А начнем , наверное с одной из самых первых гонок , которая проходила на улицах Версаля. Организаторы очень долго пытались получить разрешение на проведение гонки, но местные жители жаждали увидеть по тем временам не бывало зрелище, уговорили власти и гонка состоялась. В борьбу вступили в общей сложности 215 автомобилей и 59 мотоциклов. Французские газеты освещали гонку с большим энтузиазмом,представив ее как крупнейшую с момента изобретения автомобиля! После такой рекламы более 100 000 человек смогли добраться до Версаля в 2 часа ночи, чтобы посмотреть на старт. Первые сто километров гоночной трассы были переполнены зрителями, а железнодорожные станции были забиты людьми, пытавшимися добраться до Версаля. Итогом такой беспечности , только за первую половину гоночного дня, стала погибель нескольких зрителей и гонщиков в том числе одного из основателей фирмы Renault — Марселя Рено. Все потому , что зрители, не понимавшие опасности, исходящей от мчавшихся со скоростями до 140 км/час автомобилей, стояли группами на проезжей части и даже перебегали с одной стороны дороги на другую. В целом, половина машин разбилась или сошла с дистанции, по меньшей мере восемь человек считались погибшими и более 100 ранеными. Осознав масштаб трагедии ,французское правительство распорядилось остановить «кровавый фарс», а гонка была отменена в день ее начала. Все машины были опечатаны и поездами отправлены по домам. Вот такой получился кровавый опыт, но стоит заметить что не самый масштабный, так как далее будут еще трагичнее…хотя и не все.
Не будем «затягивать в долгий ящик» и следующим очерком расскажем о самой трагической гонке на все времена. Ни до ни после нее ничего подобного не случалось по сегодняшний день . Итак, самая жуткая авария за всю историю мирового автоспорта, произошла во время суточного марафона «24 часа Ле-Мана» 11 июня 1955 года. Необходимо отметить , что в те времена, зрители могли находиться в нескольких метрах от несущихся на огромной скорости машин, а самым распространенным видом «отбойников» были…. тюки с соломой или несколько старых покрышек. Более того в 55 году гонщики не знали, что такое ремни безопасности, а едва ли не каждая гонка той эпохи заканчивалась трагедией. Так на 35 круге гонки Mercedes-Benz 300 SLR под управлением Пьера Левега, на скорости 240 км/ч врезался в болид другого гонщика, Ланса Маклина, и отлетел на защитную земляную насыпь, которая сыграла роль трамплина. От удара машина Левега начала разваливаться и масса обломков, включая элементы подвески и двигатель, полетели в зрителей. При приземлении у машины загорелся и взорвался топливный бак. Сам французский гонщик погиб, вылетев из машины. Он забрал с собой 86 жизней зрителей, при этом еще более 120 человек - пострадало, получив травмы разной степени тяжести.Именно эта гонка стала причиной внедрения в соревновательный процесс многих усовершенствований , связанных с обеспечением безопасности участников и зрителей.
Ровно через 5 лет, 14 февраля 1960 года на международной трассе Дейтона Спидвей в Дейтона-Бич, Флорида, США, случилась крупнейшая авария , теперь уже в истории NASCAR. А произошла она потому, что трасса Дейтона намного больше и быстрее, чем привыкли гонять до этого участники кубка. На старт вышли 73 машины, но менее чем через полторы минуты после того, как взвился зеленый флаг, разразился хаос, когда Chevy Дика Фоули вышел из строя. В то время как Фоули смог восстановить контроль над своей машиной , 37 других автомобилей позади него разбились при попытке избежать столкновений. Двенадцать машин перевернулись, в общей сложности 24 гонщика не смогли продолжить гонку. Пять машин скорой помощи прибыли, чтобы доставить 8 водителей в местные больницы, обошлось без летальных исходов. Бригадам уборщиков и эвакуаторам потребовалось 39 минут, чтобы расчистить трассу для перезапуска. Кстати тогда гонку выиграл Джуниор Джонсон на Chevrolet 1959 года выпуска. После той аварии Nascar пересмотрели правила и сократили количество автомобилей на треке до 43-х.
