А вот эта поездка настоящий симбиоз , такой себе сборник из необходимых действий на перспективу, которую с одинаковым успехом можно было внести и в раздел «эндуро тренировки, своя метода». Хотелось поехать недалеко,но что бы поучить курсанта новым, для него упражнениям, при этом неплохо бы сверстать видовой и интересный маршрут ,для будущих катаний на электромотоциклах. Методом анализа и сравнения ,выбор пал на одно из самых фактурных мест Крыма –окрестности Белой скалы. Нынче , по трассе Таврида , 30 км стало совсем быстро и не далеко, так что буквально через «пол часика» мы уже позировали на фоне известной достопримечательности. После апрельской «активно-карантинной» поездки , когда мы приезжали сюда посмотреть, не прошла ли очередная трасса через Белую горную гряду , а то в наше время это быстро делается. Тогда ничего особенного мы не обнаружили, заметили только что дорог в округе действительно стало больше и не только проделанные авто , коровы с осликами и лошадьми,тоже приняли в этом «обустройстве», самое непосредственное участие. Но сейчас мы просто офигели, от активности всех и вся! Автобусы, авто всех мастей, все те же животные , везущие народ туда-сюда, вдоль горной гряды, пыль столбом, а где то в глубине сада , возле реки, слышен голос в микрофон ,вещающий о начале какой то развлекательной программы. То есть все признаки активно посещаемой достопримечательности «на лицо». Ну гряда то действительно живописная и вошла в историю не только государства Российского , но и в гораздо ранние периоды. Здесь в большом количестве находятся стоянки неандертальцев, позже , Ак-Кая была местом казни приговорённых к смерти, которых сбрасывали вниз со 100-метровой высоты, практически как в Спарте слабых младенцев. Немудрено что люди хотят запечатлеть Белую Скалу в своей памяти, ведь именно здесь князь Долгорукий и крымский хан Сагиб-Гирей, подписали договор, согласно которому, Крым становился независимым от Турции Ханством. Это та местность, где князь Григорий Потёмкин-Таврический, принимал присягу крымской знати на верность Российской империи, после чего Карасубазар, современный Белогорск, стал административным центром Крыма. А сколько фильмов снято в этой местности, не перечесть! Так что мы тоже прониклись значимостью Белой Скалы и запечатлели себя на местности. Нас интересовали существующие тропы и направления , идущие вне туристических маршрутов ,туда мы и отправились. Местность эта изобилует всевозможными эндуропрепятствиями, буквально «напичкана» разнообразнейшими подъемами, «посыпана» огромным количеством разнокалиберных камней и все это разнесено на несколько десятков километров. По традиции мы поднялись на верхнюю часть Белой Скалы, окинули взором все вокруг, а видно на самом деле далеко , катнули к подножью с другой стороны и поднялись на «коровью» тропу ,вдоль среза горы. Тропа идёт вдоль скального основания, реального геологического образования и здесь даже можно увидеть окаменелости рыб и наутилусов, живших тогда, когда Белая скала была на дне древнего моря. Для молодого эндуриста «держаться» на постоянно меняющейся тропе ,оказалось сложновато, к тому же некоторые препятствия на пути , типа камня, практически прижатого к скале , сильно затрудняли и так не простое путешествие. В одном узком месте Глеб все таки сошел с траектории, непосредственно с полки,пришлось спускаться и пробовать вернуться уже с подножья. Несколько попыток позволили в лучшем случае прорваться на середину общего расстояния до тропы, в худшем, Глебу удалось исполнить красивейший кульбит. А в это время , по нижней дороге , на контрасте, брели себе спокойно лошадки ,везущие мирно раскачивающихся в стороны, довольных туристов. Что бы не стать невольным развлекательным аттракционом , для прогуливающихся зевак , мы отправились еще дальше , туда куда не заезжают авто и не доходят лошадки, по гребню , через Тавриду на другую сторону. Так, через верха горы Аджилар , рядом с большим сооружением , местной не достопримечательностью- железным ретранслятором, по верхнему переезду прошли Тавриду и уже по гребню горы Аблянма-Кая, ворвались в лесной массив. Небольшая «передышка» по каменным лесным дорогам , с попыткой нарушить «идилию» , съездом к обрыву , в итоге привела на тропу вниз , к подножию горы Бурундук –Кая. Конечно мы не удержались что бы не заехать к монументальной надписи «МИР» на склоне горы, хотя курсанту желания оказалось маловато , а я «не заметил потери бойца» и «очнулся» уже в «МИРе». Когда мы снова воссоединились , у нас на горизонте «выросли» необъятные просторы , ограниченные только отвесными скалами с одной стороны и узкой ленточкой ,петляющей речки , с другой. Двинули между ними, частично повышая скилы заездами на «неожидано» появляющиеся препятствия, чему собственно, были рады несказанно. Так , зигзагообразно мы и доехали до своих доставщиков, а вокруг Белой Скалы только нарастала туристическая волна, к вечеру народу стало только больше, ну а нам надо уже «отчаливать» домой, на Симферополь. Что хочется сказать в заключении, как обычно: Берегите Крым , он у нас такой один!
