговой линии и свернуть некуда -с лева обрыв , с права море , все кто были , включая собак и кошек , вышли нам на встречу. Самое интересное , что останавливать , никто нас даже не собирался , всем похоже было просто интересно , как эти "разноцветные" будут проходить каменные завалы-волнорезы и небольшой бетонный причал , выступающий в море. Мы же постарались не разочаровать почтенную публику , благо какой -никакой а проходик , всё-таки был и практически без пауз, проскочили рыбацкую территорию. Дальше оказалось все гораздо сложнее,тем не менее, до мыса Чауда доехать удалось , а вот следующие за ним каменные обвалы , «выстроились» в одну сплошную полосу препятствий ,тем самым перекрыв проезд по берегу. Для нас начался активный триал по разносортным , в том числе большим и плоским камням , пришлось даже обильно мокнуть колёса в морскую водицу. В итоге поднялись выше , к пограничной заставе и маяку , а дальше проскочили мыс Тымтьер, краем обошли танковый полигон и снова спустились к морю. Появилась новая напасть- песок стал очень рыхлым , мотоциклы начали грузнуть ,пришлось травить колёса почти в ноль, но в надрыве, мы все таки добрались до перешейка между морем и озером Качик, а после него и до мыса Карангат. На пути «выросла» очередная войсковая часть , но теперь ограждённая со всех сторон , до самого моря, пришлось и ее объезжать левее по дороге. Обрыв уменьшился почти до одного уровня с морем , что позволило валить по песочку , прямо вдоль воды , до самого Узунларского, соленого озера. Это было запланированное место разворота , от которого мы, по берегу высохшего озера , срезая прямые углы , ринулись в направлении грязевых вулканов. Берег был буквально усеян старыми покрышками , местами установлены флажки и запрещающие таблички , поэтому мы постарались проскочить этот отрезок побыстрее. На пути сначала появился первый грязевой вулкан Ак-Тубе, потом Борух-Оба и в конце заехали на Джау -Тепе, за с. Вулкановка.На одном из отрезков ровной степи, умудрились "столкнуться" со змеей не малых размеров и даже подверглись попытке нападения, но хорошо хоть безрезультатной. В заключении прошли между балками Узкая и Кривая, зацепив краем полигон , где «одним глазком» глянули на мишени в виде старых , сильно пострелянных ЗИЛов и Уралов . На горизонте появилось с. Яркое , ну а там море , балка, спуск и место нашего старта, с заждавшимися доставщиками. Но на этом эндуро день не закончился, подъем по ущелью на джипе с прицепом, оказался гораздо экстремальней чем спуск, но пониженая передача и 4 ведущих колеса, своё дело сделали . Потом в поисках ночлега , по различным грунтовым дорогам , не отъезжая далеко от моря, доскакали аж до Керчи. Кстати сам город живет своей жизнью ,не взирая на карантин , много заведений открытых, в том числе и гостиниц , так что несколько звонков и мы уже имели номер в центре города, а позже и шикарный ужин, в прекрасном кафе. После трапезы решили катнуть на гору Митридат, посмотреть на обновлённый обелиск , да и ночной город с Крымским мостом заодно. Так подошёл к концу очередной и насыщенный эндуро день, следующий будет , надеемся не менее разнообразный.
Утро следующего дня встретило нас ярким солнцем и только морской бриз внес немного свежести. Проехав весь город Керчь насквозь, в направлении пика и места слияния Азовского и Черного морей , остановились в посёлке Глазовка, который находится, как раз в центре Керченского выступа в море.Сразу же после снятия мотоциклов с прицепа ,пришлось катнуть на заправку , а это 6 с лишним км ,в сторону парка им Войкова, где мы не только заправились , но и наполнили водой поилки. После АЗС , выбрали маршрут так ,чтобы заскочить на ближайший грязевой вулкан,но по приезду оказалось, что он расположен в центре пшеничного поля,поэтому прорываться к нему не стали. Тут же открывался шикарный вид на Крымский мост, что с лихвой компенсировало отсутствие прямого пути к вулкану , но в попытке найти самое высокое место для фото, в прыжке на камне , Денис ломает лапку переключения передач . Некоторое время заняло изобретение другого рычага и его последующую адаптацию под ногу , но конструкция оказалось жизнеспособной и мы с облегчением продолжили свой путь. Дальше через посёлок Подмаячный , который собственно и находится под Еникальским маяком , прошли несколько памятников ВОВ и спустились в Голубиную бухту, к самому прибою . Теперь уже по берегу , через мыс Фонарь и несколько пляжей , доехали до пансионата Свет маяка. Не сходя с кромки прибоя , огибая