Эти благодатные места, были исследованы нами не единожды , но каждый раз мы находим что то новое и эта поездка не исключение. Ввиду повсеместно объявленного карантина, связанного с короновирусом и рекомендацией властей " больше двух не собираться" ,ограничив какое либо общение с другими людьми , мы решили уединиться и конечно эндуро способом. Ведь нынешняя зараза боится активного образа жизни , обильного питья , тепла и свежего морского воздуха , вот именно это мы и решили противопоставить простому " сидению дома". А где все это есть " в одном флаконе "? - на побережье моря , а где тепло ,безлюдно и каменные дикие пляжи ,по которым можно проехать на мото ? - побережье от Коктебеля до Феодосии! Вот туда мы и отправились, стартовав из Симферополя чуть раньше чем всегда, чтобы успеть проехать все запланированные точки , кроме основного продубаса, по камням прибрежной полосы. Неожиданно , перед самым поворотом на Коктебель, сел туман , да еще и такой густой , что видимость упала до почти критической. Мы планировали стартовать с окраины поселка , но оставлять машину в чистом поле , да еще и когда вокруг ничего не видно , как то не захотелось , поэтому свернув в виноградники, двинули по туману с помощью навигатора. Дорога привела к подъему, а так как видимость не позволяла понять его крутизну , мы и ринулись вверх . Хорошо хоть пониженную передачу на Джипе заблаговременно включили, вряд ли вытянули бы с прицепом на эту гору , которая оказалась достаточно адреналиновой , такой, что в конце мы уже гребли на буксе всех четырех колес! Вздохнули с облегчением ,когда из тумана появилась верхушка и мы буквально уперлись в какую-то плиту ! Оказалось что это ... могила Максимилиана Волошина, которая кстати ,значилась в списке сегодняшних мест посещения ,но только на обратном пути. Что ж пришлось с нее начать, хотя теперь надо было искать съезд вниз ,к морю , а все тропы которые были ,никак не подходили для спуска джипа с прицепом. Так по верхушке горы ,постепенно спустились к забору винзавода Коктебель , пришлось его объехать, дальше по бетонке добрались до кемпинга на самом берегу моря. Тут уже цивилизация , можно и машину оставить ,поэтому быстро переодевшись ,сразу спустились на пляж и уже по нему, отправились по запланированному маршруту. Задача стояла максимально придерживаться береговой линии и сходить с нее , только в случаях когда дальше ехать невозможно...и все для того что бы надышаться морским бризом. По набережной выехали на берег и по камням , между водой и скалой ,двинули в направлении Мертвой бухты. После неё заехали на мыс Хамелеон и опять же по береговой линии дошли до Тихой бухты. После нудистского пляжа пришлось подняться выше , так проехали над мысами Пятым, Доброй Надежды, Третьим и спустились снова к морю, в районе кемпинга Феодосия 2. На пути " выросли " огромные камни и мы даже ринулись их преодолевать ,но проехав порядка 50м , поняли что этот процесс может сильно затянуться , а мы еще не проехали и половины от запланированного , поэтому решили вернуться и немного ускориться. Пошли как обычно по срезке и буквально "упали" в ущелье , оказалось что выход из него только по вымытому каменному каналу , потом по полке , с резким подъемом вверх. На самом деле местность достаточно живописная и мы не преминули запечатлеть ее на фото. Из за очередного берегового препятствия пришлось снова подняться выше и проехать над первым центральным пляжем Орджоникидзе. Пронизали посёлок насквозь и снова в горы , через верхушку Лобан горы, объехали забор завода Гидроприбор и по тропе спустились вниз к морю. Решили по краю завода , вдоль берега добраться до мыса Киик-Атлама, что на окончании двухякорной бухты, но длинная и сильнокаменная береговая линия забрала много сил . Более того тропа по которой мы планировали подняться , была искусственно завалена , пришлось разворачиваться и подниматься там где спускались. В итоге выскочили на Агатовый пляж и уже через него поднялись на видовую площадку Васюковка. Тропа вывела нас на обрыв с которого как на ладони открывался поселок Орджоникидзе, но ввиду тупикового маршрута , пришлось снова разворачиваться , спускаться к пляжу и подниматься к основной дороге по бетонным ступеням в несколько пролетов.Казалось бы достаточно простое эндуро препятствие ,оказалось не такое уж и легкое, разогнаться чтобы набрать инерцию для пролета первых ступеней ,мешал песок , к тому же повороты самих ступеней оказались узковаты для мотоцикла. Тем не менее разными способами мы прошли четыре поворота с пятью пролетами и выскочили на асфальтную дорогу, ведущую на завод Гидроприбор. Теперь опять в горы, пришлось немного возвратиться на старый трек, по ходу заехали к месту установки мемориальной таблички погибшим воинам десантникам и двинули дальше по тропе. В прошлой поездке по этим местам мы пошли по песку прибрежной полосы , которая в некоторых местах была перегорожена камнями .В этот раз двинули над этими пляжами которые называются Баунти , Краснячка, Каменный, прошли рядом с горой Верблюд и спустились к палаточному кемпингу на пляже Донбасс, в двухякорной бухте. С этого места осталось всего несколько км строго по каменной прибрежной полосе, до мыса Ильи. По тропе вверх , выехали в районе войсковых частей , прошли между ними и двинули к руинам Генуэзской крепости. Объехали башню Аойц- Берд и по берегу , через частный сектор , выехали к караимскому кладбищу . Это была разворотная точка нашего общего маршрута , от неё , через видовое место на Орджоникидзе , по Римской дороге , проехали место проведения соревнований на джипах , Бубновку и строго по прямой держим направление на гору Кучук-Енышар , к могиле Максимилиана Волошина. Проехали несколько гор и ущелий, поднялись к запланированному месту и уже с него пошли по тропе вниз , так выехали к пляжу кемпинга Бон, тем самым замкнув круг. Что ж получилась шикарная поездка, как говориться «и на физуху и на познания», конечно все фото , как и детальную информацию о посещенных местах в одном очерке выложить и описать не возможно, поэтому что то восполним в отдельных разделах нашего сайта, но чуть позже. А пока просто «Берегите Крым ,он у нас один!» , как и здоровье , оно тоже не во множественном числе.