Снова мы на маршруте и в этот раз хотим пройти «исторической тропой», по которой ходили многие известные люди, но по воле случая, названной в честь одного писателя -Александра Грина. Когда то мы уже катались по тропе Грина , точнее по ее части и вот нынешнюю поездку решили посвятить максимально полному проходу, по этому пути.Ввиду не большой протяженности тропы Грина , взяли так называемый запас по километражу и определили старт из с. Грушевка, не далеко от древнего Храма, который тоже вошёл в обязательные объекты для посещения. Нынешний доезд по Тавриде ,позволяет даже не описывать это быстрое действо , ну разве что стоит отметить творчество художников объединения Таврида Арт, которые разукрасили основания мостов ,придав трассе некой зрелищности. Через совсем небольшое время, мы уже парковали доставщиков на окраине поселка Грушевка . Остановились прямо на границе с лесом , нашли малозаметную тропу и по ней домчали до свежепостроенного забора, ограждающего новые сады и виноградники. В первом удобном месте переезжаем трассу Белогорск-Старый Крым и движемся в направлении озера Такетсу , вдоль одноименного ручья . Обойдя местность Высокое, СПК Зарю ,стали вдоль реки Сухой Индол. Рядом с рекой прошли до горы Лысой, ниже горы Туар-Алан, пересекли 205 маршрут и попали на шикарную промоину-тропу , которая срезала нам путь, до Водяной балки. Местность живописная , балка , куда сходятся несколько водных артерий, одна из которых ведёт к тупиковому и что необычно, безымянному водопаду. Вот к нему мы и отправились, вдоль небольшого , зато с водой русла , по живописнейшей тропе . По пути прошли Термический источник , кстати со стабильной температурой воды в 20 градусов всегда, по виду ,такой себе мини водопадик «Серебряные струи» .Потом перескочили заросший мхом , живописный уступ и уперлись в полностью сухой , каменный порог , который когда то был водопадом. Сделали несколько фото присутствия , и по этой же тропе вернулись назад, к Водяной балке .Теперь , через местность Разоренный Отуз, объехали озеро и мимо гор Куш-Кая и Ардын-Кая , поднялись на хорошо нам известную Дырявую гору. Эта гора стала традиционным полигоном ,для тренировки навыков, в достаточно крутом подъёме , да ещё и по разнокалиберным , невидимым камням . Каждая наша поездка в эти края, так или иначе проходит через эту гору и мы всегда пользуемся этой возможностью , для повышения скилов и попутно наслаждаемся видом с верху. Именно оттуда мы узрели узенькую тропку, петляющую по верхушке горной гряды , в направлении моря , по ней и отправились. Так добрались до горы ,под звучным названием Татар -Хабурга, с которой уже открывался шикарный вид на Коктебель. Вдали , в противоположном направлении , виднелась гора Коклюк , а на ней известная достопримечательность этих мест - полу ротонда «Звездопада Воспоминаний», вот туда по прямой мы и повернули свои колеса. Решили не объезжать по дороге и поднялись к Звездопаду напрямую , по каменистому направлению, где пришлось изрядно напрячься , особенно на полках под самым верхом. Тем не менее подъем был взят ,но наверху оказалось огромное количество людей на самой беседке , да и вокруг , поэтому пришлось делать фото со стороны . Тут же очередное удивление - к беседке уложен новый асфальт и созданы парковки , так что к ротонде теперь можно подойти только пешком. Мы же переехав асфальт , сразу спускаемся вниз , к озеру с прикольным названием Фундучек и по границе горы и леса ,местности Артмутлук , объезжаем одноименное озерцо. Прорвавшись через густые заросли кустарников и рядов искусственно посаженного можжевельника , наконец то стали на Тропу Грина. На сегодня тропа превратилась в наезженную дорогу , но местами наблюдалась определенная старина , в виде каменных крепидов на поворотах , на удивление сохранившихся по сей день . Так прошли практически весь путь писателя из Коктебеля , свернули на 206 маршрут, в направлении местности Бака -Таш и доехали до памятника Героям десантникам, где стали на 204 тропу и по ней добрались до монастыря Сурб -Хач.Хотели зайти внутрь , но огромное количество паломников , забитая парковка и наш «боевой» вид , учитывая что мотоциклы и шлемы пришлось бы оставлять далеко ...заставили продолжить маршрут. С асфальтной дороги ушли налево вниз , по малозаметным тропам, уперлись в реку Сухой Индол и уже по ней, пересекли основную трассу .Снова вернулись к руслу и вдоль него , по активной , местной гравийке, на которой кстати находится, очередная не достопримечательность- памятник расстрелянным революционерам. Ну а дальше прямая в Грушевку , посещение древнего храма Знамения и в обратный путь на Симферополь. В заключении как обычно: «Берегите Крым ,он у нас один!» и фото одного интересного растения, «попавшего» в наш объектив.
В прошедшее воскресенье наш эндуро порыв остановил дождь , но «неожиданный» выходной в день Народного Единства , предоставил возможность не терять неделю и восполнить запланированный график поездок. Именно «предоставил возможность» , так как погода с выходных не улучшилась , больше того дождь с утра ,просто заливал столицу Крыма и это при том, что гидрометцентр обещал небольшую облачность, не более того. Второй раз отказываться от поездки не стали, тем более наступил «дежурный эндуро день» , выездной тренировки с молодым курсантом, поэтому решили найти регион , с более благоприятными погодными условиями. Выбор пал на Бахчисарайские края , а что бы не «забуриваться» со старта в глушь и попутно с обучением , замкнуть недалекий маршрутец, для электроэндуромотоциклов , стали у подножья известной горы Крокодил.Стартовали по пешеходной тропе вверх и стали на «хребет» Крокодила, точнее его хвостовую часть, а дальше по всему «телу» , через «голову», спустились прямо к «пасти». Сразу же переехали на следующую возвышенность и уже петляя между кустами можжевельника ,поднялись на вершину горы Чобан-Кая. Проехались по «залысине» с известняковыми «изваяниями» , с высоты насладились живописными видами и уже по сыпучему спуску , попали …на стихийную свалку. Это варварство расположено в ложбине между горами , в действительно красивом месте , как такое могло произойти ,в голове не укладывается. Мы буквально по битому стеклу и пластиковым бутылкам, «прорвались» на выход, а пешеходная тропа ведет именно так, других путей замечено не было. Картина оставила горестные впечатления , ну а мы спустились в самый низ , непосредственно к границе леса и равнины , к грунтовой дороге ,идущей по полю. Перед самой поездкой, определяя регион исследований , мы выбрали лесной массив , такой себе условный треугольник , между дорог на Соколиное с одной стороны и на Терновку, с другой. Окончанием , третьей «гранью» этого треугольника, стала Новоульяновка, с озером и ручьем ,идущем к нему. Эта местность буквально испещрена горными хребтами , которые со всех сторон окружены достаточно густым лесом. К тому же здесь же находятся пещерные города ,такие как Мангуп Кале и Сюйрень , монастыри , святые источники и Сфинксы Каралезской долины. При том, что мы были в этой местности неоднократно, каждый раз находим для себя что то новое и интересное. К тому же новый член нашей команды, был здесь впервые и для него, все что мы посещали, было в новинку. Дальше двинули по выбранному направлению, в поиске тропы к горе Трапа. Несколько попыток нашего курсанта подняться к скальному массиву успехом не увенчались , при том что и нам с Денисом, пришлось «упираться» , решили немного облегчить маршрут. Берём курс на гору Чардаклык и по глухому лесу , стараясь держать направление , иногда совпадающее с существующими тропами и … уперлись в край обрыва. Сверху уже виднелась Новоульяновка, а это значило что мы добрались до «грани» выбранного треугольника.Теперь вдоль скалы, двинули в сторону Сюрьенской крепости , надо же показать младшему древнее византийское фортификационное сооружение ,хоть и частично , но сохранившееся до наших дней. По каменным дорогам , в это время года оказавшимися очень скользкими ,добрались до башни, расположенной у ворот крепости, где и провели подтверждающую фотосессию, в основном конечно, для нашего молодого курсанта. Теперь уже по нижней тропе , мимо мужского монастыря Святого Великомученника Феодора Стратилата , уперлись в чайхану в с. Малосадовом,где возле мультяшных скульптур сделали потешное фото. Немного зигзагов и петляний , поднялись по полкам на гору , но по причине «исчезновения» направления ,пришлось достаточно экстримально спускаться к реке Бельбек . Когда оказались непосредственно в самом, каменном русле, то увидели промытые водой , глубокие каналы , которые при неспешном переезде, «поглотили" бы переднее колесо мотоцикла, целиком. Ввиду невозможности «срыва» из за скользкой поверхности ,пришлось искать «броды и мели» , чтобы выехать на другую сторону реки. Зато на другом берегу, появилась дорога , которая и привела нас прямо к «голове Крокодила», где мы переехали на другую сторону хребта и по нему вернулись к машине. В заключении провели парочку тренировок по взятию подъёмов и на этом общее путешествие ,подошло к своему логическому заключению. На этом пока все и Берегите Крым ,он у нас один!