различные препятствия , камни и обвалы , добрались до мыса Борзовка. Пришлось немного сойти с береговой линии , чтобы объехать с. Осовины и только за ними снова спустились к морю , уже на мысе Голубином. По песку и каменным пляжам прошли три мыса- Хрони, Орел и Газан ,довелось даже "пересечься" с коровами, мирну купающимися в море. В итоге добрались до небольшого морского посёлка Юркино,что в бухте Булганак, где не специально, но нарушили пляжную атмосферу отдыхающих. По сути мы ехали по пляжу , между разбросанных повсюду тел и сильно переживали по этому поводу , но уйти нам просто было некуда. Поэтому ,как только появилась первая же тропинка вверх , мы не преминули ей воспользоваться и вырвались из пляжного сектора на обычную дорогу. По прибрежной полосе , «петляя» от воды до тропы , добрались до посёлка Бугаз, с него взяли выше , через Цвеликов Бугор ,к пику горы Холодная , расположенной на Большом Валу. Пришлось объезжать массив Завал, это такой ,достаточно обширный участок , реального обвала берега в море и по этой же причине пропустили мыс Тархан, но на мыс Кут , что « торчит» в бухте Рифов , заехали . С этого места решили двигаться в обратном направлении , так как время начало стремительно приближаться к вечернему и конечно задача стояла не пересекаясь со своим треком. Ввиду особенностей керченского полуострова , где рельеф местности позволяет ,по крайней мере внедорожной технике , передвигаться не по дорогам ,а по направлению, чем собственно мы и воспользовались . Стрелку компаса поставили на место буквального скопления грязевых вулканов и туда же направили свои колеса. Первой точкой на нашем пути, стало Тарханское сопочное поле грязевых вулканов , что расположено в местности Бугак. Здесь мы заехали на несколько вулканов , посмотрели на так называемое грязевое извержение , представляющее из себя булькание и пузырение «холодной лавы» из небольших холмиков , что при всей своей простоте и не зрелищности, все таки произвело определенное впечатление. Дальше через уже Булганакское сопочное поле , где вулканы имеют немного другую структуру извержения , в центре таких себе озер, бурлит и выходит на поверхность вода с грязью и все это занимает достаточно обширные площади ,в обычном поле. Что еще примечательно , так это информационные таблички перед практически каждым таким местом , то есть даже если вулкана не видно, по торчащим табличкам можно понять где они есть. Вот так, от таблички до таблички, мы объехали Цвеликов Бугор, который находится рядом с Булганакским прудом и взяв курс в направлении моря, между Трехгоркой и Долиной Любви , попутно посетив памятник на высоте ,который увидели еще в начале поездки , спустились к своей машине в с . Глазовка. Так замкнули круг по Керченскому выступу и по сути закончили двух дневное исследование береговой линии от п.Южное ,через Керчь и до мыса Кут , что в бухте Рифов. На следующей неделе планируем пройти участок от этого мыса , до с Каменское ,что расположено не далеко от Арабатской стрелки ,а это порядка 120 км береговой линии . Следующим будет кусочек от Межводного до Красноперекопска и весь береговой периметр Крыма мы закончим. А пока по традиции : Берегите Крым ,он у нас один!
Ну вот мы снова в пути и держим курс в сторону «края крымской географии» , но теперь уже не керченского полуострова, а не менее известного места ,по находящейся здесь заброшенной АЭС - поселка Щелкино. Именно этот населенный пункт оказался как раз на середине нашего запланированного маршрута и позволил разделить одну длинную, 120 километровую береговую линию , на два полноценных эндуро дня. Собственно нам предстояло «замкнуть» кольцо от Щелкино , через Казантип , с заездом на АЭС и до Каменки ,с Насырским вулканом, которые мы прошли в поездке По двум морям и обратно. На следующий день планируем переехать на джипе к с Песочному и стартовать по берегу до с. Курортного , которое стало разворотной точкой в поездке по пику Керчи. С такими планами мы и заехали в Щелкино и первым делом решили найти жилье, что бы по ночи не блуждать в «поисках счастья». Это «счастье» нашлось быстро, на базе отдыха Мысовое, к тому же раньше , мы здесь ночевали, участвуя в украинских ралли рейдах . Автопоезд оставили у домика , а сами быстро привели себя в должное эндуро состояние и без промедления рванули к морю. По берегу бухты Русской, доехали до бухты Вдовина , по сути , на начало мыса Казантип, а дальше петляя по многочисленным бухтам: (перечислю специально, названия уж сильно