Первая поездка в этом году состоялась только к концу января, а все потому что на Крым , буквальна «навалилась» непогода. Дожди сменились гололедом, а дальше выпал снег и такой «реальный» , а не как обычно. Несколько дней мороз приближался к отметке 12 градусов , что последнее время большая редкость. Одним словом пока ждали улучшений , больше половины зимы прошло и только забрезжили первые солнечные дни , мы уже стояли на старте. С нового года , наши «кони» перевозятся в обновленном прицепе, да и поклажа нынче размещается в нем же, так что в просторном салоне Джипа, да по Тавриде « с ветерком», ехать в сторону Коктебеля, было очень приятно. Почему именно этот регион ? Все просто- он входит в список «эндуро мест» , является одним из живописнейших регионов , но самое главное , ввиду своего рельефа и близости к морю ,практически всегда «сух и комфортен». Даже если недавно прошел дождь, эта местность высыхает очень быстро- каменистый грунт, малая растительность и ветер , впитывают и осушают влагу «до пыли» , за короткий промежуток времени. Вот этой особенностью мы и решили воспользоваться , когда по всему Крыму лежит снег , здесь он остался только в ложбинах и то только с северной стороны. Местом старта выбрали маленькое село Подгорное, которое действительно расположено под горой, а напротив , через дорогу , возвышается «Мекка воздухоплавателей» -гора Климентьева. Стали не далеко от памятника погибшим воинам , практически у подножья горы с названием Бродская , которая хорошо видна с трассы на Коктебель. Поднявшись на хребет , двинули по нему , держа стрелку компаса на навигаторе, в направлении моря. Стараясь не смещаться с намеченного курса , прошли множество оврагов и промоин, коими сильно «богата» эта местность. Увидев впереди «шары», радиолокационной станции дальнего слежения , изменили курс на них и пройдя «ряд американских горок», по уже хорошо накатанной мотоциклетной тропе , поднялись прямо к самим шарам. В одной из ранних поездок в эти края , мы посещали станцию и даже имели поучительную беседу с одним из офицеров , вышедших к нам , когда мы пытались сгруппироваться для фото. Действительно на навигаторе вся местность вокруг «шаров» заштрихована красными полосками , да и дорог тут нет, но зачастую любопытство пересиливает ограничения . Именно любознательность и наверное усталость военных, отгонять от забора станции желающих сделать селфи , сформировали «народную тропу» , по которой двинули и мы. Быстро сделав фото , по краю «красной зоны», спустились в лес и уже пробиваясь по нему , неожиданно выскочили на велосипедную , оборудованную тропу, которая и привела нас к площадке, с видом на Феодосийский порт и окрестности. Насладившись красивым пейзажем , разворачиваемся и уходим снова к морю, но уже через сосновый лес , по тропе , пробиваясь сквозь бурелом , в итоге все равно вырвались на береговую линию, по которой кстати,катались уже не раз , в ранних поездках. Теперь вниз , туда к кромке прибоя, благо тропа видна отчётливо .Море штормило, да и ветер не давал расслабиться , но у самой воды оказалось гораздо теплее, поэтому мы двинули по каменной линии прибоя. На одном из участков, волны вынесли на гальку деревянный ящик из под боеприпасов , мы конечно запечатлели этот «дар моря». Дальше береговая полоска стала сужаться , волны начали доставать до обрыва , мы тоже попали в зону их действия , поэтому пришлось смещаться выше , на верх. Так , то поднимаясь , то спускаясь , по оврагам и промоинам , местами кстати со снегом, мы добрались до эллинга Катран. Обойдя его по пляжу и объехав базу отдыха «Реаско», снова сместились к морю, в районе пляжа Донбасс. Тут береговая линия заканчивается , вклинившейся в нее достаточно крутой горой , на верх которой есть тропа (когда то мы здесь спускались) , такой себе каменно-грунтовой и затяжной подъем , ведущий на самый верх. Благо есть разгон , позволяющий набрать стартовую скорость и выскочить на оконечность, с которой открывается панорама на весь поселок Орджоникидзе. С этого места мы увидели следующее направление нашего маршрута и даже рассмотрели дорожку выводящую нас, из находящегося внизу дачного поселка. Спустились уже через сам посёлок , переехали трассу , в районе СТ Труд и сразу же двинули снова вверх, по пешеходной тропе , в направлении вышек мобильной связи. Через верхушку горы Джан-Кутаран, вдоль моря, внизу видна Тихая бухта,(здесь мы катали на квадроцикле) ушли на гору Ива и уже по ориентиру , берём курс на гору Климентьева. К памятнику «первопроходцам и романтикам , авиации и планеризма» идет зигзагообразная ,пешеходная тропа, к которой мы и направили свои колеса. С ходу залетаем на верхушку горы ,прямо к самому постаменту с планером , делаем итоговое фото и не мешкая держим обратный курс на Подгорное. На этом все , небольшой кружок в реально бездорожные 21 км замкнули, что стало символичным для первой поездки 2021 года. В дальнейшем , по этому маршруту, с некоторыми конечно изменениями , запустим «электрички» , будет экологично и зрелищно.
