Даже имея опыт эксплуатации многих транспортных средств , в том числе не самых распостраненных, от возможности опробовать именно этот аппарат , мы были в восторге! Это тот случай , когда ты много о нем слышал, несколько раз видел, но получить в пользование , или на тест драйв , даже в мыслях не рождалось и на те… Can-Am Spyder – это одна из тех вещей, которые или нравятся или вызывают недоумение. Еще его называют «обратным трайком» и аппаратом для пенсионеров, которые боятся двух колёс. При этом , на самом деле, Can-Am Spyder это специальный продукт, а не ширпотреб, являющийся по сути игрушкой для удовольствия и путешествий по асфальту для тех, у кого уже все есть или тех, кто не хочет быть похожим на других... Именно так мы считали до появления этого трицикла в поле нашего тактильно-визуального восприятия , плавно перешедшего в реальную эксплуатацию. Время на «опробование с выводами» нам дали достаточное, поэтому дальше, надеемся будут полезные очерки, для тех кто хотел или хочет приобрести такой «вид самовыражения и досуга».
Имея в своей «конюшне» BRP Maverick X RS Turbo R , мы как то не удосужились чиркнуть пару строк о самой компании BRP. Теперь получив второй экземпляр продукции этого бренда восполняем пробел. Итак, в 1973 году стартовало первое в Канаде производство мотоциклов. Новоиспечённая марка Can-Am, являлась дочерним предприятием корпорации Bombardier Recreational Products, основанной Джозефом-Армандом Бомбардье в 1942 году и известной своими снегоходами и водными мотоциклами. Мотоциклетное направление не являлось основным полем деятельности канадцев и не приносило должной прибыли, поэтому в 1983 году лицензию на изготовление Can-Am продали английской компании Armstrong. Но новым хозяевам не удалось удержать бренд на плаву, и в 1987 году производство было свернуто. Только в 2006 году, Can-Am вернулась в состав BRP и начался выпуск всей линейки канадских квадроциклов, ранее именовавшихся Bombardier ATV. Буквально через год вышла принципиально новая для компании модель – трицикл Can-Am Spyder. Она до сих пор в строю и на данный момент доступна в четырех вариантах: F3 S, F3 T, F3 LTD и RT. Трицикл имеет одно заднее ведущее колесо и два колеса спереди для рулевого управления, по компоновке похож на современный снегоход. Spyder использует шасси, похожее на квадроцикл. При этом сам производитель называет его "родстером", но с технической точки зрения это скорее то, что традиционно называется мотодельтапланом. По данным экспертов ,примерно треть дорожных моделей Can Am были куплены девушками, около 50 процентов владельцев Can Am Ryker - новички, а 72 процента - моложе 55 лет. Вот о такой очень противоречивой модели и пойдет речь далее.
Сама идея трехколесного транспорта далеко не нова. Появление первого из них датируется 1769 годом. Спустя 238 лет BRP презентовала Can-Am Spyder – первую модель своего возрожденного бренда, два десятилетия пребывавшего в анабиозе. В случае со Spyder, они вывернули шиворот-навыворот идею трайка. В противовес классическому трехколесному завсегдатаю байкерских тусовок, у Can-Am передних колес двое, а заднее имеет вполне автомобильную размерность 225/50R15. Между ними пристроено мускулистое спортбайковское тело. Передняя подвеска автомобильного типа – классическая «независимая» схема с поперечными рычагами и амортизаторами. А все остальное – мотоциклетное. Конструктивно Spyder, имеющий в основе пространственную балочную раму SST, близкий родственник снегоходов и ATV. В переднем свесе живет знакомый по спортбайкам Aprilia – V-образный ,2х цилиндровый, 998-кубовый мотор Rotax, снабженный жидкостным охлаждением, двумя распредвалами на каждый цилиндр и электронным впрыском. 115-миллиметровый клиренс и высокая чувствительность к колее еще одни доказательства того, что Spyder предпочитает дорогу с качественным покрытием. У Spyder есть контроль тяги, устойчивости и антиблокировочная система тормозов , которые приводятся в действие одной и той же ножной педалью. Также предусмотрены передача заднего хода, усилитель рулевого управления. По сути Спайдер, это снегоход, которому поменяли лыжи и гусеницу на колеса и научили ездить по асфальту, в этом и есть весь его кайф, который предстоит нам опробовать.