Вернемся на три года назад.История «Милле Милья» началась в 1927 году, когда Гран-при Италии переехал из пригорода Брешии в Монцу. Маршрут гонки проходил от Брешии до Рима и обратно и составлял примерно 1500 километров. С ростом скоростей гонка становилась всё более опасной, и уже в 1938-м произошла трагедия. Анджело Миньянего потерял контроль над «Лянча Априлья» и вылетел в группу стоявших у трассы болельщиков- 11 зрителей, включая пятерых детей, погибли, 26 были ранены. В 1940-м соревнования перенесли на закрытое 100-километровое кольцо, но из-за Второй мировой войны пришлось отказаться и от него. Возродили «Милле Милья» в 1947 году, а в 1948-м гонку впервые выиграла машина «Феррари». За это время — с 1948 по 1956 год — в общей сложности погибли 23 человека, а суммарное количество смертей на «Милле Милья» перевалило за четыре десятка. В 1957 году на старт «Милле Милья» вышли почти 300 экипажей. Но именно изношенная покрышка стала причиной смерти 13 человек. Автомобиль Ferrari, за рулем которого находился гонщик Альфонсо де Портаго, ушел в неуправляемый занос после пропущенного пит-стопа и разорвавшегося колеса и вылетел в толпу зрителей. 11 человек из толпы погибло, десятки получили ранения. Де Портаго выбросило из кокпита — его тело буквально разорвало пополам. Погиб и его штурман Эдмунд Гуннер Нельсон. В той гонке произошла ещё одна трагедия — в районе Флоренции разбился голландец Йозеф Гёттгенс. Ставшую на тот момент самой смертоносной гонкой Италии , запретили , а вместе с ней и любые другие соревнования на дорогах общего пользования. Гонка 1957 года стала последней «Милле Милья» в том виде, в котором её задумывали создатели. Через 16 лет «Милле Милья» вернулась — в формате парада исторических автомобилей, участвовавших в гонке до 1957-го и в таком виде происходит до сих пор.
Монца, воскресенье, 15:00. Тридцать два автомобиля получают отмашку стартовым флагом и срываются с места. Пилот «красных» Вольфганг фон Трипс ,чтобы встать на идеальную траекторию входа в “Параболику”, сталкивается с другим болидом, за рулем которого находился гонщик Джими Кларк. Правое переднее колесо автомобиля Кларка налетает на левое заднее немецкого гонщика. “Феррари” №4 несёт боком, она ударяется о “Лотус” и летит дальше влево на траву, практически не потеряв в скорости.Автомобиль Трипса вылетел в толпу болельщиков, а самого пилота выкинуло из машины во время полета. Немецкий гонщик скончался от первого удара о землю, но инерция была настолько велика, что его тело ещё помотало по обочине, пока оно не замерло тряпичной куклой. Автомобиль же, на скорости около 225 км/ч, налетел на сетку ограждения и пропеллером начал наматывать её на себя вместе со зрителями, стоявшими рядом с ней. Лишь благодаря высочайшему мастерству и удаче никто из позадиидущих не налетел на разбитые “Феррари” и “Лотус” или не задел тело фон Трипса. Авария Вольфгранга фон Трипса стала самой крупной по количеству жертв в истории Чемпионата мира (Ф1). Помимо немецкого гонщика, которому было 33 года, погибло ещё пятнадцать человек, а также многие получили ранения. Одиннадцать зрителей погибли на месте.
Рекордом теперь уже “Формулы-1” по количеству машин, участвовавших в столкновении, стал кубок “Гран-при Италии”, 1978 года. Получилось так , что стартер потушил красные огни светофора еще до того, как все машины успели выстроиться на стартовой решетке, что в итоге привело к столкновению в общей сложности 11 машин. Lotus шведского гонщика Ронни Петерсена врезался в соседний болид, улетел в отбойник и не выдержав лобового удара, вспыхнул. Гонщика удалось вытащить, но на следующий день он скончался в больнице. В те времена все команды Формулы-1 имели право использовать запасные машины, но всё равно на повторный старт не смогли выйти сразу три пилота. Вот так досадно проиграть гонку, так и не успев в ней поучаствовать.