звучные) Леонтьевская, Павлова, Голубники, Долгая, Барсучья, Семи Братцев, Сенькина первая, вторая, Шарабай, Широкая, Черепашка, Карлиут, Куба, Белая Скала, Большая Сарганачка, Глинище, Воротня, внимание- Сракомойка и пройдя полный круг , вошли как два линкора в Татарскую бухту. Теперь по пляжу , параллельно песчаному грейдеру Зелёный Яр, доехали до с. Песочного, а все для того , чтобы объехать Астанинское водохранилище . Ввиду отсутствия выбора ,по той же причине наличествующих непреодолимых водных препятствий , «по подкове» прошли Акташское озеро, а в попытке съехать с насыпи, чуть не утонули в сероводородной жиже, из за чего пришлось вспомнить навыки «вытаскивания бегемота из болота». Вокруг, не смотря на тут же установленные десятки «ветряков» , была полная «тишь и дичь» , что подтверждалось большим количеством разнообразной живности , летающей, ползающей и бегающей повсеместно. Картину дополнял устойчивый запах сероводорода, что в комплексе с неординарной флорой и фауной , да на фоне недостроенной атомной станции ,вызывали ощущение участия в игре Сталкер. Может быть я слегка и преувеличил , но к самой АЭС мы подьезжали немного крадучись , потому что не знали каков нынче статус этого объекта, кому он принадлежит и как его охраняют . Крайний раз мы приезжали сюда на джипах , а это было далеких , десять лет назад. Из открытых источников сообщалось , что АЭС разбирают, разбивают на щебень, для строительства Тавриды , в остальном информация достаточно скудная. До приезда сюда , я вообще думал что от станции остались одни руины , а самого здания ядерного блока уже нет , но оказалось не все так плачевно. АЭС видно из далека и хоть выглядит оно как здание апокалипсиса, при ближайшем рассмотрении оказалось , активно посещаемым и не только любителями наживы в виде лома ,но и обычными ,любознательными туристами. Мы объехали станцию по кругу и везде , включая крышу и вспомогательные строения , были видны следы «активного исследования», а рядом со зданием энергоблока ,вообще сформировалась импровизированная парковка для всех видов техники , от велосипедов ,до грузовых авто. Довелось повстречаться с вольными экскурсантами и прямо внутри здания , когда мы решили катнуть по темным коридорам этой «стройки века». По сути мы прошли всю территорию насквозь , заехали внутрь здания реактора, посмотрели на него с разных ракурсов и с чувством удовлетворенности отправились дальше. После импровизированной игры в «Сталкер» ,по краю того же Акташского озёра ,двинули обратно к морю и спустились на нудистский пляж ,в районе базы отдыха Алые Паруса . Вдоль моря , через местность под названием Шанхай , через мыс Красный Кут, объехав посёлок Заводское , уперлись в обвал в районе г. Насыр. Пришлось разворачиваться и искать путь на верх, «шаря» взглядом по абсолютно отвесной скале. В одном месте наблюдаем небольшой такой овражек, с искусственно прорытым в нем углублением , с земляными ступенями. Других вариантов выскочить «на плато» ,в ближайшей зоне видимости, не наблюдалось, поэтому ринулись к тропинке. Подъем оказался крутоват , да еще и с поворотами (с низу этого видно не было), что отняло не только время на преодоление , но и силы – пришлось тянуть веревкой. Выбравшись на обрыв, определили себя на местности , а мы как раз находились напротив того места ,где в прошлой поездке поднялись выше от моря ,к Насырскому грязевому вулкану. Это была точка разворота , поэтому по береговой линии, в одном месте по бетонным причалам и ступеням, через старый рыбзавод , обходя нагромождения непреодолимых камней, мы добрались теперь уже до с. Семеновка. Это маленькое , но очень уютное селение, удивило своим расположением и местностью, на которой возведены жилые дома. Такая себе смесь ЮБК и Тарханкута , где каменные глыбы соседствуют с чистыми песчаными пляжами и все это в живописнейших бухтах. Дорог нет , инфраструктуры тоже , но жизнь бьет ключем, по крайней мере для тех ,кто все таки смог сюда добраться. Дальше был мыс Китень, бухта Калабатка, уже типичный для этих мест « рваный» берег , с множеством бухт , таких как Космонавтов ,Широкая, Змеиная и по каменной гряде , объезжая дачный поселок перед Щелкино, мы спустились на пляж Рига. Теперь же по песку , хорошо хоть отдыхающих еще мало, вдоль моря , доехали до своей базы отдыха в Мысовом, тем самым замкнув общий круг в 82км. Переоделись, душ, ужин в узбекском кафе, уточнение следующего маршрута , с учетом сегодня пройденного и отдыхать. Будет новый день , будут другие впечатления и будет следующее описание.
