Первичные наблюдения от групповых катаний на мотоциклах достаточно противоречивы! Ну во первых «отряд» ( у джиперов была группа или колона) эндуристов ведет не тот кто знает КУДА ехать ,а тот кто знает КАК ехать! Второе – соревновательный процесс во время езды у мотоциклистов это норма. Обгоны ,ускорения и исчезновение из поля зрения когда «передние совсем не пасут задних» до практически постоянного «разбредания отряда» это тоже не проблема. Чередование преодоления препятствий вообще мотоциклетный эксклюзив – прошел не прошел, следующий пошел. Ввиду небольших габаритов мото имеет возможность проходить по «краешку , по жердочке ,по досточке» ,и поэтому каждый наездник выбирает свой путь, зачастую в сантиметрах от лежащего «невезуна», который минутой ранее не сумел справиться с препятствием ,а если в инерции(не специально) то и по нему. Большинство препятствий «берется» в слепую, не зная что там впереди за поворотом ,отсюда встречи так сказать «лицом к лицу» 2го с 1м,а 3го со 2м и уже всех со всеми, вполне нормальное явление .Если на джипе показать свое мастерство ,в колоне ,по одной и той же колее ,одной и той же луже и только после преодоления впереди идущего, достаточно сложно, то у эндуриста все легко - по своей траектории, прошел ,не упал - уровень ,не прошел … другой уровень .Необходимо отметить что скорости преодоления у джипа и мото разные , где джипер думает ,там райдер «валит»! Это не потому что он такой крутой , а потому что выхода другого нет ,как нет четырех колес позволяющих «замереть» например в луже. «Валить» это значит не стать ,не стать это значит не упасть, не упасть это значит преодолеть – вот такое вечное движение, это и есть обьяснение всему перечисленному выше. Пока так.
Вот и пролетели 2 месяца после начала «обуздания железного коня»! За такой небольшой срок описано ,на мой взгляд немало ,но и впечатлений получено порядком. Как промежуточный итог разделю свои субьективные наблюдения на две части : особенности езды и ощущения ездока. Особенности езды: По асфальту ездить некомфортно , к тому же быстро стирается «шипастая» резина. Назад смотреть практически невозможно, любая потеря концентрации на ходу чревата сходом. Постоянное желание куда либо залезть ,перепрыгнуть или ускорится. На препятствия можно не только заезжать но и просто забрасывать туда мотоцикл. На удары и падения вынослив зараза! Колейная езда + грязь, это нечто! По камням неустойчив – прохождение зависит только от мастерства наездника. Торможение только двумя тормозами одновременно, но с разным усилием. Ерзание по сидению от бака до крыла это суровая необходимость ,иначе «встреча с землей». Хорошая физ подготовка это половина успеха. Меньше веса с тобой и на тебе –лучше управляемость и баланс. Чем больше ездишь тем меньше страха перед падением –появляется «память тела». Лучшее обучение, это «догонялки» более опытного ,его копирование. Движение по ровной быстро наскучивает. Недельный перерыв в поездках «заставляет» вспоминать и привыкать. Конечно это далеко не все наблюдения и выводы в части «особенностей езды» на эндуро,в дальнейшем планирую пополнять этот багаж ,соответственно буду делиться.Следующими будут ощущения ездока
Продолжу! Не хватает длины ног для уверенного удержания мотоцикла ,особенно на уклонах. Все что летит навстречу ездок принимает на себя ,зазевался – получи! Очень жарко ,даже когда на улице холодно. Падения такие непредсказуемые . От хвата рук за руль, за одну поездку, появляются мозоли. Пыль и камни от впереди идущего это норма. Защиты это вещь! Сапоги это уже загипсованные ноги. Спасают однозначно! Отдыхать можно не более 15 мин , все чресла тяжелеют и остывают. После мото , в авто просто кайф! Одел «доспехи» -стал «роботом» ,снял стал «пушинкой». На синяки и ссадины внимание уже не обращаешь. Увеличилась нагрузка на стиральную машину. Дождливая погода заставляет отказываться от поездки. Радуешься как ребенок от малейших успехов и полученных навыков. Выгодно быть «ботаном» -помогают, жалеют, ждут ,советуют. Хлопотно быть мастером – не помогают ,злятся, догоняют ,копируют. Эндуристы выглядят «на миллион долларов». В полном облачении тебя никто не узнает. Есть еще первичные ощущения и наблюдения, но необходимо время для проверки
Майские тесты ,или закрепление пройденного материала! Так получилось что после 3х месяцев,( или 10ти выездов), пришлось сдавать нашим учителям «контрольную работу» в виде демонстрации полученных за этот срок навыков вождения .Место проведения тестирования – Долгоруковское плато-Лопуховая поляна-Тырке-Генеральское и обратно по «козьим тропам». Сразу отмечу что мы, новички, впервые штурмовали этот маршрут на мотоциклах , впервые попали в грязь , глубокие колеи , ну и прочие «радости мотоциклиста» в виде камней, корней, и мокрых бревен. В очередной раз констатирую колоссальное преимущество мото перед джипом, как и огромную разницу между ними в устойчивости и физическом напряжении, где джип просто СПА салон ! Оказалось что все что мы делали по сухому покрытию практически «не работает» по мокрому, эндурик постоянно хочет ускользнуть . Если протектор на колесах виден , ты едешь , если он «замылился» ты лежишь! Обороты и еще раз обороты –вверх «ручка до отказа» ,вниз , ну практически до отказа ,на сколько хватает бесстрашия .Если во время этих маневров попадаешь в колею ,да еще и с лужами , это вообще супер ощущение – сбрасывать нельзя ,и ты мгновенно становишься подводной лодкой таранного типа где уже ничего не видишь ,летишь «вслепую», в сплошной стене воды . И все это притом что наездник ,не говоря уже о мотоцикле, принимают это цунами на себя ,а на выходе ничего сухого уже не остается. А когда то я считал что мы издеваемся над собой и своими внедорожниками, нет , мотосадомазохизм гораздо круче! Считаю что этот грязеколейнокаменный тест мы сдали на троечку (учителя толерантно отмолчались) ,где основные баллы составляет сам доезд , что на мой взгляд уже не мало .Спасибо за компанию, терпение и помощь , будем продолжать тренировки и обучение.