Дорожная линейка Can Am On-Road представлена двумя базовыми моделями, Ryker и Spyder. Ryker - более доступная (читай: дешёвая) модель, с завода предназначенная для кастомизации, с более молодёжной эстетикой. Can Am Spyder, в свою очередь, представлен двумя вариантами, Spyder F3 и Spyder RT, первый из которых обладает мощной спортивной внешностью, а RT ( наш вариант)- более комфортной эргономикой и туристическими возможностями, например, багажниками «по кругу». Серия Spyder F3 представляет собой "спортивно-круизную" версию с вертикальными сиденьями ногами вперед, которую можно сравнить с круизером (мотоциклом), где сиденья расположены на разных уровнях, для удобства. «Наша» серия Spyder RT представляет собой туристическую версию с 80-литровыми боковыми кофрами, верхним кофром и вместительным багажником на носу. Общий объем емкостей для хранения - 155 л. Объем переднего отсека - 58 л. Объем перчаточного ящика - 2 л. Левый багажный отсек - 26 л. Правый багажный отсек - 26 л. Задний багажный отсек - 43 л. На нем установлены регулируемый с кнопки ветровик , а также четырёхканальная акустическая система. Так же аппарат оснащен многофункциональным цветным дисплеем, регулируемыми пассажирскими подножками, охранной системой Digitally Encoded Security System (DESS), массой электроники для активной безопасности, пневмоподвеской, подогревами всего чего только можно. Его, с определенной долей , можно сравнить с туристическим мотоциклом, но стоимость нового Spyderа –автомобильная , порядка $38 000. В линейке RT есть два пакета Trim, базовый RT и RT-Limited. Кстати, BRP выпускала специальные версии Spyder, предназначенные для правоохранительных органов. Spyder F3-P - это версия F3 с аварийным освещением, сиреной, розетками питания 12 В и USB в дополнение к системе зажигания "Quick Pursuit". Также доступна специальная патрульная версия RT, но это так к слову. Продолжение следует , «не переключайтесь»!
Свои впечатления от BRP Can Am Spyder разделю на три статьи: «Первые впечатления», «Что понравилось» и «Что не понравилось» . В каждой их них попробую описать все то, что на мой взгляд будет полезно для потенциальных приобретателей и для просто интересующихся. Сразу типовые ответы :«Нет, это не мотоцикл", "Нет, это не падает", "Да, в пробках бесполезен", "Да, за эти деньги можно купить кроссовер". Мне же , получившему во временное пользование данный экземпляр, предстояло разобраться ,так что же за зверь этот Спайдер?. И как обычно «дьявол кроется в деталях!». Начну с запуска, а это именно процесс, а не простое нажатие кнопки. Итак, поворачиваю ключ в замке зажигания и... жду. Процедура включения трицикла намекает мне: аппарат буквально напичкан сложной электроникой. Начинается сканирование и тестирование всего и вся: система электронного управления Drive-by-Wire, адаптивный электроусилитель руля Dynamic Power Steering, ABS, система стабилизации VSC, трэкшн-контроль, круиз-контроль, электронная полуавтоматическая коробка передач и радио с доком для iPod — это все проходит системную проверку около 30 секунд и не позволяет запустить двигатель. После появления на панели приборов основных показателей ,трицикл требует нажать педаль тормоза, расположенной под правой ногой водителя.Кстати эта педаль приводит в действие тормоза всех трех колес одновременно, но об этом я узнал позже, пока просто надавил. Думал надо еще какие то шаманские действия «с бубнами» провести , но нажав на кнопку пуска, мотор запустился-ура! Завели , включили, тронулись . Привод на заднее автомобильное колесо , осуществляется не цепью или через кардан, а при помощи клиновидного ремня. Трицикл в движение приводится V-образным двигателем 998 Rotax c электронной дроссельной заслонкой Ride-by-Wire, который выдает 106 л.с. при 104,3 Нм крутящего момента.Такой же силовой агрегат служил сердцем спортбайка Aprilia RSV Mille. Этот V-Twin Rotax, действительно позволяет аппарату достаточно шустро разгоняться до сотни, в пределах 6 ти секунд и это при том что электроника «душит» мотор со старта, не давая колесу идти в букс. Скорости, что вверх, что вниз, переключаются с ощутимым толчком, что немного напрягает, хотя даже в мануале написано, что переключаться можно без сброса газа. До 120км/час трицикл идет более менее уверенно, но рулежка вызывает противоречивые ощущения.В целом езда без нареканий, детальнее о «разрыве шаблонов» будет уже в разделе «Что не нравится». Заметил кстати дилему- братья мотоциклисты не понимают здороваться или нет- два передних колеса Спайдера их смущают, хотя шлемы на головах сидящих НА нем , возвращают в реальность. Это были первые впечатления , далее будет..
