Сначала хотел " тиснуть" обзорную статейку в тему начальных впечатлений " мотоэндуро или как невзначай стать мотоциклистом" , потом вспомнил о описании годичного опыта " год вместе с эндуро", но тут ,все-таки два года ,хоть и с вынужденными перерывами, решил открыть новую. Как раз совпали обстоятельства, очередной перерыв в катаниях, дождливые выходные и постельный режим , навеяли чиркнуть пару строк . Одной из причин ,которая побудила меня к написанию сего повествования, стали отзывы разных людей, посредством как личных сообщений , так и благодарностей на эл почту. Показательно , что большинство , это начинающие мото эндуристы , или те кто " когда-то пробовал, но не пошло" ,а сейчас решили вернуться и мои практические размышления сподвигнули их на это. Не скрою , приятно что твой опыт пригодился еще кому то, хотя честно говоря, такая цель не стояла, но в любом случае я благодарен Всем Вам за отзывы. Кому не ответил , то только потому что писать в ответ одно слово " пожалуйста" считаю уж сильно коротко, а длинная ответная благодарность, как то пафосно. Дальше будет...
Ну чтож начну, по аналогии с " поездкой на Мадагаскар", анонсирую краткое содержание предстоящих очерков :
Почему продолжаю эндурить. Предпочтения и цели. Места катания. Новый мотоцикл новые впечатления, или КТМ безальтернативный. Соцмотосеть в Вайбере. Как приходят и уходят из эндуро. Почему без соревнований. Средства перевозки мото . Обмундирование , замена с опытом. Сравнение по кубатуре мото.
Конечно можно хвалиться что преодоления ,драйв, адреналин и прочие термины, являются основополагающими элементами для такого времяпровождения, можно упражняться в описаниях, как без этого жить невозможно , на самом деле, просто хочется держать себя в тонусе. Хоть раз в неделю , хоть на несколько часов, но ощутить себя отвязанным от рутинных дел и забот, на природе, в красивейших и познавательных местах ,до которых ты добираешься по " направлениям редкого пользования ". В качестве бонуса ты получаешь противоречивые внешние отзывы, от непонимания ровесников и коллег , до восторга от сыновей . Кстати сказать эмоции и тех и других понятны, ведь мотоцикл ассоциируется ,как бы то ни было, с молодецким задором, а это такая себе зависть ровесников и гордость сыновей! Можно сказать так: как только слез с мотоцикла , сразу начал стареть! Вот и приходиться соответствовать, поддерживать форму, стараться вести здоровый образ жизни, что известно всем , делать очень сложно, но все равно хочется подольше" увлекаться и быть увлеченным". Как бы то ни было время меняется, вот я абсолютно не могу представить своего отца (в моем возрасте) рассекающего на эндуро мотоцикле по горам и долам , зато своего сына представляю легко. И неважно ,что через пару десятков лет , быстрее всего, колёса тех мотоциклов уже не будут касаться земли, а будут парить по воздуху, ведь все к этому идет, главное чтоб вот тот молодецкий задор оставался, а как чудить, это уже вопрос второй .
Год назад я учился, набирался опыта, получал навыки и все только для того чтобы ...меньше падать. Потому что надоели синяки и ссадины, ушибы и растяжения , хотелось ехать, желательно подальше и по красивее. Отсюда появилось понимание что " дальняки с препятствиями" это мое, не мотокросс , не монотонные взятия одного и того же препятствия, ни езда по одним и тем же тропам, меня не впечатляли. Практика показала , что времени и так мало и совсем не хочется его тратить на тренировки, которые бесспорно увеличивают навыки, но никак не развивают кругозор. Все наверное видели лошадь привязанную длинной веревкой к вбитому колу, так вот как бы резво лошадка не бегала, веревка не позволит ей увидеть больше того что она видит. Пусть у меня не будет отточенных навыков взятия одного подъёма, пусть я буду ошибаться на сыпучем спуске, зато я буду прорываться к намеченной цели, всеми мне доступными способами.То есть я буду компенсировать недостаток навыков разными вариантами , лишь бы проехать по запланированной маршруту ,до итоговой цели. И вот постоянно меняющиеся , неизвестные препятствия ,которые появляются на пути и станут тем тренировочным полигоном , при преодолении коих и появится навыки, позволяющие постепенно увеличивать уровень сложности конечной цели, следующего маршрута. На основании двухлетнего опыта катаний по горам, в том числе с истинными кроссменами , людьми которые довели свои навыки до автоматизма, могу заключить что мотокросс и эндуро разные дисциплины. Для кроссменов все что надо и можно проходить быстро, типа прямики, подъёмы и спуски, сложностей не создавали , но когда появлялись затыки, появлялись и проблемы. Поэтому эндуро очень многогранен , собственно как и само бездорожье и меня, прежде всего, привлекает неизвестность ,новизна, дикие места ,до которых сложно добраться, именно поэтому я выбираю для поездок все то, что не видел ранее и все то, о чем можно будет рассказать в теме путешествие по Крыму" и не повторяться. Надеюсь добавить еще и тему " путешествие по югу России", по крайней мере после того, как откроют керченский мост, а то даже не знаю, в какой габарит на сегодня попадет Джип с " Крабом" , не говоря уже о универсальном прицепе.