Наконец то стали таять снега, закончилась пора «зимних испытаний Джипа» и мы постепенно возвращаемся в реальную крымскую погоду , позволяющую кататься на эндуро мотоциклах. Когда то на заре внедрения в эндуро движение, мы группой энтузиастов пытались пройти по краю Карадагского заповедника и уже тогда отметили , красивейшие виды и труднопроходимый рельеф этой местности. И вот представился случай освежить память и соединить предыдущий маршрут , с ранней поездкой вокруг поселка Курортное. Стартовали с окраины Коктебеля ,непосредственно на заповедной границе и по пешеходным тропам двинули по краешку. Вообще необходимо отметить ,что вся местность так или иначе пересекается с заповедником, где то постройки, судя по навигации ,расположены внутри, а где то частота наличия табличек просто зашкаливает. Вспомнил наш пример безальтернативного «посещения» заповедника в Архызе ,огороженного целиком сеточным забором, по всему многокилометровому периметру, где физически не возможно нарушить черту. Здесь же ,мы старались не «пересекать» невидимую границу, отделяющую «можно от нельзя» интуитивно, руководствуясь ориентированием и обращая внимание на запрещающие таблички. Кроме цели соединить треки наших прошлых маршрутов, была идея посетить один из самых знаковых объектов этого региона , расположенный на верхушке горы Балалы-Кая , так называемый «Ноев ковчег» или по другой версии «космическая станция дальнего слежения».(фото 3 выше) Конечно мы знали действительное название объекта , его историю и предназначение , но об этом чуть позже. Конструкцию видно из далека , мы даже пытались прорваться к ней в одной из предыдущих поездок , но отсутствие троп и крутизна подъема ,остудили тогда наш пыл. В этот раз мы решили найти путь, логично рассуждая, что как то "ковчег" туда затащили, не вертолетом же (хотя в СССР могли). Так низинами доехали до пика горы Гугерджинлык-Кая, с которой был уже виден посёлок Курортное, а это значит надо смещаться правее и держать направление к горе Балалы-Кая ,где и находилась наша цель. На самом деле это действительно легендарное сооружение построили в начале шестидесятых годов , для изучения поверхности Луны. Детальнее о грандиозном проекте времен СССР , под названием «Искусственная Луна», есть в нашей рубрике «Не достопримечательности Крыма». Через виноградники , заехали посмотреть на остатки радиотелескопа , который являлся неотъемлемой частью лунной программы , в тандеме с отражателем на верху. Дальше двинули по ущелью , потом стали на пешеходную тропу до скалы , на которой увидели металлическую лестницу , ведущую на следующий уступ и так практически вертикально вверх. Но нам нужен другой путь , позволяющий заехать непосредственно к конструкции , поэтому сначала по грунтовой, хорошо накатанной дороге , потом через лес ,по верхней полке горной гряды ,держим курс на Лунный фрегат. Так мы практически объехали гору с обратной стороны, от пешеходной лестницы и по ориентирам начали подниматься к конструкции. Надо признать, даже тропы , позволяющей более менее свободно подобраться к объекту мы не нашли, так и петляли по полкам между деревьями, местами продираясь через кустарники. Каким то образом выбрались на относительно открытую местность, точнее сыпучий склон горы и по нему , галсами ,добрались непосредственно к ржавой лестнице , идущей по скале , прямо к Луне. Дальше уже пешком, точнее ползком, перебирая руками проржавевшие лестничные перекладины , поднялись на не менее ржавый помост, держащийся на «честном слове и на одном бревне», что совсем не удивительно , учитывая что объект установлен больше 50ти лет назад. При том что на верху светило солнце, дул порывистый ветер , да и внешне конструкция не внушала доверия , все это в совокупности не позволило расслаблено сделать фото присутствия. Хотя понимание того ,что возможно больше сюда никогда не попадем и не только по причине нашего нежелания, но и ввиду ветхости самой «Луны», все таки заставило запечатлеть себя на фоне «уходящей эпохи СССР». На самом деле , ведь не известно сколько еще она простоит , обдуваемая всеми ветрами и съедаемая ржавчиной изнутри. Часть конструкций уже лежали внизу, несколько тросов оборваны, а сам «постамент» имеет сквозную коррозию, что явно указывает на недолгое сопротивление «всем ветрам назло». Зато какой отсюда открывается вид на окрестности, только за удовольствие созерцания круговой панорамы , можно сюда вскарабкаться. Как и подниматься, спускаться по шатающейся , ржавой и вертикальной лестнице еще тот экстрим, тут лучше не смотреть ни вниз ни в верх, только впереди себя , в каменную скалу и молиться чтобы ничего не оторвалось. Спустившись к нижней площадке , к заскучавшим мотоциклам, еще раз окинули взором горный массив, но уже для определения направления выезда к трассе ,внизу. Так наметили «проход» по «верхушкам с понижением», через гору Аязма -Кая, к которой , к нашему разочарованию, пришлось прорываться по зарослям, в том числе терновника. В итоге все таки спустились к трассе на Курортное, переехали ее и реку Чалка и объехав гору Лягушка , потом через горы Ашламалык и Маяк , спустились к морю. Теперь по берегу , где на одном из участков с нами произошел презабавнейший случай ,связанный с местным бродягой, но об этом есть отдельный очерк в эндуро историях.Так по краю прибоя, доскакали к местности под названием Шакалка, от неё вверх по дороге через Овраг Чалка и заброшенный винзавод , снова пересекли реку Чалку и уже по срезкам , взяли направление на Коктебель. Снова по краю Карадагского заповедника и краю самого Коктебеля , через гору Караман-Кая , объехав озеро и катнув по улицам посёлка, вернулись к своим доставщикам. Можно сказать , что все запланированное выполнили , маршруты соединили , Луну посетили, теперь только обратная дорога на Симферополь.На этом пока все, но надеюсь не надолго.
Все никак не могу привыкнуть что 8 марта стал выходным днем, а еще больше не могу понять то ,что еще за три дня до этого магического праздника, у большинства мужиков буквально «выключаются» мозги и включается функция всеобъемлющей любви к своим дамам , что в свою очередь ломает планы, в том числе в преддверии дня чествования женщин. Ну не могу я два дня подряд радоваться 8 му марта … пришлось ехать самому , чтобы серьезно подготовится и морально и физически, а то дома еще убирать стирать и гладить. Поэтому беру Буяна и катнув по полигону Неваляшка, отправляюсь в сторону балки Тубай ,вот прям тянет в место, которое именно после наших бомбовских покатушек и организованных после этого разных Прохватов , стало знаковым и известным у большинства крымчан. От нашей базы до балки, около 14км и можно ехать как по нормальным грунтовым дорогам, так и напрямую , теперь уже правда приходится «пронизывать» насыпь трассы Таврида по дождевым трубам. Естественно я пошел напрямую , хотел заодно подъехать к местам художественного творчества Таврида Арт, а то с трассы вижу красоту , а поближе как то не доводилось. После фотосессии , где Буян выступил неким составляющим арт объекта , переехал на другую сторону трассы и по срезкам двинул непосредственно в Тубай. По пути заезжал на все ,на что надо запрыгивать, заскакивать и даже залетать, как способ повышения навыков , так сказать по ходу дела. Было несколько мест, которые мы же и раскатывали, сегодня они уже стали популярны (судя по следам) у других эндуристов. Понравились горки с полками, коих в этой местности предостаточно, теперь и они обозначенные моими следами , надеюсь войдут в ряд общих тренировочных. Так «на скилах» и спустился в балку Тубай , на границе с Урожайным, но о катаниях по ней есть другой очерк.