Проснувшись утром , за окном увидели тучи и моросящий дождик , а это значило что поездка будет не жаркой и можно одевать полный комплект защит, соответственно сложность маршрута можно будет увеличить. С Мысового «отчалили» на джипе с прицепом , дабы не проезжать мотоциклами вчерашний трек и доехали до с. Останино, где и начали уже эндуро маршрут. По проселочным дорогам , заскочив в магазин с. Песочного, для пополнения провизии и воды , домчали до моря , где стали на песчаный грейдер , под названием Зелёный Яр. Это такая полоса достаточно утрамбованного песка , идущая прямо вдоль моря , по которой собственно и ездят все те ,кому позволяют навыки и полный привод. Для всех остальных предусмотрена накатанная дорога, расположенная чуть выше , между сосновых деревьев. Так по пляжу, благо народу было не много, в основном рыбаки , мы проскочили с. Золотое и ворвались на Голый пляж ,что в бухте Маслинка. Дальше забор базы отдыха «Красивое место», преградил нам проезд вдоль береговой линии, пришлось делать крюк и уже через урочище Иванов мыс , вернуться к морю. Теперь повторяя береговую линию , то спускаясь к воде , то поднимаясь назад на тропу ,строго по Караларскому пешеходному маршруту , прошли десятки разнообразнейших бухточек , с небольшими пляжиками и уже через бухты с названиями , такие как Крымчанина, Девственная, Мертвого Дельфина, добрались до утеса Снежного человека и Барсучьей бухты. Потом ворвались в сборище достопримечательностей -между бухтами Финика и Шкордовых, это чуть ниже скалы Петух , где находится Деревянный терем- городок декорация к фильму Скиф. Опять же по тропе ,чуть дальше , напротив бухты Александра Новикова , посетили склеп и несколько мест раскопок.Снова вернулись к морю, через бухты Вдохновения , Сапфо, поднялись на скалу Верблюд и уже через другие , не менее живописные бухты: Полифема и Широкая, доехали до мыса Салачик , где спустились на известные Генеральские пляжи. Вода в Азовском море , по крайней мере в это время года и в данной поездке, была не только теплая , но и кристально чистая. Мы получили истинное удовольствие от купания ,да и мусора вокруг нет, когда заходишь по белому песочку постепенно набирая глубину ,при этом под водой все видно , то невольно задаёшься вопросом , а Азовское ли это море? Очень приятно было лежать на песочке после купания , особенно после скидывания с себя мотодоспехов , одним словом «лепота»! Облачаться обратно пришлось себя заставлять , хотя через некоторое время мы уже снова релаксировали ,сидя в беседке , между бухтами Шелковица и Забвения.Дальше по Рокаде, добрались до очередного грота и уже по Козьей тропке, заехали на мыс Зелёный. В заключении , по той же Рокаде , объехали пансионат военсовхоза Азовский, серьезно огороженный каменным забором ,«от берега до берега» и уперлись в Солдатские пляжи.Уже в бухте Радостной , при очередном покорении каменного утеса и неудачном падении , были «обрадованы» пробитой крышкой сцепления на Буяне, что по сути остановило наш порыв. Тем не менее, примерно в этом месте ,наш нынешний маршрут , соединялся с прошлым , а это значило, что круг по побережью от Алушты до Арабатской стрелки нами пройден полностью. Даже заклеяв пробоину в крышке,(снаружи армированный скотч, внутри холодная сварка), продолжить путь своим ходом не представлялось возможным ,по причине отсутствия у нас требуемого объема моторного масла , поэтому было принято решение одному ехать за Джипом и возвращаться к «пострадавшему» уже с прицепом. Процедура заняла порядка трех часов , за это время я , наслаждаясь морским бризом , лежа на склоне , успел сгореть , но при этом «накрапал» первичный очерк этой поездки в телефоне. К тому же было время «пройтись» по записанным трекам и определить пробелы , для формирования следующих маршрутов. Когда «Чип с Дейлом» пришли на помощь , план поездок был готов и мы оперативно загрузив «пробитого» в его «стойло» , с чувством выполненной задачи , отправились в обратную дорогу домой. Кстати прямых , даже грунтовых дорог с этого участка к Тавриде нет, пришлось петлять и прорываться не только по бездорожью ,но и по целине. В итоге буквально «доползли» до асфальта и с облегчением нажав «на тапку» , через 2 с небольшим часа, были в Симферополе. Так наша четырех дневная эндуро эпопея, по Керченскому региону ,подошла к своему логическому заключению , а мы в очередной раз напоминаем : Берегите Крым , он у нас один!
Эта поездка сформировалась с учетом общей цели замкнуть контур Крыма по береговой линии, в данном случае ,в рамках принципа экстрим тур эндуро , пройти кусок от Евпатории до Донузлава. Напомню , что от детского курорта, по берегу до Николаевки, мы прошли в недавней поездке , дальше , включая Качу, Севастополь, Балаклаву еще в нескольких,а участок от Ласпи до Алушты уже пришлось пройти по горам. От Алушты , по берегу , правда несколькими заходами, через Орджо, Коктебель и Феодосию , удалось прорваться до Керчи , а там Арабатская стрелка , лиманы и русло Салгира, которое вернуло нас в Симферополь. В нынешней поездке , сам город Евпатория по понятным причинам, был пропущен, а вот следующий за ним поселок Заозерное, с удовольствием взят за точку старта. Берег очень похож на Анапу , та же линия песка вдоль моря , лиманы ,озера и на первый взгляд хаотичная застройка самой береговой линии. Официальное открытие сезона запланировано в этом году на 1 июля, к тому же Крым буквально заливает дождями , все это давало основание полагать, что нам удастся пройти запланированный маршрут относительно беспрепятственно и безлюдно. Став на окраине Заозерного, недалеко от свежепостроенных гостевых домов , сразу же увидели хорошо накатанное направление , в нужную нам сторону. В данном случае ориентир один -вдоль моря и только появляющиеся на экране навигатора лиманы , с названиями Конрад и Тереклы , следующее за ними озеро Круглое , оказавшееся уже в с. Молочном, немного меняли «картинку» береговой линии. Издалека увидели огромную антенну- радиотелескоп Евпатория РТ 70, можно сказать визитную карточку здешних