Эта поездка планировалась давно и только в рамках проезда берегового контура Крыма, но дополнительным стимулом отправиться в равнинный регион , стал тренировочный этап нашего молодого эндуриста. Надо признать, что мы ни разу раньше не бывали в этих местах , по причине отсутствия каких бы то ни было интересов и вот появился повод , время и соответственно интерес. От Симферополя, до небольшого приморского посёлка , под многообещающим названием Портовое , проехали по асфальту , а это ни много ни мало- 135 км , благо это направлении не популярно у туристов, поэтому прошли шустро. Единственное , что как то напомнило о морской принадлежности села Портового , так это пограничная застава, береговой охраны , с наличествующими быстроходными катерами и даже квадроциклом . Мы проехали мимо и уперлись в так называемый «центральный пляж» посёлка , с несколькими десятками авто, припаркованными у кромки прибоя . Море было спокойное ...но очень грязное и «благоухающее» гниющими водорослями , которые заполонили всю береговую линию . Удивительно , но народ вообще не обращал внимание, как на это «препятствие» при входе в море , так и на сероводородный «аромат», с видимым наслаждением плескаясь в этой жиже. «Протянув» по берегу , подальше от скопления пляжных отдыхающих , расположились на берегу,без промедления разгрузились, переоделись и рванули по краю, все той же сильно пахнущей, береговой линии. Позже и мы начали привыкать к запаху , но залезть в воду все равно не решились .Эта картина сопровождала нас практически на всей протяженности выбранного маршрута, но надежда окунуться в чистую морскую воду, все равно оставалась. По берегу прошли до косы, такой себе тонкой полоски песка , между морем и лиманом и не меняя курса , стараясь идти поближе к морю ... встряли в топь ! Пришлось немного напрячься и естественно вымазаться , (а так не хотелось ),в этой чёрной жиже , по самое «не балуй». Дальше двинули через озеро «Голубые грязи» и добрались до с. Аврора. Проехав очередную погранзаставу, похоже они размещены в каждом мало мальском селении, стали прямо на пляж и по нему обошли с. Стерегущее. Пришлось ненадолго сместиться с береговой линии , впереди замаячил забор какой то базы отдыха, поэтому мы поднялись выше, обьехав этот пляжный отрезок. Впереди показалась Бакальская коса, на мыс которой мы и отправились . Как по мановению волшебной палочки , начало «чистеть» море, «исчезли» камка и запах , а прибрежный песок стал превращаться в белый и чистый. По мере этих изменений , увеличивалось количество желающих понежиться в таких условиях , а нам после полсотни км «пустыни» ,пришлось протискиваться сквозь нагромождение различного транспорта. Для препятствования размещению машин, в непосредственной близости к «неприлично» чистому морю , профильными структурами , были вырыты такие себе ограждающие рвы , с метровыми переходами для пешеходов. Хотя достаточно рыхлый песок , является не меньшим препятствием , но только рвы , по мнению тех кто их вырыл, могут остановить полноприводную технику. У нас техника не полноприводная , к тому же в метр ширины помещается легко , поэтому через некоторое время мы уже оказались на пике Бакальской косы. Чуть дальше виднелся оторванный остров, возле которого собрались лодки рыбаков , ну а мы наконец то искупались , да ещё и в изумрудной , чистой и тёплой воде. Потом отправились к перешейку , разделяющему море и озеро Бакальское, пришлось снова «окунуться в толчею» автолюбителей , плотно сосредоточенных вдоль искусственного препятствия . Проехав мыс Красный, строго по кромке прибоя , доехали до местности под названием Вылазка, перед с. Северным. Прошли рыбколхоз, с причалом и остановились возле маяка , с этого места был запланирован разворот и в обратный путь. Теперь уже в качестве тренировки и получения дополнительных навыков нашему курсанту , заскочили в заброшенный ,ракушечный карьер, где провели очередной «курс молодого бойца» , впрочем и сами с удовольствием катнули по горкам . Обьехав с. Северное , теперь уже по другому краю , дальнему от моря, по традиции установили стрелку компаса на с. Портовое и взяли направление к точке старта. Хорошая пора , когда все посевы собраны , отдельные поля даже распаханы , все это позволило нам идти не смещаясь и не объезжая. Было небольшое волнение по поводу проезда , в частности пахоты, нашим курсантом и его Бесиком , но оно оказалось напрасным , так как «этот дуэт», достойно выдержал «все тяготы и лишения». Так по долам и полям , стараясь держаться ровнее и не пересечься со своим треком, сначала объехали с. Котовское , пройдя между аэродромом Славное и одноименным посёлком , прошли краем с. Аврора. Потом также обошли села Огни и Чернышево , не доезжая до с. Кропоткино , повернули левее к морю ,потому что уже было пора замыкать кольцо трека.Теперь через рисовые чеки, коих в этих краях осталось в избытке, перескакивая бесконечные арыки и отвалы, объехали лиман , перед самым с. Портовым . За время нашего отсутствия ничего не поменялось , запах никуда не исчез , как и водоросли продолжали «болтаться» в прибрежной полосе. Ну а мы свой план на сегодня выполнили , закрыли ещё один участок ,в общем береговом контуре полуострова и кстати замкнули круг в 112 км. На этом пока все, как говорят ведущие «Ревизора»: « Мы не рекомендуем берег Чёрного моря от Портового до Межводного , ну разве что за исключением мыса в с. Стерегущее». Хотя кто любит запах сероводорода и много много камки , для них это будет самое то. При всем при этом- « Берегите Крым , все равно он у нас один!»