Эта поездка планировалась как исследование местности вокруг Топловского монастыря, но в итоге получился такой себе «кабанчик» ( контур общего трека очень похож на очертания дикого кабана).Стали параллельно трассе Белогорск-Старый Крым ,на грунтовой дороге , недалеко от кафе «в гостях у Наримана», по сути , между Тополевкой и Учебным. Сначала Вдоль русла реки Мокрый Индол, по правой ее стороне , прошли около км, пересекли реку и взяли курс на родник Георгия Победоносца. Когда то мы уже были в этих местах, посещали источники, коих в этой местности не мало, но сегодня цели стояли другие. После прошедших дождей ,в лесу веяло прохладой и сыростью, хотя ехать было достаточно комфортно и особой грязи не наблюдалось. Но только мы решили подняться выше , по направлению к горе Тау –Баши , сразу же прочувствовали неудобство , в виде сырой листвы, на не менее сыром грунте. Тут же «подоспели» мокрые бревна, корни, крены и картина «заиграла новыми красками». Пришлось немного упереться , потом малехо поваляться, но все равно,наши потуги успехом не увенчались , поэтому на середине подъема ,повернули в направлении Источника Трёх Святителей. Нашли тропу , которая «провела» нас между источником и горой Топшан , дальше берём прямую линию, в направлении Воровского фонтала и через него уходим к горе Куркушлу-Оба . На вершине этой горы, на Феодосийской высоте, размещен Памятник "Партизанский пулемет" , в память о героях - крымских партизанах Феодосийского и Судакского отрядов, которые воевали здесь с фашистами, в Великую Отечественную войну. Заезд на вершину оказался не таким легким как мы планировали, а когда то мы посещали памятник, только заезжали с другой стороны и тогда тропа была более проходимая. Уже на верху , посетили сам памятник, написали отзыв в специальной тетради, заботливо уложенной в металлический пенал и отправились дальше по маршруту, теперь уже на спуск к партизанской стоянке. Снова берём прямую , через горы Биюк—Бурун и Казас-Алан, недоезжая Переваловки , закольцовываем маршрут , повторяя контур трассы Белогорск-Старый Крым , только по лесу. Пересекаем реку Бек -Алан, потом реку Курты, теперь уже через местность Курт, такую себе возвышенность- залысину , с которой открывается шикарный вид на гряду, идущую от Белой Скалы и берём курс на с. Опытное. Помятуя опыт прошлой поездки и нечаянного заезда прямо в Топловский монастырь , берём глубже в лес , что бы объехать с. Учебное и уже став на свой трек, спустились практически к трассе. Пропетляв между жилых домов , через заброшенные сады , сначала поднялись на безымянную гору , с которой виден Топловский монастырь .Спустились и объехав хаотично построенные жилища, попали на два небольших пруда с кувшинками , вокруг которых оборудованы поляны отдыха . Увидев отдыхающих , уютно разместившихся за деревянными столами , специально установленными здесь для этих целей, мы решили объехать их и выскочили прямо к нашим доставщикам, таким образом замкнув «контур кабанчика». На этом пока все и Берегите Крым, он у нас один!Сегодня вместо традиционных фото "цветов в ладонях" размещаем трек ,очень похожий на "кабанчика".
