Вот такое название мы дали разделу , в котором будем публиковать все что знаем сами и что нашли у других авторов - о мифах и легендах Крыма. В уже существующих темах о Крыме мы постоянно сталкивались с описаниями разнообразнейших легенд и мифических историй , но когда их накопилось много , решили поделиться ими с нашими читателями.
Ну а начнем с Каменных парусников. Легенда гласит: богатый купец Ерги Псарасе, живший когда-то в Пантикапее (нынешняя Керчь), имел богатые товары на многочисленных складах, и самый роскошный в городе дом. Был у него и молодой красавец-сын, с матерью которого он когда-то расстался, бросив ее на произвол судьбы. Ерги нашел для юноши завидную невесту – дочь богатого купца, но тот давно любил другую – женщину, которая жила в дальней деревне и была гораздо старше юного Псарася. Он полюбил ее, как только увидел, она же, глядя на молодого любовника, вспоминала сына, которого когда-то отобрал у нее муж – бедный рыбак. Однако отец уже торопил сына со свадьбой и приказал ему плыть в Кафу, нынешнюю Феодосию, – к невесте. Когда корабль был уже в море, Псарасю принесли письмо от сына – в нем он признавался, что не смог предать свою любовь и навсегда уезжает со своей возлюбленной в дальние края. Взбешенный отец приказал поднимать паруса другого, давно отслужившего свое, старого корабля что бы догнать сына. Его не испугала даже поднявшаяся на море буря, швырявшая огромный парусник по волнам, как маленькую утлую лодку. И не выдержал старый корабль, дал течь. В это время сверкнула молния, и буквально в нескольких метрах от себя Ерги увидел палубу второго корабля, а на ней – своего сына и женщину с золотыми волосами, которая когда-то была с ним. "Опомнись, сын, – что было силы крикнул он, – она – твоя мать!" В это время грянул гром, который сотряс не только небо, но и землю, и корабли исчезли в морской пучине навсегда. А когда шторм утих, люди увидели далеко в море две скалы, напоминающие парусники (их так и назвали Элькен-Кая, что в переводе означает "каменные парусники"), один из которых как будто бы догоняет другой. "Видимо, не услышал отец сына, – говорят местные жители, – до сих пор от него убегает".
В очень далекие времена в горах и на побережье Крыма жило дикое стадо медведей. Управлял им старый и грозный вожак. Однажды на берегу звери нашли обломки корабля и среди них маленькую девочку. Девочка осталась жить среди медведей и постепенно выросла и превратилась в красивую девушку. Шли годы, она росла и звери просто души в ней не чаяли, ведь она выросла очень красивой, и особенно удивительным у нее был голос. Однажды, когда медведей не было дома, море прибило к ногам девушки лодку с прекрасным юношей. Он бежал от разбойников, в рабстве у которых пробыл много лет. Красавица своей заботой сумела вернуть парня к жизни. Эти двое настолько полюбили друг друга, что вскоре решили сбежать с медвежьего логова вместе. Юноша смастерил мачту, сделал парус из звериных шкур— влюблённые решили покинуть медвежий берег. Вожак увидел в море беглецов , опустил свою пасть в голубую влагу и с силой стал втягивать воду - море начало мелеть и лодку увлекло обратно к берегу. И тут девушка запела, умоляя старого медведя пощадить юношу...и страшный зверь перестал тянуть в себя воду, но продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исчезал чёлн с девушкой, к которой он привязался. И лежит так старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело , мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина стала вершиной горы, достигающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес. Так старый вожак-медведь стал Медведь-горою. Эту легенду в обязательном порядке рассказывают гостям самого известного детского лагеря мира — «Артека», расположенного как раз у «медвежьего бока».