Поездка на границу Крыма и Севастополя , проходящую по селу Верхнесадовому , планировали давно. Местность эта действительно разноструктурная , к тому же здесь проходила линия обороны Севастополя и велись ожесточенные бои. Рельеф тоже соответствующий , перепады высот, чередуются обширными равнинами , да так ,что само Верхнесадовое находится в нескольких уровнях. Проезжая через поселок по трассе , первое что сегодня останавливает автолюбителей , это камеры фиксирующие ограничение скорости , расположенные с двух сторон – на въезде и выезде. Именно эти камеры позволили лично мне, рассмотреть известняковую гряду , а точнее тропы ведущие куда то вверх от села, что собственно и стало основанием исследовать окрестности. Детально просмотрев карту местности и определив границы планируемого маршрута , с учетом пересечения с двумя трассами , выбрали два участка и разделили их на два отдельных пути –верхний и нижний. Верхний полукруг прошли на электромотоцикле и об этом есть отдельный очерк, нижний уже катнули на КТМах , вот о нем и будет нынешний рассказ. Итак загоняем «электричку» на прицеп , меняем ее на Сикса, переезжаем через трассу , спускаемся в нижнюю часть Малосадового и едем параллельно трассе , в сторону Симферополя. Еще находясь на верху , в одном месте рядом с лесом,мы увидели большое скопление авто , но особого значения этому не придали , позже поняли что зря ,ну а пока просто наметили маршрут поездки. Нам нужен единственно возможный переход через реку и такой же «перепрыг» через железную дорогу, автомобильный переезд нам не подходил по расстоянию и формированию полукруга. Так пересекаем Севастопольскую улицу и уже по улице Фрунзе, переезжаем ул Пирогова и становимся на тропу, идущую к реке Бельбек. Теперь по узкому деревянному мостику , удерживаемому тросами,местами цепляясь рулем за боковые ограничения, переехали реку , сходу перепрыгнули железную дорогу и двинули вверх , в направлении горы Кымыр-Кая. Случайно нашли тропку вверх , выскочили на равнину и двинули в сторону леса , где по обыкновению решили резануть на прямую , попутно проведя тренировочный процесс на предмет преодоления подъемов с препятствиями. Практически на вершине , к которой мы так усиленно стремились , попадаем …в зону «боевых действий» охотников , тех, чьи машины мы видели сверху, пришлось быстро ретироваться , детальнее об этом случае будет уже в эндуро историях. Прорываясь , можно сказать «с боями», уперлись в насыпь трассы Таврида , дальше по старой традиции, нашли сливные трубы и уже по ним , практически ползком , перебрались на другую сторону . Обошли местность Кере-Кую, по просеке ЛЭП, чуть не доехав до горы Кери и по дуге, взяли курс на с. Фронтовое. Заехали на братскую могилу воинов 345 й стрелковой дивизии , описание будет в профильной теме и уже через само село , проскочили под мостом Тавриды. По ходу дела , а мы стараемся замечать импровизированные эндуро полигоны, тут видим несколько интересных подъёмов, накатанных коллегами , в том числе с отрицательными полками на выходе ,естественно и с огромным удовольствием катнули по ним. Видео моменты этих и других преодолений ,размещены на нашем ютуб канале Бомба тест. Дальше двинули вдоль реки Кача , до нашего переезда и пешеходного моста, где трек и сомкнулся. На последок заскочили на горку в центре Малосадового , сделали заключительное фото , но переехав трассу , увидели на навигаторе ещё один подъем , который начинался с улицы Гагарина и как позже выяснилось, продолжился уже сыпучей и каменистой тропой , до самой верхушки. Так мы не только залетели на верх , но и по сути опробовали все тропинки данной местности ,из существующих. В заключении прошли чуток параллельно скальной гряде , до «своего» спуска ,по которому имели счастье спускаться недавно на «электричке» и уже по нему, вернулись к Джипу. На этом два полукруга , в окрестностях Малосадового были замкнуты, остается только добавить треки в общую «копилку» эндуро маршрутов Крыма , как вариант для посещения уже группой. Также стоит отметить , что погода в этот раз порадовала , фотографии с видео получились «сочные» , как впрочем и эстетическое наслаждение от окружающих видов, оставило не менее яркие впечатления.