мест и естественно взяли ее за промежуточную цель, как впрочем и в качестве фона для эндуро фотографий. Проехав рядом с и Галгасским озером, практически уперлись а с. Витино, но сворачивать не стали и строго по прибрежной полосе , теперь уже между морем и озером Аирчинским , а также озером Аджибайчикским , доехали до с. Штормовое. Через Чёрный лиман , прошли по перемычке озёра Ойбурского и уперлись в территорию развлекательного центра Казантип ,в с. Поповка. Пришлось объехать прибрежный комплекс , по ближайшей к морю улице и вернуться на берег сразу за ним. Так и доехали до тупиковой точки пролива в Донузлав и маяка на берегу , что находятся уже в п. Мирный . Что бы не пересекаться со своим же треком, сместились на другую сторону этого «отростка» ,к Донузлаву и по «рваному» берегу озера ,двинули в направлении поселка Новоозерное. Где то срезали, стараясь объезжать «красные» зоны и уже через заброшенный аэродром ,прошли мыс Султан –Эли, попутно удивляясь большому количеству любителей как рыбалки , так и купания. Так , повторяя береговой рельеф Донузлава , пройдя через мыс Отлогий, Дельфинарий и медийные фермы , мы доехали до посёлка Новоозёрное , к месту дислокации нескольких затопленных кораблей , в том числе «славно-печально» известного БПК Очаков. Здесь мы сделали перерыв на обед и провели запланированную фотосессию. Пройдя еще немного по пустынному берегу Донузлава , в сторону автомобильного переезда на Черноморское , ничего нового не увидели , поэтому решили возвращаться к месту старта напрямую, по полям. Вдали , как раз по выбранному нами направлению , располагались ветроэлектростанции, к ним мы и отправились . Ну а дальше только компас , который вел строго в Заозерное, хотя устав от прямиков , в том числе гороховых полей, которые даже заставили остановиться и отведать их сочных плодов , мы ушли к морю. Теперь уже по прибрежным , грунтово-песочным дорогам , обгоняя «ползущий» автотранспорт, домчали до места парковки своих доставщиков ,тем самым замкнув круг в 81км. Так закончился достаточно быстрый пробег по побережью и закрылся еще один отрезок от Заозерного , до «пика» Донузлава. Продолжение последует, а пока... "Берегите Крым , он у нас один!"
Это была «гибридная» поездка , которая не только являлась продолжением предыдущей , в общей задаче пройти береговой контур Крыма , но и стала учебной для нашего третьего участника. После приобретения в нашу «конюшню» КБГ( Китаезы Бесика Глебовича) и оперативного его внедрения на борт доставщика , у нас образовался новый тандем путешественников в лице курсанта Глеба и его коня . Теперь уже в составе трио , мы выдвинулись на точку планируемого старта - мост по дороге в сторону посёлка Черноморское , через озеро Донузлав, заехав по пути через наше «родовое» село. Спустившись к воде, прикинулись рыбаками и нашли место для парковки доставщиков , да ещё и в тени деревьев. Подготовка к началу прохвата не заняла много времени , хотя и пришлось провести небольшой урок правильного облачения молодому курсанту. Жара около 30 ти , небольшой ветерок , благо эта местность славится своей розой ветров, наличие вокруг большого числа ветроэлекстростанций , тому яркое подтверждение. Повторяя контур берега , кстати самого глубокого озера Крыма , через Карельское урочище, где уже в районе Новоозерного , сделали фото напротив корабля Очаков , расположенного на другой стороне. Пытаясь срезать везде где была хоть малейшая возможность , по узким перешейкам , песчаным косам и даже болотистой местности , при этом стараясь двигаться по береговой линии , доехали до асфальта и такого себе новодела - замка Викинг. В планах было переехать к морю и отправиться в направлении Тарханкута, но не заехать к проливу между озером и морем , который , вместе с маяком , исследовали с другой стороны в прошлой поездке , мы не могли, поэтому по песку , между асфальтом и морем , через урочище Беляус ,двинули к порту Донузлав. Найдя безлюдный пятачек , наконец то окунулись в море! Добравшись до пика, протиснувшись между машин многочисленных отдыхающих и став на разделительной бетонной дамбе , сделали фото на фоне маяка. Не задерживаясь , теперь уже по прямой , местами асфальтированной дороге , где наш юный эндурист сумел разогнаться аж до 95 км в час, домчали до «далековидимой» достопримечательности этих мест , большого каменного замка Викинг. Перед заключительным рывком в сторону Тарханкута , надо было восполнить запасы воды провизии ,что мы и сделали в магазине коттеджного городка Золотой Крым . Снова вернулись на берег моря и уже по нему , через оборонительную башню городища Беляус и пляжи Дальний и Ближний, добрались до Арочного проема. Потом через кефалевую артель и старое кладбище , не смещаясь с края , теперь уже обрыва к морю, доехали до большого поместья , в начале с. Окуневки , которое перегородило любой проезд , что с верху , что снизу .Поселок и в планах был разворотной точкой , а тут ещё такое препятствие на пути , к тому же и время близилось к вечернему - двинули в обратный путь. Уже по традиции ставим стрелку компаса на место старта и по указанному направлению держим прямой курс. Как и керченский регион , здесь огромные площади целинных земель , изредка на пути попадались пахотные и засеянные сельскохозяйственные угодья , которые мы объезжали , а так «степь да степь кругом». Единственное неудобство и такой себе ограничитель скорости , это густые и колючие травы , из за которых не видно камней . В итоге мы выскочили прямо у моста через Донузлав и уже спокойно по грунтовой , двухколейной дороге доехали до своих доставщиков , все это время имитировавших «рыбацкую артель». Общий пробег этого несложного маршрута составил 95 км и стал не только заключительным «штрихом» к предыдущим трекам , но и первой «эндуро командировкой» нашего соратника-курсанта. Что касается описаний потенциала мотоцикла Бесика и полученных навыках Глеба, то это уже другие истории , которые обязательно появятся на страницах нашего сайта , но чуть позже. А пока просто «Берегите Крым , он у нас один!».
