Мегапокатуха Кружководов ‼️‼️‼️‼️. состоится 23 июля по 29 июля! 1.Регламент для участников. Требования к участникам: ⚙Ремкомплект для ремонта шин. ⚙Запасной ремень вариатора. ⚙️Палатка. ⚙ 1 литр моторного масла. ⚙️20 литров топлива . ⚙Исправная лебедка. ⚙Рации Шлем ⛑,участник без шлема и Рации не допускается к участию! Готовим технику к крутой покатухе ‼️‼️ Ни шагу назад ,только в перед ‼️
2.Рекомендации и советы. С собой обязательно: Паспорта Доки на технику Наличка Р Вода, еда, на дневные перекусы (запас на сутки). Вода еда на ночевку в палатке. ЗИП, инструмент, ремкомлекты для шин, насос итд Холодную сварку!!!! Трос. БЕНЗОПИЛА. Куртка типа финтрейл, комплект теплой одежды( Всегда с собой). Гражданские вещи поедут в машине сопровождения. На озеро палатки спальник-ночью там очень холодно. Топливо: на старте С собой иметь полный бак + бак в канистрах. У кого есть две 20ки обычные возимые и положим в машину сопровождения на всякий случай. Все остальное по усмотрению каждого.
3.ПОЖАЛУЙСТА, ПРОВЕРЬТЕ ТЕХНИКУ И ВСЕ УЗЛЫ!!! ЭВАКУАЦИЯ БУДЕТ СЛОЖНАЯ , ДОРОГАЯ И ДОЛГАЯ!!! Тачки сильно не навьючивайте! распределите между собой общие вещи типа газовой горелки, плитки и тд. чтобы не брать одно и тоже. На легке будет веселее. В Архызе палатки и прочую дичь перегрузим в машину. Вот так мы готовились,определяли команду, хотя всему этому предшествовало два месяца переговоров , даже конфликтов и различных организационных моментов.Что из этого всего получилось , а что нет, будет далее...
Потом началось обсуждение в Воцап, на 30 страниц , кто в теме поймет. Дальше стали «конкретить» маршрут , с целью его закольцевать , но попытка «кружить , кружком , по кругу», успехом не увенчалась , поэтому решили так: выезжаем рано утром в 4 часа и «прорываемся» через пробки к Восточному обходу 14/1 , на место выгрузки багги в Краснодаре. Там сгружаем багги на автовоз и уже пустые едем в Майкоп. Предварительно договорились с водителем и дали ему размеры баги 2х3.3 полярис , Кавасаки 2х3.3 Мавр 2х3.5 . На верх три и в низ три , при длине автовоза 13метров верх и 11метров низ. В Майкопе ставим машины на стоянку к товарищу , пересаживаемся в автобус и уже с шампанским едем в Кисловодск , в гостиницу . Автовоз с нашими багги идет параллельно нам ,в ту же точку . Встречаемся все утром следующего дня в Кисловодске , разгружаем багги с автовоза, перегоняем к гостинице и от нее стартуем в горы, по намеченному маршруту в 900 км, в направлении Майкопа , к месту дислокации наших тягачей с прицепами. Вот как запланировали , а как получилось на самом деле, будет дальше.
Нас 5 экипажей , 2 Polaris RZR turbo R , 2 Kawasaki teryx KRX 1000 и 1 BRP Маверик Х3 . Маршрут выбрали такой: Кисловодск-Озеро Хурла Кель(Ночуем в палатках)-Архыз-Псебай-Мичурино(место стоянки доставщиков ) и последний день едем в Лагонаки , после чего финиш всего путешествия , в Мичурино. «Рулевым обоза» выступил представитель принимающей стороны -Алексей. Прогноз показывал дожди , поэтому мы готовились к преодолению серьезного бездорожья. Отмеряв по карте общий маршрут , с учетом заправок , определили около 900км, с красивейшими видами по ходу. На все про все выделили 5 суток и это при том , что от пункта до пункта , за нами должен ехать ( правда по другим дорогам) пикап сопровождения,с вещами и провизией. Отели, автовоз и автобус , забронировали и оплатили заранее, чтобы не было сюрпризов. «Ведущей» машиной колоны стал Полярис , остальные участники сами определяли свое место в караване. Это были решения и планы, как все прошло на самом деле , будет дальше.