Фонтан слез в Бахчисарае (Бахчисарайский фонтан) — это одна из самых популярных достопримечательностей Крымского полуострова. Расположена она на территории бывшей резиденции крымско-татарских правителей, в Ханском дворце (Хан-Сарай). Необычный фонтан был создан в 1764 г. иранским мастером Омером .Согласно исламской традиции нельзя было изображать все живое и поэтому зодчий воплотил замысел правителя с помощью языка символов. Мраморный фонтан украшен в восточном стиле растительным орнаментом, причем его элементы не повторяются. Отверстие, окруженное пятью лепестками лотоса, символизирует мужской глаз. Из него капает вода и скупые слезы наполняют горем большую емкость (чашу сердца). Со временем скорбь утихает и вода расходится в пару меньших чаш. Однако память воскрешает чувства снова, и радость сменяется горем. Так повторяется трижды, причем нижняя десятая чаша по своим размерам значительно превосходит предыдущие. У подножия конструкции изображена спираль, похожая на улитку, что символизирует и печаль, и продолжение жизни. Сама легенда гласит , что крымский хан Кырым-Гирей влюбился в наложницу Диляру , но одна из жен хана из ревности погубила ее. Ее саму повелел казнить муж и он же над прахом своего объекта обожания, воздвиг роскошный мавзолей-усыпальницу, а около него повелел построить фонтан, который бы сквозь века пронес всю скорбь и боль хана. Но только с легкого пера А.С. Пушкина, в 1824 г. источник и стал называться фонтаном слез и Бахчисарайским фонтаном. На самом деле Пушкина очень вдохновила легенда о странном памятнике влюбленного правителя и спустя два года после визита он написал поэму «Бахчисарайский фонтан». Позднее по мотивам этого произведения были поставлены одноименный балет и опера.
В одном из маленьких домиков Мисхора, во времена турецкого владычества , родилась девочка по имени Арзы. Через время она превратилась в прекрасную девушку и влюбилась в пастуха Абий-ака, который также был без ума от молодой красавицы. Иногда они встречались у родника, пока набирался кувшин с водой, влюбленные ворковали. Но в это же время на нее обратил внимание местный разбойник и атаман таких же пиратов, контрабандистов и работорговцев-Али-баба. Он попробовал посвататься к ней, но получил решительный отказ и от ее честных родителей, и от нее самой. Арзы отказывала всем , в том числе и завидным женихам, и только с Абий-Ака хотела связать свою жизнь,вскоре они сыграли свадьбу. Прямо на торжестве , дивчина решила в последний раз принести водички из привычного ключа , тут ее и схватил Али-баба. Разбойник решил в отместку за отказ продать красавицу в Стамбуле на невольничьем базаре. В Стамбуле Али-бабе повезло – его «товар» приобрел за большие деньги смотритель гарема самого султана, пират неплохо «окупил» похищение. В гареме с Арзы обращались хорошо – она понравилась турецкому правителю, который сделал ее любимой женой и всячески баловал. Но сама она продолжала любить своего молодого мужа – роскошь гарема не могла заменить ей любимую семью. Не помогло даже рождение сына от султана. В годовщину своего похищения она вместе с младенцем бросилась в Босфор с высокой башни султанского дворца. С тех пор в начале весны, как раз в день свадьбы Арзы и Абий-ака, к поселку подплывает русалка с младенцем и грустно на Мисхор смотрит, все ищет что-то, все смотрит куда-то. И так всю ночь на камне сидит, а с первыми лучами солнца уплывает куда-то на год. В эти дни в Крыму родники полной силой бьют, как будто до сих пор горе Арзы оплакивают, как будто слезы земля проливает. Вот так и появился памятник русалки с ребенком на берегу Черного моря, в Мисхоре.
Потухший вулкан Кара-Даг — еще один обожаемый мифотворцами крымский объект и одно из самых величественных и одновременно загадочных крымских пространств. При этом Карадагский вулканический массив — место проживания самых крупных змей Крыма. Два десятилетия назад удалось обнаружить яйцо весом в 20 кг. Фантасмагория черных скал, резкие скачки глубин, сотни неизученных подводных пещер, изобилие рыбы и дельфинов, во все времена будоражили сознание людей. На протяжении двух тысячелетий множество мореплавателей являлось свидетелями появления Карадагского змея. Первое официально признанное доказательство — античный перстень из коллекции Боспорского царства, где морской монстр изображен в окружения черноморских рыб-эндемиков. Позже уже средневековые турки Феодосии-Каффы отослали кипу писем в султанскую канцелярию Стамбула, жалуясь на «черноморского родственника Кракена». Естественно расползались и ширились легенды о неком чудовище, проживающем под Кара-Дагом. Примечательно , что первым сотворил легенду сам Гомер, описанные им врата в царство Аида, через которые довелось проходить Одиссею, находились именно в Крыму. Найти врата сложно, потому иногда на полуострове пропадают люди или происходят странные несчастные случаи. Возможно поэтому , уже больше века подряд Карадаг, это закрытая зона с полным запретом на любые научные исследования гражданских специалистов. При этом , постоянно появлялась информация о легендарном «карадагском монстре». Его искали красноармейцы и отряд ВЧК в 1921г., в пятидесятых годах прошлого века, в Сердоликовой бухте соседнего Коктебеля, якобы увидел змея советский писатель Всеволод Иванов и даже описал его: «Оно было до 30 метров в длину и толщиной со столешницу письменного стола, если ее повернуть боком, а голова — в размер размаха рук — напоминала змеиную». В начале девяностых прошла целая серия находок дельфиньих туш, выброшенных волнами или попавших в рыбацкие сети. Причем у всех выкушены животы, ширина укуса составляла около метра по дуге, с четко заметными следами огромных резцов. Дельфиньи головы были словно расплющены равномерным сжатием, как будто несчастное млекопитающее пытались протащить в узкое отверстие. В 2019 году , снять морское чудовище (хотя его плохо видно)удалось с квадрокоптера в Веселовской бухте за горой Караул-Оба, неподалеку от курортного Судака. Как бы то ни было , на сегодня, никаких четких и осязаемых доказательств наличия «некого змея» не представлено , так что верить или не верить в его существование, дело лично каждого.