Еще во времена активных путешествий на джипах , была идея проскочить по самому короткому маршруту «от моря до моря» , то есть по перешейку от поселка Приморский, Феодосийского региона ,который находится на берегу Черного моря и до с Каменское ,что находится уже на другой стороне полуострова , на берегу Азовского моря. Отрезок небольшой , всего то 17км , да и рельеф местности позволяет не сильно беспокоиться о серьезной проходимости выбранной техники. Желание было, возможностей хватало , да вот со временем все как то не сросталось и вот прошло больше 7ми лет и случай представился , только теперь уже на эндуро мотоциклах.Старт определили с самого берега,рядом с Генеральским озером , на окраине поселка Приморский ,это была самая удобная точка от которой мы выбрали кратчайший путь , к с. Каменское и наша задача стояла пройти его как можно прямее и короче. От Генеральского озера осталось одна небольшая лужа, поэтому его прошли напрямую, пришлось немного сойти с «линейки» , чтобы заехать на ДОТ времен войны и дальше через верх пересекли трассу Таврида, в районе памятника Ак Монайским позициям (о них будут отдельные описания в разделе памятники ВОВ). Теперь только прямо, объезжая с. Ячменное, после которого уперлись в Северо-Крымский канал , оказавшийся на удивление полноводным, что собственно заставило искать место объезда, чуть правее нашли мост и так доехали до с. Петрово. И тут на нас что то нашло и мы решили взять чуточку левее , в ущерб прямой линии , а все для того ,чтобы захватить Арабатскую крепость и проехать по лиманам Арабатской стрелки. На прямике высохших соленых озер умудрились найти попутчицу-лису, с которой с удовольствием погонялись в догонялки, аж до самой крепости. Стали за ней на пляжную песочную полосу и на «газульке» рванули к Каменскому. Стараясь идти максимально близко к береговой линии , чуть не проехали Ак-Монайские каменоломни, но вовремя вспомнили и свернули к ним. Где то проехали , где то прошли пешком ,но часик потратили на исследование подземных лабиринтов, после чего вернулись на береговую линию. Берег очень похож на Тарханкутский, все те же скалы , тот же известняк и те же бухты , одно отличие –не везде отвесные обрывы , есть достаточно проходимые тропы-кромки вдоль берега. Нашлись места для «форсажа», где мы провели тренировки по взятию прибрежных горок.Около 10 км по берегу и сворачиваем направо к Насырскому грязевому вулкану, который мы не нашли в одной из наших ранних поездок по этим благодатным местам, в этот раз мы проявили чудеса настойчивости и на таком себе пригорке обнаружили сие природное творение. Несколько небольших ,но все таки вулканчиков,порадовали своим бурлением , к тому же кроме грязи они выбрасывали на поверхность и нефтяные отложения, что было по меньшей мере необычно. Хотя позже ,когда мы проходили затомпонованные нефтяные скважины в чистом поле , то уже стали привыкать к тому что нефть, буквально бьет из под земли ,как в Персидском заливе. Ставим компас строго к морю , на другой стороне перешейка и пройдя поля, луга , нефтяные месторождения , памятники ВОВ и пахоты, снова уперлись сначала в «железку» , ее перескочили, потом в Северо-Крымский канал, который пришлось объезжать , под мостом акведуком. Кстати очень интересное сооружение –вода идет по специальному желобу –мосту , под которым ходит транспорт. Опять прямик по ориентирам впереди и вот перед нами Таврида, ее проходим по нижней сливной трубе . Тоже необычные впечатления от прохождения- труба четко «пропускает» мотоцикл , от руля по бокам не больше 15 см, катишь мотоцикл в руках ,согнут «в три погибели», да еще и с опущенной в пол головой, что впереди не понятно, грохот от мотора отражается от стен трубы , в общем нечто! Теперь путь свободен, выбираем очередной ориентир на горизонте и держим курс на него , так въехали в ущелье , которое и привело нас к самому морю. Если Азовский берег сильно напоминал Тарханкут , то Черномоский –Николаевку, но вот только сильно замусоренную! Столько мусора на берегу , давно видеть не доводилось , местами это выглядело как настоящая свалка , что очень печально. Так по берегу мы и доехали до места старта на окраине Приморского. В заключении прошли по берегу дальше пару км , пока не уперлись в забор войсковой части, пришлось разворачиваться и возвращаться к началу. Так замкнули общий круг в 85 км. и «закрыли» запланированный маршрут, к тому же получили истинное эстетическое наслаждение, в очередной раз убедившись ,что надо Беречь Крым , потому что он у нас один!