После «равнинного прохвата», с элементами обучающей программы для молодого курсанта, наступил черед горнолесной поездки. В качестве уплотнения маршрутов одного региона, отправились снова на границу Белогорского и Судакского краев, уж сильно нравится нам этот внедорожный плацдарм. Старт определили из села Переваловка, а промежуточным финишем , уже по традиции стало море , точнее береговая линия ,в окрестностях поселка Солнечная Долина. При том что местность нам известная, разными путями и способами мы проходили ее, но вот данный маршрут был все таки в новинку. Доставщиков оставили на окраине поселка, рядом с домом местного фермера , который тоже оказался любителем мотоциклов и с удовольствием позволил разместиться в своих владениях. Так , приведя себя в «боевое» состояние и немного прогрев своих «коней» , мы двинули по планируемому направлению. Сначала через заброшенные сады, пытаясь использовать существующие дороги и тропы ,добрались до 202 туристического маршрута, с него ушли правее вниз к горе Тахта Кая. Стояла задача проскочить между хорошо известными нам с прошлых поездок, населенными пунктами Лесное и Красноселовка, так что бы в них не заезжать. Это оказалось не так легко , ввиду наличия природных препятствий на пути и соблазна ехать по накатанным дорогам , хоть и отсутствующих на навигаторе. В попытке найти «золотую середину», объехали горный массив , через начало реки Аджибей и уже стали на 203 маршрут, который по нашему мнению, должен был сократить общий путь , так мы выскочили на вершину горной гряды. Сумев пройти по гребню , уже строго по ориентирам , спустились к асфальтной дороге идущей на Красноселовку, недалеко от места гибели игумена Парфения. Пришлось объезжать свалку и сразу за ней становиться на малозаметную тропу , идущую в нужном нам направлении ,к горе Френк-Юзимлер. Натоптыш похоже больше использовался животными , чем людьми , так как некоторые места были сильно завалены валежником и размыты прошлыми паводками. Тем не менее «путь наименьшего сопротивления» прослеживался , а раз так мы едем по нему. Добрались к роднику Кер-Кешме, у начала реки Инарес, сделали привал для пополнения воды и отправились дальше, вдали уже виднелось море. Теперь заключительный кусочек тропы, который уперся в трассу Судак- Коктебель, пришлось немного «терануть» внедорожные покрышки по ровному покрытию , а через несколько сот метров,мы уже спускались в Солнечную Долину. Перед нами буквально «вырос» трезубец горы Деликли-кая, а «бегущая волнами» тропа , теряющаяся где то там в недрах массива , прям манила по ней подняться. Мы не стали отказывать себе в удовольствии , тем более что на вершине находилась одна из основных достопримечательностей этого региона- Каменное кольцо любви . Больше того,гора Сююрю -Кая , расположенная напротив, давала возможность окинуть взором всю долину , что было дополнительным стимулом , для определения следующего направления движения. Спустившись вниз к подножью этих гор, по «манящей» тропе , которая «открывалась» по мере продвижения вверх, поднялись к Каменному кольцу любви. На самом деле ,это романтическое название, придумали какие то влюбленные туристы , природному отверстию в вершине скалы, а остальные не только подхватили «фишку» , но и организовали сюда своего рода паломничество. Тут же , у самого кольца все влюбленные повязывают лоскутки ткани на кусты, пишут свои имена , одним словом пытаются не развестись в ближайшее время. Мы здесь с другой целью, поэтому не долго наслаждались кольцом и сразу после него, поднялись на гору напротив , для «определения себя на местности». Узрев "картину" на многие километры вперед, благо видимость в этот день была отменная , по хребту Сююрю -Кая , двинули в сторону моря и уже по сильно каменному уклону ,спустились к озеру, под интересным названием Старик. Ветер сбивал с ног , точнее даже с колес , море сильно штормило, тем самым «отбив» у нас охоту в купании , поэтому мы старались ехать по низинам и ложбинам. Так ушли левее к Мамбетову пруду и обойдя мыс Илан -Бурун, по тропе прибрежной полосы ,доехали до Лисьей бухты и размещённого в ней Киногородка. Народ расположившийся в палатках тихо скучал, ввиду отсутствия основного развлечения , в надежде что погода скоро наладится . Мы же сделав стандартную остановку для «фиксации себя на местности» , сразу же рванули к тренировочной горе , расположенной слева от Киногородка. Дальше, уже в качестве бесплатного аттракциона, для скучающих туристов, драйвово поднялись по каменным полкам в сосновый лесок и не доезжая до пляжа Нюшка , двинули вверх по пешеходной тропе. Внизу «жарилось» плато Сковородка, а мы по тропке , через родники Бакр-Баш-Чешме, Верхний и Сезонный, добрались до горы, которая значилась в навигаторе как номер 299. Дальше по полуасфальтной просеке, доехали до трассы Судак-Коктебель и чтобы не пересечься со своим треком , взяли курс на Краснокаменку .Тропа вывела нас практически в центр этого милитаризированного поселка , поэтому пришлось пройти его по всей протяженности. На выезде сместились на очередную тропу , которая «провела» нас по гребню и уже через памятник партизанам ,мы доехали до 202 тур маршрута. Теперь осталась только прямая , в направлении с. Переваловка и финиш, на месте стоянки наших доставщиков , что в итоге вылилось в 76 общих , бездорожных километров. На этом можно заканчивать описание поездки , но не забывать основное- Берегите Крым, он у нас один!
Прошлая поездка в эти края,принесла нам много нового и интересного и вот по прошествии двух лет, мы решили «обновить картинку», исследованием другой стороны залива , за крепостью Каламита. Все кто ездил на Севастополь через Инкерман, переехав мост залива, видели с правой стороны отвесную скалу и полузакpытые потайные входы внутpь них. Чуть дальше хаос огромных каменных нагромождений, где некоторые камни скатились с горы ,почти к самой дороге, это осколки горы Шампань- следы взрыва невиданной силы. Вот тут , между двумя нагромождениями камней в таком себе ущелье ,мы и нашли тропу ,петляющую на вершину, отсюда и решили стартовать. Первая цель проехать вдоль скального массива вверх ,к памятнику погибшим при подрыве шампанских штолен. Немного попетляв, неожиданно уперлись в забор из колючей проволоки , ограждающий штольни и табличками о запрете проезда в зону разминирования. Пришлось разворачиваться и по очередной тропе , коих здесь оказалось великое множество, ушли правее, теперь уже к следующим пунктам обязательного посещения. Первым был монумент британским солдатам и офицерам принявшим смерть , при взятии Севастополя в 19 веке. Следующим стал ДОТ N16 береговой обороны ,уже учавствовавшем в войне 20века и расположенных в одном месте. Дальше , буквально через пару сотен метров, размещен памятник русским воинам , защитникам Севастополя, участникам Инкерманского сражения , а уже за ним -памятник 114 й батарее и чуть поодаль непосредственно сама полуразрушенная батарея. Как же переплелась история на этом небольшом клаптике земли , где с небольшими перерывами шли ожесточенные бои и где смешались , без преувеличения века. О всех памятниках , более детально ,напишем очерки в профильных разделах нашего сайта, а пока только немного фото. В целом места так и остались военно-стратегическими, воронки, окопы , следы разрушений повсюду ,ну может быть за 75 лет только деревьев добавилось и современных коммуникаций. Проехав через лес, двинули вниз по ущелью , в дачный посёлок , в середине которого нашли уже тропу вверх . Направление протоптано местными жителями ,как сокращение к верхнему садовому товариществу и представляет из себя каменно-земляные полки и природные уступы , по которым нам пришлось напрячься , чтобы выскочить как раз в середину посёлка. За неимением прямого пути , объехали таким себе зигзагом по , в большинстве своем грунтовым улицам , к нашей следующей цели - Английскому редуту Виктория ,возведенному на этой высоте в 1854году. Редут назван в честь английской королевы, все теми же завоевателями , кто позже ляжет в севастопольскую землю , недалеко от этого места , на холме Каткарта. Это место еще называют "высота Микрюкова" и произошло оно от хутора семьи Микрюковых, располагавшегося неподалеку в Килен-балке. Проехав через дырку в заборе из колючей проволоки, мы уперлись в два металлических ангара , засыпанных землей , построенных уже после Второй Мировой войны. Катнув сверху них , а позже заехав даже внутрь , двинули дальше , так по ул. Горпищенко , доехали до Стеллы «Севастополь». Попетляв по очередному дачному массиву, добрались до следующего обязательного пункта посещения- Монумента турецким воякам , погибшим при оккупации Севастополя, в Крымской войне 1853-56 годов. Хаотичная застройка всего региона не позволила «пронизать» жилой массив на прямую , поэтому на холм Каткарта , где размещены остатки английского мемориала и воинского кладбища 19 века, мы добирались окольными путями. По грунтовым улицам дачного посёлка ,выехали сначала на ДОТ N24 , а потом и на сам заброшенный монумент погибшим английским солдатам и офицерам в Крымской войне. И о турецком и о английском мемориалах , более подробно будет в разделе «Недостопримечательности Крыма» , а мы продолжаем. Пройдя через садовые кооперативы Скрепер, Восход и Сатурн, абсолютно случайно ворвались в античный парк Максимова и одноименной дачи , такой себе природный островок в черте города. Позже мы узнали ,что это место имеет неоднозначную историю , здесь застрелился сам хозяин , градоначальник Севастополя Максимов А.