Ну а начнем конечно с истории модели. Сначала появилась Model S. Следом за ней кроссовер Model X и еще через год — самая бюджетная Тесла Model 3. В 2020 году покупателям стало доступно еще одно детище Илона Маска — компактный SUV Model Y. Cepийнoe пpoизвoдcтвo Tesla Model Y былo зaпyщeнo нa ocнoвнoм зaвoдe вo Фpимoнтe в янвape 2020 гoдa.Первыми покупателями , естественно, стали американцы, но сейчас заказать Model Y можно также во многих странах Европы и в Китае. 5 июня 2020 года Tesla запустила онлайн-студию дизайна Model Y для китайского рынка, что позволило клиентам в Китае размещать заказы на готовящуюся модель Y. Позже , когда Tesla внедрила свой новый структурный аккумулятор для увеличения дальности полета, эти автомобили стали производиться на двух новых производственных мощностях Tesla в Остине, штат Техас и Берлине, Германия. Далее будет.
Новая Tesla Model Y, использует платформу Model 3, ее силовую структуру и, соответственно, схему электромоторов и подвесок — на двойных поперечных рычагах спереди и «многорычажку» сзади. Коэффициент аэродинамического сопротивления у обеих моделей одинаков (всего 0,23), как и развесовка — 54/46 в пользу задней оси. Model Y длиннее Model 3 на 57 мм (4751 против 4694), шире на 71 мм (1920 против 1849), выше на 181 мм (1624 против 1443), колесная база та же — 2875 мм, но дорожный просвет кроссовера составляет 175 мм, тогда как у «тройки» этот параметр 140 мм. Доступны пока только «топовые» полноприводные двухмоторные версии Model Y , с Li-Ion батареей с водяным охлаждением и емкостью 75 кВт⋅ч, на которую Маск дает гарантию восемь лет или почти 200 000 километров пробега. Имеющаяся у нас модификация Dual-Motor Long Range (346 л.с., 520 Нм) преодолевает рубеж в 100 км/ч через 5 секунд и способна разогнаться до 220 км/ч, а запас хода составляет 508 км.
Первый «сигнал» тяготения к «электричкам», прозвучал когда на нашем горизонте появился Порше Тайкан . Действительна крутая тачка ,за безумные деньги , произвела двоякое впечатление , зато показала что может вытворять электротяга. Потом на базе стали появляться разные электрокары, Теслы в том числе . Ещё через некоторое время представилась возможность опробовать Теслу , так сказать «в реале». Больше того, нам провели практически полный ознакомительный курс , не только по техническим характеристикам , но и по многим аспектам , связанным с эксплуатацией. В процессе ознакомления , впечатлила «самопрезентация» , это такая программа в авто , в которой Тесла под музыку демонстрирует свои возможности. Мигают все световые приборы, открывается все что может открываться , от стёкол дверей , до крышки багажника - машина реально танцует всеми движущими частями ,светиться как новогодняя ёлка и все это под музыку ! В конце представления все мягко закрывается и Тесла замирает в ожидании следующих команд. Это было круто! Не понятно , почему до такой саморекламы додумался только Илон Маск , ведь любой марке это под силу. Но это не все приколы Теслы. Как только ты открываешь дверь , а это можно сделать либо прикладывая спец ключ к стойке двери в определенном месте , либо через программу в телефоне владельца , сразу же включается климат и музыка. Пока ты удобно усаживаешься в кресло , «планшет» размещённый в середине так называемой торпеды , включается и показывает на экране все системы авто. Кстати, ничего , кроме этого «планшета» в авто больше нет - ни стрелок, ни лампочек, ни датчиков...НИЧЕГО! Регулируем руль , на самом руле, положение сидения -сбоку на сидении , нажимаем педаль тормоза , на планшете сразу же идёт тестирование всех систем , двигаем рычаг под рулём , вверх - это назад, вниз - это вперёд и поехали. Никаких ключей зажигания , прикладывания или вставляния в замки , нажал-двинул-поехал! Хочется конечно продолжать описывать дальше, но для создания легкой интриги , все что касается систем безопасности, управления, удобства и прочего, будет уже в следующих статьях.