Уж и не помню когда мы катались прямо с нашей базы , без доезда до выбранного ранее места на прицепе. Тут карантин внес определенные изменения в наш выездной график, пришлось стартовать прямо с места дислокации и формировать маршрут «в пешей доступности и в зоне видимости» , хотя забегая вперед скажу что проехали аж 150км.К тому же эту поездку можно назвать "Между трех аэродромов", так как мы объехали Симферопольский, Сакский и Заводской. Итак у нас на пути, а едем мы в сторону Евпатории, «образовались» непреодолимые препятствия для четырехколесной техники и сложно, но преодолимые для двухколесной. Трассы, железные дороги, водоводы, каналы и озера, это не полный список того ,что мы перескакивали, перепрыгивали, переплывали …и объезжали на отрезке до моря, в районе все той же Евпатории. Задача оставалась неизменна- по прямой до выбранной цели! Московскую трассу переехали « по велосипедному», через пешеходный разрыв в районе нефтебазы, сразу же перепрыгнули два пути железной дороги и двинули в направлении к с. Укромному. Село прошли насквозь и буквально «уперлись» в забор аэропорта Симферополь, который пришлось объезжать и не близко. Теперь по срезкам , напрямую по пахоте и целине, прошли левее сел Шафранного и Валентиново , в направлении Геройского. Пришлось переезжать, частью даже переплывать через Сакский канал и уже по полевым дорогам, к которым стали привыкать, доехали до Мемориала Героям и памятника Т-34,(о них будет в разделе памятники ВОВ). После посещения памятников , двинули дальше ,снова перепрыгнули ж/ д пути , это стало уже такой себе короткой тренировкой , да еще и подгоняемой мыслью о приближении поезда и въехали на окраину с. Шелковичное, к началу водоема, ведущему в нужном нам направлении. Вдоль него , местами прямо по солончаку ,доехали до озера Сасык-Сиваш и по узкому насыпному перешейку прошли его практически посередине, что было обязательным местом посещения на этом пути , даже в ущерб линейности маршрута, так как на карте перешеек выглядел как тонкая нить и просто манил по нему промчать , что мы с удовольствием и сделали. Чуть не доехав до основной трассы на Евпаторию, свернули с «ниточки» правее и через дачи , объезжая авиаремзавод, в с. Известковом переехали через мост , потом с. Лиманное и Каменоломня , где заехали на Мамайские каменоломни. На самом деле это обычная промзона , вокруг все в песке ,отсеве и щебне,так что пробраться к отмеченным на карте каменоломням ,оказалось не так и просто. Мы конечно «просочились» , в том числе через какие то проходные и выехали к кладбищу, именно здесь отмечены входы в катакомбы. Поблуждав по окрестностям , увидев несколько «дырок» в породе , а в основном тут все разрыто и засыпано бытовым мусором , немного даже разочаровавшись в потраченном времени и сделанном крюке , стали на обратный путь. Теперь назад к морю, но уже с правой стороны Раздольненского шоссе, переехали его в районе Евпаторийского МРЭО и вдоль лимана,параллельно трассе, доехали до Стеллы Евпатории 2500лет. В этом месте перескочили через трассу к морю и уже по прибрежной полосе , объезжая искусственные препятствия в виде разнообразнейших заборов «до воды», оказались рядом с санаторием Полтава. Тут уже бетонные причалы и заборы во все стороны «от всех» ,не дали нам возможность насладиться песчаным пляжем дальше. Так мы свернули с кромки прибоя и объехав массив разных баз отдыха , вернулись на берег за ДОЛ Арт-Квест, сделав таким образом небольшой крюк. Но позже мы поняли, что это был маленький «крючечек», по сравнению с «Московской объездной» аэродрома Саки , потому что мы в него уперлись пройдя по пляжу всю Новофедоровку. Пришлось объезжать его по большому кругу , через с. Михайловка,где попутно заехали на АЗС, дальше все из за закрытых зон объехали озеро Кызыл-Яр, переехав сбросной канал Межгорного водохранилища и уже слева от озера ,наконец то доехали до моря. По уже хорошо нам знакомой прибрежной полосе, доехали до перешейка над с. Фрунзе и дальше до начала с. Николаевка ,так называемых элингов, где тоже пришлось карабкаться по кускам бетона ,чтобы выскочить из «ловушки». Теперь наш компас был направлен на долину , в направлении реки Западный Булганак, где по верхам прошли Кольчугино, Лекарственное, через Плачущую скалу объехали Пожарское и за ним , переехав трассу ,двинули по ориентиру - к трубе ГРЭСа. В очередной раз довелось проверить себя на клаустрофобию ,так как новый участок объездной трассы пришлось преодолевать по водосливному каналу , а чуть позже уже привычней- по подземному пешеходному переходу под трассой в посёлке Гресовский. В заключении по Монтажной улице ,доехали до железной дороги и перескочили ее в районе все той же нефтебазы, которая за день никуда не делась и переехав Московскую трассу , вернулись на исходную позицию. Вот такой «равнинный» получился маршрутец, но как для того чтобы в очередной раз рекомендовать: Берегите Крым ,он у нас один, подходит идеально.
Эта поездка была сверстана с учетом нескольких пройденных ранее и ввиду продолжающегося карантина , связанного с короновирусом, маршрут проложен так, чтобы не «цеплять» места сосредоточения находящихся на самоизоляции. Попросту говоря , мы самоизолировались тоже и ехали по полям и горам , что даже лес , который нынче закрыт для посещения всем категориям граждан, осознано исключили из мест возможного пересечения. По этой же причине не стали использовать доставщиков техники и стартовали «из гаража» , благо прямо за забором начинается бездорожье. Мы не стали включать навигатор со старта, по причине неоднократного прохождения «дежурного» участка до балки Тубай, тем не менее за последнее время на этом отрезке , произошли кардинальные изменения и причиной тому стала трасса Таврида. Это монументальное сооружение буквально «перерезало» возможность беспрепятственно проехать от Живописного к балке Тубай и нам пришлось протискиваться под трассой, по сливной трубе , на другую сторону. Потом ,став параллельно новой трассе ,направили компас на с. Донское и по максимально возможному прямому маршруту двинули к нему. Обогнув через озеро это селение и выйдя на открытые участки , с которых уже было видно далеко за горизонт, взяли направление на целое скопление скальных достопримечательностей ,сосредоточенных в одном районе вблизи с. Литвиненково: пещеры Кырк-Азиз,практически рукотворный грот Федюшкины кабасы и раскопки Бурут –Хане. Дальше пошли левее с. Цветочного, пересекли реку Бурульчу и вдоль той же Тавриды доехали до охотхозяйства Холодная Гора. Сосновый , искусственно посаженный массив, растянулся на несколько км и не зря является одним из лучших госохотхозяйств Крыма, пока мы пробирались по сосняку, увидели несколько представителей парнокопытных и парочку зайцев.