Местность выбранная для этого путешествия, частично пересекалась с нашими прошлыми поездками, как с клубом Бомба на подготовленных внедорожниках, в частном порядке на обычном универсале Джип "Виннету" «Адыгея,10лет спустя», на мото «эндуро в Архызе» , так и на недавней поездке «Пятигорск-Кисловодск-Эльбрус». «Кусочек» нынешнего путешествия совпадал с «Автопробегом Азовское кольцо», часть пути мы проходили в «Экспедиции Крым-Кавказ», также мы были рядом, в багги прохвате Хадыжинск–Новомихайловский,то есть лично я, ехал с пониманием куда и зачем. Исходя из опыта прошлых поездок, местности по которой предстояло ехать, планируемого расстояния, количеству ходовых дней, ожидался сложный и разноплановый маршрут, со всеми так скажем, «вытекающими». Что получилось , а что нет,можно будет узнать в следующих очерках. На фото трек всего маршрута, по цветам, соответствующим дням.
Это был очень насыщенный день! Выехали 5ю экипажами,в 4 утра из Симферополя , в сторону моста. Проехали его достаточно быстро , хотя на въезд пробка собралась километров 10, стало даже немного не по себе с мыслью что нам через неделю , надо будет возвращаться… По планам мы должны были приехать в Краснодар , загрузить багги на автовоз и уже с пустыми прицепами, ехать в Адыгею к товарищу. Там оставляем доставщиков , пересаживаемся на автобус и налегке мчим в Кисловодск. Но планы это планы , реальность оказалась чуток другой. Еще на мосту три экипажа (2 Поляриса и Маверик) проехали первыми, два (Кавасаки) застряли на час, в свою очередь , все вышеперечисленные события сместились как по времени , так и по этапам.Тут еще на моем КИА Спортайдж неожиданно отказал кондиционер, что в 40 ка градусную жару создало определенный дискомфорт. В результате все собрались только к 6 вечера , в Адыгее , хотя планировали к 3м. В Кисловодск , хотя и с заездом в Пятигорск , мы реально попали …в 3 часа ночи , а все потому , что я не смог отказать друзьям «заехать на часок». В рамках этого «часика» , мы не только были накормлены и напоены , так еще были отвезены на основные достопримечательности Пятигорска. Среди них памятник на месте дуэли Лермонтова, «пролом», с бронзовым Остапом Бендером , ну и в конце мы повалялись в источниках с горячей водой.Друзья предложили остаться на ночевку , но мы хоть и с трудом , но вынуждены были отказаться и тогда нас всей группой, на микроавтобусе ,доставили в город Кисловодск. Для справки: Кисловодск на самом деле находится не далеко от Пятигорска (39км) и расположен в живописной долине в юго-западной части Ставропольского края, рядом с границей с республиками Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, что собственно и стало причиной его посещения, хоть и проездом. Хотелось конечно уже днем посетить "легендарную" зелёную зону, кстати самый большой городской парк Европы, который начинается в центре города и простирается на 966 гектаров по горам Пастбищного хребта и долине реки Ольховки...но увы! Только когда прикладывал голову на подушку , понял что спать осталось не более 4х часов , так как выезд был запланирован на 8 утра и прогуляться по Кисловодску ни сил ни времени не будет. С этой мыслью я и провалился в сон. Далее будет.. Ниже фото Кисловодска.