После шести «полевых» прохватов по керченско-щелкинскому побережью моря и Донузлавскому берегу , с учетом тренинга нашего нового курсанта , мы конечно немного расслабились. Ну действительно катались практически всегда возле воды и даже если были какие то трудности, которые приводили к физическому напряжению , то снятие такового , было в доступности вытянутой руки , ну или ноги- падали в море не снимая обмундирование. Эта поездка кардинально отличалась от предыдущих , впрочем так все было и задумано, надо же чередовать комфортное лицезрение, с труднопроходимыми и познавательными маршрутами! Намедни прошли обильные дожди и как всегда бывает в Крыму , на следующий день наступила жара , а все это в комплексе заставляет «уходить в тень» , что мы собственно и сделали , отправившись под «сень деревьев». Начало маршрута определили в месте, где уже были раньше , это окраина с. Красноселовки , что в Белогорском районе. Старт с окраины с. Красноселовки, вверх через сосняк , по дороге дошли до Приветненского перевала , пересекли реку Кок- Асан-Узень и вдоль ее притока ,поднялись наверх до родника 18046 и уже по пешеходной тропе, петляя между скал спустились в ущелье. Сошли с маршрута и ринулись по скальному хребту вверх, до самого пика, но ввиду отсутствия проезда в нужном нам направлении , пришлось спуститься к соединению с 179 маршрутом и взять правее к роднику Алакат -Чокрак. Следующим был уже родник Верес-Чокрак, а на 177 маршруте свернули левее , в сторону памятника инструктора Махлаева А.С. Теперь через густой лес , мы стали на сильно пересеченную тропу , на которой находились родники 18048, Калистан-Чокрак 2, с открывающимися видами на с. Приветное. Это был кусок настоящего хард эндуро , со всеми атрибутами. После наших крайних полевых поездок, попасть в «каменный мешок» , да еще и в такую жару , было серьезным испытанием. Получилось , что на этот отрезок мы потратили ровно столько же времени ,сколько на весь остальной путь. Видно ,что даже пешеходы тут «гребли» с серьезным напряжением , подъемы сыпучие , с корнями и бревнами поперек, каменные полки около метра , с небольшим разрывом друг от друга и это все на подъем. Было так жарко , что нам пришлось раздеваться , снимать шлемы, джерси ,рюкзаки и отрезками преодолевать тяжелые участки, перенося снятое обмундирование ,по мере продвижения вверх. Выбравшись из каменно-корневой «западни», все тот же 177 маршрут, идущий ниже горы Хриколь, вывел нас на границу массива Караби , где мы сначала съехали на 176 , уперлись в 178 и по нему уже спустились по дороге, к озеру Пашала. Искупавшись в озере , двинули дальше к разворотной точке , к озеру Хун,что на реке Алачук и уже вдоль неё спустились к морю ,в с. Рыбачьем.На самом деле , в поселок заехали только по причине желания охладиться , купить холодной воды и мороженного. Теперь немного по трассе вверх, до съезда к горе Яруллин -Бурун, ниже горы Янтуруз ,параллельно морю, спустились по тропе ,а потом и по ступеням , через заброшенную базу отдыха, в посёлок Канака.Получилось так , что мы оказались внутри другого пансионата , огороженного от внешнего мира высоким забором , с охранником на воротах и даже барышней ,берущей деньги за вьезд внутрь. Тут мы выезжаем,изнутри, такие себе "необилеченные" и непонятно как сюда попавшие! Естественно "страж и контролерша" стали стеной на нашем пути...а что было потом опишу в эндуро историях. Дальше снова параллельно берегу , через базы отдыха Бригантина и Зелёные холмы, по грунтовой дороге спустились к пляжу и отелю 35 меридиан. От него выше к трассе, до пересечения с рекой Ускут , пошли вверх к с. Приветное , потом через перевал и обгоняя попутный "плетущийся" транспорт доскакали к своей машине в Красноселовке. На этом пока все и берегите Крым ,он у нас один!