Алим, легендарный герой, благородный разбойник ,в середине XIX века грабил богатых людей и раздавал деньги бедным, при этом никого не убивал. Алим не был лют, он избегал жестокости, а предпринимаемые им набеги проводились не только смело, но и мудро. Среди горцев, там, где Алим совершал свои подвиги, рождались о нем легенды, слагались песни. Свои богатства Алим прятал в пещерах. Будущий разбойник родился в деревне Коперли-кой (Черемисовка), что в 15 км от Белогорска (Карасубазар). По настоящему его звали Алим Азамат-оглу Айдамак .Жизнь в Карасубазаре для Алима была безрадостной, в раннем возрасте его отдали в услужение богатому карасубазарскому караиму. Шло время. Мужал Алим, взрослела и дочь хозяина – Рахиль. Между молодыми людьми возникла взаимная симпатия, но хозяин совсем не был этому рад. Что бы разлучить молодых , Алиму подсовывают краденые часы и его арестовывают и в качестве наказания отправляют в армию – в арестантскую роту , в Бубруйскую крепость. Через четыре года службы , после запроса к караимом Карасубазара о возвращении Алима домой, те ответили отказом. Узнав это, Алим сказал: «Коли вы меня, честного человека, боитесь, как вора, так я буду настоящим вором!». Вскоре он из крепости бежал и прибыв в родной Карасубазар, начинает мстить своим главным притеснителям. При этом Алиму и не суждено было узнать о судьбе своей возлюбленной, так как она вместе с отцом покинули Карасубазар. Главным пристанищем Алима были леса, окружающие карасубазарскую дорогу, на которой он совершал грабежи. Особенно он любил господствующую скалу над карасубазарскими горами – Кок-Таш (Синий камень). От Алима не спасали прочные запоры, в караимских домах он появлялся неожиданно, всегда вызывал ужас и смятение. Власти всячески пытались изловить Алима: подкупом, хитростью, открытой силой, а он оставался неуловим. По дорогам ходили патрули, полицаи, жандармы, но все было тщетно. При этом Алим действовал один, товарищей он не имел и шаек не собирал. Лучшим его другом был конь, уносивший его от преследований. Алима называли «летучим» потому, что он заметал свой след, ухитрялся в один и тот же день совершать грабежи в противоположных концах полуострова. Слава об Алиме до того выросла в Крыму, что обиженные стали грозить своим обидчикам: «А вот я пожалуюсь Алиму на тебя!» И жаловались. А он чинил суд и расправу. Суд его был короток: являлся в дом обидчика и брал с него за беспокойство контрибуцию. Сила Алима была в татарах, они его прикрывали и оберегали, поэтому в татарские деревни стали чаще выезжать военные. За укрытие Алима налагались денежные штрафы, делалось все, чтобы татары почувствовали, что они в ответе за действия Алима. Однажды 23 октября 1848 года был праздник, Алим решил его посетить и случайно нарвался на полицейских. Узнав разбойника, они с трудом его связали и посадили в секретную под строгий надзор. Около девяти месяцев провел он в остроге, но, подговорив часового, вместе с ним бежал. Все дороги Крыма были перекрыты, кольцо преследователей Алима стало сужаться и в ночь на 25 октября 1849 года, в чабанском коше были связаны все пастухи, среди них оказался и Алим. В начале декабря 1849 года Алим в возрасте 33 лет предстал перед судом, который требовал его смертной казни. Но на совести Алима не было ни одной загубленной жизни и его судили как беглого солдата, присудив ему шесть тысяч ударов палками и ссылку в Сибирь. Предположительно Алим умер от наказания, после такого сложно выжить. Но отузские татары верили, что сбежал Алим в Турцию, и вернётся снова, чтобы защитить бедных. Ну а легенда заключается в том , что память о благородном разбойнике сохранилась в народных песнях, легендах, его именем названы улицы, а возле села Черемисовка Белогорского района даже установлен памятник.