Салон остался верен традициям компании с простым оснащением визуально и обширным технически. Изначально в Model Y 5 посадочных мест с тонкими, удобными передними сиденьями и неплохим задним диваном. Опционально доступно еще два откидных задних кресла, правда свободного места там будет немного из-за размеров машины. Перед водителем 3-спицевый руль с парой шайб и на центральной консоли красуется огромный 15-дюймовый сенсорный дисплей, через который управляется все внутри. На тоннеле только подстаканники и подлокотник. Любое из трёх сидений можно сложить отдельно, а если сложить все сиденья заднего ряда, образуется полноценная грузовая платформа.Ещё один приятный бонус грузовой платформы – тут можно без проблем оборудовать спальное место для двух человек. На Tesla Model Y нет привычных воздухозаборников, тут имеется один большой воздуховод, способный эффективно гонять по салону холодный или тёплый воздух, и дополнительный воздуховод, который регулирует воздушные потоки в разных направлениях, которые можно настроить как угодно. В целом все сделано «на совесть» и с правильным минимализмом, то есть все что надо есть, а лишнее …пусть ставят в Мерседес.
Вернемся к описаниям ощущений. При включении так называемой передачи нет никаких рывков, все плавно и легко и только при движении назад слышен легкий «электрический» гул, вперёд -полная тишина. Простота управления невероятная и это при том что авто реально высокотехнологичное. При движении задним ходом включаются три камеры , с высоким разрешением , показывающие не только все за «кормой» , но и по обоим бортам - очень удобно! В случае приближения к препятствию , на панели показывается расстояние до преграды в сантиметрах. Та же схема безопасности в случае включения поворота , камера показывает все что происходит в этом самом повороте. О определении системой Теслы светофоров , пешеходов , разделительных полос и дорожной разметки , даже не стоит писать, тут все по умолчанию . Можно вообще задействовать автопилот и авто будет само ехать , преодолевая все что появляется на пути. Есть и режим Сторожа ,в котором Тесла полностью контролирует ситуацию вокруг авто, благодаря системе датчиков и видеокамер. Стоит камерам и датчикам зафиксировать хотя бы малейшую опасность, или посчитать пристальное внимание и ощупывание Tesla за угрозу, как сразу же на планшете появится большая предупреждающая надпись о том, что камеры работают и всё происходящее записывается. Если угроза более серьёзная, злоумышленник пытается взломать автомобиль или разбивает стекло, автомобиль переходит в тревожный режим, включается сигнализация, музыка врубается на полную громкость, а владельцу приходит сообщение на смартфон об попытке угона или проникновения в его автомобиль. Одним словом этот аппарат создан чтобы помогать своему владельцу на всем протяжении пути , дома, на стоянках ,минимизируя риски и исправляя возможные ошибки.
Полный привод у Тесла Модель Y фирменный, и это действительно полный привод, а не какие-то там хлипкие муфты и имитация полного привода. На каждой оси стоит отдельный электродвигатель, который отвечает именно за свой участок работы. Компьютерный алгоритм постоянно анализирует поведение колёс в движении и моментально реагирует на изменение дорожной ситуации и дорожного покрытия, добавляя или снижая крутящий момент именно на том колесе, где это необходимо в данный момент. На самом деле проходимость будет зависеть только от высоты дорожного просвета, в остальном Тесла будет тащить и сопротивляться бездорожью, на сколько это возможно в принципе.