В теме «год с эндуро» я уже писал о пяти регионах Крыма, где можно максимально получить и удовольствие и навыки и новизну, за два года , мои предпочтения не изменились. В последнее время , самое «проходное» из известных мест Долгоруковское плато, лично для меня, потеряло актуальность и тому есть причины. Во первых , ну сколько уже можно «насиловать» это плато, все уже изъезжено вдоль и поперек, еще со времен поездок на джипах. Во вторых , это самое «партизанское» место и не только по наличию памятников ВОВ ,но и по сегодняшним событиям «партизанской войны» властей ,в лице всевозможных экологов, егерей и лесников, которые ведут «боевые действия» со всеми ,кто посягнул на то, что ранее было в свободном посещении. Можно сказать что это такой себе испытательный полигон, на котором «обкатываются» основные принципы ограничений в посещении, которые в дальнейшем , будут применяться на практике в других искусственно созданных заказниках. Так вот совсем не хочется , чтобы принцип «не пущать» распространился на другие районы Крыма, которых на самом деле, не так уж много и осталось, включая те, по которым мне доводится путешествовать. Бахчисарайский , Белогорский и Севастопольский края ,итак уже в «усеченном варианте», где то военные, где то охрана леса, а где то просто заборы, но все равно еще остались интересные места. Считаю что для посещения этих регионов необходимы местные проводники, не только для того чтобы показать места, но и если хотите , в качестве уважения к корифеям, людям которые бережно относятся к своему месту проживания. Быть гостем а не хозяином, ехать туда куда поведут, соблюдать неписанные правила нахождения в гостях, вести себя соответствующе и НИКОГДА , потом ,не повторять маршрут ,притянув туда свою «банду». Меня приучили согласовывать свои хотелки, количество возможных участников которые будут со мной, время старта, все это очень дисциплинирует. В качестве назидания мне рассказывали разные случаи из жизни, типа приехал тот –то, привез еще 10 человек, предложил поехать туда-то, на что получил отказ, они поехали сами , теперь его игнорируют . Или тот то записал трек на навигатор и теперь возит туда своих друзей, раскопали все, лесники за ними гонялись, теперь «кошмарят» всех без разбора, ну и все в таком духе. В целом ,я стараюсь не напрягать людей к которым еду в гости и благодарен им что показали «то что скрыто», а если попросили не писать о том или ином месте посещения, то в моих очерках не было этого описания. Вот такая на сегодня действительность.