Итак, в давние времена, кочевые народы постоянно нападали на местные селения. Жители одного из селищ в надежде на спасение, собрали весь свой нехитрый скарб, прихватили еду и спрятались в одной им известной пещере. Спрятаться-то они спрятались, да не предусмотрели, что в пещере не было никакого источника воды. Выход был один — совершать под покровом ночи вылазки к ближайшему источнику. Тогда одна из селянок, смелая черноволосая девушка, решила помочь сородичам – выйти наружу и поискать ближайший источник с водой. Она покинула пещеру в ясную лунную ночь и вскоре нашла неподалеку от убежища полянку, заросшую чудесными желтыми цветами. Среди этих цветов журчал небольшой родничок. Кочевники отступать не собирались, так что беглецы оставались запертыми в пещере на на многие дни. Всё это время девушка ходила по тайной тропе к воде. Тропинка была неровной, поэтому как бы не старалась девушка донести драгоценную воду, несколько капель из кувшина, да расплёскивались на обочину. То ли девушка была настолько красивой, то ли вода чудодейственной — там где упали капли, расцвели великолепные цветы. Вот по этим цветам кочевники и обнаружили пещеру беглецов и жестоко расправились с людьми,сначала разожгли у входа в пещеру большой костёр, который позже обвалил свод пещеры и запечатал все возможные выходы и входы. Спустя десятилетия люди обнаружили скрытую в зарослях пещеру и ужаснулись увиденному: весь пол был завален человеческими черепами – погибшие селяне пустыми глазницами смотрели на живых людей… и это уже не легенда.
Эта легенда восходит к временам столкновения с Крымским ханством. В те времена , в Алушту прибыл дервиш, поразивший всех святостью своей жизни и чудесами, которые он мог творить. Прознав об этом, местные вельможи пришли к святому и попросили предсказать будущее Крыма. На встрече старец попросил всех усердно помолиться, а после начал тихо бормотать какие-то слова. И тогда произошло неожиданное: все ощутили сильнейший подземный толчок, все вокруг содрогнулось , а гора Демерджи скрылась в черной мгле. Когда туман рассеялся, то все увидели на краю горы каменное изображение женщины. Тогда Дервиш сказал: «Татарские ханы царствовать в Крыму больше не будут. Власть получит христианская царица, лик которой изображен на скале. И царствовать она и её потомки будут до тех пор, пока эта фигура остается несокрушимой». После этого дервиш прикрыл свою голову руками и почти бесшумно исчез из толпы. В 1783 году Крым вошел в состав Российской империи и к слову находится в ней и сегодня. Очевидно, в дело вмешались высшие силы, навсегда изменив облик красивой крымской горы, которая теперь, к своим старым и древним названиям, прибавила новые: Катюша, Екатерина. Ибо выбит на ее гордой гранитной вершине чеканный профиль женщины, удивительно похожий на профиль Екатерины. По воспоминаниям старожилов , из-за землетрясения 1927 года часть скалы обрушилась и изображение стало менее рельефным, поэтому ее стали называть — Сфинкс, но от этого менее легендарным место не стало.
Феодосийская легенда рассказывает о купце Илье сыне Тамары, дважды попавшем в бурю у берегов мыса. Случилось это в день под пророка Илью. Когда он вышел в море, начался шторм. Предвкушая возможную гибель, купец молил пророка Илью смягчить гнев и успокоить бурю, пообещав при благополучном исходе построить на мысе церковь. После этого стих шторм, и купец благополучно добрался до земли. Никому не рассказал он о случившемся. Данное обещание постепенно забывалось, оставаясь невыполненным, пока незадолго до дня Ильи купец снова не оказался в море. Вновь поднялся сильный шторм, который грозил унести с собой и судно, и людей на борту. Упал Илья на колени, поклявшись исполнить то, что не исполнил ранее. Второй раз пережив сильнейшую бурю, Илья сын Тамары сдержал слово и построил храм на вершине мыса. Неизвестно сколько лет простоял храм, но уже в 1816 году на месте деревянной церкви была построена часовня Святого Ильи.