О ездовых качествах хочется написать отдельно, ведь это действительно ракета! Тесла , в частности две модели кроссоверов X и Y , позиционируются именно как спортивные кроссоверы и тому есть объективные причины- феноменальный разгон с места до сотни! Да есть разные емкости батарей, комплектации, настройки , но даже в базовой комплектации , любая Тесла , при разгоне до сотни , не выезжает из 5секунд! Кстати самая быстрая в модельном ряду Тесл , разгоняется меньше чем за 2секунды , а это может делать ООчень не большое количество даже мегакаров, ценой от полумиллиона долларов. Отдельно хочется отметить , что принцип электрической тяги предусматривает мгновенную передачу крутящего момента , в отличии от ДВСных авто и относительно небольшую потерю мощности на больших скоростях. То есть на Тесле педаль акселератора остаётся информативной на любой скорости и при нажатии «заставляет» ускоряться с любого значения спидометра - до максималки , ограниченой электроникой 220 км/час. Это реальное ощущение свободы выбора -возможность как ускоряться так и тормозить по своему желанию . В случае каких то непредвиденных обстоятельств или погодных условий , Тесла «включит» целый набор «помощников» , которые сразу же начнут сканировать обстановку и мгновенно создадут условия для безопасного «полёта». Так что в этом смысле, Тесла ярко демонстрирует то , на что большинство автомобилей просто не способны.
Все «полеты» требуют энергии , а заряжается Tesla от 2 до 30 часов и это приблизительно, потому что все зависит от того с какой мощностью вы заряжаете батарею и какая емкость этой батареи. Чтобы понять время , всегда нужно делить емкость вашего аккумулятора на мощность зарядки — так вы получите время зарядки в часах. Например , если мощность зарядки достигнет 85 кВт, то батарея полностью зарядится за 1 час. А если мощность зарядки будет составлять 1 киловатт, то время заряда аккумуляторной батареи составит 85 часов. Надо понимать что автомобиль не заряжается линейно. Самая эффективная зарядка происходит в диапазоне от 20% до 80% аккумулятора, а дальше скорость сильно снижается. Это связано с тем, что чем больше ионов внутри аккумулятора заряжено, тем тяжелее приходится зарядке и батарее “найти” и зарядить оставшиеся ионы. В обычной розетке напряжение составляет 230 Вольт ± 10%, а сила тока — до 16А., что означает максимальную мощность на выходе до 3,52 кВт. Если поставить специальную силовую розетку, сила тока в которой составляет уже 32А. , то мощность зарядки повысится до 7 кВт. Если же установить трехфазную розетку (межфазное напряжение 380 Вольт, напряжение каждой фазы 220В, сила тока 16А), то она сможет максимально выдавать до 10,5 кВт. Tesla мodel 3, Y, X, S ,могут принимать при зарядке переменных током до 48А с одной фазы для американских авто и до 16А по каждой их трех фаз ,для европейских авто. Заряжается авто путем внедрения в специальный разъем, в задней левой части , такого себе «пистолета», на конце которого, через провод находится регулятор напряжения. Для «втыкания» нужно легко нажать на лючек, он мягко открывается и «обнажает» розетку «маму» , в которую природно входит пистолет «папа». О начале зарядки сообщает светодиод и щелчок, означающий, что разъём электромобиля заблокировал зарядный штекер. Разблокировать штекер сможет только владелец ключа от Теслы. Когда владельцу нужно оставить Теслу на зарядке и отлучиться, электромобиль блокируется, а индикация снаружи и внутри отключается, чтобы не привлекать лишнего внимания.
Стоит сказать пару слов о рекуперации , которая не только заряжает батарею при сбросе газа , путём притормаживания авто , но и минимизирует само торможение. К этому процессу надо привыкать,так как для обычного водителя , самоторможение немыслимо и противоречит самому вождению. Как так , бросаешь газ и машина сама начинает тормозить и не слабо так , при этом даже стопы зажигаются сами , без прикосновения на педаль.Но есть и плюс,колодки долго ходят,ведь оттормаживается авто электродвигателями , без участия тормозной системы , кстати фирмы Брембо. Все это помогает Тесле как быстро срываться с места , так и очень эффективно тормозить , что для спортивной машины реальная необходимость.