Я бы назвал эту поездку (Опытное-Лесное-Веселое): «получение ОПЫТА, по ЛЕСУ, это ВЕСЕЛО», или как мы глумились над молодым курсантом. Это тот , на самом деле редкий случай , когда мы поехали в лес не ради конкретной цели на маршруте , в рамках экстрим тур эндуро стиля , а тренировки для. То есть ехали от старта и ...до моря , где второй пункт планировался сугубо для охлаждения, поэтому маршрут выбрали «дорожный» , без сокращений и срезок. Никаких троп и движения по компасу , без резких подъёмов и спусков ... по крайней мере так планировалось , но реальность оказалась не совсем та , на которую мы рассчитывали. Проехав по новой , теперь уже четырех полосной Тавриде, свернули на Белогорск , а там в сторону Грушевского перевала , до Топловского монастыря , рядом с которым находится с. Опытное. Это и была точка нашего старта, а стали недалеко от похоже единственного предприятия в округе - животноводческой фермы. Почти сразу к нам буквально «набежали» местные жители , от детей до суровых мужиков , разнообразные вопросы которых ,немного задержали наши приготовления к эндуро прохвату. Особо удивился такому вниманию наш молодой эндурист , хотя вопросы лично к нему , типа : «а со скольки же лет катаешся на эндуро?», потешили его самолюбие. Но все же надо ехать и попрощавшись с «аборигенами» , буквально со старта , при въезде в лес , упираемся в так называемую «пожарную яму», вырытую экскаватором , поперёк дороги. На самом деле яму сделали для того, чтобы местные жители не таскали лес на дрова, по крайней мере такой вердикт вынесли люди, при нашем общении на стоянке. Что ж ограничили , объезжаем с другой стороны и по краю леса , по тем же лесовозным дорогам , которые кстати отсутствуют на навигаторе ,двинули в направлении к морю . Конечно старались идти максимально возможно прямее, но как известно «лесорубы», прокладывая колеи , как нормальные герои «всегда идут в обход» поэтому наш трек , как повторение их маршрута , получился сильно зигзагообразным.На одном из поворотов лесной дороги «повстречались с народным лесничим»!Раньше мы уже сталкивались с ним , но сегодня «леший» сильно изменился, добавились короновирусные элементы «декора», в виде маски и перчаток , как и очки надетые на выпученные глаза. Естественно мы остановились , спросили разрешение на дальнейший проезд в его владения и получив кивок «деревянной головы» ,двинули дальше. Когда колеи начали пересекаться , где уже по «верхам» были накатаны следующие "прорези" , а в тех траншеях , были пропаханы ещё одни , наш курсант просто потерялся и начались непредвиденные падения. А все потому , что даже если бы мы захотели , такое «дорожно-природное « творчество , для тренировок на нашем полигоне , создать их все равно бы не удалось, поэтому пришлось импровизировать «по ходу». Только отошли от этой напасти , начались сыпучие спуски , что тоже не свойственно нашей «домашней» тренировочной местности , поэтому снова падения ученика. При одном из таких незапланированных кульбитов , была сломана лапка переключения передач, вместо которой , уже по «сложившейся традиции», был вставлен «дежурный», гаечный ключ. Буквально «с горем пополам» , где наш малец исполнил еще пару акробатических этюдов ,мы все таки спустились « с гор» , стали на трассу и по ней домчали до села Веселое, где свернули на грунтовку и через памятник жертвам стихии, добрались до моря . Стали возле известного нам кафе , прямо на берегу , купаться не стали , ветер и волны изменили курортный настрой, зато сытно перекусили в этом заведении. Обратно , по тому же треку , через Веселое до трассы , потом ушли левее , через озёра и виноградники ,в направлении сезонного водопада Су -Чапран, от которого вела тропа вверх . В связи с наличием в нашей команде курсанта- ученика, подниматься по этой тропе не стали , хотя в планах это покорение значится давно, пришлось возвращаться на трассу и уже по асфальту мчать ,по своему треку обратно. Так как стало вечереть , надо было вернуться до темна , а то наш курсант ещё бы столкнулся с ночным эндуро , а это была бы совсем «другая история», в которую посвящать его ещё рановато. Пришлось ускориться , насколько это было возможно в этих «учебных» условиях и чтобы не столкнуться с проблемами подъема , все по тем же сыпунам , по которым мы спускались, решили пойти по другой дороге . Как выяснилось «все дороги идут в Лесное» , которое нам удалось пройти по самому краю и снова «ворваться» в лесные чащи. На одном из обычных для такой местности повороте ,с лужей посередине, Глеб идущий между мной и Денисом , «ловит гаву» и со всего маху влетает в это дорожное болотце, «по самые помидоры». Это напомнило мне ,мой «прорыв по болоту» , но тогда я пошел до конца , здесь же все закончилось , можно сказать не начавшись. Пришлось вытаскивать «бегемотика из болотика» , отряхивать, очищать и только после этого возвращать его курсанту. Дальнейшая местность нам была уже знакома по прошлым поездкам, так что мы просто держали направление , а дороги сами вывели к нашим доставщикам на окраину села Опытное . На этом учебно-познавательная поездка подошла к своему логическому завершению , хорошо что прошла она без травм для нашего курсанта , а значит что круг в 86 бездорожных км ,пройдены «в тему», без последствий. На этом пока все , немного о тренировочном процессе более детально есть в этой теме , ну а мы напоминаем: «Берегите Крым , ведь он у нас у всех один!»