А. и больше ее никто не купил. Тут же проводили расстрелы белогвардейцев , а в период СССР в усадьбе сначала находилась колония для беспризорников, а затем коммуна «Безбожник». Нынче строения «вписались» в общий ландшафт и заросли так , что можно принять их за очень древние руины например греческого города. Снова по тропам и срезкам , держим курс на открытую экспозицию советского вооружения времени ВОВ , где как выяснилось по приезду , идут масштабные реставрационные работы, поэтому объехав ее ,мы спустились к гоночной трассе на Сапун горе. Нашли очередную тропку и уже вдоль горы , параллельно трассе внизу , отправились в сторону Балаклавской ТЭС. По пути заехали на известные в узких кругах , экстримальные трассы даунхила, где велосипедисты «унижают» эндуристов скоростным спуском, по уж очень «жестским» препятствиям. Мы конечно спустились вниз ,но объезжая трамплины в рост человека и каменные полки «по колено», с поворотами под 90 градусов. Случайно, в лесу на опушке , нам «преграждает» путь …цветная дверь , ведущая в никуда ! Не проехать через нее мы просто не смогли , ну где еще встретишь дверь в «чистом поле». Уже Внизу переехав через трассу ,прошли по переходу под железной дорогой, в районе ТЭС и выскочили на тропу вдоль леса. Наша промежуточная и в то же время разворотная точка , это парк живой истории- Федюхины высоты, туда мы и направились. На холме ведётся активная стройка, экскаваторы роют, самосвалы возят, пыль столбом, поэтому мы только краем зацепили высоты и двинули на с. Хмельницкое. Спустились по опять же известному в тех же узких кругах , тренировочному подьему , объехали краем посёлок , переехали трассу и через виноградники ворвались с правой стороны горы Гасфорта , прямо на заброшенный карьер. Случайно нащупали очередную тренировочную эндуро тропу и по ней спустились к реке Чёрной , где с удовольствием скупнулись прямо в обмундировании. Теперь вдоль реки двинули на Инкерман, по пути пересекли новую трассу , недалеко от памятника «Битве на Чёрной речке», форсировали несколько подъёмов и через посёлок Штурмовое, переехав основную трассу Симферополь-Севастополь двинули вверх , в направлении СТ Гавань. Петляя по этим садовым товариществам , размещенным прямо на скале , где то по краю , где то по тропе , объехав по лесу базу специализированного отряда , вернулись на свой трек . Последним штрихом этой поездки стали инкерманский штольни , точнее видимая их часть, которая находится выше дороги на Севастополь . Пришлось прорваться к самой скале с боку и продвигаться вдоль массива, до начала разработки известняка. Так мы оказались прямо в шахте , которая правда никуда не вела и представляла из себя квадратную выработку ,высотой с пол сотни метров. Запечатлив себя на местности ,решили продвинуться дальше и так заехали на самый пик , где уже были только отвалы породы и никаких даже намеков на тропу. Что ж , это был заключительный «гастроль» , теперь только спуск к нашим доставщикам и на этом пока все. Что хочется написать в заключении: эта поездка открыла нам новое восприятие событий происходивших в этом регионе, более того стало очевидным , что практически бесконечные войны и связанные с ней разрушения «не заросли» по сей день. Оккупанты «бравшие «Севастополь , не обращали внимание на историческую ценность города и просто стирали его с лица земли , к тому же неоднократно. Нам остается только помнить , что никто кроме нас не сохранит артефакты тех времен , а это значит Берегите Крым , он у нас один!
Эта поездка стала заключительным «аккордом» в исследовании такого себе горно-лесного «треугольника» , ограниченного с юга дорогой Симферополь-Алушта, с востока трассой Таврида ,от Симферополя до Феодосии , ну а третьей гранью стало море. В данном конкретном случае ,мы «закрывали пробел» от Старого Крыма до поселка Курортного, оминули границу Карадагского заповедника и через Изюмовку вернулись обратно. На этом коротком описании можно было бы и закончить повествование , но как обычно появляются ньюансы. На самом деле ранее , мы уже проходили эту местность, точнее захватили ее фрагментами , в этот раз прошли целенаправленно, с учетом 80% новых троп и направлений. Итак , проехав через Старый Крым до с. Изюмовка и переехав речку Чурюк-Су, сделали запланированную остановку возле фонтана Изюмского полка- старинного сооружения, дожившего до наших дней. Проведя фотосессию и «наметав» будущий очерк о данном фонтане , по хорошо накатанной , грунтовой дороге ,отправились в сторону Сафари ранчо, где параллельно огороженному участку этого заведения , стали на дорогу Грина. Сразу за территорией Сафари , нашли слабонатоптанную тропу ,которая «протащила» нас не только через густые заросли терновника, заброшенный сад , но и через заросший камышом пруд,где мы чуть не увязли. Выскочив на двух колейную дорогу ,в кои веки ощутили облегчение , как и оценили ущерб , в виде порванных джерси . Знали бы мы тогда , что это было только начало…проверки обмундирования на прочность! Но после первого испытания все складывалось удачно и мы по «лесной автостраде» двинули в сторону озёра Артмулук и уже через Козью гору ушли , в направлении Скалок. Увидев на навигаторе тупиковую тропу , не сомневаясь что она так или иначе куда то нас выведет, ринулись по ее извилистому направлению. Дойдя до низины ущелья , тропа все таки оборвалась и нам ничего не оставалось как рвануть вверх , дабы срезать лишнюю петлю. Это участок ,порядка 5км ,по верхушкам и возвышенностям , петляя между деревьями , местами создавая себе пространство, мы шли около часа. Практически всегда вверх, кусты, ветки, валежник , стали нашими постоянными спутниками , да и рельеф местности расслабиться не позволял . Так нам удалось пройти между горами Скалки и Кара-Бурун и добраться до тропы на кемпинг Армутлук. Неожиданно врываемся в виноградники и впереди видим гору Дырявую, такой себе гребень на самой верхушке. Естественно рвем вверх , поближе к «дырке» , но камни в подъеме «сбавили обороты», хотя только на время приостановив эндуро порыв. Внизу за нашими маневрами внимательно наблюдали установщики виноградных столбов , для которых мы стали хоть каким то отвлечением от их монотонной работы. Ну а мы сделав пару фото подтверждения присутствия , отправились дальше , но уже правее следующей горы Матрач-Оба, где переехали трассу 35К-005. Двигаясь в направлении моря , туда ,где уже виднелся село Курортное , в районе родника 19017, ушли вверх на гору Аязма-Кая, откуда собственно открылась панорама всех окрестностей , аж до самого горизонта. Понимая что дальше уже Карадагский заповедник , не стали нарушать его границы и спустившись с горы , переехав реку Чалку, поднялись к горе Лягушка, которая находилась с другой стороны дороги к морю. Собственно мы решили заехать на все горы в ложбине , вокруг Курортного, поэтому «пошли» против часовой стрелки , к каждому пику. Так через заброшенный винзавод и очистные сооружения , снова рванули вверх , к вершине горы Ашламалык . Естественно спуск и дальше держим курс на море , проезжаем по гребню возвышенности , внизу под нами раскинулся посёлок Курортное. Так как мы осказались на верху, к берегу моря спускаться желания не было, по причине большого скопления отдыхающих , то стали над улицей Набережной , в районе разрушенной опоры моста, расположенной прямо в море. В сам поселок все таки спуститься пришлось, для пополнения провизии в виде мороженного ,в чем нам «помог» магазин на окраине. Теперь по асфальту едем аж до завода, уже в с. Щебетовка, который проходим краем , снова переезжаем трассу 35К-005, в районе мусульманского кладбища и опять вверх , теперь к горе Ардын -Кая, на которой находятся антенны. Оказалось что проезда на самый верх, с этой стороны нет, пришлось уходить левее ,так по целине , объехали и гору Куш-Кая . В очередной попытке сократить , ворвались в лес ,где сразу же поняли что погорячились ! В отличии от первой части поездки , где мы по бурелому шли вверх, тут, по не менее заросшему участку , шли вниз - пришлось реально напрячься. Единственное что обнадеживало , так это наличие в навигаторе «света в конце туннеля» - тропы идущей перпендикулярно нашему направлению продвижения, к ней мы и сунулись по малу. «Упав» на дорогу и обойдя гору Кабак-Таш, через смотровую площадку ,доехали до памятника партизанам, а позже и к памятнику Старокрымским партизанам. Дальше, местность была из числа 20% пройденных ранее , к тому же мы сомкнулись со своим треком и уже по нему, вернулись к своей машине. Так закончилась поездка , но не закончились маршруты, а это значит что надо беречь Крым , так как он у нас один, к чему всех и призываем.