Я бы назвал этот маршрут «поездка между поездок ,или трек в треке» , так как мы его прошли в тесном соприкосновением с несколькими ранее пройденными.При этом сам регион очень благодатный и живописный , собравший в своем периметре, практически все природные фишки , разве что кроме моря. На самом деле , не много в Крыму мест , отдаленных от туристических маршрутов и одно из таких, это окрестности с. Пчелиного , а доехать до него , с «цивилизации», надо еще постараться. Чтобы замкнуть «классический эндуро круг» , вписаться во временные рамки «от рассвета до заката» , а солнце осенью садиться рано, начали «присматриваться к месту парковки еще с Белогорска. На Крепыше с прицепом , спустились с трассы к мосту , параллельно дороге на Красноселовку, переехали реку Биюк-Карасу и вдоль неё добрались до водохранилища , где нынче сосредоточены большие силы Российской армии , участвующей в подаче Белогорской воды, на засыхающий Симферополь. На самом деле , столько армейских приспособлений , рассредоточенных вдоль водохранилища , спец транспорта и насосных станций ,к тому же собранных в одном месте, лично мне, ранее видеть не доводилось. Стало понятно наша Армия не только нас бережет , но и спасает от засухи, это нынешняя реальность. Напротив с. Криничного мы наконец то нашли пристанище и перевоплотившись из автомобилистов в эндуристов,отправились по левому берегу Биюк-Карасу, вдоль чаши самого водохранилища. Обошли по левой стороне ,сверху Карасевку , пронизали сильно заросший терновником участок , закрывающий проезд к горной гряде , в этом нам сильно помогла "новоявленная"мачете и уже на верхушке лицезрем оставшиеся сзади, разработки Ульяновского известнякового карьера. Дальше прошли через гору Баши, оставив далеко слева, село Головановку. Внедряемся в лес и по тропе выскакиваем к одиноко стоящему у подножья горной гряды, фермерскому домику. Обойдя поместье по его забору , сразу же свернули к хорошо видной горной гряде , «торчащей» из лесной шапки. С этого места и начался маршрут «по коровьим тропам», так как именно здесь проходят «миграционные» пути этих парнокопытных. Эту местность без преувеличения можно назвать «коровий рай» , тут коровы как в Индии, священные животные и ходят там ,где им заблагорассудиться ,круглый год, не взирая ни на что. По их следам мы прошли горы Рбек-Баши и Коркалы-Оба и уже через Джельтермен-Баши, взяли курс на с.Пчелиное. Ввиду сильно пересеченного рельефа , транспортное сообщение здесь практически отсутствует, туризм в зачаточном состоянии , это и сподвигло местных жителей, ВСЕХ окрестных селений , в радиусе 3х десятков км от Пчелиного, разводить коров. В итоге крупный рогатый скот, вытеснил из природной среды обитания диких «коллег» , натоптал себе пути-дорожки , в том числе по верхушкам местных гор и по сути стал «первопроходцем» для последователей , в том числе и людей. Да, да, за коровами пошли пешеходы ,а не наоборот, хотя и не везде конечно они могут пройти за рогатыми, но факт остается фактом. Коровы хоть и не большого ума животные , но идут по пути наименьшего сопротивления , а ввиду не малого веса протаптывают в грунте целые «русла» и что интересно небольшой ширины , не более 40см. Коровью тропу видно хорошо , она не заростает , а вот когда «выходит» на голые камни, а как правило животные идут в горы ,на свежую травку, тропа немного теряется , но ее направление можно определить по …многочисленным «лепешкам» вдоль маршрута. Именно следуя по «продуктам жизнедеятельности» крупного рогатого скота ,в местах отсутствия каких либо ориентиров, мы и находили проходы в «каменных джунглях». Само неоднократно посещаемое село Пчелиное ,прошли по внутреннему краю, по ущелью между гор, через ручей Церик-Узень и уже по дороге , пройдя очередной ручей Молбай-Узень, снова внедрились в лесную чащу. Коровы конечно получают удовольствие от продирания сквозь разные кустарники, чего не скажешь о нас, более того они могут проползти через болотистую местность и даже через водоем, что мотоцикл сделать не может. Тем не менее ехать по «коровьей» тропе, в неизвестной местности, оказалось лучше ,чем прорываться наугад. Так «коровий путь» провел нас через родники Тепречиккан-Чокрак 2 и 1, Бурсуклу-Аланы, пересек ручей Сохмак и «вывел» к местности Таш Хора, напротив Ольховки. Что бы маршрут не выглядел сильно «рваным», закольцовываем его на Алексеевку, где снова пересекаем реку Тонас и уже вдоль ручья Подбучина и речку Сартаны , поднялись на гору, над самой Алексеевкой . Обойдя гору Лысую, пересекли несколько перпендикулярно идущих лесных дорог и взяли направление к местности Алчин. По ходу , все тех же коровьих троп , поднявшись на очередную высоту , увидели внизу огороженный сигнальной лентой , большой и заросший кустарниками участок , на первый взгляд ,бесхозной земли.Внутри «ограждения» мирно паслось немалое стадо лошадей , но так как «наши коровки» вели именно на него, туда мы и направили свои колеса. При попытке пройти сквозь «хилое» ограждение , были сильно удивлены «отрезвляющей силе тока» ,идущей по тонкому проводу , параллельно сигнальной ленте. Чуть больше об этом маленьком недоразумении, описано в наших эндуроисториях. Увидев на карте оригинальное название горы -Крым, не удержались от соблазна на нее заехать, так сказать "увидели Крым с Крыма". Уже параллельно своему треку , с другой стороны трассы Белогорск -Красноселовка ,доехали до обрыва и уперлись в Ульяновский карьер. Пришлось спускаться прямо внутрь разработок и выезжать через центральную проходную, удивлению охранника не было предела. Сразу за проходной , по тропе , «ныряем» вниз и в очередной раз переехав реку Тонас, пересекаем трассу, срезаем угол через поле и так замыкаем круг у своих доставщиков. На этом все, спасибо коровкам , хоть и не везде прошли беспрепятственно , зато живописно и познавательно. Так что Берегите Крым –он у нас один!