Ввиду постоянно уменьшающейся "географии" маршрутов , по причине повсеместности наших исследований , начали соединять «перемычки» прошлых поездок. В этот раз взялись за пробелы в Белогорском районе и определили старт из с. Алексеевка , что левее трассы на Приветнинский перевал. Проехали село насквозь , где то даже насладившись неожиданным интересом местных к нашему прицепу, где на борту «красовался» логотип ЭлектроЭндуро. Стали на окраине , рядом с выбранной ранее тропой и пошли вверх по каменному направлению , к первому обязательному пункту посещения-пику горы Лысая. Пришлось сделать крючок , так как ни троп ни дорог ,к верхушке не вело. Дальше уже по срезкам , напрямую через лес , двинули к следующей точке , на гору Столб , а за ней к роднику Три Криницы. Это была перемычка вот этого ранее пройденного маршрута. Следующим этапом пересекли реку Кучук-Карасу и стали на тропу 182 пешеходного маршрута, идущего вдоль этой реки . Доехали до водопада Купель молодости и по руслу реки , перепрыгивая через мокрые камни и бревна , уперлись в ступени безымянного, но от этого не менее живописного водопада. Пришлось подниматься чуть левее и уже по земляному склону, переехали на верхний уровень реки, где снова уперлись в отвесные скалы. Нащупали объезд по лесу и через пару сотен метров ,снова вернулись в русло на 182 маршрут , который и вывел нас на памятник партизанам . Здесь уже становимся на 188 маршрут , известную нам тропу , петляющую круто вверх и проехав через тур стоянку Павло- Чокрак , выскакиваем на открытую видовую местность, выше Порога N13, Арпатского водопада. Став на отвес скалы и окинув взором окружающий ландшафт, сразу вспомнили Арпатский прорыв , где нам пришлось изрядно попотеть чтобы выбраться из «западни». Наверное поэтому было решено двинуть вверх ,а не вниз и исследовать близлежащие горы, которые прям манили на них подняться. Сначала отправились к Умер-Чобан -Аланы, потом забрались на Кокташ. Но все равно пришлось спускаться на основную тропу , а уже по ней взяли правее и по склону , добрались до горы Лопата. С верхушки Лопаты открывается вид на долину и идущую змейкой по ущелью , дорогу Приветнинского перевала, на которую собственно нам и надо. Через ступени искусственно посаженного сосняка , местами по реально крутым обрывам , спустились непосредственно к дороге. Прошли по нему ровно до поворота к Ускутскому водопаду , который мы посещали в одной из своих прошлых поездок, но с другой стороны ущелья. Чуть не доезжая до реки , на подступах, оставили мотоциклы и по руслу , через несколько пешеходных мостиков , дошли до водопада пешком. Пред нами предстало великолепное зрелище – примерно с 6ти метровой высоты , разбиваясь о нижний округлый камень, ниспадает и кстати достаточно шумно , прозрачный , водный поток, после чего собираясь в импровизированной ванне , уже более спокойно движется ,по небольшому руслу вниз. По той же пешеходной тропе вернулись назад к мотоциклам , поднялись на перевал, катнули немного по накатанной дороге и перед памятником героям, ушли правее , в направлении Краснокаменки. В планах было повторить покорение верхушки горы Кара-Тепе , на которую мы заезжали в далеком 2017году . Путь туда лежал по достаточно интересной тропе, петляющей между камней и деревьев , до первого каменного уступа у подножья самой горы . Через лес, до второй полки , несколько перекладок и мы оказались на самой верхушке горы Кара-Тепе ,на которой установлен флаг России. Запечатлив себя на вершине , насладившись окружающими красотами и обратно ,на спуск . Направление держим прямо на Краснокаменку , но на трассу выезжать не стали , двинули вдоль реки Тонас, по коровьим проходам . Когда следы исчезли ехали просто по ориентиру на с. Алексеевку , через родник Инча-Су, краем прошли речку Подбучина , рядом с горой Пиленная и в конце пересекли речку Сартана. Так и вернулись к своим доставщикам на окраину Алексеевки. Вот такой получился кружок, которым мы замкнули несколько прошлых наших маршрутов .
Судак всегда для нас был и остаётся регионом, с большими преимуществами . Кататься здесь сплошное удовольствие, как эстетическое , так и техническое , да и близость к морю добавляет наслаждения. Что же так отличает Судак от других регионов Крыма , с точки зрения эндуро? Ну во первых здесь действительно много любителей эндуро , так сказать всех мастей и фасонов. Во всех своих поездках мы не только повсеместно наблюдали «следы их присутствия» , но и реально пересекались с теми кто их оставлял. Довелось и катнуть вместе с одной очень дружной компанией , а встреч на узких эндуро дорожках, вообще было множество. Даже гаишники , которые остановили нас в самом городе , безошибочно определили нашу причастность к эндуро движению , а ведь у нас никаких внешних признаков для таких выводов не было. Во вторых местность, где лес не густой, грунт цепкий , уклон гор комфортный и все это на фоне моря с видом на Генуэзскую крепость. Если сюда добавить немереное количество разнообразнейших троп, в том числе проходящих через примерно такое же количество достопримечательностей , то для любого эндуриста, это станет просто раем. В этот раз мы приехали с конкретной целью, ставшей в последнее время одной из основных , это «закрытие» пробелов прошлых маршрутов. Старт определили с окраины Судака