Выскочив на открытую площадку , пошли по срезке и по полям старой лаванды, доехали до реки Биюк -Карасу, впереди возвышалась Белая скала , к ней и держим путь. Речка оказалась достаточно полноводная и сходу перейти ее в выбранном месте нам не удалось, зато случайно обнаружили огромный тополь, в дупло которого …почти целиком зашел мотоцикл вместе с наездником. Немного погодя нашли мост и путь к месту обожания многих киношников –Белой Скале, был открыт. Так как мы не единожды были и ПОД и НАД и В, гротах этого природного сооружения , то сразу же рванули на подъем с правой стороны от Скалы. Не вооруженным глазом заметно ,что со времени нашего крайнего посещения этой известнейшей достопримечательности , активность жаждущих прикоснуться к прекрасному ,сильно увеличилась. Появилось много новых дорог и троп , что говорить , даже в карантин , народ пришел, приехал и даже прилетел на «крыле», к Белой Скале и судя по номерам авто, не только из Крыма. Благо эндуро мотоциклы позволяют ехать там где никого нет , чем мы с удовольствием и воспользовались , в рамках все той же самоизоляции. По краешку, по полочке , вдоль стеночки , меж камешков , доехали до Красной балки ,посетили пещеру Кой-Коба,Скифское городище , насладились шикарными видами на округу и только ввиду ограниченности во времени, отправились в обратный путь. К тому же нам еще предстояло пройти часть горного хребта и при этом не пересечься с предыдущим треком. Отъехав от скального массива, снова уперлись в реку Биюк-Карасу, которую пришлось проходить по краям и отмелям , иначе глубина не позволяла совершить такой маневр, а до моста ехать далеко. Вдали виднелось продолжение хребта , поднявшись к началу известнякового уступа и уже по верхней его части доехали до парастарта на Рыжей скале.Через местность Вернадовка обошли левее с. Русаковку, прошли между сёлами Владимировка и Украинка , в направлении с. Верхнекурганное и потом по прямой, до с. Спокойного. Увидев на горизонте ориентир - здание новой больницы Семашко, взяли курс на неё. Пришлось объезжать с. Урожайное и Солнечное , через туннель под Тавридой , а дальше по полям домчали до Аграрного, ну а там рукой подать до Московской трассы и нашей базы. Общий пробег получился 110 км и если не считать прямики по полям, где в основном дубасили по пахоте или целине, с травой «по пояс» , то остальная «горно-пересеченная» местность скучать не давала. На этом пока все , но беречь Крым , потому что он один, будем всегда!
В продолжении наших речных путешествий, где мы исследуем возможность прохождения по берегам основных рек Крыма , в направлении их течения , решили прокатиться по Салгиру , до его вхождения в залив Сиваш. Относительно недавно мы проходили участок Салгирской долины вверх по течению, от Симферопольского водохранилища до зарождения Салгира , в месте слияния рек Ангары и Кизилкобинки. Обустроенный участок , где Салгир течёт по Симферополю , мы проходили ранее на велосипедах, остался только самый длинный участок реки, от города до Арабатской стрелки, по извилистому маршруту которого ,мы и отправились. Конечно мы понимали что равнины станут на ближайшие полторы сотни км , нашим постоянным рельефом местности, тем не менее отказываться от завершения «Салгирской эпопеи» , не стали. Из за того ,что Салгир петляет через два десятка сел , нам пришлось проложить маршрут ,практически по самому берегу , в так называемой «незастраиваемой зоне» , что в итоге ,позволило проскочить весь запланированный путь беспрепятственно. Ну а начали , в связи все с тем же карантином, снова с базы , вдоль Московской трассы , в районе села Красного, «нашли» русло и уже строго по нему «вперед и с песней». В Симферопольском районе Салгир конечно загажен, в основном пластиковым мусором, наверное близость столицы сказывается, при этом данный участок поразил огромным количеством разнообразнейшей живности. Куропатки, фазаны, аисты, цапли , дикие утки всех мастей и фасонов, десятками вырывались прямо из под колес , а зайцы и лисы больше облюбовали поля рядом с рекой. Продвигаясь вглубь , ближе к Нижнегорскому району , воды становилось все меньше , русло сужалось , зато вместо пернатых , нам повстречались выдры и даже бобры. Чем дальше мы заезжали вглубь Крыма , тем Салгир был чище, хотя и насосов для выкачки воды на поля , становилось гораздо больше. Показательно что по всей протяженности реки нигде не уперлись в какие либо фундаментальные препятствия, хотя народ и разложил «свои причиндалы» в виде временных теплиц, труб ,шлангов , палаток и машин, но везде был оставлен проезд. На нашем пути повстречалось множество разнообразнейших мостов, в том числе и самодельных и каждый раз мы стояли перед выбором по какой стороне реки нам ехать, ведь навигатор дорог по берегу «не видит. Между селом Плодовым и Зелёным , прошли через железную дорогу , а в селе Семенном первый раз заправились, дальше уперлись в реку Биюк-Карасу, которая перегородила выход к Северокрымскому каналу «маячившему» на горизонте. Хорошо нашли такую себе плотину , возле здания кафе, по ней и переправились на другой берег. Вернулись к Салгиру , переехав полноводный Северокрымский канал , через села- Лиственное и Изобильное , стали на заключительную прямую , в направлении Азовского моря, точнее залива Сиваш , за которым расположена Арабатская стрелка. Наша цель –место входа пресной воды Салгира , в соленое озера Сиваша и туда мы направили свои колеса. Уже на подступах появились препятствия , сначала в виде камыша ,а с приближением к ракушечной косе, начались топи, как раз в месте разлива. В очередной раз порадовались что мы на эндуро мотоциклах , на более тяжелой технике тут просто не пройдешь, поэтому буквально «нащупали твердь» и по ней , хоть и с грязными спинами ,от грязи с заднего колеса, прорвались к песчаной отмели. В этом месте, кроме того , что Салгир «вошел» в озеро Сиваш и мне это напомнило Мадагаскар , когда мы вырывались в океан из реки. В итоге, на месте слияния реки и озера ,навигатор показал 135 км от места старта. Можно сказать что с Сивашем мы закончили, теперь только обратный путь , который по нашим правилам экстрим тур эндуро, пересекаться со своим треком не должен. Поэтому, уже по краю лимана , двинули обратно взяв пару км в сторону, а дальше только по компасу. Солончаки и пахота, привели нас к с. Новоивановка, к месту где канал превратился в настоящую речку Биюк -Карасу , по ней и двинули дальше. Кстати , Салгир раньше считался притоком этой ,более полноводной реки и действительно, Биюк -Карасу местами была «аки Днепр», такая широкая. Мы вдоль нее прошли через села Уваровка, Демьяновка, Желябовка, Ивановка , в Заречье зацепили место соединения с р. Сухая Карасевка, дальше Серово и уже в Садовом пришлось заправляться 2й раз. Прямо с АЗС снова включили компас, стрелку направили на Аграрное и теперь только по ней , стараясь не сворачивать с направления , доехали до места старта, так общий пробег составил 245км. Что ж , на этом пока все , к тому же реки в Крыму ,для исследований уже заканчиваются и куда двинем в следующий раз , при условии продолжении карантина, определимся ближе к дате самой поездки. Очевидно, что пресной воды в Крыму явно не хватает и даже все «крупные» реки полуострова не способны обеспечить все нужды , поэтому « Берегите Крым , он у нас один!»
