Эту тему решил открыть, так как все работы по спортивной подготовке наших автомобилей разбросаны по всему сайту. А уже есть чем поделиться, и есть что показать. Тем более желание участвовать в различных соревнованиях не угасает , естественно, будет еще опыт, будут доработки и в дальнейшем. О чем будем здесь писать? Конечно, о том, что уже сделано, с «привязкой» - для спорта! Сама тема необъятная и долгоиграющая, и надеюсь, будет еще и накопительной . Ну надо же как-то популяризовать автоспорт.
Спортивные сидения, или как их называют спортсмены «ковши». Почему «ковши»? Да потому, что ими можно черпать воду из реки - шутка. На самом деле это жесткие, сделанные цельно, без пружинок и регулировок, анатомически «облегатели» тела. Основная функция «ковшей» удержать тело пилота в зафиксированном ремнями положении, тем самым устранить раскачку и ерзание при активной езде. Материал, из которого изготовлены «ковши» - углепластик, легкий и прочный. Сверху обшит материалом, с «легкой» паролоновой подкладкой. Под «пятую точку» в ковше предусмотрены съемные подушки (на липучках). Также, для правильного облегания спортивных ремней, в сидении предусмотрены 5 отверстий, 2 плечевых, 2 поясных и один паховый (о ремнях следующий пост). Сидение (ковш) подбирается индивидуально: по строению тела, весу и нагрузкам, поэтому процесс серьезный и, наверное, покруче будет выбора костюма в ателье – удобство для уменьшения риска и удобство для комфорта, это, как говорят в Одессе, «две большие разницы».
Установка сидения тоже хлопотный процесс. Даже с учетом того, что в комплекте к «ковшам» идут регулируемые крепления – салазки, все равно на каждый автомобиль придется изготавливать «свои» подставки. Как правило, эти конструкции устанавливаются на штатные места бывших заводских сидений. Замечу, что при техпроверке, непосредственно перед соревнованием, жесткость и надежность креплений «ковшей» проверяется очень тщательно, поэтому «болтанка и шатание» категорически запрещается.
Спортивные ремни. Необходимый и важный атрибут спортивной подготовки любого автомобиля. Основным отличием от обычных гражданских ремней, является отсутствие затяжки и авторегулировки, а также многоточечность удержания пилота в сидении. Именно удержание, потому что гражданские ремни просто поддерживают и имеют функцию «срабатывать» только в случае резкого натяжения. Спортремни крепятся жестко к кузову автомобиля, регулируются вручную перед гонкой и застегиваются плотно по телу. Отстегнуть одну из лямок, а их бывает до пяти, не представляется возможным, так как механизм «отстежки» разблокирует сразу все. Сделано это для безопасности, в случае аварии, одним поворотом защелки открываются все точки крепления, и пилот практически мгновенно освобождается от «стягивающих пут». Ремни продеваются в отверстия сидений (ковшей) и фиксируются спецзащелкой в районе живота, таким образом, плотно прижимают тело – два плечевых конца, 2 поясничных, и один между ног. Для ручной регулировки, на каждом конце предусмотрена металлическая защелка-зажим, позволяющая ослабить или натянуть ремень. Как правило, затянутый и подогнанный ремень во время гонки, второй раз, расстегнув его, застегнуть проблематично – надо ослабить и после фиксации лямок в замке, опять натягивать. В правильном, зафиксированном положении тело пилота не испытывает тех нагрузок и колебаний, которые были бы в гражданской версии, пилот становится фиксированной частью автомобиля, по крайней мере на сколько это возможно. И «ковши» и ремни проходят обязательную процедуру омологации - или обновления, но об этом следующих статьях.
Следующая статья о чисто спортивном измерительном приборе ТверьТрип (выпускается в Твери, Россия) или ТерраТрип. Устанавливается в салон спортивного автомобиля, в основном со стороны штурмана. Измеряет расстояние, пройденное автомобилем до 1 м. Служит для четкого понимания, сколько пройдено метров (по легенде). После заданного в легенде расстояния, имеется функция «отсечки» или обнуления прошлого метража и отсчета нового. Инструментом отсечки является либо педаль (ножная), либо кнопка (ручная), либо кнопка на самом приборе.
Представляю Вашему вниманию инструкцию по подключению Тверьтрипа.