Мотоциклы это красота, не буду спорить, только добавлю, " а новые мотоциклы это красота в кубе". При том что я имею всего лишь двух годичный опыт эксплуатации эндуро техники, тем не менее, в моем распоряжении ,за это время, были аж четыре образца ,хоть и одного производителя КТМ именуемого, зато разных годов выпуска ,а самый " молодой" из четверки ,2017г.,еще и меньшего объема двигателя " всего то 350куб. Трио скакунов предыдущих поколений , самый " пожилой" был 2005, 2009, ну и 2010г. при одинаковом объеме двигателя 450 австрийских кубиков. Так получилось что я "захватил" три поколения разных выпусков, " пропустил" только одно 2012-2016, сразу " ворвавшись" в поколение 2017г.,поэтому мне пощасливилось проследить эволюцию технологий воочию. Как и любой " старовер" я " с пеной у рта" доказывал что "старое это проверенное", или что карбюратор надёжнее чем инжектор и т.д , но после катания на следующем поколении, приходилось признавать что " прогресс на месте не стоит". Особенно это ярко было выражено в ходовых качествах, если двигатели как то были примерно одинаковы, то легкость хода, амортизация и рулежка ,с каждым следующим поколением " росли" в геометрической прогрессии. Пришлось признать что на новых мотоциклах ездить не только легче ,но и проще, для начинающих это вообще подарок, но тут " работает" принцип " возьму б\у " старичка", попробую, потом поглядим", я бы знал ранее, наверное взял бы новый сразу. Что касаемо стоимости техники ,то на сегодня сложилась парадоксальная ситуация ,где стоимость 5-7летний образца не на много дешевле чем свежего. Отсюда , если следовать этой экономике, то надо брать новый, ездить пару лет, потом продать на чуть чуть дешевле и сразу же брать следующий и тоже новый. Экономия " на лицо" , нет никаких дополнительных расходов, разве что кроме масла и фильтров и это при том, что удовольствие от управления, просто зашкаливает. Так что если есть возможность надо брать новое, ну или как минимум чем свежей, тем лучше и для души и в последствии ,для " кармана".
Есть и такие, наши крымские " интернет тусы мотоциклистов", места общения , такие себе ячейки увлечений и реализации всего что с этим связано, называются они по разному ,но те которые вижу я, называются "мотобанда" , " моторегион 83+93" и " мото продажа". По сути во всех трех " тусуются" ,в большинстве своем, местные любители эндуро, у которых установлена программа Viber, это я к тому ,что есть и те ,а их тоже не мало , у которых просто нет Вайбера ,поэтому они "лишены" этого живого общения. На самом деле идея обсуждать все и вся, неплоха ,но зачастую информация выложенная в группах никак не связана с эндуро и мотоциклами, а пост или тема которая могла быть интересна ,быстро " исчезает" в лавине односложных фраз. Как и в любой социальной сети , или форуме , правду найти сложно ,тут " срабатывает" принцип " кто коммуникабельные тот пишет, кто поскромнее тот просто читает . Человеку " не в теме" будет очень сложно ориентироваться в диалогах ,терминах и призывах ,которые здесь, тем не менее такая сеть нужна. Например в группе "мотопродажа" есть возможность дистанционно заказать любую запчасть, благо большинство продавцов здесь присутствуют, более того можно даже устроить своеобразный конкурс на лучшую цену и в то же время покритиковать " всех и за все". Тут же обсуждают марки мотоциклов, хотя КТМовцы здесь в тотальном большинстве, поэтому любые другие марки быстро " запинают", без злого умысла, ничего личного, просто КТМ " впереди планеты всей". Совсем недавно, как бы " по умолчанию" в " лагерь КТМов " затесались владельцы " мотоциклов параллельного конвеера" под названием Хускварна, но они менее агрессивные ,видать помнят " бензопильное" прошлое ,да и настоящее ,этого бренда. Что касается " банд" и "регионов" ,то это группы " обо всем и ни о чем ", всем понятно где собрались мужики ,да еще и " от мала до велика" , кроме объединяющей темы эндуро поездок ,тут полный набор: бабы, политика, юмор и ...все остальное. На самом деле, чтобы быть в определенной осведомленности, о эндуро жизни ,по крайней мере со слов активистов из Ялты, Симферополя, Бахчисарая и Севастополя с Балаклавой, присутствие в этих группах, ни к чему не обяжет ,а общую картину покажет. Для тех кто " не состоит" в " региональной мотобанде ", вступить в нее не составит особого труда, надо лишь установить программу Вайбер, кто то называет ее Вибер и попросить кого то из существующих участников ,добавить вас в эту группу. После этого пишите и читайте , а потом не забудьте ночью выключить вай фай, или звук сообщений, иначе " пикалка новых сообщений", не даст спокойно уснуть. Все таки хорошо что есть интернет, в сети можно многое!