В Крыму есть несколько истинно тренировочных мест , где природный ландшафт сочетается с большим набором естественных препятствий , на одно из таких «гибридов» , мы и отправились в очередной поездке. Стартовать решили из с. Чистенькое, так как от него что в лево , что в право , проложены тренировочные эндуро трассы, но нам нужно только направление на Баклу , поэтому запарковали доставщиков недалеко от храма, в начале балки. По ней , переехав через насыпь дороги , спустились в широкий овраг Татар Джилга. Для начала заскочили на местный тренировочный полигон, между горами Таш Джарган и Тешкли Коба, где энтузиастами эндуро движения , не только накатаны достаточно интересные тропы , но и заботливо смонтирована полоса препятствий из грузовых шин. Выехав из балки на верхнее плато скальной гряды , сразу же пошли вниз , к ее подножью и уже по протоптанной тропе ,двинули в направлении пещеры Змеиной.Казалось бы , столько раз были в этих местах , вроде уже ничего нового , но мы для себя нашли много из того , что не посетили ранее . Собственно в прошлых поездках мы всегда ехали по одному маршруту - либо сверху скал , либо по дороге внизу, теперь же «шерстанули» более детально. На примере Белой Скалы , где нам очень понравился путь вдоль массива, « по полочке, вдоль стеночки , меж камешков» решили найти этот «парапетик» и здесь. Тем не менее , в поисках все той же полочки - проходика , вдоль скалочки ,нам пришлось изменить своим правилам ехать напрямую , после первого же заезда в ущелье и выезда из него по терновнику. В данном случае , особенностью этих мест являются глубокие ущелья , которые не только разрезают известковую породу , но и прерывают полку ,идущую под скалой от самого верха . Каждое такое ущелье заставляет спускаться , объезжать по нижней части и потом снова подниматься к подножью скалы ,но уже по другому краю оврага. Не везде этот манёвр выполним и не только из за крутизны склона , но и по причине густых зарослей. Однако к Змеиной нам удалось добраться по нижней , лесной части , проехав прямо вдоль скалы и уже только напротив пещеры , сделали рывок вверх , непосредственно к самому пролому. Практически на всей протяженности нашего пути , видны следы активного покорения большинства достопримечательностей этих мест .Заметно ,что эндуро здесь сильно популярно , а судя по некоторым действительно сложным участкам , катаются тут не только «хоббиты». В нашем случае «пухлый» известковый грунт, вездесущая пыль и порванная одежда , остудили экстрим тур эндуро пыл и заставили искать менее затратные направления движения. Зигзаги от ущелья до ущелья , стали постоянным способом доезда, до выбранных целей. Так вдоль гряды , по тропе , то поднимаясь , то спускаясь ,доехали до 13 кордона, а у скалы Нос спустились ниже, к г. Казанчук , в итоге поднялись к гроту Храма. На этом участке , при скоростном подъёме непосредственно к пещере , мне не удалось увернуться от свисающей ветки терновника , в следствии чего произошёл контакт шипов с незащищенной нижней частью лица и было получено рассечение, остановившее дальнейшее исследование подножья скальной гряды. Как не хотелось , но пришлось возвращаться , наша аптечка не смогла обеспечить необходимые меры дезинфекции , в полевых условиях . По пути обратно повстречались с несколькими коллегами по внедорожному увлечению , в том числе и на джипах и на квадроциклах и немудрено - эти места всегда славились активностью. Что касается происшествия , возможно опишу в эндуро историях , как пример "борьбы природы с несанкционированным вторжением в ее лоно, или как куст может остановить мотоциклиста". На этом свое короткое повествование заканчиваю, но не надолго, при первой же возможности обязательно продолжим. Напоследок остается только констатировать : Берегите Крым ,он у нас один!