Установка и подключение. Тверьтрип подключается следующим образом, согласно подписи на проводах:
Некоторые технические характеристики. Диапазон рабочих температур: -20° +40°С Напряжение питания: 10-15В Защиты от неисправностей бортовой сети: - от изменения полярности, от превышения напряжения Потребляемый ток: зажигание включено: менее 600мА зажигание выключено: менее 60мА Прибор хранит все текущие состояния в энергонезависимой памяти, что позволяет продолжать эксплуатацию прибора даже после отключения от бортовой сети. Питание энергонезависимой памяти: литиевая батарея CR2032 Ресурс батареи: более года
Порядок отключения прибора от автомобиля: 1) ВЫКЛЮЧИТЬ ЗАЖИГАНИЕ 2) Отключить разъем питания прибора
ИНСТРУКЦИЯ Во всех операциях, требующих нажатия нескольких кнопок, кнопки нажимаются последовательно. Пример: F, CAS. Сначала нажимается F, затем CAS. Все операции, связанные с нажатием кнопки функционала F, можно отменить, нажав после F кнопку CLR у 3-й строки.
Сброс внутренних счетчиков контроллера. Для сброса внутренних счетчиков нажимается CLR у 3-й строки и удерживается более 5 секунд, пока не потухнет дисплей.
Установка даты, времени. Секундомер. Секундомер хода. Установка даты. Нажимаем F, затем TIS. (рис 1.А) Вводим 6 цифр даты (пример: 260411 – 26-е апреля 2011 года). Сохраняем F,TIS (рис.1.Б) или отменяем F,CLR 3-й строки
Рис. 1
2.jpg (5.06 KiB) Просмотров: 5019
Установка времени, секундомер. Нажимаем F, затем TIM. Вводим 6 цифр (094025 – 9 часов 40 минут 25 сек). Сохраняем F,TIM (рис 2.А) или отменяем F,CLR 3-й строки. Можно, вместо текущего времени, на соревнованиях использовать в качестве секундомера. В таком случае перед стартом нажимаем F затем TIM. Вводим 6 нулей, нажимаем F (рис.2.Б), и по команде старт нажимаем TIM (рис 2.В). После финиша устанавливаем обычное время.
Рис. 2
3.jpg (9.04 KiB) Просмотров: 5019
Секундомер хода. Выводится на дисплей 2 нажатием клавиши DSS (рис 3.а). Обнуляется нажатием клавиши TIM (рис 3.б), только если показания на дисплее.
Рис. 3
4.jpg (6.82 KiB) Просмотров: 5019
Калибровка, установка коэффициента. Вариант 1. По мерному километру.У начала м.к. нажимаете кнопку CAL. В нижней строке отображается С00000 (рис 4.а). Проезжаете м.к. Для сохранения полученного коэф-та нажимаете по очереди F, CAL, F, CAL, CAL. Если коэф-т сохранять не нужно, просто нажимаете CAL. Для проверки можно вначале м.к. обнулить счетчик интервала (нажать CLR второй строки). После ввода коэф-та на втором дисплее будет отображаться расстояние 1.00 или м.б. 0.99 (рис 4.б) Вариант 2. Установка известного коэф-та. Нажимаем последовательно F,затем CAL. Вводим пять! цифр коэф-та (пример: 00241) (рис 4.в) Для сохранения коэф-та нажимаем последовательно F, CAL. Если коэф-т сохранять не нужно, нажимаем последовательно F,затем CLR у третьей строки Вариант 3. По известной дистанции. Когда известно точное расстояние между ориентирами, у первой отметки обнуляем счетчик интервала, проезжаем дистанцию и подбираем коэф-т (см.вариант 2) так, чтобы расстояние во второй строке соответствовало эталонному. Вариант 4. По скорости. Когда есть GPS-навигатор с четким приемом сигнала и равнинная местность, можно, двигаясь на автомобиле с постоянной скоростью движения, подобрать коэф-т (см.вариант 2) так, что бы скорости на GPS и Тверьтрипе совпали.
Рис. 4
5.jpg (9.41 KiB) Просмотров: 5019
Отображение параметров на дисплее. 1-я строка. Дистанция, дата, время. Показывает дистанцию (рис 5.а), дату (рис 5.б), время (рис 5.в). Перелистывается клавишей DST. При нажатии F, PRB показывает значение текущего активного коэф-та (рис 5.г).
Рис. 5
2-я строка. Интервал и секундомер хода. Показывает интервал (рис 6.а) и секундомер хода (рис 6.б). Перелистывается клавишей DSS.