Ну вот , в Крым пришла холодная погода , а это значит , что надо ехать по местам , где в сезон активно ходят пешие туристы. Туда , куда хотелось попасть , но создавать неудобства людям , в прохождении сложного маршрута , в летнем сезоне совсем не хотелось. Мы отмечали такие тропы , в своём блокноте ,так сказать с перспективой посещения «на зиму» и вот наконец то пришло время реализации планов. В рамках моего же способа определения Крымской погоды , в день выезда, без привлечения пресловутого Гидрометцентра , серое небо Симферополя, никак не повлияло на наши планы- едем на ЮБК,там должно быть солнечно. На Ангарском перевале , прямо напротив поста ГАИ , откуда просматриваются обе стороны , Симферопольский район погрузился во тьму , а Южный берег блистал в лучах яркого солнца. Именно в этом месте , данный «феномен» снимали на фото и видео многочисленные зеваки , поворачивая камеры то в одну , то в другую сторону. На фоне подтаявшего первого снега это выглядело забавно! А внизу вместе с солнцем бушевал ветер , море тоже было «волнительным» , теперь стояла задача найти тихое место , где мы бы могли переодеться и начать свою «регату». В районе Алупки, недалеко от основной трассы , нашли живописную полянку , где и разместили наших доставщиков, в относительном комфорте. После переоблачения ринулись искать проходик в направлении горной гряды и нашли его пройдя через виноградники , в районе Касимовки. Стали на Еврейскую тропу и через озеро Шаан-Кая, двинули вверх до тропы Жидовского, а по ней уже уперлись в Воронцовскую тропу. Взяли левее , по горельнику , через видовую площадку на Симеиз, и родники Симеиз- Текне и Эски-Богаз , выскочили на плато. Увидели в навигаторе 48 турмаршрут, петляющий вдоль обрыва скалы ,стали на каменную тропу и через верхушки гор Беш-Текне , Спирады и Морчека, обойдя гору Кастропольскую , остановились на привал , рядом с тур стоянкой Балчик. Чем выше мы поднимались , тем становилось холодней и ветренней , а на самом верху вообще оказалась зима и мороз- замерзла даже вода в поилках. К пронизывающему холоду добавился снег и гололёд , так что условия ...для прогулок пеших туристов были далеки от идеальных , что собственно и было нам нужно. Хотя ехать по скользким камням , с значительными перепадами высот , в том числе через лесные участки , было тоже не сильно комфортно . Хорошо что мы подготовились к такой погоде , термобелье и куртки , были очень кстати. Так мы и доехали до горы Мердвен-Каясы, предварительно сделав небольшой познавательный кружок, через памятник партизанам , на месте зарождения реки Боса и направились к основной цели нашей поездки- Чертовой лестнице. Из открытых источников , в том числе на нашем сайте , было известно , что Чертова лестница достаточно популярное место у туристов , в чем собственно мы убеждались в прошлых поездках, подъезжая к ней сверху. Тогда мы даже немного разведали маршрут, спустившись на пару десятков метров вниз пешком и остановило нас, только большое количество туристов, осуществляющих подъем. Позже узнали ,что Чертова лестница была расширена древними римлянами в начале нашей эры и стала не только проходная , но даже проездная. Как мы уже не раз убеждались , на примере разных дорог , после римлян никто ничего не строил , к тому же природа и время внесли свою лепту в разрушение ранее возведённого , лестница была не исключением. Являясь самым коротким путём от моря в горы , Чертова лестница была практически безальтернативным , к тому же живописным путём , по которому люди ходили вглубь полуострова. Со временем дорога , под воздействием обвалов, селей и землетрясений, превратилась в тропу, а позже в обвальное направление. На отрезке пути длиною в километр, образовались , порядка 40 извилистых поворотов, в некоторых местах подъем составлял 15-20 градусов ,с уступами до 2х метров, не зря маршрут называют «лестницей для гигантов». Чтобы преодолеть все это , туристам надо иметь хорошую физическую форму, вот и мы решили проверить свои кондиции , «утяжелили» себя мотоциклами и отправились на спуск. К тому же , где то там , внизу, расположены остатки средневековой крепости, контролировавшей когда-то проход через горы – фундаменты дозорной башни и часовни, хотелось взглянуть и на них. Большую часть общего пути мы «вели коней под уздцы», изредка присаживаясь в седло, были участки , где спускали один мотоцикл вдвоём , держа его с двух сторон , практически на весу, добрым словом вспоминая римлян и злым «работу» стихий. В одном месте , «протабанив» поворот , поставили мотоцикл в «вертикалку» и только неожиданная помощь проходившего мимо туриста , позволила вернуть мотик обратно на тропу. Этот неординарный случай описан в наших эндуро историях. Только где то в середине , появились очертания действительно пути , а не направления , такие себе граничные камни и даже лавочки для уставших путников. Напряжение от преодоления препятствий ,напрочь выключило любознательность , поэтому фундаменты крепости мы пропустили, к истории прикоснуться не удалось. Зато удалось найти рубикон, до куда доходят , те кто поднимаются ,а вот дальше идут только те ,которым...ну сильно надо. Мы же движемся на спуск , поэтому тяжелый участок остался позади и теперь наконец то в седле ,заканчиваем маршрут , возле арки ,с размещенным на ней названием Чертова лестница, или Шайтан Мердвен. Кстати название этому пути , дали многочисленные путники, особенно с тяжелым грузом, которые проходя через перевал , постоянно спотыкаясь и соскальзывая на камнях, нередко поминали нечистого… и мы с ними солидарны. Выдохнув с облегчением , все таки полтора часа шли несколько сотен метров и сделав фото в арке входа, двинули в обратную дорогу. Теперь наш путь лежит у подножья скальной гряды ,по асфальтной дороге 35К022, напротив посёлка Олива. В постоянном поиске ухода с асфальта, на альтернативные направления , прошли минеральный источник Жабья радость и немного не доезжая до родника Колеми-Козю, нашли тропу налево вверх ,к горе Биюк-Исар. Случайно «нарываемся» на хорошо оборудованную тропу , с информационными табличками и скамейками и по ней , с комфортом , добрались к озерам .Теперь , через родник Суук-Су, параллельно тропе Эски-Богаз 48, проходим рядом с Третьим озером и горой Измолос. Лесная дорога привела к соединению с нашим треком, в районе видовой площадки на Симеиз , но тут мы ушли левее, на Воронцовскую тропу ,ведущую на верхний горельник ,к памятнику Тареевым .О трагическом случае произошедшим с лесничими , мужем и женой и установке памятника этим людям , есть в нашем разделе , о не достопримечательностях Крыма. Возвращаемся обратно к тропе Жидовского , вниз , потом по все той же «Еврейке» , через озеро и памятник жертвам красного террора, о нем , кстати, есть отдельный очерк, в разделе недостопримечательностей Крыма. В заключении через виноградники спустились к трассе , к месту стоянки наших доставщиков и на этом увлекательный прохватец , подошёл к своему логическому итогу.Сам спуск с Чертовой лестницы обязательно внесем в список "самых тяжелых маршрутов Крыма", ну а у нас остался только доезд до Симферополя , с остановкой на традиционные «кофе с мороженным» и ночная столица на горизонте.