Еще десять лет назад , когда покупал себе «средство для возможной езды по бездорожью», в виде ТЛК 105 , первое время даже не представлял, что буквально через пару лет, этот автомобиль превратиться сначала в «горно-лесного»путешественника , потом в«разнопрофильного» спортсмена, а попутно и в «экспедиционника». Все эти реинкарнации происходили по причине желания проехать подальше и по глубже ,в известные и не очень, сложно доступные и практически непроходимые места. Чем больше «хотелок» , тем больше «переделок», но всему есть предел, в том числе возможностям техники. Когда пришло осознание ,что с данного образца «выжать» еще что либо ,будет сложно , а желание «проехать напрямую» не пропало, купили БРДМ. Тут тоже «вылезли» свои ограничения и сложности, тем не менее , этот образец военного «искусства» сумел продвинуться дальше в плане преодоления бездорожья ,в основном ,за счет «способности» плавать. Потом «пошли» разные внедорожные «ответвления» в виде квадроциклов и тракторов «Прохи» и «Тохи», но это больше способы самореализации. И вот наступает момент , когда кто то ,где то , демонстрирует пример …упрощенного способа ездить там же , но глубже и драйвовей. Так происходит знакомство с эндуро мотоциклами! А вот дальше начинается самое интересное, ведь мото это не авто, тут много своих сложностей и ньюансов, основной из которых мнимая и реальная травмоопасность. За два года знакомства с эндуро, в моей практике было три случая , где люди начинали очень бодро , с горящими глазами «ринулись в бой» , но через некоторое ,совсем непродолжительное время, плавно ,из этого процесса «выходили». Что интересно, никто из них , категорично не расстался, не сказал завершающие слова, «никогда не буду», просто перестал кататься и «начал» продавать своего «коня». Как правило поводом для такого решения стало либо физические кондиции , либо полученная травма, возможны финансовые трудности и семейные обстоятельства, но все равно связанные с двумя первыми причинами .Надо признать , что езда на эндуро мотоцикле, действительно требует хорошего физического здоровья и определенных навыков ,это в свою очередь «напрягает», особенно в компаниях, где разница в кондициях видна сразу и «невооружённым глазом». Лозунг «выживает сильнейший» , для людей которые не ставят цель «задерживаться» в этом виде и способе времяпровождения ,не приемлем, поэтому лучше расстаться сразу ,чем мучать себя. Осуждать или критиковать за такой выбор никто не будет , да и права особого не имеет, можно только констатировать ,как и почему это происходит и то только для того, чтобы самому знать когда «спрыснуть», желательно красиво и не заметно, ведь рано или поздно это случится с каждым, в моем случае лучше позже.
Все ,ну или большинство, приходит с опытом! Еще не будучи " невзначай мотоциклистом", во времена проведения " Прохватов",мы всегда пытались договориться с мотокроссменами, о их участии в нашей программе и каждый раз что-то ,как то, не сросталось. Основными регионами активных мотоциклистов были " южане" - ялтинцы, севастопольцы, феодосийцы, кстати ,они и сегодня лидируют , но ехать к нам они не рвались и причины называли совсем не убедительные , типа : далеко, че нам за просто так гробиться, а если бы это был чемпионат, ну и все в таком духе. Эндуристам не хватало препятствий в балке Тубай, для кроссовиков много камней, для триалистов ,мало камней, одним давай закрытый междусобойчик, другим масштабное шоу, третьим официальное мероприятие. Тогда мы считали это ничем не оправданное " набивание себе цены", капризами и ...слабой подготовкой к показательным выступлениям ,поэтому в дальнейшем, перестали приглашать эту категорию граждан. Более того ,сам формат мотокросса, нам не нравился вовсе, не было в нем " фишки" , на которую " велись" бы спонсоры , да и зрителей таким зрелищем заинтересовать сложно, а трюкачей и шоуменов ,в нашей местной среде мотобратвы, не наблюдалось. Собственно мы видели этих ребят только на " Байк шоу", но они были совсем не из Крыма, даже не из России, поэтому нам они были не интересны. Вообще надо отметить ,что " вечное недопонимание" между автомобилистами и мотоциклистами, имеет место не только на дорогах общего пользования, та же ситуация и в ралли, нам доводилось совместно участвовать, конфликты " выростали на ровном месте",то чуть не наехали, то мотоциклист не уступает ,потому что не слышит,ну и т.