Совсем недавно , будучи по делам в Севастополе , заехали в один мотомагазин и увидели там ...чудаковатый гибрид велосипеда и мотоцикла. Этот аппарат как раз привёз владелец и устанавливал его в торговом зале. При всей лёгкости конструкции , выглядел электромотоцикл , а это был именно он, очень экстравагантно. Конечно стало интересно что за зверь такой , поэтому мы тут же «засыпали» владельца вопросами. Передавать весь наш достаточно продуктивный диалог не буду , но для желания прокатиться на этом аппарате хватило и основных данных: Вес 50 кг , мощность от 3х до 12кВт, запас хода по бездорожью до 100км, заряжается за 2часа. Для проверки этих характеристик и в качестве удовлетворения неподдельного любопытства, мы сразу же получили приглашение на тест драйв , вот прям сейчас!И уже через пол часа, оказались в центре Севастополя , у подножья памятника Солдату и Матросу, на обрывистом берегу Александровской бухты. Именно сюда приехал на электромотоцикле наш новый знакомый .Для эндуристов , коими мы имеем счастье быть , нахождение в городе на мотоцикле уже дискомфорт , а тут центр , да ещё и самая пешеходная его часть ! Но оказалось для гибрида велосипеда с мотоциклом и его наездника , эти обстоятельства ограничением не являлись. Кстати для людей прогуливающихся в парковой зоне , а мы специально обратили на это внимание , тихий двухколесный транспорт раздражения тоже не вызывал. Всё-таки «звук, дым и огонь» от обычных мотоциклов , является для людей ярким раздражителем , а если тихо и без дыма , то это велосипед , как бы он не выглядел в реальности. Итак, нам представилась возможность опробовать электротягу и мы с огромным удовольствием воспользовались этим случаем. Около часа гоцали по горкам , брали подъемы и спускались практически к морю, носились по пешеходным дорожкам и петляли между деревьев.Время прошло на одном дыхании! В промежутках между нашими заездами , проходили показательные выступления и демонстрация настоящих возможностей данной электротехники. Тест драйв произвел сильное впечатление , в большей степени потому , что многие элементы «пилотажа» этого электромотоцикла, физически не возможно выполнить на классическом эндуро. Детальнее о возможностях электротехники будет в других очерках , ну а мы под огромным впечатлением , с договоренностью встретиться в реальных горно-лесных условиях , попрощались , но не надолго. Буквально через пару недель , мы уже в более расширенном составе , договорились встретиться в окрестностях с. Колхозное , что находится недалеко от Севастополя. Одной из целей совместной покатушки , было сравнить возможности и способности наших «классических» КТМов ,с заявленным потенциалом электромотоциклов. А так как случайно встретить в лесу электромотоциклы большая удача , то переоценить возможность их теста в «боевых» условиях, будет сложно. Вот с таким настроем мы и отправились из Симферополя в договорной день . Посмотрев по карте сокращённый путь к Колхозному , двинули уже по новой Тавриде , до Бахчисарая, по развязкам ушли на Танковое, там Красный Мак и остановка прямо на трассе на Терновку , у первой попавшейся тропы , направленной в нужную нам сторону. Прошли через местность Ай -Тодор и стали на тропу 222 -Адым-Чокракская долина- перевал Бечка, пересекли Западный и Восточный Суаткан. Потом прошли перевал Коклуз Восточный , а первую остановку сделали на смотровой площадке , рядом с кемпингом Панорамным. Теперь через Кабаний перевал, стали на 28 маршрут и уже через Маркур Западный , урочище Алим Бай и Ай -Дмитрий, уперлись в одноименный кемпинг. Становимся на 29 маршрут и вдоль речки Суду-Дере, потом смещаемся на 3й маршрут , пересекаем речку Узунджа и наконец то въезжаем в с. Колхозное. Для начала знакомства с одним из самых малочисленных , при этом живописных сел Крыма, катнули по единственной , к тому же узкой асфальтной дороге , пронизывающей посёлок насквозь. К нашему удивлению в селе оказалось несколько очень приличных домов , "пяток" из них в виде гостиниц , также есть конеферма и искусственное озеро для рыбалки. Долина, в которой расположилось село Колхозное, представляет из себя низменность ,окружённую высокими горами , с густой шапкой леса, а где то там, в этой растительности, проходят тропы , вот они то нам и были нужны. Мы приехали раньше договоренного времени, поэтому решили исследовать местность , для понимания куда поедем, уже с коллегами. Сначала нашли ложбину и попытались прорваться на верх по тропе Чуваш -Кой, это оказался овраг заваленный камнями и растущими между ними деревьями . Все бы хорошо , но большинство камней , по которым нам довелось скакать , оказались «живыми» , а это повлекло непредсказуемые падения . Угол подъема увеличивался , кроме камней появились брёвна и корни , ну а полки в полметра , стали уж сильно частыми, все это серьезно замедлило наш подъем. Понимая что можем не вписаться в договоренное время встречи, принимаем решение разворачиваться , но и спуск дался не легко. Отмечу что мобильной связи здесь нет , поэтому ориентировались на определенное время общего сбора и точное место встречи , возле таблички указателя "Колхозное". По пути проверили пару видимых троп, чтобы иметь возможность отправиться по ним, вместе с коллегами. Как раз к оговоренному времени, спускаемся с гор, где возле таблички обозначения поселка, нас и ожидала «электробанда» , наконец-то все в сборе! В команде «электроников» оказался новичек - девушка по имени Дарья , но последующие ,уже совместные манёвры, показали что даже в первый раз, можно неплохо кататься. В наших планах было воочию увидеть на что способны электромотоциклы и могут ли они соперничать с классическими эндуро , для этого ринулись в один из самых сложных каменных подъёмов, в этой окрестности. С этого места началось наше удивление! Ведь как мы себе представляли , ну да , на коротке , по земляным горкам "электроник" сможет - видели, а если камни , сыпун, да ещё и деревья вокруг! К тому же веры в «долгоиграемость» аккумулятора , тоже не было , ну думаем даже если как-то «залезет» , то хватило бы батарейки вернуться ! Мало того, что электромотоцикл проходил препятствия играючись , конечно не малую роль в этом сыграл и сам наездник , но и заряд батареи если и падал , то очень незначительно. Как так, значит надо усугублять условия прохождения , посчитали мы и отправились покорять удлиненно-рельефный маршрут, под номером 29 , который идёт вверх по течению , вдоль реки Узунджа. «Сунулись» сюда только мы втроем, двое «электроников», решили воздержаться от такого экстрима и отправились по своему маршруту. На самом деле, кто знает эту тропу , подтвердит , «ехать» по ней можно с большой оговоркой . Прыгать , перескакивать, сунуться, ползти, маневрировать , местами протискиваясь , балансировать и переставляться , но никак не ехать ,в полном понимании этого действия. Вот тут , думаем и «сядет батарейка» у нашего попутчика ! Ан нет, едет «бродяга» , легко и непринужденно , не взирая на «неоднозначность» рельефа. Пока мы отдыхали от «ратных трудов» , в промежутках между тяжелыми участками, появлялась возможность обсудить причины такой лёгкости преодоления электромотоциклом препятствий , при этом сохраняя энергию в аккумуляторе. На самом деле она «кроется» в трёх составляющих : емкость батареи, легкий вес агрегата и хорошие навыки вождения райдера. Тонкости, нюансы, и новации , обсудим уже в профильной теме о электроэндуромотоциклах , открытой сразу после этого прохвата. Так мы добрались до развилки ,схождения с нашим треком. Нам безумно понравились эти показательные выступления , мы конечно сделали свои выводы по этому поводу , но пора прощаться , хотя надеемся не надолго . Ничего не оставалось, как уже просто по своему треку , вернуться обратно к машине . На этом пока все ,но с учетом того, что мы увидели реальную безопасность и безвредность для природы , электрического мотоцикла,при этом прыть и мобильность оказалась тоже на высоте, то надеемся что совсем скоро будем "беречь Крым, потому что он один", путешествуя именно на таком транспорте.Время покажет.