В этот раз решили катнуть по месту, что то давно не посещали ближайшие эндуро окрестности. Выбрали Перевальное ,недалеко от Крещенского родника, с целью освежить память тропами нижнего и верхнего плато Чатырдага , но к нашему удивлению местность оказалась «оккупирована» пешими туристами , поэтому пришлось оперативно корректировать планы. Ближайшая к нам «альтернатива» , была конечно Чебуречка , более того ,там же где-то , собрались эндурить наши коллеги, поэтому долго размышлять не пришлось. Ринулись вниз к р.Ангаре , прошли немного вдоль трассы , «нырнули» в водосливной канал р. Курлюк-Су, напротив трансформаторной станции и проехали по нему под трассой .Не сходя с выбранного направления становимся , сначала русло, а потом уже по 135 тур маршруту , доезжаем до «Мокрого грота» ,где и начинается тропа «Чебуречка». Что такое «чебуречка» ? На самом деле все просто - это место сбора и стоянки любителей эндуро , расположенное рядом с кафе «Чебуречная», вдоль трассы на Ялту, в посёлке Перевальное. Отсюда начинаются внедорожные пути-дорожки , практически во все стороны Крыма , но названием «чебуречка» удостоен один - вдоль реки Курлюк-Су, по тропе 135 туристического маршрута. Хотя это в принципе активный эндуро регион, поэтому не раз слышал, что «чебуречкой» уже называют местность от Заманы , по границе реки Егерлык-Су , до с. Чайковское. А то что регион «насыщен» труднопроходимыми препятствиями , с реками и запрудами , что в свою очередь притягивает как пешеходов , так и конечно эндуристов, мы убедились неоднократно. Можно с уверенностью утверждать , что пройти «чебуречку» молодому эндуристу , это как сдать некий экзамен, на базовые навыки управления мотоциклом. К тому же это «дежурный» и доступный полигон для Симферопольцев и «гостей столицы», на который можно приехать своим ходом, без доставки на прицепе. Все эти преимущества не оставляют выбора симферопольским эндуристам и они едут сюда от «мала до велика» , поодиночке и группами , с целью потусить и заодно повысить свои скилы. Вот так и мы попали в «чебуречную тусу», где наша двойка , за очень короткое время нахождения на одном месте преодоления подъема, «приросла» сначала десяткой знакомых коллег , а чуть позже двумя десятками представителей «китайской мотобанды»! Весь лес гудел как разбуженный улей, где эти «громкие пчелы» рассредоточились по лесу и жужжали со всех щелей. Немного пожужжав со всеми , преодолевая дежурные препятствия этого отрезка «чебуречки», мы обособились в отдельную , передовую группу из 11ти участников и отправились дальше по маршруту. Вернулись вниз к реке и уже по ее руслу двинули вдоль туристической тропы , местами обходя по склону завалы и каменные заграждения . Конечно ехать большой группой , это не парное преодоление , поэтому процесс немного затянулся , зато это позволило сделать фото в разных ракурсах . Сам маршрут изобиловал разнообразнейшими эндуро препятствиями , к тому же сырая погода внесла свою лепту , так что лёгкой прогулки не получилось. Тем не менее «отряд не потерял своих бойцов» , хотя несколько попыток отступления , всё-таки были, в итоге все собрались на поляне и с упоением обсуждали пройденный путь. Пока суд да дело , одни повышали скилы , путём форсирования подъёмов и прорыва вверх , другие мирно вели беседы, сидя на пеньках вокруг импровизированного стола , стало вечереть. Когда все собрались , снова в полном составе , двинули в обратную дорогу , через Заману, потом по 141 маршруту, до с. Чайковское. Мы с Денисом удостоились группового сопровождения аж до трассы , хотя коллеги могли повернуть гораздо раньше . С этого места мы двинули через трассу к своим доставщикам , парни же отправились к своим. Вот такой получился душевный маршрутец , в составе группы , по известным местам. Спасибо всем за компанию и до новых встреч, надеюсь на новых эндуро тропах, как и на новых , теперь уже электромотоциклах. Р.S В этой поездке Дима «Лысый» , как на тракторе, ехал на своей новой резине по реально скользкому грунту, что с подвигло нас поставить такую , именно для «Чебуречки», к тому же именно такое колесо лежит давно и мы не знали где его использовать. Спасибо Димон за показательный пример.
Мраморное – маленькая деревенька в Симферопольском районе, расположенная в пяти километрах от федеральной трассы на Ялту. Сотня жителей, ни одного магазина и медицинского пункта, зато тут множатся и ширятся ведомственные садовые товарищества, под тем же названием- СТ Мраморное. Вообще тут все связано с мрамором .Рядом ,на окраине села , расположен карьер по добыче бута и щебня – карьер «Мраморный». Во времена СССР и кстати по сей день, здесь добывают мраморовидный известняк, из которого облицовывали даже станции московского метрополитена , в частности станцию метро «Комсомольская». Овраг, в устье которого ведутся разработки карьера, называется Кырча-йылгасы («седой (довольно серый) овраг»), его верховья вклиниваются между Кучук-Таз-тау, Биюк-Таз-тау и Кушахлы-кая. Урочище, на территории которого ныне расположен карьер, называется – Таш-хора или Тас-кор («Каменная ограда»). Между этими двумя урочищами, по хребту, проходит туристская тропа на нижнее плато Чатыр-Дага ,к пещерам. В начале этого направления, мы и решили «бросить якорь», запарковав доставщиков рядом с тур стоянкой. Местность интересная и достаточно известная , бывали мы здесь не единожды, но каждый раз находим новые лазейки, что не может не радовать, ктому же позиционировали эту поездку, как ознакомительно-испытательную , сугубо для электрических Суронов. Не мудрствуя лукаво , объехали жилое строение и сразу ринулись вверх и правее, к вершине горы Бельбек-Отар, по лесной тропе. Интересная тропка, как раз для стартового испытания «электроника», где на коротком «плече» собраны разнообразнейшие препятствия , от каменных полок ,до лесных направлений, с корнями и бревнами , спрятанными в листве. Впечатления от возможностей электромотоцикла , будут в отдельном очерке, там действительно есть что рассказать и даже показать видео , но чуть позже. К тому же надо собирать данные для дальнейшего соперничества "розетки и бензоколонки". Ну а у нас получилось срезать через урочище Чумнох и обойдя краем Реликтовую рощу , с Барсучьей поляной , стать на накатанную грунтовку ,ведущую к пещере Мраморной. Сделали фото на фоне табличек направлений на пещеры и уже по одной из немногих асфальтных дорог в горном Крыму , а именно такой отрезок, ведет прямо к пещере Мраморной , уперлись в