Рис. 6
7.jpg (5.67 KiB) Просмотров: 5019
3-я строка. (данные, показываемые в 3-й строке, отмечены звёздочкой*) *Просмотр и изменение активного датчика. При нажатии PRB показывает в 3-й строке текущий активный датчик. Р1 – первый, Р2 – второй(рис 7.). Для выхода из режима нажимается любая клавиша, кроме «1» и «2». Так как если активный датчик был Р1, а нажать кнопку CAL(2), активным станет второй датчик и наоборот.
Рис. 7
8.jpg (6.84 KiB) Просмотров: 5019
*Просмотр и изменение активного коэффициента. При нажатии F, PRB показывает в 3-й строке текущий активный коэф-т. С1 – первый, С2 – второй. в 1-й строке показывается значение активного коэф-та (рис 8.). Для выхода из режима нажимается любая клавиша, кроме «1» и «2». Так как если активный коэф-т. был С1, а нажать кнопку CAL(2), активным станет второй коэф-т. и наоборот.
Рис. 8
9.jpg (6.89 KiB) Просмотров: 5019
*Скорость, отклонение от скорости, отклонение от средней скорости. В обычном режиме показывает скорость. (рис 9.а)При нажатии CAS показывает отклонение от скорости. В первой позиции 3-й строки горит d. (рис 9.б) (знак «-» означает отставание) При нажатии TSD показывает среднюю скорость. Во второй позиции 3-й строки горит c.(рис 9.в) (знак «-» означает отставание) При нажатии CAS и TSD показывает отклонение от средней скорости в км/ч. В первой и второй позициях 3-й строки горит dс.(рис 9.г) (знак «-» означает отставание)
Рис. 9
10.jpg (11.39 KiB) Просмотров: 5019
*Установки мгновенной и средней скоростей. При нажатии TIS последовательно показывает установки мгновенной OF (рис 10.а) и средней cOF (рис 10.б) скоростей для вычисления отклонения, при последующем нажатии показывает скорость.
Рис. 10
11.jpg (6.75 KiB) Просмотров: 5019
*Отклонение от заданной средней скорости в секундах. При нажатии F, CLR 1-й строки показывает отклонение в секундах от заданной средней скорости ( 5 цифр, знак «-» означает отставание)(рис 11.).
Рис. 11
12.jpg (6.87 KiB) Просмотров: 5019
*Предустановка мгновенной скорости. Прибор может показывать отставание или опережение от заданной мгновенной скорости движения. Нажимаем F, TSD(Рис 12.а). Вводим 3 цифры. Сохраняем F,TSD (рис 12 б.)или отменяем F, CLR 3-й строки.
Рис. 12
13.jpg (5.75 KiB) Просмотров: 5019
*Предустановка и сброс средней скорости. Прибор может показывать отклонение средней скорости: 1) в км/ч (при нажатии CAS и TSD показывает отклонение от средней скорости. В первой и второй позициях 3-й строки горит dс.) (рис 13.а) 2) в секундах (при нажатии F,CLR 1-й строки в третьей строке) (рис 13.б) Для предустановки средней скорости нажимаем F, CAS. Вводим 3 цифры. Сохраняем F,CAS или отменяем F, CLR 3-й строки(рис 13.в) . Сброс средней скорости производится нажатием CLR 3-й строки (рис 13.б)
Рис. 13
14.jpg (9.19 KiB) Просмотров: 5019
Расстояние. Тверьтрип способен измерять пройденное расстояние с точностью до 10 метров, отображая его на счетчиках в первой и во второй строках (рис 14). Счетчик в первой строке используется для измерения дистанции от старта до финиша. Сброс происходит нажатием клавиши CLR у 1-й строки. Для защиты от случайного сброса кнопку CLR1 необходимо удерживать 3 секунды. Счетчик во второй строке используется для измерения интервалов между тметками в дорожной книге. Сброс происходит нажатием без удержания клавиши CLR у 2-й строки.
Рис. 14
15.jpg (5.21 KiB) Просмотров: 5019
Установка расстояния. Для корректировки набегающей погрешности и «привязки» к легенде можно устанавливать значения расстояния как в первой, так и во второй строках. В 1-й строке: нажать F, DST (рис 15.а). Ввести 5 цифр расстояния в десятках! метров (пример: вводим 00237 = 2км 370 метров) Сохраняем F, DST (рис 15.б) или отменяем F, CLR 3-й строки. Во 2-й строке: нажать F, DSS. Ввести 5 цифр расстояния в десятках! метров (пример: вводим 00058 = 580 метров)(рис 15.в) Сохраняем F, DSS (рис 15.г) или отменяем F, CLR 3-й строки.