Первый прохватный день сразу пошел не по плану! Утро было очень сумбурным… но узнал я об этом , только тогда , когда меня разбудили в 10 часов! Оказывается было общение в чате , а я , и еще один «кавасаковод» реально проспали! За это время уже «полярисоводы» разгрузили с автовоза все багги , в том числе «проспавших», разложили вещи и были готовы ехать на заправку. Естественно «пунктуальные» наругали нас «опоздунов» и по делу, по крайней мере мне действительно было стыдно быть «крадуном времени» , тем более что опоздание куда бы то ни было,мне совсем не свойственно. При этом мы были быстро прощены …кто же тогда знал , что опоздания и выбивание из графика станет нашим бичем на всю поездку. Тем не менее через некоторое время , мы уже всей пятеркой летели навстречу долгожданным приключениям. Общий сбор , завтрак , обед и фотосессия , состоялись возле известного в кругах туристов «Барана», на границе Ставропольского края и Карачаево-Черкессии. Отсюда мы двинули к первому , обязательному пункту для посещения -Гришкиным водопадам , где сполна насладились прохладой и живописнейшей местностью вокруг. Не далеко от этого места , в попытке преодолеть крутой и заросший подьем , произошел первый спор о преодолении этого препятствия , между Кавасаками и Мавериком, точнее между их владельцами. В итоге первые , по очереди ,тянулись на лебедках , тогда как Мавр наблюдал за процессом с верху, заехав туда легко и непринужденно. По сути этот не серьезный спор , позже «выстрелил» в более жесткое противостояние. Что же касается маршрута , то дальше было все «по классике», тем более что мы были в этих местах в прошлой поездке: Большой Бермамыт , Малый Бермамыт, которые находятся по соседству и соединены узкой седловиной. У Малого Бермамыта высота 2643 метра, у Большого — 2592 м. После остановки на «бермамытах» и не большой фотосессии, мы двинули по кратчайшему пути на озеро Хурла Кёл . В прошлой поездке мы ехали на озеро по другой дороге , но по ней мы поедем в обратном направлении , уже завтра . По ходу погоняли лошадок, пересекли пару полноводных речек , пробили первое колесо на Кавасаки и уже ближе к вечеру , все таки добрались к высокогорному и известному в этих краях озеру и практически сразу начали готовиться к ночевке . Кстати , в некоторых источниках Хурла-Кель относят к одному из древнейших озёр на нашей планете, которое было сформировано в котловине, окружённой двумя горными хребтами, 15–20 тысяч лет назад. В озере нет рыбы и другой живности, зато сохранились редкие растения, ещё со времён эпохи древних ледников. Поэтому Хурла-Кель также называют природным музеем, при этом само междуречье Хурзука и Худеса, считается аномальной зоной . Ну а нас, в тот момент, все это мало беспокоило , потому что началась вечерняя программа , с беседами , в том числе обсуждением прошедшего дня , естественно чревоугодием и алкогольным возлиянием ,которые завершилась только ближе к полуночи . Так в целом и закончился первый прохватный день нашей общей поездки.
Надо отметить , что в горах , а мы находились на высоте 2100м над уровнем моря , было холодно , всего то 10 градусов тепла и лично я в палатке замерз. Тем не менее утром , все распогодилось и стало теплее , что сильно подняло настроение. Напомню , в это же время в Симферополе была жара 37 градусов !Выехали с опозданием от запланированного времени в «рамках разгильдяйства» описанного выше , но тут эстафету подхватили уже «кавасаковладельцы». Тем не менее снова горы, леса , реки и вот мы на Чертовом мосту. Часть дороги нам была известна с прошлой поездки , ну а дальше начались «альпийские горы и долины». На одном из таких участков мы специально сделали остановку , чтобы организованно , вместе с техникой и людьми ,запечатлеть окружающие нас красоты. Но это оказалось не так просто , так как кто то не захотел выставлять свою машину, кто то посчитал место не безопасным, в итоге «собраться в кучу» не получилось. Такое отношение , в последствии привело к малому количеству общих фото на красивом фоне. Надо отметить , что дороги , по которым мы ехали в большей части как этого дня , так и общего маршрута , являлись абсолютно проходными , нам на встречу попадались даже пузотерки, то есть ожидаемых препятствий на пути не было. Для сравнения 1день по Крыму, на недавней поездке, принес больше эмоций. Единственное что нас останавливало в пути… так это колеса «Кавасак», потому что эти детали , каким то мистическим образом, «стали» расходниками и «ловили» камни , «отказываясь ехать дальше». Уж не знаю конструктивные ли это изьяны данной техники, или «везение» их водителей, но факт имел место. Процесс возврата колес в исходное положение, занимал не менее часа , а с повторами , применением «холодной сварки» , «ковки» и итоговым внедрением камер , удлинял эту процедуру еще на столько же. После ремонта и последующего старта , в попытке хоть как то нагнать упущенное время , все те же Кавасаки , становились «слабым звеном», так как быстро ехать их с завода «не научили» . Прибавьте сюда неспешность и размеренность самих владельцев этих тихоходов,то можно представить общую картину. При том что у нас у всех были на шлемах рации и мы общались можно сказать постоянно , в том числе о режиме , скорости и местах остановок, все равно Кавасаки отставали и приходилось останавливаться и ждать. И нельзя сказать что первые прям гнали , просто «замыкающие» ехали в своем , только им понятном и удобном режиме. Даже собраться на фото не всегда получалось , так как мы либо их ждали ,либо их ремонтировали, либо они после всего этого ели и пили. Было заметно , что в нашем коллективе ,каждый преследовал свою цель. Одним хотелось неспешно ехать и созерцать красоты, с периодическими остановками на трапезу и алкогольное возлияние, другие хотели фоток побольше, на фоне красот ,третьи жаждали продубаса с итоговым , вечерним променадом. Одно было общим- ВСЕ без исключения хотели кайфа , но в данном случае у каждого он был свой. Например я не приемлю употребление алкоголя на маршруте , но с удовольствием выпил бы по приезду, но были и совсем другие мнения, по этому поводу. Вот так на противоречиях , мы с горем пополам, доехали в Архыз . Напомню, что горную местность в округе, мы с Денисом обследовали ранее , так что было интересно , чем новым может порадовать Архыз для багги. Но так как приехали мы под вечер , прямо в отель , осмотр окрестностей оставили на следующее утро. На этом второй прохватный день закончился, но продолжение обязательно последует.