На самом деле этот маршрут планировался как продолжение предыдущего , где мы остановились на гроте Храма, но ввиду желания еще замкнуть кусочек р.Салгир , для закрытия речной эпопеи , рванули на мото сразу с базы. Уже после пройденного пути , для фиксации в памяти , мы его в шутку назвали СКВМ-«Симферопольский кольцевой , внедорожный маршрут», хотя по ходу от кольца немного «отвлеклись», растянув круг в эллипс. А все потому ,что хотелось втиснуть в одну поездку «и то и вот то , ну давай и туда заедем». Посмотрев направление от нас на Баклу ,получилась практически прямая линия через центр Симферополя , в сторону Бахчисарая, но асфальт нами рассматривался только вынуждено , поэтому пошли по максимально возможному «грунтовому» пути. Под линией электропередач , вдоль Московской трассы, краем Аграрного, доехали до посёлка Молодёжного , переехали через ж/д пути , нырнули под Евпаторийскую трассу ,в подземный пешеходный переход и на выходе из него ,двинули к горе. Пересекли Салгир и на окраине Белоглинки прокатились по искусственно сделанным эндуро тропам , кстати видным издалека. В очередной раз отметили увеличившуюся популярность эндуро дисциплины и не только в этом конкретном месте ,но и по всему нашему дальнейшему маршруту , при малейшей возможности «катнуть с препятствием» , были проложены тренировочные маршруты. Потом краешком с. Мирного, дошли до лесного массива, вдоль объездной трассы, пересекли ее и по срезке добрались уже до границы Симферополя , в районе улицы Узловой. Между сёлами Перово и Молочное , объехав озеро Терекли , доехали до «легкового» туннеля под Севастопольской трассой , в с. Чистеньком. Теперь нам надо было добраться до места, где мы закончили в прошлой поездке и желательно не пересечься со своим треком. Сначала по балке , добрались к лесной границе, разделяющей равнину и скальную гряду и уже по лесу, доехали до гротов Кобазис и Храма, только теперь сверху. Нашли спуск и вдоль стенки протиснулись к самим гротам. Спустились вниз по тропе , в одной из групповых поездок , мы здесь поднимались и по старой , почти не видной дороге, объехав безымянное озеро , перескочили реку Альма, в границе с. Мироновка. Теперь по срезке, ворвавшись в лесные чащи , взяли курс на Баклу и выскочили уже на верхней части Баклинского городища. Здесь мы , в кои веки не спеша , объехали все достопримечательности, поднялись по основной , затяжной эндуро тропе к Церковному мысу и по верхам доехали до старого альминского карьера. В одной из прошлых катаний в этом месте , коллегами был опробован такой себе коварный «подъем со смещением» и мы с Денисом не преминули воспользоваться случаем и провели небольшую тренировку. Снова спуск по тропе и держим путь к порогам реки Бодрак. Направляясь по нижней дороге вдоль скального массива ,на верхушке которого «торчат» столбы электролинии, увидели на верху грот, а так как ни на навигаторе , ни «на глаз», троп к нему не наблюдалось, двинули «в разведку боем» .Немного «галсов», чуть упорства, малость порванной одежды и мы заскочили прямо внутрь большой пещеры. Это была разворотная точка нашего общего маршрута, теперь спуск , а дальше тот самый «элипс» , о котором я писал в начале - ряд ставков-Ленинградский, Вербочки, Патиль и Узенчик. Проехали немного вдоль русла реки Бодрак и свернули в сторону Первомайского карьера, где уже через ставок Свинячий, объехали с. Трудолюбовку. Доехав до Бранчихина поляны, прошли кусочек 109 маршрута и уже вдоль реки Альмы, обойдя краем с. Кизиловое и Каштановое , объехали Партизанское водохранилище. Через Верхние партизаны и овраг Пески, обойдя с. Константиновка , уперлись в речку Курча , где у деревни Обрыв, нашли очередной Грот . Теперь держим курс на Симферопольское водохранилище, по краю обрыва , через пик Алима , заехали на мемориальное военное кладбище 1853 года, а после него , по тропе спустились к студгородку. Через сосновый Бор объехали забор водохранилища , пересекли объездную трассу в районе реки Салгир, пересекли Малый Салгир на въезде в Строгановку и поднялись на скалы около авторынка. Пройдя между новой и старой свалками , по краю городской черты добрались до с. Акрополис , где в районе газовой заправки переехали Феодосийскую трассу и уже через с. Айкаван и Живописное , по полям, домчали до Аграрного. На этом «блуждания» вокруг Симферополя и чуточку дальше, подошли к своему логическому заключению. По пути увидев множество свалок , как официальных ,так и стихийных , коих в окрестностях столицы Крыма оказалось множество, так и захотелось напомнить : «Берегите Крым ,он у нас один!»
Нам всегда нравился регион Судака, мы здесь были неоднократно и каждый раз находили что то новое , эта поездка не исключение. Ввиду особенности нашего формирования маршрута , где методом наложения ,мы отмечаем на карте «пятно без трека» , то есть участок где «не ступали наши колеса» и следующий путь появляется обычным методом исключения. Ранее мы проезжали правее к с. Лесному, объехали вокруг гору Лягушку, Генуэзскую крепость в Судаке, тоже не обошли своим эндуро вниманием, да и Меганом не остался в стороне от нашего трека. Теперь же решили катнуть между всеми этими треками и точкой старта стал дачный поселок под названием Сурож, что расположен по дороге, на не менее известную нам по прошлым поездкам, милитаризированную Краснокаменку. Несмотря на то ,что как таковых троп, в нужном направлении на навигаторе не значилось , методом визуального определения ущелий и хребтов ,с последующим предположением о наличии в таких местах пешеходных маршрутов , мы выбрали место старта, вероятного прохода в горы. Из опыта , такой подход дает результат в 70 % из 100, ведь крымские горы в большинстве своем проходные и первыми протаптывают «короткие пути», зачастую по старым руслам пересохших рек, или по редкому лесу, местные жители, позже по ним , если найдут, «бредут» туристы. Нам посчастливилось стать на так называемую «животную» тропу , ту по