закрытый шлагбаум. Навигатор «кричит»- прямо, пришлось уважить прибор и по щели протиснуться на территорию пещерного комплекса, пронизать его насквозь и уже за забором, стать на маркированную тропу , 113 тур маршрута. Тропка узкая, каменистая, но достаточно активная и по сути безальтернативная , для подъема к пещере. Пару каменных полок , сыпучий спуск и такой же подъем , прошли на драйве и выскочили уже на двухколейную дорогу ,ведущую к карьеру. Надо было подвести промежуточные итоги электроиспытаний , обсудить сценарий второго, планируемого круга, поэтому двинули на спуск и обойдя карьер с левой стороны , спустились к машине. В процессе перезарядки и формирования направления движения , методом создания трека будущего маршрута , встретили коллег, ищущих проезд на нижнее плато Чатырдага. В очередной раз убеждаюсь ,что китайская техника рулит , при том что все ее критикуют , ездят на ней все больше людей и кстати мы не исключение. Постояли, пообщались , ответили на вопросы касающиеся Сурона в частности и электротранспорта в целом , после продолжили испытания , а они двинули по своему маршруту. Снова в горы , только теперь левее вверх , в направлении все того же Чатырдага , но на само плато уже подниматься не стали , а по горному хребту сделали петлю , пересекли наш прошлый трек, в районе родника Кизыл-Кая-Чокрак.Потом , вдоль урочища Глубокая балка, добрались до обзорной площадки горы Биюк-Таз-Тау, отдельно стоящей слева у дороги на Чатыр-даг, где в седой древности находилось наблюдательное ,военное дозорное укрепление тавров. С вершины горы отлично просматривается Аянское водохранилище и вся Салгирская долина, вплоть до Симферополя.Преодолевая каменные подъемы, в одном из самых глухих мест имеющих растительность столкнулись "лоб в лоб" с охотниками, да так что мы офигели от людей с оружием в ...опе мира, а они от бесшумности нашего появления. Об этой встрече есть очерк в эндуро историях. Проехав немного по гребню скального массива , с верхушки двинули на спуск по тропе, объезжая по лесу , гору Хушахлы-Кая и дальше вниз, спустились к Мраморному водохранилищу. Немного тренировочных подъёмов , чуток прохватили по пересеченке и снова вернулись к машине , замкнув второй круг. На этом общий, 50 км , «трехкольцевой» , обзорно-тренировочный маршрут , был собран в трек и заархивирован , для дальнейшего использования. Остается только напомнить : «Берегите Крым, он у нас один!» , ну а мы уже опробовали экологически безвредный транспорт , считаем что именно за ними будущее и данная поездка ,только укрепила это мнение.Пока так.
В Крым незаметно пришла зима, Симферополь «отметился» дождем , после которого ,на утро опустился густой туман . Температура была близка к нулю, но мы то знаем , что где то будет однозначно теплее и светлее. Это «где то», по нашему мнению и уже сложившемуся опыту , как правило , находится в районах ЮБК и Севастополя , туда мы и отправились. По новой трассе Тавриде , долетели быстро, на ялтинском кольце, к своему удовольствию, наблюдаем светлую часть неба в районе Балаклавы,естественно держим курс на солнце. Спустились к АЗС, такому себе месту сбора всех эндуристов , перед поездкой в Балаклаву, но на удивление никого там не оказалось. За ж/д переездом уходим левее по Строительной улице , доезжаем до перекрестка с ул.Мускатной, где поворачиваем на право , вдоль виноградников , в сторону стрельбища. Возле дач ставим доставщиков и после стандартных приготовлений к самому прохвату , сразу вверх по тропе , поднимаемся на каменный гребень ,идущий параллельно Благодатной улице слева и оврага справа. По узкой каменной тропке, едем в сторону родника Колодец, он оказался ниже, поэтому пришлось спускаться по каменному сыпуну. После колодца , держим максимально возможно прямой курс, в направлении села Резервного , точнее храма Южный Кунсангар. Потом берём правее и уже через верхушку горы Малташ-Бурун, по дороге ,упираемся в ворота парка-вольера «мыс Айа», огородившего свой периметр высоким забором. Вдоль этого забора движемся на обзорную площадку с видом на сам мыс Айа, благо подход к обзорной площадке оставили «необрешеченным», но туман не дал насладится видом с высоты. Это было местом нашего разворота , поэтому объехав войсковые части , сосредоточенные как раз по ходу нашего движения, через гору Арфен - Чаиф- Бурун, по асфальтной дороге ,вернулись в с. Резервное. Проезжая по окраине этого посёлка и нашли шикарную тропку в нужном нам направлении и по ней уперлись в обрыв смотровой площадки 54-55-66-67, достаточно известной развилки , нескольких туристических троп. Не доезжая до уже известного нам Колодца , что бы не пересечь наш трек , берём левее вниз , к «самому синему» морю. С накатанной двухколейной дороги , уходим правее и держим направление на Золотой пляж. Немного по тропе, которая неожиданно «нырнула» вниз по селевому , каменному руслу , а так как другого пути видно не было, мы «нырнули» туда же. Дальше стало только хуже , были места где пришлось сунуться на руках и после часа незапланированного харда , неожиданно вернулись на достаточно проходную тропу. Эта местность уже была знакома, именно здесь прошло самое первое испытание Сикса после приобретения. Тут же, на фоне моря ,гор и можжевелового леса , сосредоточены основные эндуро направления, одно из которых и привело непосредственно к каменному пляжу. Оказалось, что даже в зимнее время, здесь есть люди, поэтому мы не стали заезжать прямо к кромке прибоя ,а вдоль берегового обрыва , по очередной пешеходной тропе , отправились в сторону самой Балаклавы. Пройдя над пляжами Серебряный, Серая скалка и Серебряный (ближний) , теперь уже по истинно эндурным подъёмам, выскочили на самый верх. Уже по известным дорогам, пройдя по бетонным капонирам и военным береговым укреплениям , коих в этих краях великое множество , Бочка Смерти одна из них , спустились по спиральной тропе к дачам. Дождь моросил не переставая , поэтому проехав немного вглубь ущелья , решили возвращаться к своим доставщикам . Получилась такая себе «восмерочка» , зато без пересечения . Вообще Балаклава всегда славилась своим симбиозом эндуро удовольствий , поэтому тут в любое время года можно встретить коллег по увлечению и эта поездка не исключение. Именно поэтому я внес этот регион в активные эндуро места Крыма, хотя мы сами ездим сюда редко , стараемся в межсезонье , а все по причине постоянных конфликтных ситуаций с пешими туристами. На этом пока все, Берегите Крым, он у нас один!