Немного интересных фактов о самом Архызе. Посёлок расположен на дне большой котловины, на речной террасе, на высоте 1450—1500 м над уровнем моря, в бассейне реки Большой Зеленчук. Здесь находятся несколько вершин,второй-третьей категориями сложности, популярных у альпинистов. К северу от Главного хребта, ответвляются отроги с господствующей над окружающими горами вершиной Софией (3637 м), считающейся символом Архыза. В районе Нижнего Архыза расположена самая крупная астрофизическая обсерватория, в состав которой входит БТА — крупнейший в России оптический телескоп с диаметром зеркала 6 метров. Ниже по течению реки Большой Зеленчук, рядом со станицей Зеленчукской, работает радиотелескоп «РАТАН-600», обладающий самым большим диаметром принимающей антенны в мире — 600 метров. Вот сколько всего здесь было, но у нас оказались другие планы. С вечера все договорились выехать ровно в 9 утра , при этом уточнили что в это время ВСЕ сидят в своих багги , в шлемах , пристегнуты и готовы к торжественному выезду , который должен был быть запечатлен на видео , но не судьба…причина все та же –опоздание, которое я называю кражей времени, теперь уже «в исполнении» поводыря. Собрались только на АЗС , заправка, закупки провизии и попытка еще раз организоваться для общего фото. Потом чуток гонок по серпантину ,привели не только к очередной поломке Кавасаки , в этот раз был согнут диск , что задержало нас на «стандартные» 2 часа, но и к "временной потере шлема" у меня. После ремонта и введения в строй «поломанца», мы спустились к реке Большая Лаба , где состоялся один из самых наверное запоминающихся моментов всей поездки – скоростное преодоление с глиссированием, через речку на Полярисе. Тут же состоялся очередной «бенефис» - попытка все той же Кавасаки, показать уже свои возможности , приведшие… к вытаскиванию ее лебедкой, другим багги на берег. Ну не получилось, бывает, жалко только снова потерянного времени на слив воды из вариатора, промывки и просушки,но главное что продолжили путь. Дальше мы двинули вдоль этой реки до поселка ,где планировали купить каких ни будь продуктов, что бы перекусить в живописном месте. Этим местом оказался песчаный пляж , к которому вьезд искусственно был закрыт , чтобы такие «жиганы» как мы, не нарушали устоявшийся быт местных жителей. Но мы все же нашли где «просочиться» , о чем лично я позже, сильно пожалел. Дело в том, что мне самому не нравится создавать кому бы то ни было неудобства , а тут мы выперлись своими грязными «корчами» на «лобное место», где люди спокойно отдыхали.Тут же произошел внутренний миниконфликт, так как один из коллег заехал прямо на этот пляж и я по рации выразил свое по этому поводу негативное мнение, при этом остановив своего «корча», вдали от людей. Позже подъехали остальные и без тени сомнений , видя пример первого , запарковались на этом пляже , не далеко от лежащих тут же женщин и детей. Это было неприятно и я чувствовал себя сильно дискомфортно, даже при том, что свой багги поставил далеко. Заключительным аккордом всего дня , стал стационарный пост ГАИ ,перед Псебаем , о котором знал наш проводник и куда мы заехали целенаправленно , по асфальту, хотя понимали что законного права передвигаться по дорогам общего пользования не имеем. Естественно нас остановили, конечно же проверили и только «чудесный презент», абсолютно необязательный , потому что можно было объехать, устранил создавшуюся на ровном месте ситуацию. Уже через каких то пол часа после «ощипывания», мы заехали в наш «Замок Климовский» , такой себе комплекс объектов в средневековом стиле, где заранее забронировали номера. Так как приехали мы рановато , то решили еще катнуть по окрестностям , «адербиевский опыт» все покоя не давал. Так, наконец то,удалось хоть чуток вкусить прелести бездорожья , прокатившись по каменному руслу речки и таким образом смыть пыль «накопленную» за все предыдущие дни лайтовых покатух. После этого вернулись в отель, поздний ужин и на этом закончился очередной прокатный день … но началась волшебная ночь! Дело в том что в нашем отеле, четырьмя днями ранее , поселились странные девахи. Сначала они пели песни , ели райские яблочки в бане , а за полночь устроили настоящий шабаш ведьм , со стонами , охами и танцами в трансе. Пришлось мне , заметьте без особого энтузиазма,вразумлять этих бестий в капюшонах, доведя до них, что ночные шабаши, нельзя проводить, когда в отеле есть постояльцы, с традиционными взглядами на жизнь. Вот на этом уже точно все, с этим днем и этой ночью. Далее будет...
По традиции немного интересных фактов , теперь уже о Псебае. Псебай расположен между двумя практически равными по высоте горными хребтами – Шаханом и Герпегемом. Посёлок основан на месте адыгского селения (с адыг. Псыбай) ,которое было разгромлено в 1856 году, в ходе Кавказской войны. В 1873 году поселок был преобразован в казачью станицу — Псебайская. В 1898 году в Псебайской была выстроена дача из 11 комнат для князя Сергея Михайловича Романова — пятого из шести сыновей великого князя Михаила Николаевича и Ольги Фёдоровны, внука Николая I. Река Малая Лаба, на левом берегу которой и была в свое время основана казачья станица,является одной из главных достопримечательностей Псебая. В советское время Псебай был тренировочной базой, с которой начиналась адаптация к горам у всех туристов, планирующих серьезные восхождения. Обилие природных достопримечательностей вокруг Псебая сделало его отправной точкой для многих пешеходных маршрутов,в том числе для трехдневного трека в сочинскую Красную Поляну. Псебай также является центром развития велосипедного туризма. С 2011 года здесь проводится один из этапов кубка России по маунтинбайку (горному велосипеду). То есть интересного много, но у нас были другие планы. Сразу скажу что этот день не должен был быть заключительным , так как в планах был еще один прокатный день, но по приезду к месту старта выяснилось, что коллеги устали. Несомненно впечатления от всей экспедиции сильно подпортил именно этот отрезок из Псебая , на Майкоп и причиной тому стала вездесущая и всюдупроникающая пыль. По сути 90% этого отрезка она сопровождала нас , что сильно удручало. Тут еще началось «броуновское движение» в виде не обязательных обгонов и перестроений в колонне , что тоже не улучшило настроение. Я искренне ждал дождя и представьте под конец поездки , можно сказать на подъезде к месту старта , пошел ливень ! Сразу же маршрут «заиграл новыми красками» , а Маверик прям «встрепенулся» и ринулся в свою стихию , в драйвовый и безпылевой прохват! Это был реально «глоток свежего воздуха , после пустыни» , что собственно сгладило общее впечатление от маршрута. Получилось ,что практически минуя «грязепыль» , под конец «регаты» ,мы не только загрязнились с ног до головы, но и впитали всеми чреслами, живительную влагу и такими заехали в отель. Тут нас уже ждала натопленная баня , настольный теннис и после всего этого конечно же чревоугодие и алкогольные забавы. Вечер плавно перешел в ночь , а та в свою очередь в утро и вот мы уже грузим на прицепы свои багги и держим курс домой , в Крым. Дорога сюрпризов не принесла, Мост прошли относительно быстро, так что уже вечером я заезжал на базу. Конечно же у меня остались противоречивые чувства от всей поездки , но о них будет уже в заключении.