которой на верхушки гор ,ведут пасти животных, такие тропы как правило нигде не значатся. Частью между деревьями, участком по засыпанному листвой руслу некогда бурлящей реки , через пару каменных полок , мы выскочили на открытую местность вершины горной гряды, с которой открывается изумительный вид на Судак , в окружении гор , ниспадающих в море. Собственно все вокруг вызывало восхищение- природа расцвела буйным цветом, видимость на несколько километров , комфортная температура …и кристальный горный воздух! Тут же нашли новые цветы и растения ,для нашей традиционной фотосессии «берегите Крым» и под впечатлением от увиденного , двинули в направлении горы Святой Георгий. Основной целью на этом отрезке пути ,был Голубиный , по другой версии Разбойничий грот, гребешок верхней, задней части которого, «маячил» у нас на горизонте. В прямую к гроту пройти невозможно, путь « режут» несколько глубоких ущелий , поэтому найдя очередную тропку спустились вниз почти до озера , потом уже по оврагу выскочили на очередную «залысину». Потом еще один рывок по лесу и мы у цели! В одной из прошлых поездок мы попытались прорываться к этому гроту снизу, но тогда не желая мешать подниматься пешим туристам, отложили покорение до лучших времен и вот они настали. Увидев сам грот и подход к нему с низу , стало очевидным, что на мото подниматься будет очень сложно , поэтому нам оставалось порадоваться, что предстоит только спускаться. Сам грот ничего особенного из себя не представляет и является для туристов , больше такой себе «галочкой» в списке покоренных и посещенных мест Крыма.Это крупное каменное образование видно из далека , размещено во всех справочниках , в том числе и в навигаторе, поэтому попасть сюда хотят многие ,но не всем позволят это сделать физические кондиции. Как таковой тропы нет, есть место схода воды, голый скальник , чередующийся с каменным сыпуном,а под самым гротом надо лезть по полкам , практически отвесной скалы . Немного описания о гроте будет в разделе «природные места Крыма», ну а мы «всяко-разно» сползли в долину к виноградникам, чтобы уже снизу лицезреть то, где мы только что были. Когда решили переехать через трассу Судак -Феодосия , то столкнулись с очередным препятствием , о котором стоит уже написать как в общем разделе «становления эндуриста» так и в качестве отдельного описания в эндуро историях , это славно известный и «бесконечный», металлический отбойник. Данная оградительная конструкция сильно «полюбилась» нынешним дорожным строителям и если едешь на легковом авто внутри трассы , то ты даже восхищаешься такому «расточительству» на безопасность, но когда ты снаружи отбойника и хочешь переехать на другую сторону … то это совсем другие ощущения. Нам пришлось отступить от принципа ехать напрямую , потому что мы в него уперлись и конца края что слева ,что с права, видно не было. Дело в том ,что эта так называемая полоса ,действительно препятствие для эндуро мотоцикла – перепрыгнуть высоко, протащить под ним низко! Пришлось ехать вдоль этой полосы по виноградникам , в поисках разрыва, потом нашли сначала тропу , а позже и дорогу через ущелье вверх . По пути , петляя в очередных лесных дебрях, набрели на «лесную разборку» , где объектом насильной разкомплектации неизвестными лицами , стал ВАЗ 2106 , но это уже будет другая история.Дальше едем строго по направлению к морю , по ходу появились уже «следы коллег» , стало понятным ,что эти места активно посещаемые эндуро братией. Так на горизонте «вырос» Меганом , «показалось» море и мы спустившись в долину , объехав по краю с. Миндальное, по срезкам подъехали к краю морского прибоя. На берегу заехали к памятникам времён ВОВ , информацию о которых разместим в профильной теме и съезжаем на пляж ,к кораблю Князь Багратион . С прошлого нашего посещения этих мест , сам корабль конечно новее не стал, поэтому наверное придется внести его в тему «не достопримечательностей Крыма», как исчезающий объект.Ограждение к воде , вокруг судна тоже куда то исчезло , мы спокойно проехали к кромке прибоя ,где и стали на обеденный привал, ведь с этого места теперь только обратный путь. Пока обедали , рассматривали местность для определения направления второй части кольцевого маршрута и увидели вдали , в сплошном горном хребте ,такой себе пролом, который и стал нашим ориентиром на ближайшее время. Пришлось пройти уже по другому краю с. Миндального, а в следующем селе Богатовка, случайно «нарвались» на жилой дом …с установленным на крыше ,абсолютно комплектном мотоциклом . Так постепенно доехали до «пролома» под названием овраг Артмутлук Дере, в действительности это настоящее и живописное , каменное ущелье, которое можно в фильмах снимать! Проехав по нему ,мы получили истинное наслаждение –с лева с права скалы, внизу обрыв , с руслом некогда бурлящей реки , которая нынче превратилась в небольшой ручей , но от этого не потеряв свою общую монументальность. Дальше ущелье перешло в лесную тропу и мы немного не дойдя до соединения со своим треком , повернули правее к горе Калиса Кая. Спустились по высохшему руслу реки к трассе на Щебетовку , переехали ее и снова вверх к тур стоянке и роднику Манджил Чесме . По дороге поднялись к горе Геншылык и дальше по тропе доехали до все той же Краснокаменки , где по разным направлениям ,попытались прорваться на верх к памятнику Беширову С.Е. Потом , можно сказать случайно ,выскочили к заброшенной базе хранения атомного оружия , в очередной раз проехали внутри «по подкове» подземного хода и через место гибели игумена Парфения , мимо урочища Кизил Таш, вернулись к машине , тем самым замкнув круг 35 км. На этом "живописно-познавательная" поездка подошла к своему окончанию, но сразу по приезду мы определились что в самое ближайшее время , приедем в эти места еще раз , так как увидели дополнительный плацдарм для исследований . Что ж, остается только выдать традиционное: «Берегите Крым , он у нас один!» и до новых встреч.