Еще одно наблюдение. За время каталок на эндуро ,появился дополнительный инстинкт – я стал ПРИСТАЛЬНО обращать внимание на все что связано с мотоциклами. Особенно это выражено когда едешь за рулем легкового авто по трассе , если раньше нахождение любого мото сзади, сбоку, или по курсу, не вызывало никаких изменений в поведении, то теперь, сам того не замечая ,ищешь возможность облегчить мотоциклисту его маневры. Более того если «мотик» исчез из поля видимости ,начинаешь усиленно искать его «по зеркалам», что тоже не присуще для большинства автомобилистов. Правда появилась и другая сторона – зная возможности мото, его ускорение и маневренность ,стал пытаться с ними «тягаться», конечно если еду на быстрой машине,желательно без помех, чего раньше никогда не делал.
Не все погодные условия позволяют комфортно себя чувствовать на эндуро. Ранее я уже писал что грязь ,камни , корни, колея это дополнительные напряжения ездока , теперь новая «напасть» - сухая грунтовая дорога и трава! Похоже под каждое покрытие надо ставить «свою» резину , что и так добавляет «головнячков» . Выяснилось что трава , мало того что скрывает разного рода «засады» так она еще и нифига не держит , да еще и постоянно запутывает твоего «железного коня». Тормозить на траве примерно так же как и на снегу, газовать тоже особо не получается, похоже легче обосновать « на чем мото хорошо» чем написать все где ему плохо. Так вот что бы на эндуро ехалось как по рельсам необходимо : легко- сырая ,неплотная, чуточку разрыхленная, безколейная, лесная , грунтовая дорога ,желательно чтобы если летом, то в тени ,и с легким морским бризом, если зимой ,то на солнце в безветренную погоду. Подьемы должны быть с возможностью разогнаться перед , а спуски … если вот та фантастическая грунтовая дорога , описанная выше, то все равно какие спуски. Вот так всем известные слова из песни , где «у природы нет плохой погоды» , в случае с начинающими эндуристами имеют абсолютно другой смысл- « конечно нет, только есть плохие погодные условия для конкретной группы увлекающихся лиц» . Что ж будем стремится к лозунгу « для эндуро нет плохой погоды, всякая дорога для эндуро благодать» ! Для наглядности фото «затеряного кТма» в бескрайних крымских полях.
Продолжаю присматриваться и прислушиваться. За все предыдущее время катаний и тренировок случались небольшие поломки , как выяснилось позже это стандартный набор «мотоциклетных недоразумений» - проколы передних и задних колес , соскакивание приводной цепи, утечка масла из «машинок» сцепления и переднего тормоза ,поломка руля и ручек, разбитый пластик , «севший» аккумулятор, самопроизвольное откручивание от вибрации всевозможных болтов и гаек. Показательно что все эти поломки не критичны , и позволяют мотоциклу продолжать функционировать, по крайней мере полного обездвиживания не происходит. Для устранения недоразумений, у каждого эндуриста должен быть минимальный набор инструмента .Минимализм что в подборе что в ассортименте здесь ярко выраженный , лишний вес никому таскать неохота , да и положить особо некуда, вот и «включают» фантазию и смекалку. Кроме инструмента необходимо взять с собой чуточку бензина в бутылочке, чуточку бутербродиков , водичку в поилочке, или в той же бутылочке, возможные расходнички – масло , жидкость тормозная ,насос и камеры для колес. Почему пишу в уменьшительной форме ? ,да потому что так хочется, хоть на словах уменьшить то, что ну ни в какие карманы не лезет! Так вот о смекалке: вариант первый – несколько эндуристов делят все это на всех , логично ведь, что у всех колеса не пробьются и масло не выльется , поэтому один берет камеру , другой насос , третий масло и … кто едет пустой , того тоже не бросят . Вариант практически безальтернативный, это подбирать все приспособы уменьшенные, облегченные и модернизированные. Начинающим , типа меня , вообще тяжело – еще толком себя на мото не держишь , а если подгрузят то совсем грустно. Тем не менее хоть что то полезное с собой возить надо даже «ботанам» . Вот пример набора приспособ , для относительно «автономного плавания» : В него входит – набор шестигранников , монтажки , разводной ключ с ножом и плоскогубцами «в одном флаконе» ,насос , спец ключ для колес ,клей и латки. Рюкзак – поилка, это по умолчанию .Для общего понимания фото набора мотохимии, который как правило стоИт (и кстати не мало стОит) у каждого владельца мото, но в гараже. Еще , как опция, нужен сверх безопасный карман для документов , телефона и денег, лично я примастырил что то типа кошелька , прямона руль – центр руля самое безопасное место. Вот такие очередные выводы.