После прошлой поездки, ввиду того что ехали мы с курсантом и старались все таки учить , а не издеваться , осталась какая-то неудовлетворенность и появилась некая потребность в мотомазохизме, что мы и запланировали в нынешней поездке. Местность для этого действа оставили все ту же - Белогорские края , только сместились немного к с. Земляничному , которое своим расположением подкупило нас ещё с прошлых поездок. Тем не менее повторятся со стартом не стали , объехали село ближе к Топловскому монастырю и по существующим дорогам , срезая их по тропам , частично вдоль реки Индол , добрались к Воровскому Фонталу , который находится уже на 198 туристическом маршруте.Эта дорога ведёт на верхушку горной гряды , где по пути мы проехали памятник отрядам 1 го Партизанского района и поднялись к следующему памятнику -партизанам Судакского отряда. С этого места открывается сногсшибательная панорама на три горные гряды, идущие в сторону моря , по одной из них мы и решили спуститься. Здесь собралось несколько туристических маршрутов , поэтому сначала мы отрезком становимся на 196 турмаршрут и на пересечении поворачиваем уже на 197, где в районе родника 18136, пересекаем реку Ай -Серез . Поднявшись выше , на пик горы Лялель -Оба , по тропе , петляющей прямо по гребню массива ,перескакивая через разнокалиберные камни и соваясь по сыпучему склону , добрались пока только до середины . Хорошо что мы проходили эту местность раньше и знали почти все хардовые места , это позволило рассчитать как время , так и силы , с учетом того что жара была под 40 градусов ! На самом деле хребет проходимый , если не брать в расчёт «пару-тройку» препятствий ,почти постоянного риска «опрокидывания от склона» рулем вниз и нескольких участков , на которых 2х тактник «цепляется кишкой» , в остальном «пытань нема» . Правда из за медленного передвижения по каменному склону ,при безжалостно палящем солнце , все быстро нагревалось. Если мотоциклы жужжали включенными вентиляторами , то нам пришлось буквально раздеваться , почти до трусов и только невозможность идти по скалам босиком , останавливала порыв скинуть сапоги, все остальное было снято и переносилось по мере продвижения. Даже остатки воды в поилках нагрелись до реально горячего состояния , так что любое дуновение ветерка, приносило истинное наслаждение . Так мы добрались до очередной горы общего гребня Сунгурэгрек-Кая , пришлось карабкаться по сыпуну круто вверх , что оказалось не так уж и просто , хотя прошлые разы мы этот подъем даже не заметили. На следующих возвышенностях , под названиями Таркез -Оба и Юхары-Теркез появились деревья , соответственно тень , чем мы с огромным удовольствием воспользовались ,бросив мотоциклы и улёгшись под сень деревьев. После небольшого отдыха , выпив последнюю , хоть и горячую воду и устранив технические мелочи , типа согнутой лапки переключения передач и пропавших на время тормозов , двинули дальше , теперь на спуск. По малозаметной , наверное из за карантина нехоженой тропе , сунемся вниз к трассе на с. Веселое. Неожиданно появившаяся открытая местность «проявила» всю округу , в том числе нижнюю , асфальтную дорогу, идущую в сторону Судака, попутно открыв нам панораму практически до Нового Света. Идем « на глаз» , через гору Юртун-Бурун, спускаемся к виноградникам, пересекаем трассу и останавливаемся на озере, где ныряем в него, в полном обмундировании. Когда сунулись по горе вниз , обратили внимание , что параллельно нашему курсу , но только по ущелью , идёт какое то подобие тропы, но на навигаторе ничего не значилось. В качестве проверки наличия хоть чего то похожего на путь , снова пересекли трассу и буквально ворвались в лесную чащу , внутри которой оказалось русло высохшей речки и ... такой себе натоптыш , петляющий между руслом и лесом. Что ж, рвём снова вверх , пройдя несколько рукотворных дамб и подпорных стенок , очень похожих на те которые сделаны в низовье Арпатского водопада, мы выскочили опять на свой трек, тем самым замкнув малое кольцо. Снова становимся на 197 маршрут , который и доводит нас до пика горы Тогал-Бурун. На развилке решили уйти правее , по каменному хребту , в направлении горы Хапчан-Эгерек, но не найдя продолжения тропы , упершись в обрыв, вернулись на развилку. Все по тому же 197 му , через местность Хазах-Мезарлык и начало реки Кемчегин-Дереси, по серпантину , спустились к безымянному озеру , расположенному выше села Междуречье , где в очередной раз охладились в одежде. Уже в самом посёлке заехали в магазин , взяли воды и мороженного и вдоль русла высохшей реки Ай-Серез, через родник Малаперза-Чешме, по срезкам, доехали до турстоянки Маски , что расположена на 195 турмаршруте. По нему уперлись в реку Чамар и уже вдоль неё , через памятник саперам , добрались до с. Земляничного, с другой стороны. Прокатившись по самому селу , кстати достаточно живописному , снова вырвались , теперь уже на другую сторону , в итоге получился круг в 38км.На этом пока все, но продолжение будет однозначно.В заключении, по традиции : Берегите Крым ,он у нас один!