д. Ввиду, опять же ,ярко выраженной индивидуальности, мотоциклисты претендуют на особое к себе отношение, а если учесть что они "мелкие" ,да еще и шустрые , то считают что все эти четырехколесные монстры, громоздкие и мешают им раскрыть свой потенциал. Только после моего ," неожиданного внедрения" в ряды этих мото-индивидуалистов, я начал потихоньку осознавать почему так происходит. Что касается участия в соревнованиях, то действительно ,возможности у мото кратно шире ,чем у авто, поэтому в сильно пересеченной местности ,четыре колёса становятся обузой .Напишу по другому, там где соревнуются авто , мото может с ними потягаться, но далеко не во всех мото соревнованиях, выступят авто! Это обстоятельство ,конечно, мотивирует мотоциклистов и добавляет им такой себе универсальности и уникальности. Больше того, как правило, физические кондиции мотоциклистов , гораздо лучше чем у автомобилистов, в качестве примера можно привести " Дакар" где на авто может ехать возрастной пилот, в мото, здоровье, а соответственно и возраст, имеет гораздо серьезное значение, выдержать такое под силу далеко не всем. Что касается наших крымских реалий, то тут мото-молодежи не так уж много, по стандартной причине, нехватка материальных средств, а " ветераны" в разного рода авантюры, ввязываться не будут. Исходя уже из личного опыта, могу сказать, что большинству любителей эндуро ,соревнования интересны ,только "поглазеть", так сказать сравнить себя с участниками , но дистанционно. Есть категория , к коей отношусь сам, которым уже не хочется что либо , кому либо доказывать, особенно если катаешься " для души" и только по выходным ,а претендуешь только на хорошую компанию ,новые и красивые места. Совершенно очевидно что за последнее время эндуро развивается, увеличивается количество желающих этим заниматься, что в свою очередь создает предпосылки к организации различных соревнований. Ведь понятно, что там где много мужиков, там обязательно будет " олимпиада"! Это здорово и пусть ," спрос рождает предложение ", пусть появляются чемпионы ,которые будут показывать мастерскую езду, эволюция не может стоять на месте, только всему своё время!
Наверное я бы и не писал об этом в данном разделе , но оказалось что средство перевозки, для эндуристов, особенно тех кто катается далеко от дома, очень важный элемент. Собственно то, на чем перевозится эндуро техника и определяет то расстояние , на которое может удалиться от дома владелец , по сути это прямая возможность "вырваться" из замкнутого круга в 50км от дома. Практика показывает , у кого есть бус, прицеп или " подвес " , рано или поздно, однозначно поедет в дальние края, так как не использовать такую возможность ,будет по меньшей мере странно. Препятствием к обладанию подобных средств перевозки мототехники, может стать не маленькая цена за агрегат, к тому же придется дополнительно потратиться на содержание и обслуживание , отдельной технической единицы. И вот тут самое интересное, у кого есть " средство", особенно " много местное", становится по умолчанию " попутным перевозчиком ". И нет в этом ничего страшного, только кроме самой перевозки , приходится забирать коллегу из дома, а по концу поездки привозить обратно. Я лично , больше года выступал в роли " попутного перевозчика" , мой универсальный прицеп ,редко ездил в холостую и не вижу в этом ничего предосудительного, но надо признать что некоторые неудобства все-таки были. Например любую поездку приходилось согласовывать со всеми планируемыми участниками, по времени ,месту встречи, зачастую ожидать опоздавших, все это сильно похоже на услуги бесплатного таксиста .Если что то не не сросталось с моей стороны, то можно было нарваться на недопонимание и даже обиды. Тут абсолютно случайно, сваяли подвесное устройство " Краб", которое внедрили непосредственно в " лоно" Джипа и ... мобильность перевозки увеличилась пропорционально уменьшению количества транспортных средств, с трех , до одного. По началу было даже странно, как так ездить на покатухи в одиночку, но позже преимущества этого способа " передавили" привычку коллективного присутствия. Более того все стало проще и быстрее, начиная со времени загрузки мотоцикла на подвес и заканчивая тем, что ни от кого не зависишь и ни с кем согласовывать свою поездку не надо , да и обижаться на тебя никто не будет . И это при том ,что возможность в виде прицепа , то осталась, как и возможность перевозки трех мотоциклов, поэтому всегда можно вернуться к коллективизму. Вот такие двухгодичные наблюдения и выводы, в этом направлении.