Группа Б с самого начала была и остается, пожалуй, самым экстремальным явлением в истории автомобильных гонок. Созданная в 1982 году, гонка значительно повысила популярность ралли, но первой крупной трагедией стала авария на ралли Португалии в 1986 году. В одном из поворотов неопытный пилот Йоахим Сантос (Joaquim Santos), который впервые пилотировал болид такой мощности, не справился с управлением и врезался в толпу зрителей. Ford RS200 Сантоса не вписался в траекторию и убил троих людей, нанеся тяжелые увечья 30 ти. Это стало первым и последним крупным несчастным случаем в истории группы, что и послужило ее закрытию.
Свой последний спецучасток «Djado-Arlit-Agadez» экипаж автомобиля DAF TurboTwin X2 с бортовым номером 601 ,Ван де Риит / Ван Левезиин / Росс начал, занимая 15 позицию в общем зачете ралли-рейда. 8 января примерно в половину девятого утра машина на скорости около 160-170 км/ч въехала на участок с маленькими дюнами и стала на них подпрыгивать. На первых двух она взлетела и приземлилась на все четыре колеса, а вот на третьей DAF внезапно полетел с небольшим креном и врезался правым передним колесом в землю… и отправился в смертельный полет , сделав шесть полных оборотов, пролетев около 150 метров. Удар оказался настолько сильным, что крепления в кабине не выдержали и кресла оторвались. Пилота Тео ван де Риита и механика Криса Росса сильно побило о внутренности кабины, однако они остались в кабине и это спасло им жизнь. А вот штурмана Левезиина выбросило из машины через лобовое стекло, как из катапульты, он умер на месте... Когда приехали спасатели , они увидели DAF лежащий на левом боку, кабина была полностью разрушена, крыша была вскрыта, словно консервная банка, внутри кабины не осталось ни единой уцелевшей детали. Тело Кееса ван Левезиина лежало в сорока метрах от автомобиля. Медицинский вертолет доставил оставшихся в живых членов экипажа в полевой госпиталь, где врачи констатировали тяжелейшие травмы. Росса пришлось в срочном порядке оперировать - у него обнаружили множественные повреждения внутренних органов. Риит оказался в чуть лучшем состоянии, однако его ноги были переломаны в нескольких местах. После того, как мир узнал о трагической аварии второго экипажа команды , DAF объявляет об уходе из автоспорта.
В 1994 году, на гран-при Сан-Марино (автодром Энцо и Дино Феррари в Имоле), на седьмом круге гонки в повороте "Тамбурелло", болид Сенны съехал с траектории и на полном ходу врезался в ограждение. Машина потеряла сцепление, наехав на неровность, в результате чего задние колеса стали скользить. Через доли секунды болид наехал на вторую неровность, вместе со скольжением задних колес это привело к резкому повороту вправо. Машина буквально тараном летела в кювет (при этом сначала скорость была выше 300 км.ч, во время столкновения — приблизительно 218). От удара правое переднее колесо оторвалось и рычаг подвески полетел в шлем пилота, нанеся роковой удар. Сразу стало ясно, что Сенна серьезно пострадал: сидя в машине он не подавал признаков жизни, из кокпита его доставали спасатели и сразу же отправили в госпиталь на медицинском вертолете. Обследование в больнице показало, что мозг Сенны мертв и нет никаких шансов вернуть гонщика к жизни. Этот инцидент стал предпоследней аварией со смертельным исходом в Формуле-1, системы безопасности сегодня, к счастью, ощутимо продвинулись вперед. За день до гонки в квалификации погиб еще один пилот, австриец Роланд Ратценбергер. Как бы то ни было, смерть Сенны остаётся одним из самых трагичных эпизодов в истории автоспорта.