Как говорил Суворов «повторенье-мать учения !» и мы с ним категорически согласны. Эта поездка планировалась как «прямая линия по лесу , от Соловьёвки до Головановки , а именно эти населенные пункты находятся в прямом направлении , не выезжая на «галявины». Забегая вперёд , скажу что и прямой линии у нас не получилось и до Головановки мы не доехали , зато приключений хватило бы на несколько таких отрезков. Но все по порядку. Приехали в центр Соловьевки , если можно так назвать пересечение единственной улицы ,с таким же переулком , на котором торжественно установлена автобусная остановка. Не уверен что сюда вообще доезжает общественный транспорт , поэтому рядом с этой «достопримечательностью» мы и «спешились». Кстати очень удобное сооружение для переодевания , чем мы не преминули воспользоваться. Это было утро, вокруг звенящая тишина , наверное хорошо здесь живется тем немногочисленным жителям, стало аж завидно. Итак мы привели себя в надлежащее эндуро состояние , включили навигацию и по стрелке рванули вперёд. Озеро, шлагбаум, тропа вдоль реки Бештерек и уже в режиме ралли рейда, летим по осеннему лесу. Погода «шепчет», а живописная дорога , петляя вдоль русла некогда бурной реки , а нынче еле видного ручья , неожиданно привела нас к мини эндуро полигону. Узкие и хорошо накатанные "шипатой" резиной полоски , уходящие куда то вверх и закольцованные между естественных препятствий ,ни с чем не спутаешь , нам ничего не оставалось как повторить их контур. В итоге оказались на возвышенности , от которой «след энтузиастов» пропадал , пришлось искать свою тропинку , точнее даже ехать прямо , пока позволяет рельеф и сила притяжения. Благо лес в этой местности не густой и не сорный , позволяющий пропустить сквозь себя мотопутников, что мы и сделали , «пронизав» по выбранному направлению пару , тройку километров. Но дальше пошли глубокие овраги , которые буквально перерезали наш путь по прямой , попытки обмануть законы физики успехом не увенчались , пришлось «включать» нормальных героев , которые всегда идут в обход. Эта неудача сразу же обнулила нашу планируемую «прямолинейность», попутно заставив намотать лишние км, к тому же «появились» атрибуты охотничьих угодий, что тоже не сулило прямых проездов. Ну а дальше - больше , ВСЕ дороги , нарезанные как лесниками , так и лесорубами , были строго перпендикулярно нашей цели и размещены ,как раз по краю оврагов . В нашей практике такие случаи были не раз , зачастую так прокладывали дорожки ещё для гужевых повозок , очень давно, потом по ним накатывались колеи грузовиков . Возможности сокращения у них появлялись , но желание это делать отсутствовало, так и ерзали параллельными курсами и только пешеходы «резали» себе пути наименьшего сопротивления. Как раз эти пути мы и стараемся использовать в своих поездках, но тут почему-то и пешеходы не проявили инициативы , быстрее всего по причине большого перепада высот. По карте мы видели множество рек и речушек , что собственно и объясняло сильно пересеченную местность , так что нам пришлось соответствовать рельефу и объезжать непреодолимые препятствия .В одной из таких мест мы нарвались на предмет ,сильно напоминающий авиа бомбу ,а раз мы живы и здоровы, то об этом есть отдельная статья в эндуроисториях. Позже «ворвались» на территорию бывшей воинской базы и даже катнули по ее открытым ангарам, ныне используемыми местным населением как сушилки зерновых. Так мы оминули пещеру Васильки и взяли курс на пещеру Маматлы , ну а точкой разворота должен был стать родник Карасу -Баши , место зарождения реки Биюк-Карасу .Наконец то выбрались из леса на свет, вдали появились очертания гор, а за ними, хорошо известное Пчелиное. Преодолев несколько каменных подъемов и сыпучих спусков , получив изрядную дозу солнечной энергии , что после прохладного леса было сродни солнечному удару , снова нырнули в чащу, направив свои колеса в сторону все того же с. Пчелиного. Но до него мы не доехали , в одной из очередных «..оп» , в которую мы умудрились залезть , пробиваем заднее колесо на Сиксе Дениса. Решили выедем на более менее открытую местность , будем бортировать и клеить камеру… но мотоцикл отказался заводиться! Провели поверхностную диагностику , ничего подозрительного обнаружить не удалось , стартер крутит, но не запускается. Пока суть да дело , начало смеркаться и стало понятно ,что дальше будет темно , а мы все ещё «..опе». Решили не ждать «с моря погоды» и буксировать «отказника» моим Буяном. Расстояние по прямой, до места старта, составляло 25 км , истинных , бездорожных , с форсированием рек и оврагов, что в паре и на буксире, проехать практически не реально. Даже начало не предвещало хорошей дороги - обездвиженный мотоцикл , с пробитым задним колесом , в практической тьме , будет тянуть 2х тактный боец, на лысой резине , у которого бензин «на резерве». Для полного экстремального набора , не хватало только дождя и хищных животных ,идущих по пятам. Делать нечего , благо есть веревка, карабины, крепкие подножки, к которым мы и прикрепили трос- правая моя, левая ведомого. Процесс и технология описана отдельно , так как это сильно занимательное действо , отмечу лишь что нагрузка колоссальная не только на сами мотоциклы , но и на тех кто ими управляет ( держит). Так , «черепашьим ходом» , с остановками на распутывание колёс и просто на отдых , мы дочапали до Балановского водохранилища, точнее уперлись в траншею бесконечно идущую в две стороны. И тут кончается бензин на моем Буяне ! Хорошо что в баке «донора» , хоть и с трудом но набрали литр с небольшим и так продолжили мотомазохизм. В этом месте вставлю фото не вошедшие в набор и До поломки с приключениями, так как ночью было уже не до фотографирования. Продолжу, особенно «докучали» шлагбаумы ,а их было аж три штуки на пути .Если по колейным дорогам мы шли параллельно , каждый на своей «полосе» , то в случае узких проездов , а шлагбаум к ним имеет прямое отношение , приходилось спешиваться и протаскивать мотоциклы вручную. В итоге , уже на спуске в Соловьевку , второй раз кончается бензин на моем Буяне, «а счастье было так близко» , докатили уже на руках , благо всего метров 100. Неимоверное удовольствие вернуться всем вместе , особенно с такими приключениями, к своим доставщикам, ведь здесь есть все : топливо, сухая одежда, еда и транспорт который отвезет домой. Так закончилось , на первый взгляд простая поездка, но вот поломки внесли свои коррективы и перевели ее в запоминающуюся. На этом все , берегите Крым , себя и свой транспорт и до следующих прохватов. Уже после выяснили почему не заводился Сиксдей, оказалось чуток слез патрубок дроссельного узла и подсасывал воздух.