и через сосновый лес, по тропе доехали к известной в «узких кругах» , горе Грязной. Это такая истинно тренировочная , каменно-сыпучая гора,с проложенными на верхушку разномастными направлениями. Видно что далеко не все они заканчиваются на самом верху, большинство теряются где то на середине, а это значит что не все пробы наших коллег были успешны. Естественно мы тоже влились в стройные ряды тех, кто проходит эндуро пробы и с нескольких попыток, все таки взяли редут. Здесь же мы встретились с местными эндуристами , коих собралось столько , что у подножья образовалась очередь на покорение. Перекинувшись парой- тройкой слов, мы отправились дальше по запланированному маршруту . Обошли по достаточно интересной тропе гору Грязную , уперлись в крутой подъем, уже на гору Голую. По накатанному подъёму , с каменными полками, залетели на верхушку , с которой открылась шикарная панорама на весь Судак и конечно жемчужину этого региона- Генуэзскую крепость. По очередной тропе спустились с горы , ушли левее , к морю и уже пробравшись через можжевельник , оказались у лощины. По газовой трубе переехали глубокий овраг , за ним направо вверх и по существующей тропе, взяли курс на гору Чубчик. Сразу же заметили следы «шипастой» резины , по ним , преодолевая различные эндуро препятствия и выбрались на самую верхушку . Берем курс на не менее известную в этой местности , гору Перчем-Кая, где и отметились, рядом с навесом пожарного пункта. Теперь идём на спуск , по двух колейной дороге и где то на середине , увидев тропу левее , уходим на неё. По петляющей "змейке" спустились вниз и увидев вдали проложенный эндуро маршрут , с резким подъемом ,идущий на гору Биюк -Чёрен-Оба, ринулись на покорение. Ввиду отсутствия сквозного проезда , спустились по той же колее , объехав свалку и пронизав виноградники , снова рванули вверх . Теперь уже по реально козьим тропам , случайно ворвались в ущелье и там , пропетляв пару км , по руслу селевой реки , поднялись недалеко от купели Святой Анастасии. Навигатор выдаёт тропы ведущие в сторону горы Сокол, ещё один обязательный пункт нашего маршрута , по ним и двинули. Через кемпинг, объехав левее достопримечательность , которую мы посещали ранее- часть старого моста, оказались на «оживленном» перекрёстке нескольких троп. Берём правее, по каменной , петляющей между можжевельника и каменных полок , тропе, больше похожей на направление и так неожиданно для себя , поднимаемся на первую площадку горы Сокол. Отсюда открывается вид не только на море и сам Судак, но и на множество троп на другой стороне склона, куда собственно мы не долго думая и направили свои колёса. Снова спуск , хардовый проезд вдоль подножья горы , в итоге спустились к трассе. Переезжаем ее на другую сторону и сразу же рвём по еле заметной тропе ,на подъем горы , под необычным названием Болван. С верхушки , уже по «судакской» традиции , определили направление обратного пути, чтоб без езды по асфальту, перескакиваем трассу и уже по различным буграм и тропам, объезжаем жилой массив. Пришлось пересечься со свои треком в районе газовой трассы , после стали на дорогу , проехали рядом с горой Грязной , сделали кружок по лесу и вернулись к машине. На этом занимательно-познавательная поездка подошла к своему логическому заключению. Некоторые «перемычки» и пробелы прошлых маршрутов были закрыты, но сам Судакский регион ещё катать не перекатать, чем мы и займёмся в недалеком будущем.
Для разнообразия и в качестве того же принципа «заштриховки пустых клеточек» ,между маршрутами пройденными ранее , двинули в БСБ регион (Бахчисарай-Севастополь-Балаклава). Проезжая по трассе на Терновку , параллельно поселку Красный Мак , с правой стороны , по ходу движения ,расположена каменная гряда. Именно она и заинтересовала нас , потому что ее край , практически упирающийся в гору Крокодил , мы уже проходили, теперь настал черед катнуть в противоположную сторону. Так точку старта определили с окраины с. Залесное, переехали трассу и уже вдоль реки Быстрянка, направились к горной гряде с. Красный Мак. Дома вдоль реки построены так, что проездов между ними нет и только в одном месте мы сумели найти пешеходную тропочку , позволившую протиснуться между домами к подножью горы. Прошли непосредственно по предгорью , параллельно улице Ленина , с несколькими попытками прорваться на верх. Нашли даже легкотренировочное направление подъема , где влились в стройные ряды экспериментаторов, в попытках добраться до верхушки. Размявшись и приведя себя в «эндуро форму» двинули по тому же предгорью ,но уже на выезд из поселка , в сторону горы Кая -Баш. Не доезжая горы , взяли левее , через поле , в направлении 13 пешеходного маршрута и уже через родники Кучук-Чокрак, Кучук-Чокрак западный , Коз-Су , Татар-Чокрак и Тал-Чешме ,вдоль Екатерининского шоссе , объехав пещерный город Эски –Кермен, заехали на гору Замиль-Коба. В процессе объезда , довелось катнуть по очень интересным и живописным местам, частью ехали прямо по обрыву породы , а где то выезжали на открытую местность , с шикарными видами на округу. На одном из таких участков пришлось задержаться и причиной тому стали не желание насладится увиденным …а прожженный патрубок на Сиксе Дениса. Описание этого недоразумения есть в профильной теме , ну а мы устранив неполадку двинули дальше. Естественно все пути ,в данной местности , так или иначе проложены вокруг, снизу ,сверху, с боку Эски –Кермен и мы убедились в этом лично. Более того , если в прошлые поездки , мы могли объехать , хоть и петлями, основные туристические дороги и тропы, то сегодня некие частники, под эгидой садоводства, позагораживали все проезды заборами. Попав в эту гущу , конечно же мы начали искать пути «отхода» и объехав озеро, по 9му пешеходному маршруту , проскочили храм Донаторов в местности Крепкое , прошли рядом с кемпингом «У Михаила» и заехали на видовую площадку «Красивый вид на Терновку». Теперь взяв направление на с.Родное , срезая по тропам , прошли гору Устен-Тепе и через лес спустились к трассе , на границе Садовой площади. Пересекли трассу, ручей Ай-Тодорка и через подстанцию и заброшенные птичники, двинули вверх. На горизонте появилось с. Родное , заехав в него взяли левее, к ущелью и по его правому краю , сначала проехали базу отдыха Родное , а дальше водопад Мердвен-Тобе, который собственно и являлся обязательной точкой посещения. Надо признать местность , особенно с высоты , на которой мы оказались, произвела на нас неизгладимое впечатление. Мало в Крыму таких природных «гибридов», где в одном месте природа собрала: озеро, грот и водопад, к тому же все это очень компактно и живописно. Нам повезло ,мы оказались как раз в то время , когда воды достаточно как для озера так и для небольшого водопадика, что действительно позволяет увидеть эти сочетания зелени, камня и падающих струй. Ближе к концу весны и летом , вода иссякнет и вместо озера останется небольшая лужа , как и исчезнет водопадик, но обо всех перипетиях этого красивого , в любом случае места ,напишем отдельный очерк в разделе «Природные места Крыма». По тропе переехали на другую сторону ущелья и уже по руслу ручья , питающего водопад , двинули вверх , пока не уперлись в лесную дорогу. На ней повернули левее и объезжая зигзагом несколько глубоких оврагов , доехали до видового места , с которого открывается хороший вид на Белую скалу. По дорогам и тропам , прошли рядом со Спасо-Преображенским скитом, объехали озеро и минеральный родник Халиль-Амет- Чокрак и снова переехав трассу , стали на тропу ведущую на родник Ай-Тодор. Шикарная пешеходка вывела нас на гору Шулдан Бурун,после которой мы поднялись к «дырявому» гроту Чуплак-Сырт. Ну и в заключении , по 14 му пешеходному маршруту , который продолжился Горной улицей с. Залесного, вдоль той же речки Быстрянки, замкнули маршрут возле своих доставщиков. Получился очень интересный кружек, к тому же мы не только насладились весенней теплой погодой и окружающими красотами , но и сумели закрыть «бреши» прошлых маршрутов , что и было запланировано. На этом пока все , но думаю не надолго.
И мы снова на маршруте ! На этот раз решили исследовать более детально заброшенные карьеры в окрестностях села Скалистое и хотя мы были здесь неоднократно , осталось устойчивое ощущение какой то недосказанности что ли. Как бы то ни было ,уже в 10 утра мы «мостились» на парковку ,недалеко от русла реки Бодрак, что протекает как раз по Скалистому. Проехали по руслу, против течения вверх , перескочили на правый берег и по тропе поднялись на известняковую гряду , с которой открылись виды сразу на несколько заброшенных карьеров . Местность понятная , всюду видны почерневшие от времени «следы» выработок известняка , представляющие из себя напиленные ступени , по принципу амфитеатра , в низину которого уже начали свозить бытовой мусор. Вот такая картина преследовала нас практически на протяжении всего маршрута , где борьба человека с архитектурой природы ,оказалась победной именно для человека. Подтверждением этому стало наличие и свежих, действующих карьеров , на которых ведутся активные разработки . Нам пришлось искать «не освоенную» вершину ,чтобы сделать обзорные фото всего вышеперечисленного и ради этого контента, мы действительно гребли на верхушку ,на грани критического уклона. В процессе поднялись на гору Керт-Мелик , объехали карьерный ставок через местность Балта-Чокрак, прошли по подножью гор Малый и Большой Пит и зацепив краем Алешкинский ставок , заехали на гору Биюк- Чарыш.