Когда уже появились первые «наметки» этого приспособления, стал вопрос а как же его назвать? Конечно мы не пионеры в изготовлении подобных конструкций, но большинство таких изделий «привязаны» к фаркопу, мы же решили «углубить и удосконалить». Вот варианты описаний нашего «продукта»: Конструкция позволяющая перевозить мотоцикл , подвешенный на задней части автомобиля. Платформа, подставка – держатель , подвес, зацеп, захват, «рука дружбы». Итог: «Устройство для перевозки мотоцикла, с полной погрузкой на специальную платформу, вставленную непосредственно в несущую конструкцию (раму) автомобиля, имеющее погрузочный трап , стопор переднего колеса и фиксацию за подножку». Почему "КРАБ"? Ну нравится нам "это творение природы" и держит крепко! С описательной частью вроде разобрались, теперь осталось …изготовить и конечно испытать, описанием чего, мы и займемся в следующих разделах.Главные роли в нашем техническом сериале исполняют: KTM 350 EXC-F "SIX DAYS“-тот ради которого собственно все это и затеяно.Неоднократный обладатель премии "Тюнинг",перенесший на себе ни одну "пластически-техническую операцию",усовершенствованный и переусовершенствованный-Джип Вранглер,по прозвищу "Крепыш".Далее будет...
После многоразовых испытаний многофункционального прицепа , после определения сильных и слабых сторон в перевозке мотоциклов на отдельной платформе, решено «разнообразить» способ доставки мото…методом прямой погрузки непосредственно на автомобиль. Конечно, если бы в роли этого автомобиля выступал бы НЕ РАМНЫЙ универсал , то и этого проекта тоже не было. Вся идея, как и позже само изделие, были «нанизаны» на основу, хребет, в нашем случае, раму Джипа Вранглера! Но обо всем по порядку…будет в следующих описаниях, сейчас же фото примерки и определения фронта работ:
Думаю никто не будет спорить что прицеп не совсем удобен и не так манёвренен , как отдельная машина «без хвоста». Более того прицеп ,это отдельная единица техники имеющая свои «отягощения» ,в виде дополнительных узлов и агрегатов, которые в свою очередь могут когда ни будь огорчить поломкой, отдельным набором технической документации ,ну и дополнительным «висяком на хвосте», с естественным увеличением в расходе топлива. Что самое неприятное из возможных случаев, так это прокол колеса ,за которым последует неминуемый крен и с большой долей вероятности, если учитывать высокий центр тяжести груза (мотоцикла), опрокидыванием. Да и цеплять прицеп ради одного мотоцикла, тоже как то не по фен шую. Опять же если учитывать что VRV ездит не медленно, постоянно маневрирует в потоке, по разному дорожному покрытию, то риск увеличивается существенно, собственно и груз не дешевый, чтоб вот так рисковать. Именно эти критерии и сподвигнули нас на изготовление «Приспособления для перевозки мотоцикла методом прямой погрузки на заднюю часть внедорожника».
С чего начать? Конечно с метода сопряжения конструкции с рамой автомобиля. Визуальный осмотр потенциальных мест «вхождения» подвеса в лоно Джипа, утвердил наши намерения. С учетом того что рама Джипа ранее подвергалась тюнинг-доработкам, поперечная рама была поднята вместе с топливным баком после лифта кузова, нам «мешали» только бампер, фаркоп и заглушки концов прямоугольной трубы рамы. Сечение трубы 85мм Х 55мм, что с лихвой позволяет в нее закрепиться, методом прямого входа на 10см в глубь. Были аккуратно прорезаны прямоугольные отверстия в заглушках, таким же способом прорезаны полу-квадраты в креплении фаркопа и сделаны прорези в самом бампере. По размерам сечения трубы были изготовлены направляющие трубы, по сути были сварены два оцинкованных швеллера, которые мы вставили в эти уже сквозные направления , через бампер, крепление фаркопа и в раму. Все «это дело» закрепили болтами крепежа фаркопа снизу, а с боку сквозным болтом через раму.
Когда «хребет» был внедрен, начался второй этап изготовления «лыжи», на которой будет стоять мотоцикл. Были взяты оцинкованные (разнобедренные) уголки 60ммХ30мм, на прессе согнуты в форму «бутылки», это сделано из за того что переднее колесо уже , а заднее шире, то бишь при заезде размер начинается по заднему колесу ,а в конце сужением ,фиксируется переднее. Между уголками приварены крепления ,в виде решетки, с расстоянием, позволяющим не проваливаться колесу и одновременно не забиваться грязью. Уже две сваренные и подготовленные «лыжи» были приварены к креплению , предварительно установив на них мотоцикл и проведя все необходимые замеры и вычисления. А учесть надо достаточно, ведь мотоцикл длиной 2.2м ,а джип вместе с расширителями 1.9м , вот эти 30см необходимо распределить равномерно и слева и справа и еще запроектировать крепление за подножку ,которая будет выведена из крепления запасного колеса. Пришлось найти «золотую середину», при этом большое внедорожное (запасное) колесо было заменено на стандартное, это позволило на 10см сузить конструкцию, приблизив ее к крышке багажника, тем самым увеличив полезную нагрузку.