Белогорск нами объезжен изрядно, ближе и дальше тоже , а вот Зую как то мы выпустили из виду ,а напрасно. На карте отметили голубую «ниточку» реки Зуя, которая начинается с родника Чобан-Суат,а заканчивается недалеко от Московской трассы в направлении с.Новоандреевки, через которую течет уже хорошо нам известный Салгир. Мы выбрали «нитку» в сторону зарождения реки, дабы в итоге прикоснуться к истоку известной крымской , водной артерии. Артерия на сегодня конечно далека от своего глобального названия и больше похожа на ручеек , но зато он есть и даже питает целое Балановское водохранилище. Вот на окраине поселка Зуя, как раз на излучине одноименной реки ,мы и «кинули якорь». В данном случае особо мудрить с маршрутом ничего не надо, речка вела нас точно к заданной цели, оставалось только находиться к ней поближе , что мы и старались делать. Не везде есть доступ , сильно заросшие терновником и различными кустами берега , ограничивали возможность идти вдоль русла , да и с. Вишневое «вклинилось», так что пришлось объезжать. Так мы и добрались до закрытых ворот Балановского водохранилища , ушли левее , через бетонный канал, на тропу, вдоль искусственного озера. Водохранилище конечно сильно обмелело , после нашего прошлого посещения этих мест,вода упала на несколько метров. Мы проехали до края и дальше ехали по бывшему дну, на котором среди камней с ракушками уже выросла трава «по пояс». В этом месте от некогда бурной реки Зуи, остался еле видный ручеек, а деревья стоявшие корнями в воде , сегодня выглядят как мангровые заросли, только уже на суше. Мы попытались протиснуться сквозь эти «джунгли» и даже проехали пару сотен метров, но густой кустарник вернул нас в действительность и заставил выйти из русла на верх. Тут мы случайно обнаруживаем накатанную дорогу , ведущую как раз вдоль нашего ручья, в нужном нам направлении , становимся на нее и петляя меж деревьев ,добираемся до развилки где в Зую сходятся реки Чобан -Суат, Мула -Коль-Су. В итоге , в некотором удалении от реки , уперлись в дорожный «барьер» , установленный прямо в лесу , такого перегораживающего устройства , мы раньше не видели. Ну а дальше сплошной лес , очень много валежника , который кстати ,все таки кто то пилит, потому что много чурок валялось на пути. В попытке добраться до истока Зуи , которая определенно раздвоилась , где левый приток «ушел» к роднику Чешме, а правый к роднику Акмаз , мы выбрали на право. Пройдя примыкания реки Тав-Чоюнчи и реки Матай , добрались до слияния с рекой Акмаз и уже по ней поднялись к одноименному источнику . С этого места решено идти напрямую , поэтому поворачиваем ровно на 90 градусов и идём строго по навигатору , невзирая на рельеф местности , никуда не сворачивая. Нам сильно хотелось получить прямую линию , а так как лес в этой местности не густой и без большого количества сорных кустов , шли мы очень бодро. Были и овраги и каменные полки , но все преодолимое , так мы пересекли реки: Чобан -Суат, Мула -Коль-Су, Шетлеу-Чокрак, родник Балык-Голь( Крестовый островок) и буквально «свалились» в русло реки Бурульча. Где по воде, где по верхам -полочке вдоль берега, кстати со следами прохождения коллег, перепрыгивая огромное количество поваленных деревьев и карабкаясь по каменным уступам, медленно продвигались к промежуточной цели -Каменной дороге и роднику Бурульча -2.1 .Пока мы преодолевали разнообразнейшие препятствия , слышим где то выше звук мотоцикла ,идущего «на всех парах» , значит там есть дорога! Разворачиваем колеса вверх и двигаемся на звук , уж сильно нам бревна надоели. Выбравшись на верх , обнаружили лесовозную дорогу и уже по ней ,через гору Доз и яйлу Орта- Сырт , пересекли реку Су-Ат и снова по срезкам добрались до пещеры Мамут-Коба. Попытались пройти напрямую , но каменные обрывы заставили вернуться . Теперь уже через родник Немецкий Казанлы, стали на 168 туристическую тропу, в очередной раз пересекли Су-Ат и по его руслу, добрались до 151 маршрута , теперь уже вдоль Бурульчи. Движемся в направлении Межгорья, по шикарной и живописной тропе , петляя с одной стороны реки на другую, так и выехали на основную дорогу к поселку. В середине села ,перед мостом через реку, уходим круто влево и уже вдоль временного ручья Суюк-Джайлау , обходя гору Кыр и параллельно Балановскому водохранилищу, не доезжая до с. Курортного, возвращаемся к реке Зуе. Теперь уже по другой стороне с. Вишневого, что бы не пересечься с нашим треком ,по внутренней ,грунтовой дороге , а потом и по асфальту, доехали до поворота , где стояли наши доставщики. Так и замкнули интересный кружок. На этом пока все , но мы обязательно продолжим и естественно поделимся увиденным.