Дальше, захватив кусочек 105го маршрута ушли правее , по дорогам все тех же карьеров, взяв курс на посёлок Научный. На подъезде к достаточно известному даже в широких кругах поселку , есть обзорно-тренировочный участок ,не менее известной газовой трассы. Именно этот кусочек «американских горок», является одним из проверочных , для многих любителей крутого бездорожья. Здесь ,помню я сунулся вниз на Крузаке, потом , уже гораздо позже ,летел через руль на эндуро мотоцикле, да и вообще на этом участке много народу «полегло» по неопытности. В этот раз мы спускались гораздо спокойнее и в процессе увидели много «подтверждений» коварности отрезка, но об этом есть очерк в "эндуро историях". Кстати в это же время , вместе с нами , этот участок форсировали , еще несколько эндуро коллег , но ввиду их желания больше наслаждаться самим процессом , в ущерб времени прохождения, мы как то быстро их проскочили и двинули дальше по намеченному маршруту. Заехали в сам Научный , даже сделали фото напротив одного из зданий обсерватории и уже по окраине ,через лесничество, по дороге добрались к Мудряновой горе и проехав немного вниз , уперлись в реку Бодрак. Наш планируемый , заключительный участок общего маршрута,как раз и проходил вдоль реки , но нам показалось это слишком коротко и мы расширили круг , до родника Высыхающего, а там через ставок Свинячий, к местности Уртапай. Проходим по правой стороне Трудолюбовку, через крест Петру Авлахову , обходим дробилку и уже через Церковный мыс, по 107 маршруту, доехали до Баклы , где конечно же катнули по тренировочным горкам , которые в изобилии наличествуют в этой местности. Теперь по дороге , мимо известного ставка Мраморного, от него уже вниз к реке Бодрак , к месту старта . На этом кружок вокруг карьеров был благополучно замкнут , осталось только напомнить всем, включая тех кто эти карьеры разрабатывал ,а потом забросил –Берегите Крым, он у нас один!
Ввиду загруженности Дениса в теме Экомото, эту поездку он пропустил, зато я встретился со старой мотобандой и мы прекрасно катнули ,по живописнейшему маршруту. Но обо всем по порядку. Созвонившись заранее и определившись пока только с направлением , на следующий день мы бодрой четверкой ,стартовали с Чайковского. Пересекли Ялтинскую трассу в районе троллейбусного кольца и по пешеходной тропе доскакали до так называемой «Ишачки» и уже по ней поднялись на нижнее плато Чатырдага. Прошли по плато через урочище Глубокая Балка,где то пришлось продираться сквозь лес, чуток скакнули по каменному бурелому и вот мы у подножья Чердака. Подъем здесь не сложный , с несколькими направлениями ,с возможностью передышки , так что через достаточно короткое время ,вся четверка оказалась на вершине. По краю обрыва прошли Холодный Кулуар, внизу под нами находился известный Тисовый грот, по пути заехали на «Шар-пепелац» и расположенный рядом , бывший подъемник. Не смещаясь от края массива, по пешеходному маршруту доехали до Каменного круга и спустились к Ангарскому перевалу в районе Кутузовского озёра. Внизу стали на велосипедную тропу и по ней петляя и преодолевая различные препятствия, спустились прямо к трассе и повороту на село Лучистое. Часть нашей команды поехала на заправку , вторая часть двинула на разведку , в поиске продолжения такого классного маршрута. Переехав трассу и немного порыскав по окрестностям, мы все таки нашли продолжение и снова по тропе , которая вела вдоль дороги на Лучистое , потом немного по асфальту , домчали до магазина . Перекусив и обсудив дальнейший маршрут, отправились дальше. В конце поселка свернули на право и снова по велосипедной тропе "Лучистый треил", двинули на спуск , в сторону моря. Не смещаясь с выбранного направления , прошли через памятник расстрелянным Членам Первого Правительства и практически уперлись в ставок Верхние Фуляры. Дальше, петляя между виноградниками , переехали Алуштинскую трассу и по оврагу спустились к морю, в районе Семидворья. Так как места ,лично мне достаточно известны , то дальше мы двинули по практически безальтернативному маршруту , сначала по пляжу , вдоль водовода , а чуть не доезжая до комплекса Эллада, по промоинам поднялись на верх. От сюда берем курс на гору Демерджи и по различным дорогам и тропам, в том числе не прописанным в навигаторе ,выскакиваем выше села Лучистое , в долине Приведений. Теперь по Коровьей тропе, поднялись к Джурле, обошли ее сверху и уже по руслу доскакали к верхней Джурле. По 134 маршруту, через сосновый лес , по всем известной «велосипедке» выехали на плато, в районе Северной Демерджи. Ну и в заключении , пронизав плато на прямую , спустились к «Чебуречке» ,катнули несколько подъемов в качестве тренировки и вернулись в Чайковское. На этом все, всем спасибо за компанию и до следующих катаний.