Вот так основа была сооружена, теперь начались детали. Первая это стопор переднего колеса, устройство не позволяющее «переехать» подвес и фиксирующее колесо в нише по принципу «устройства на прицепе». Второй деталью стала рамка фиксации заднего колеса, которая к тому же выполняет роль трапика для заезда на платформу. Третье изделие ,это крепление ,фиксация за подножку, названное нами «крокодил», за принцип хвата. Вот эти детали и заняли большинство времени, так как по задумке ,имели некоторые конструкционные особенности, даже пришлось задействовать токаря, спасибо Диме Звездочету за помощь. Вариантов передней ,удерживающей рамки было несколько, закрытый короб и решетка, остановились на одной -решетке с подпором и облеганием колеса, так конструкция стала более «воздушной», без нагромождений. Переднее колесо в рамку входит плотно, сразу же оцентровывает мотоцикл , что позволяет ему свободно держаться без дополнительных креплений. В дальнейшем , в качестве дополнительной страховки , предусмотрим крепление стяжным ремнем вокруг колеса, для этого приварены места зацепов этого ремня.
Когда все состыковали,еще раз собрали ,проверили с мотоциклом, в целом конструкция получилась крепкая.Потом опять разобрали и на покраску, ввиду того что детали оцинкованные, пришлось купить специальный грунт, сначала нанесли его ,а потом покрасили черной матовой краской.Времени как обычно в обрез,в воскресенье намечена поездка,поэтому суббота стала контрольным днем.Только в 11 вечера мотоцикл загнали на платформу,при этом пришлось пожертвовать необходимым периодом для схватывания краски.Зато ночью можно увидеть иллюминацию, которую мы внедрили,во всей красе, особенно это касается подсветки номера, которая освещала не только номер ,но и весь мотоцикл.Сзади все "это дело"выглядело очень масштабно ,особенно по ширине, как фура, но главное разрешенный габаритный размер не нарушен -2.2м.
Ну вот можно сказать и итог, даже проверенный одной поездкой на Бахчисарай,к слову и немного по бездорожью.Лично меня ,как технаря ,в любой конструкции беспокоит надежность , качество сборки и что не менее важно четкость креплений.Вот например катаясь на любом аттракционе типа "американских горок", в процессе , только одна мысль крутится в голове " а проверяли ли они крепления, а обращали ли внимание на сварочные швы, а давно ли смазывали" ... Именно поэтому любое изделие "нагруженного типа",которое изготавливается в нашем поле деятельности, осматриваю , а потом испытываю лично.В данном конкретном случае этот "подвес" вообще мой проект ,на конкретную машину ,под конкретный мотоцикл, так что и ответственность за итог лежала тоже на мне.Честно говоря планировали сделать быстрее чем неделя, но как говорится появились нюансы. Джип имеет сзади запасное колесо, которое увеличивает длину изделия, третью точку крепления пришлось вставлять внутрь запаски.Высота погрузки "заставила" проектировать увеличенный заездной трапик, с возможностью складывания и внедрения в него раздвижных полос ,чтобы колесо при погрузке не проваливалось в рамке.Потом надо было расчитать все нужные размеры погрузки,с учетом того что джип изменять не хотелось После первых испытаний заезда и съезда,выяснилось что надо ставить колеса для прокатки - джип прогибается ,трапик клинит. Вообщем на старте казалось что все будет проще-воткнул в раму "поддон" и вперед, ан нет! Замечу что если бы не было мотоциклов, если бы вот так спонтанно ,"невзначай не стал мотоциклистом" , а потом не написал первичных выводов, то и вот этой темы однозначно не было. В теме тюнинга Джипа Вранглера есть дополнительная информация о ходовых и ездовых качествах данного изделия и фото во время поездки и после нее.
После первой прокатки " краба", уже по традиции, появились некоторые предложения по усовершенствованию конструкции. Добавили " прокаточное " колесо , для устранения стопорения трапика, при погрузке мотоцикла на лафет. Вварили распорку между рамой , с возможностью дополнительного крепления на фаркоп, ну и поставили кольца ,для натяжных ремней ,в случае дальних перевозок. Также поставили ручку на крышу Джипа, для удерживания рукой ,когда появится желание не закатывать ,а заезжать на рамку, такой вариант тоже рассматривается. Ну и в заключении немного выдвинули раму, для наклона мотоцикла в сторону крепления за лапку ,раньше мото стоял ровно и сделали крышки на электро-контакты. Естественно , после всех этих манипуляций, зачистка, покраска, обратная сборка. Надеемся , что на этом все доработки " краба" закончены и данное изделие будет долгие годы использоваться без нареканий.
Проверили ,уже после очередной поездки, все работает нормально и возник вопрос ,а где же хранить приспособление ,в промежутках между поездками? Не мудрствуя лукаво, решили «повесить на стенку» , в роли которой выступила стена навеса для транспорта. Вот так аккуратненько и будет «ждать своего часа» приспособление для перевозки мотоцикла, «Крабом» именуемое. Кстати чтобы не переставлять номерной знак с Джипа на лафет и обратно, сделали дубликат, который на постоянной основе будет закреплен за «Крабом».