Эта поездка произошла спонтанно, точнее даже ,получилось так ,что маршрут этой поездки, был сверстан за пол часа до ее начала. Планировали ехать «подальше и поглубже» , но Денис в последний момент приболел и в команде произошла замена- вместо выбывшего игрока «на поле вышел» курсант , находящийся в это самое время , в тренировочном эндуро процессе. Именно поэтому был выбран не сложный , с элементами географических и исторических познаний ,больше «закрепляющий» полученные ранее навыки при этом и живописный маршрутец. Стартовали из Симферополя в сторону Бахчисарая , переехали на другую сторону Тавриды и на окраине посёлка Тополи ,прямо в саду стали у излучины реки Альма.Когда то мы уже проходили по ней от моря вверх, как раз до водохранилища. В этот раз навигатор отправил нас сначала через реку , что оказалось не трудно ,ввиду ее маловодности , на другом берегу стали на дорогу , кусочком прошли по тропе Крутой , через с.Мироновка. Снова вдоль Альмы, теперь уже по лесу , петляя между деревьев ,объехали Куктамезский бугор и выйдя «из тени», буквально уперлись в монастырь Св. Лазаря Муромского. Пройдя по краю холма окружающего монастырь, двинули уже через село Скалистое на Мраморный ставок , местной достопримечательности этого региона. За то время что я не был в этих местах, здесь многое изменилось, сам ставок условно поделен на две зоны платно-развлекательная и бесплатная для всех. В платной части , ставок оборудовали причалами, кафе, разными водными развлечениями , от водных лыж до катамаранов. Народу правда не много , но цивилизация прям «бросается в глаза». Мы заехали на край ставка и сверху сделали пару фото нынешней реконструкции этого искусственного водоема. Объехав ставок, теперь уже вдоль реки Бодрак , спустились вниз и через заброшенные альминские карьеры заехали на верхушку горы Керт-Мелик.В самих карьерах провели лёгкую тренировку по взятию уступов, подъемы на холм и движение по верхушкам насыпей. Тут же повстречали группу молодых эндуристов , среди которых были и наши знакомые , они как раз были в поиске препятствий для тренировок. Наш же дуэт использовал все «карьерные прелести» для повышения уровня навыков и даже известняковые скульптуры «пригодились» в этом процессе. Как раз выше бывшей конторы одного из карьеров , нынче «заброшки » , как обозначил ее мой сын , я увидел скальную залысину горы Большой Пит и направил колёса в ее сторону. Для курсанта эта гора оказалась сложновата, мне же она открыла свои просторы и уже через время я наслаждался шикарным видом с высоты. Теперь спуск через Алешкинский ставок , по направлению доехали к Севастьяновской сероводородной скважины, такой себе «вечный и пахучий» фонтан, бьющий из под земли и отправились к виднеющейся впереди Тавриде. Чтобы не «протыкать» трассу , как мы это стали делать в последнее время, по водосливному каналу, в кои веки пересекли ее по верхнему , запасному мосту, сделанному на всякий случай. Практически вдоль внутренней автодороги дошли до Севастьяновки , переехали по пешеходному мосту на другую сторону реки Бодрак и между Тавридой и Новопавловкой , добрались до очередной достопримечательности этих краев ,Ротонды Екатерины. Хотя это архитектурное сооружение не ротонда , а полуротонда , да и совсем не Екатерины , потому что построена на несколько десятков лет позже знаменитого визита Императрицы в Крым ,тем не менее, это действительно достопримечательность, которую мы разместим в тему «знаковых мест Крыма». Второй раз Тавриду переехали по «старинке» ,внутри водоотводного туннеля и уже на другой стороне , вдоль Альмы, отправились на тренировочные горы в с.Малиновка. Прорезанные в горе напротив мотоциклетные «полоски» ,хорошо видны издалека , поэтому «промазать» было невозможно, так что через время, мы уже были у подножья . Несколько «подходов к эндуро тренажеру» пошли на пользу как мне , так и курсанту , ведь не везде есть такое разнообразие препятствий , совмещённых с длиной подъема и разностью покрытия , от голой скалы , до сплошного сыпуна. В глубине размещён рукотворный миниполигон , состоящий из классического набора эндуро препятствий , где мы , с благодарностью к создателям , прошли несколько кругов . На этом тренировочный , как впрочем и познавательный этапы нашей поездки ,подошли к своему логическому заключению , осталось только переехать асфальт и вернуться в с. Тополи к своей машине. Вот так и прошёл эндуро день , скоро мы продолжим , а пока напомню- Берегите Крым, он у нас один!
Очередная поездка, в качестве детализации отдельно взятого региона, на этот раз, прямой полосы Куйбышево-Новоульяновка-Богатое Ущелье. Так как сейчас идет активнейший ремонт дорог по всему Крыму , участок от Тавриды до Ароматного, оказался в их числе, что немного затормозило наш вояж к месту старта. Уже в середине поселка Куйбышево , по мосту переехали реку Бельбек и сразу же по первой улице ушли правее, где на окраине и запарковали своих доставщиков. Сначала по тропе , прошли вдоль реки вверх и на первом участке-промоине,позволившем нам сместиться вверх,двинули в направлении горы Утюг. Шикарное каменно-земляное русло , плавно поднимающееся и петляющее между природными препятствиями , «подняло» нас практически до середины массива. Но прошедшие недавно дожди , влажность грунта и брёвна на пути , остановили наш порыв, не далеко от родника Су-Коба. В планы , на этом этапе общего маршрута , не входила борьба с бездорожьем, поэтому мы отправились по другой промоине на спуск. С правой стороны объехали краем Куйбышево, чуток поднялись по основной дороге на Утюг , где на середине ушли левее на спуск. Снова возвращаемся к реке Бельбек и держим прямую в сторону с. Новоульяновка ,а точнее к водохранилищу, расположенному сразу за селом. Долетели сюда быстро, катнули по местным тренировочным подъемам , попутно удивившись малому уровню воды в озере и без задержек двинули дальше. Теперь пошли вдоль ручья и родника Суук-Су, после которого стали по направлению к тропе 2-22 Адым-Чокракская долина-перевал Бечку. По ней прошли кусочком 22 маршрут , переехали на 18 й, а уже с него отправились в сторону Урочища Штаны. Здесь сделали обзорный круг и объехав гору Бабулган и пройдя перевал Кая-Баш, двинули к местности Ай-Тодор. Дальше по тропе «зарастающей», добрались к гончарному центру Суаткан, который находится вдоль реки Суаткан, не далеко от водопада Суаткан. Сам гончарный центр, это на самом деле место раскопок, где по версии ученых находилась гончарная мастерская ,тому и сегодня есть подтверждение-в округе видны множество глиняных черепков. Река и водопад под одним названием ,собственно имеют только его, воды нет , лишь еле видные струйки стекают по заросшему мхом, скальному обрыву. Пять лет назад мы были здесь и тогда это была не Ниагара конечно , но вода падала с верха и подойти вплотную не представлялось возможным. При всем при этом ,наличие влажности, создало в этом месте свой микроклимат и свой особый пейзаж , что мы и запечатлили на фото. Потом вдоль той же реки , добрались до впадения в неё реки Коклуз - Юхары. Решили более детально исследовать местность и отправились вниз к сезонному водопаду и его руслу с Ванночками, очень кстати фактурному месту, как оказалось. Узкое русло , изрытое такими небольшими колодцами на вымытых уступах и уходящее куда то вниз. Увидев на навигаторе природный объект под интригующим названием Скальная Розочка, естественно ринулись к нему. Наш путь лежал через гору Сырымлар , по заброшенным лесным дорогам , которые и привели в сосновый лес , растущий на гребне скал –это и была Скальная Розочка . Следующим обязательным пунктом нашего посещения, стала безымённая гора , на которой обозначены призывные: «Вид на долину» и вид на Севастополь». К ней ведёт тропа, под жизнеутверждающим названием- «теряется», мы не стали теряться и практически на ощупь , по ориентирам , буксуя по брёвнам и камням , выскочили на вершину. Ввиду тупиковости маршрута , а получение эстетического наслаждения как говориться «требует жертв», пришлось пожертвовать линейностью и спускаться по своему же треку. Теперь наш путь лежал к развалинам Илькинского средневекового храма , потом средневекового гончарного центра Илька и в конце мы проехали древний перевал Илька . Прикоснувшись к древности , двинули на спуск , к озеру в Богатом Ущелье. Местность оказалась активно посещаемая всеми представителями исповедующими внедорожный досуг , от эндуристов с квадроциклистами , до групп Уазоводов , штурмующих колеи и подъемы. Мы же объехали озеро, снова пересекли вездесущую , но маловодную реку Суаткан и через стоянку Бельбекская инициатива, обошли посёлок по лесу. Прошли вверх к родникам Текне и Сокур , сделав кольцо через заброшенную ферму и спустились к реке Коклуз -Ашаги, в местности под названием Две Сосны. Теперь вверх до 24 маршрута и по нему до с. Подлесное, через могилу Святого Эскандера , краем заехали в Новоульяновку и уже по своему треку, вернулись в Куйбышево. Так и завершилось наше познавательное путешествие, но скоро будет следующее, так что как говориться:"далеко не расходитесь"!