Это была, наверное самая запутанная поездка в 2020году , к тому же сверстанная абсолютно спонтанно, можно сказать в продолжении предыдущей. А причиной тому, все та же не стабильная погода, буквально заставившая искать место ,не затянутое серыми тучами. И снова Симферополь оказался в эпицентре грозового фронта , при этом в Севастополе тишь и благодать.В этот раз уже в сцепке с "обновленным" прицепом , можно сказать "с ветерком" , пролетели по Тавриде. Практически на подъезде к городу-Герою, сразу на спуске в пром зону Инкермана , слева от трассы, расположено небольшое поселение ,под названием Сахарная Головка, туда мы и направились. Оказалось ,что добраться к поселку не так уж и просто, железная дорога «позволяет» это сделать только в одном месте. Пришлось реально « танцевать с бубнами» , объезжая аж до новой электростанции , где кстати поворот разрешен ,а разворот нет, потом вернуться к единственному переезду , простоять в ожидании «мифического» поезда и уже по «витиеватым» дорогам ,добраться до «Головки». Забегая вперед , скажу ,что на эндуро мотоциклах мы то же не смогли перебраться на другую сторону без приключений , но об этом будет ниже. Итак , стали на окраине поселка, прямо на просеке линии электропередач и без долгих приготовлений рванули вверх ,по высоковольтной линии, через родник «на Шанхае», на самую верхушку. Потом вниз и по тропе направо , где прямо под нами ,находится большая войсковая часть ,отмеченная в навигаторе, красным заштрихованным пятном. Пришлось объезжать ее , а это получился такой себе несколько километровый крюк, аж через памятник «Павшим у хутора Мекензиево». По ходу заскочили на парочку тренировочных подъемов , так сказать размяли чресла и продолжили путь дальше. Теперь через гору Кара- Коба, по ложбине , в лесном массиве , доехали до Двух Прудов в с. Черноречье. Нашли живописнейшую тропу , с видом на с. Чоргунь и по ней прошли выше Чоргуньской башни , пересекли реку Чёрную , рядом с Чоргуньским мостом и уже под недостроенный мостом , переехали трубу ,нового водовода из озера Гасфорта на Севастополь.Вдали увидели истинно эндуро направление вверх , на саму гору Гасфорта, естественно ринулись по ней . Переехав верхушку, уже по квадроциклетной дороге спустились к озеру , сделали кружок и через карьер на самой горе , двинули на спуск в сторону с. Хмельницкое. Тропа, петляя по можжевельнику , оминув посёлок по краю , вывела на асфальт , с которого мы взяли курс на Федюхины Высоты, попутно заскочив на парочку подъёмов. Периметр Федюхиных Высот, кардинально перекопан экскаватором , для ограничения подъезда , но только не эндуро мотоциклам, поэтому через некоторое время мы оказались на «передовой линии». Пользуясь случаем провели небольшую фотосессию и уже по краю траншеи, отправились в направлении с. Штурмовое . Можно сказать , что с этого места начались вот те приключения ,о которых я писал в начале. Пройдя краем поселок , отправились к мосту , через реку Чёрную , что находиться на объездной Инкермана . Едем вдоль самой насыпи дороги , внизу , упираемся в канал под мостом, где активно ведутся строительные работы . На удивление , к нам вышел мастер этого участка и буквально провел за собой , через только ему известный лабиринт ,между разбросанными повсюду стройматериалами. Он же любезно показал нам объезд , вывел за ограждение и мы двинули дальше. Надо заметить, что навигатор в данной ситуации был бессилен, так как многое изменилось и там где была дорога, теперь …огромный котлован и так в этой местности было постоянно. Объехав жилой массив и уже через другой , более мелкий мост, снова пересекли р. Чёрную . Впереди по курсу, «нависает» скальный массив , с множеством пещер, а под ним разные пром базы , естественно мы рвём вверх , прямо к пещерам и уже оттуда окидываем взором местность , в том числе пройденную в ранних поездках. Но нам то надо обратно, на другую сторону как трассы , так и реки Черной , поэтому сначала вдоль скалы сунемся снова к объездной , точнее к очередному , теперь уже железнодорожному мосту, чтобы переехать на другую сторону от трассы, к нефтебазе. Тут тоже идут масштабные дорожно-строительные работы , для авто все перекрыто , мы же по пешеходке, «на мягких лапах», переехали на другую сторону . Теперь по лесу , вдоль забора нефтебазы , где кстати довелось «нос к носу» столкнуться с двумя огромными алабаями , об этой встрече напишу отдельный очерк в эндуро историях, оно того стоит. После «свидания» со сторожами этой местности , здоровые и не покусанные ,двинули дальше и уже по тропе, ведущей по самому краю лесного массива , оказались над Сахарной Головкой. Нашли «щелочку» вниз и по ней спустились прямо к своим доставщикам. Но этого кружка нам оказалось маловато , решили пронизать сосняк , на другой стороне Сахарной Головки. По тропам и полкам , через множество окопов и воронок , неожиданно выскочили к небольшой пещере. Отсюда вернулись на дорогу , вдоль линий электропередач , становимся на свой трек и по нему спускаемся к нашему джипу. Очень запутанный получился трек, (это видно по скриншоту) для повторения сложновато будет, но зато теперь знаем каково переезжать в районе Инкермана через мосты. Что ж, на этом как сама поездка , так и год 2020 ,подходят к своему заключению, всех с наступающим Новым годом и конечно Берегите Крым , ведь он у нас все таки один!