На самом деле как таунхаус собрал в себе минусы дома и квартиры , также Спайдер собрал в себе минусы автомобиля(стоишь в пробках) и мотоцикла(жарко в жару/мокро в дождь и т.д.). Spyder — это что-то вроде спортивного кабриолета, мне как мотоциклисту аппарат показался слишком крупным, дорогим и нетребовательным к уровню мастерства. Создалось устойчивое мнение что пересев с двух колес на четыре, ты совершаешь эволюцию в обратном направлении. Сразу скажу, что этот аппарат для каких то оперативных действий не создан от слова совсем, только запуск забирает пол минуты. Для понимания- яму на дороге нельзя пропустить между колес, так как заднее колесо обязательно в нее попадет. Клиренс оооочень маленький, 115 мм - это картинг! Выезжать даже на обычную грунтовую дорогу, трициклу противопоказанно. То же самое можно сказать и про езду по песку или даже по пыли на асфальте-зацепа нет. О эксплуатации зимой лучше даже и не задумываться. Маневрирование , входы на скорости в повороты , это реальное испытание себя (после мотоцикла). Законы физики тут нарушаются и постоянно, кажется что вот вот перевернешься, при том что на самом деле ,до пикового момента еще далеко. Но тут совсем не хочется до него доводить, так как не понятна сама кинематика подвески. Руль мотоциклетный, правая ручка газа тоже, (но без рычага переднего тормоза) панель приборов и ножной тормоз автомобильные, как и два колеса торчащие по бокам и поворачивающиеся по странной амплитуде. Ручка газа вяловата и длинноходна после эндуро, что не позволяет дозировать реакцию с возможностями. Коробка передач роботизированная 5-ступенчатая, полуавтоматическая, поскольку она автоматически переключается на пониженную передачу при замедлении трицикла, но переключение на повышенную передачу должно выполняться водителем вручную (хотя включение сцепления не требуется). Включение передач этой коробки тоже еще тот ритуал, особенно если появилось желание врубить заднюю. Но начнем с движения вперед. Действо происходит следующим образом: на левой ручке руля, водружен некий механизм с рычагами, «лопатка» под большой палец руки-давим и переключаем вверх , «палочка» под указательный-тянем и понижаем вниз. Есть еще кнопка R, на верхней части этого механизма , которая нажимается совместно с «палочкой» и не вздумайте перепутать, только так врубается задняя скорость. Именно врубается , потому что толчок достаточно ощутимый, впрочем включение первой , тоже сопровождается сотрясанием всего корпуса. Без навыка и понимания механики процесса , это еще та процедура. На ходу сильно греется левая нога (обдувает вентилятором охлаждения) , конечно если она не в сапоге и на улице не зима. Оставлять трицикл на открытых местах не желательно, так как сразу появляются желающие сфотографироваться на его фоне, а то и водрузив свое тело на седло-напомню он же не падает. Ко всему прочему Спайдер дико прожорлив-порядка 12л на сотню высококачественного бензина. Хотя надо признать , что мы на нем действительно «топтали» , надо же было «продуть поршня» , что бы сделать выводы. Кстати разгоняли до 160 км/час , но это мягко скажем сильно не комфортная скорость для этого образца. Вот пока все что заметили, если что то еще появится, обязательно дополним.
Вот так случайно , не далеко от Универмага , в центре Симферополя, увидел «брата» нашего Спайдера. И может быть не обратил бы особого внимания, но данная модель действительно редкая, а тут еще и в белом цвете. Вот как выглядит «белыш» и сравните с «чернышем»..
Для начала надо различать трайк и трицикл. На самом деле первый — это тяжелый турер с задней осью и неповоротливыми манерами, трицикл — это спортбайк с растянутой мордой. Так вот на данном трицикле очень не плохи тормоза, достойная обтекаемость до 120км, необычный бросающийся в глаза вид,(кому это надо) и возможность размещение поклажи. При этом Can Am Spyder построен на совершенно уникальной раме, которая больше похожа на мотоциклетную. Спереди к ней крепятся А-образные рычаги с поперечными стабилизаторами. Отличительной чертой трицикла также являются его колеса, они большого размера и сближают Can Am Spyder с автомобилями, нежели с мотоциклами. Дополняет образ «паука» его необычный нос, который явно перекочевал с одного из снегоходов компании BRP. Тут установлен широкий диван, который позволяет с комфортом разместиться двух людям. Как бы кто не заявлял, это уникальное транспортное средство, которое в любом случае пытается сочетать в себе комфорт автомобиля с динамикой мотоцикла.
За долго до нашего «героя», еще в 1909 году первой моделью, трехколесной машины, стала Three-Wheeler, выпущенная английской компанией Morgan и в ней необычное количество колес и их расположение, было выбрано неспроста. Дело в том, что в те годы на автомобили был большой налог, вот чтобы этого избежать, компания Morgan зарегистрировала это транспортное средство как мотоцикл. Производство «странной» машины продолжалось до 1953 года. Затем долгое время Morgan Three-Wheeler не выпускался и лишь только в 2010 году автомобиль снова пошел в серию. Так что вот он "дедушка" BRP Can-Am Spyder RT.
В рамках вечного спора «кто круче» BRP или Polaris, последний выпустил на рынок своего конкурента Can-Am Spyder RT, под названием Slingshot. Этот трайк построен вокруг высокопрочной стальной трубчатой рамы, спереди имеет два 18-дюймовых колеса, в задней части установлено колесо 20-дюймов. Вес машины 790 кг. Polaris Slingshot оснащен 2,4-литровым четырехцилиндровым мотором мощностью 175 л.с. Разгон до 100 км/ч занимает 4,5 секунды по данным производителя, заявленная максимальная скорость – 210 км/ч. Можете сравнить сами с данными BRP. Кстати у между сидениями можно обнаружить наклейку, где английским по белому написано: «Это — мотоцикл». Не стоит воспринимать это как шутку! Есть еще и «подобие авто»- Elio Motors, экстремальный трицикл из Соединенных Штатов - Vanderhall Laguna, но мы же здесь о BRP, так что сравнивать может кто угодно и как угодно.