Рис. 15
16.jpg (9.34 KiB) Просмотров: 5019
Прямой и обратный счет. Обратный счет (уменьшение пройденного расстояния) может применяться 1) при незначительном проскакивании поворота и сдаче назад задним ходом 2) при уходе с легенды и необходимости вернуться назад на значительное расстояние. В таком случае автомобиль разворачивается и едет передним ходом, а прибор считает расстояние в минус до приезда в нужную отметку. Особенность езды состоит в том, что штурман самостоятельно управляет прямым и обратным счетом. Достигается это нажатием клавиши «+/-» (рис 16.) Распространенной ошибкой является несвоевременный переход обратно в «+» после нахождения нужной позиции!
Рис. 16
17.jpg (5.61 KiB) Просмотров: 5019
Заморозка показаний. В случае, когда необходимо во время движения на некоторое время зафиксировать показания прибора, не останавливая счетчики расстояний, применяется функция FRZ. При нажатии клавиши показания замирают, при повторном размораживаются. ( Пример: на дисплеях 1 и 2 12.30 (рис 17.а), что означает 12км300м. Мы нажимаем FRZ, показания замораживаются. Проезжаем 1.55км, повторно нажимаем, на дисплее показания перескакивают на 13.85) (рис 17.б)
Рис. 17
18.jpg (5.51 KiB) Просмотров: 5019
Отключение индикации. Когда Тверьтрип не используется, можно выключить индикацию дисплеев нажатием кнопок F, FRZ. После этого остаются гореть светодиоды подсветки клавиш (рис 18). Включается индикация повторным нажатием F, FRZ.
Рис. 18
19.jpg (3.3 KiB) Просмотров: 5019
Изменение яркости. Нажатием F, «+/-» можно уменьшить яркость(рис 19.а), повторным нажатием F, «+/-» еще уменьшить, следующим нажатием F, «+/-» вернуть максимальную яркость(рис 19.б).
Рис. 19
20.jpg (5.74 KiB) Просмотров: 5019
Практические советы. Тверьтрип очень надежный прибор, который служит верой и правдой долгие годы. Раз в несколько лет можно покупать и менять лицевую пленку и по необходимости менять батарейку. Но попытаться сломать его все-таки можно, если 1)варить автомобиль электросваркой, не отсоединяя клеммы аккумулятора 2)после утопления принципиально не разбирать и не просушивать.
Настала очередь выбора шин. Очень часто в ралли-рейдах используют Michelin XZL. Это радиальная шина с классические грязевым протектором и качественным составом резины. Производителем позиционируется как шины для LR Defender. Подойдет так же для легких автомобилей на умеренном бездорожье.
Michelin XZL
Реже используют Michelin 4x4 XZL.
Michelin 4x4 XZL
2.jpg (17.84 KiB) Просмотров: 4973
Также можно использовать модели других производителей c похожим протектором.
1. Silverstone МT-117 EX. Радиальная грязевая резина с классическим MT протектором . Имеет отверстия для ошиповки. Как и все подобные шины подходит для умеренного бездорожья: охота, рыбалка, экспедиции, любительские покатушки + перегоны по асфальту. Повседневная езда на таких шинах по дорогам общего пользования не рекомендуется, но возможна.
Silverstone МT-117 EX
3.jpg (12.39 KiB) Просмотров: 4973
2. Kumho Road Venture MT 834. Радиальная шина с классическим грязевым протектором и отверстиями под шипы. Одна из самых дешевых. По износостойкости сильно уступает BFGoodrich MT, по проходимости сравнима.
Kumho Road Venture MT 834
3. Nankang RADIAL M/T N-889. Радиальная шина с классическим грязевым протектором и отверстиями под шипы (копия Maxxis 754). Поведение в грязи адекватное, но весьма быстро изнашивается (~ 35000 км.)
Nankang RADIAL M/T N-889
5.jpg (25.35 KiB) Просмотров: 4973
4. Cordiant OFF-ROAD OS-501. Отечественная радиальная шина с классическим MT протектором. На бездорожье работает сравнимо с большинством одноклассников. Малошумная.