Я бы назвал эту поездку «уплотнительный и видовой маршрут , планируемый для поездок на электромотоциклах». Все потому, что мы выбрали местность , сложность преодоления и общее время на прохождение , целиком соответствующее принципу турэлектроэндуро. Белогорские края ,в этом смысле благодатный регион , не такой культово-посещаемый как Южный берег , но при этом , по интересным и красивым местам ,даст фору многим другим. Итак , в преддверии открытия шоурума Экомото и в качестве наработки целевых маршрутов ,для путешествий на электромотоциклах, мы отправились в поселок Красноселовка. Это удаленное селение , расположенное на дороге к Приветненскому перевалу , является также местом, откуда начинаются многие живописнейшие ,лесные пути и тропы. Заведомо проложив примерный кольцевой маршрут, внеся в него несколько видовых мест и столько же достопримечательностей , при этом стараясь не усложнять прохождение хардом, «картинка сложилась» и старт «наметился» в границах села ,напротив Красноселовских дольменов. Поднялись по полкам, соснового леса к дольменам , можно сказать прикоснулись к древности и дальше по дороге, позже превратившейся в тропу над обрывом , переехали несколько русел рек и так уперлись в тур стоянку Бойсу, на 174 тур маршруте. Снова лесные дороги разной, степени «посещаемости», по которым мы удачно добрались до каменной дороги, практически безальтернативного подъема, на горный массив Караби , этого региона. По данному скальному зигзагу ,мы ездили и раньше на джипах и в бытность наличия квадроцикла , тоже его форсировали, но каждый раз все выглядит по новому. Ничего особо сложного в подъеме нет, такой себе каменный серпантин ,ведущий на вершину. А вот с нее открывается вид на весь горный массив, укрытый шапкой леса ,на десятки км и только ради этого стоит сюда подняться. На верху оказалось ветренно и прохладно , да и само плато нами объезжено неоднократно, поэтому двинули на спуск . Переехали на другую дорогу ведущую вдоль cамого плато , как бы закольцовывая общий маршрут для будущих поездок , ушли круто направо вверх, краем объехали родник Куш-Дере-Чокрак, гору Кара-Тав и так снова выскочили на открытую часть Караби . В планах ничего не поменялось , плато по прежнему было вне зоны наших интересов и мы опять пошли по его краю, в сторону замыкания круга. Так на пути появилась тупиковая точка, безымянного скального массива , расположенного на открытой местности и находившегося правее нашего запланированного трека , но мы решили все таки на нее отвлечься и не пожалели. Оказалось очень красивое и фактурное место, чем мы собственно не преминули воспользоваться , проведя фотосессию, такой себе аналог «короля льва» на вершине скального уступа. Возвращаемся на основную дорогу, проходим рядом с горой Гяур-Кая (неверная гора) и упираемся в русло реки Тонас и кемпинга на его берегу. Сразу же пересекли 179 маршрут и уже вдоль ручья от родника Алакат-Чокрак, доехали до очередной запланированной точки - столба Велеса . Деревянный столб, на котором вырезан силуэт древнего божества славян, по крайней мере так думали те, кто это делал, забетонирован в землю , расположен на возвышенности и виден издалека. Ниже по склону виднеются полукруги святилища ,в виде площадки, покрытой глиной или вымощенной камнями. По всем правилам , капище восточных славян, строилось рядом с идолом , но располагались за пределами многолюдных жилых поселений. Здесь же ,прямо внизу, находится горный пансионат Светоч и похоже именно его постояльцы, частенько наведываются к этой достопримечательности. Мы спустились к дороге и проехали рядом с центральными воротами базы отдыха , где заметили еще два похожих идола «охраняющих» въезд на территорию, а на другой стороне оврага еще одного. Так что тут все «овеяно» древней славянской культурой. Наша следующая цель –Ускутский водопад, точнее даже каскад водопадов в ущелье реки Ускут, вот к ним мы и отправились. Для этого пришлось сделать практически полный круг, объехать достаточно обширную территорию Светоча и по тропе отправиться вверх по оврагу , образующему внизу, русло реки Ускут. Тропа оказалась очень зыбкая , хотя видно что кто то ее пытается поддерживать в «проходимом» состоянии , на поворотах и сыпунах сделаны подпоры , но так же видно , что природа активно пытается от тропы избавиться . В качестве альтернативы , на другой стороне оврага есть еще одна тропа и там наблюдалась определенная активность , народ с канистрами сновал туда сюда и даже был слышен звук мотоцикла. Очень медленно, можно сказать «на мягких лапах» , прошли узкую искусственную полочку, заехали в лес , где тропа петляла уже между деревьев и свернули правее к самому водопаду. Конечно нынче это просто ручеек стекающий по каскадным ваннам , вымытым в известняке , но если включить воображение , то можно представить как это выглядит ,когда река полноводна . Снова вернулись на тропу идущую вверх , в одном месте пришлось перескакивать такой себе полутораметровый уступ, благо расположенный под положительным углом и уже через родник Деликташ, поднялись на дорогу Приветнинского перевала .Немного по дороге и на Подковке , рядом с памятником партизанамушли вверх по тропе, решили доехать к началу зарождения реки Ускут. Этот кусок оказался абсолютно некомфортный, по крайней мере для путешествий на электромотоциклах , сплошные ряды поваленных деревьев и отсутствие перспектив на пути. Тем не менее мы прошли гору Умер-Чобан-Аланы, мимо кемпинга Павло-Чокрак , на начале реки Кучук-Карасу и вдоль 188 маршрута ,идущего на Верхний Кокасан, объехав Филиппов сенокос ,уже по 181 маршруту, доехали до родника Хотибин-Копуру. Снова вернулись на дорогу Приветнинского перевала , по пути немного пошалили, заскочив на накатанный подъем , увиденный прямо с дороги , так и заехали в Красноселовку. На этом прокладка маршрута для электро тур эндуро подошла к своему логическому заключению , внесем небольшие поправки и можно катать. Ну и конечно не забываем о бережном отношении к природе Крыма.