Cordiant OFF-ROAD OS-501
6.jpg (40.08 KiB) Просмотров: 4973
5. BFGoodrich MUD-TERRAIN KM. Классический образец грязевых шин, ставший стандартом грязевой шины на Российском рынке. Это качественная радиальная резина, которая хорошо сдувается (рабочее давление ~ 0,7 атм.) и отлично ходит по асфальту (пробег до 70000 км). Минусом ее является относительно слабая боковина. В настоящее время модель снята с производства, на смену ей пришел BFGoodrich MT KM2
BFGoodrich MUD-TERRAIN KM
7.jpg (28.21 KiB) Просмотров: 4973
6. BFGoodrich MUD-TERRAIN KM2. Шина пришедшая на замену легендарному BFGoorich KM MT с 2009 года. На наш взгляд не потеряла в проходимости, а скорее выиграла. Возможно благодаря поперечным канавкам на протекторе, которые позволяют выдавливать грязь в обе стороны. Сохранилась отличная износоустойчивость, свойственная шинам этого производителя. Так же шина стала меньше шуметь при езде по асфальту. Рабочее давление начинается с примерно с 0.7 атм. Рекомендуем всем кто ищет грязевую шину для эксплуатации в осенне - весенне - летний период.
BFGoodrich MUD-TERRAIN KM2
8.jpg (35.1 KiB) Просмотров: 4973
7. Pro Comp Mud Terrain. По расстоянию между шашками и их размеру эта резина похожа BFGoodrich MT, но имеются дополнительные ламели и отверстия под шипы. Замечено, что ProComp MT более стоек к проколам и имеет более прочную боковину. Однако по износостойкости проигрывает: по отзывам потребителей эти шины редко ходят более 50000 км.
Pro Comp Mud Terrain
9.jpg (21.01 KiB) Просмотров: 4973
8. Dunlop Grandtrek MT2. Радиальная грязевая шина с классическим протектором, по проходимости сравнима с BFGoodrich MT. Резина мягкая, на асфальте быстро изнашивается (~ 35000км), но сохраняет эластичность зимой. Относительно малошумная.
Dunlop Grandtrek MT2
10.jpg (40.79 KiB) Просмотров: 4973
9. Dunlop Grandtrek MT1. Радиальная грязевая шина с классическим протектором - пригодная для эксплуатации на бездорожье средней сложности, по проходимости сравнима с BFGoodrich MT. Резина мягкая, на асфальте быстро изнашивается (~ 35000км), но сохраняет эластичность зимой. Относительно малошумная.
Dunlop Grandtrek MT1
11.jpg (23.4 KiB) Просмотров: 4973
10. Bridgestone Dueler M/T 673. Аналог BFGoodrich MT. C немного увеличиной глубиной протектора. Хороший вариант настоящих MT шин по разумной цене.
Помимо резины важен еще и диск, на который она одета. Не секрет, что лучшим выбором будет диск кованый. Но, какие кованые диски выбрать? Наиболее популярные у нас Slic и ВСМПО. И выбирая между этими марками перевес весов склоняется скорее к ВСМПО, потому как реальность такова - что кованые диски еще надо найти. Если внимать мнению потребителей, то Slic дороже но красивее, ВСМПО дешевле.
Одним из элементов спорт подготовки является укрепление заводских агрегатов. Спортивная машина (или универсальная как у нас) должна выдерживать совсем не предусмотренные производителем нагрузки, зачастую на грани уничтожения . Особенно это касается ходовой части, рулевого управления и в целом защиты от всевозможных проблем «по ходу дела». Мосты, карданы, рычаги, сайлентблоки, пружины, амортизаторы, поперечные, продольные и рулевые тяги – это то, что первое примет бой. Потом ступицы, коробка, раздатка и непосредственно двигатель, но с этим набором все сложнее и дороже, и дорабатывают их в основном для «чистого» спорта, поэтому мы эти процедуры описывать не будем … пока. Из первого списка своими силами мы делаем общие защиты днища, поддона, и рулевых тяг. Также усиливаем мосты на «излом и кручение».
Амортизаторы – как много в этом слове для любого раллиста! Имея определенный опыт в уничтожении амортизаторов, представляем еще один образец «средства для выживания подвески» Racerunner. Мощные, тяжелые, длинные (90 см), «толстые» и… дорогие!
Кстати такие же установлены на TLC 80 для ралли. Мы планируем установку на TLC 80 Тихомира.
Еще один атрибут спорт подготовки это приспособа удерживающая несколько очень важных в ралли вещей – колес, хайджека, баллонного ключа и подвески под хайджек. Этот набор «радостей раллиста» мы назвали «шинодержак»