Как и планировали , снова отправились в «судакские» края. На самом деле местность по которой мы прошли в этой поездке, относится к нескольким муниципальным образованиям , в том числе Белогорскому, Старокрымскому и Феодосийскому , но нам больше нравится термин «судакские» края. Чтобы «уплотнить» ячейки пройденной дорожной сети , мы взяли участок между тремя ключевыми географическими точками ,исследованные нами ранее , такой себе периметр между населенными пунктами Опытное-Лесное-Солнечная Долина и Старый Крым-Щебетовка-Курортное. С одной стороны «обрезает» периметр Черное море, с другой трасса Грушевка-Судак , а вот внутри него оказалась неоднократно пройденная Краснокаменка , но ее мы в этой поездке обошли, хотя это не так уж и просто, с учетом кольцевого маршрута. Методом отбора и исключения стартовым пунктом «выскочила» Грушевка, а промежуточным финишем , местом «упора» в море, Лисья бухта. Вот так и сформировался предполагаемый внедорожный трек , который мы и решили пройти в нынешней поездке. В одной из наших ранних путешествий мы проходили Агармышский лес и в этот раз ,лесной массив оказался на пути следования , только потому, что «попал в периметр». В начале заехали на гору Шпиль, внизу которой находится карьер по добыче щебня, осмотрелись по сторонам и визуально определили вероятные места прохода в нужном нам направлении, попутно запечатлели мыслительный процесс, в том числе как можно сломать огромное бревно силой мысли. По лесным, на самом деле не особо активным дорогам , добрались до трассы, переехали ее в месте прохождения реки Сухой Индол и по руслу , пройдя через верхушки гор Лысая и Туар-Алан , спустились вниз к истоку Монастырской реки, на котором отмечены партизанский лагерь и госпиталь. В данном случае мы шли по компасу , направив стрелку на партизанское место , которое кстати (что редко) , не имело ни одного видимого на навигаторе подъезда. Только спустившись на развилку четырех оврагов , сошедших в этом месте в такого себе «паука», увидели тропу и не активную ,но все таки дорогу. Расположение партизанского лагеря, наличия не одного , а нескольких памятных табличек, реставрированная землянка и тут же установленный навес , с полным комплектом для уставшего путника , действительно удивили. Вот так , чем труднодоступнее место , тем лучше оно выглядит и дольше сохраняется, хотя в конкретном случае видно что волонтеры здесь провели большую работу. Чуть выше по оврагу размещен еще один памятник на месте размещения партизанского госпиталя , в котором фашистами были зверски убиты раненые партизаны. Немного подробнее об этом месте и о памятниках в частности разместим в разделе «памятники ВОВ в Крыму» . Дальше ,методом срезок и сокращений, добрались до видовых площадок и места отмеченного на навигаторе как «тумбы» .На самом деле эти достопримечательности находятся в обычной доступности , даже для мало подготовленного внедорожника и являются видовыми , потому что с них открываются дали от Белой скалы до Меганома. Что касается «тумб» ,то это обычные железобетонные изделия , которые кто то ,когда то, оставил на вершине горы и с тех пор они там «прижились» до уровня определяющей достопримечательности. Мне кажется что это связано с какими то военными целями , например для установки целеуказателей , да и только военные могли «припереть» сюда эти ж\б изделия. Ну а мы продолжаем и на горизонте «выростает» действительная достопримечательность - скальный массив состоящий из гор под противоречивыми , но от этого не менее привлекательными названиями - Курбанка и Спящая красавица. Как мы к ним пробрались сам пока не понял, дорог сверху к гряде не наблюдалось ,что в приборе , что «на ощупь» , тем не менее через некоторое время и частично порванные джерси, мы оказались на каменном уступе. Спуск занял тоже прилично времени, зато мы нашли шикарную тропу «вдоль старого арыка» и по ней объехали Спящую красавицу, с другой стороны. Впереди «замаячила» Щебетовка, а так как ехать через нее в наши планы не входило , начали смещаться , что бы пройти краем. Так маневрируя добрались до тропы вверх, проходящую через пик горы Папас –Тепе, Чукур –Кая ,299, к цели –пещере Ухо Земли. На самом деле шикарная тропа, со всеми эндуро составляющими, сначала смешанный подъем , потом узкие полочки по склонам гор, размывы и места где мотоцикл не помещается в повороте. Удивило одно, следов коллег по этому направлению замечено не было , хотя в других местах, «следы глубокого протектора» , были частыми нашими спутниками. Подъехав к развилке троп , одна из которых была «сокращенкой» к Уху Земли ,другая по кругу, конечно выбрали первую и уже через несколько сотен метров, уперлись в каменный уступ , по которому туристы «ползут» вверх. Не веря своим глазам и питая надежду,что может быть дальше будет не так каменно-круто , вспомнили навыки скалолазания и сходили на разведку. Выводы были не утешительными-лезть можно , но это уже выходило как за временные рамки , так и за рамки здравого смысла- решили объехать и попытаться с другой стороны. Тропа вывела сначала на тур стоянку Эчки-Даг , где мы остановились возле информационной беседки и еще до повторной попытки все таки добраться до «Уха», насладились открывшимися красотами на море, с Лисьей бухтой и ринулись вверх .Впрочем вторая попытка тоже успехом не увенчалась , на этот раз нас еще на подступах к каменной гряде, остановил самый обычный сыпун…и слабый уровень мастерства , с отсутствием силы воли. Ненавидя сами себя за неимение вышеперечисленных качеств, «соблазненные» ласковым морем на горизонте , с практически непреодолимым желанием наконец то «чего ни будь куснуть», мы двинули на спуск. И вот оно море, людей не много, хотя среди ограниченного контингента, то там то тут, выделялись нудисты, но мы жаждали привала и на все эти морские составляющие, внимания не обращали. Проехав немного по прибрежной полосе, чтобы «отойти от нашего трека , добрались до местности под названием Шакалка, где уже на привале настроили компас на обратный путь. Сходу рванули резко вверх , через овраг Чалка и проехав около горы Чукур-Кая, снова спустились в «не объезжаемую» Щебетовку. Теперь уже по правой ее стороне, держим направление к горе Куш-Кая,зацепив краем местность под названием Разоренный Отуз.Обойдя гору Кабак-Таш, через два памятника партизанам, стали рядом с руслом реки Бокаташская и по ней доехали почти до Старого Крыма. Чтобы не заезжать в сам город , пошли уже по руслу реки Чурук –Су, пересекли соединение с рекой Старокрымской,так доехали до истока ,в районе трассы на Белогорск. Переехали трассу , добрались до старого кордона в Агармышском лесу и не доезжая до горы Шпиль ,ушли правее к реке Сухой Индол, в направлении с. Холодовка. Пройдя по руслу Индола, взяли левее и так доехали до Грушевого, тем самым замкнув круг в 47км. Уже позже посмотрев видео подъема пеших туристов на «Ухо Земли», немного успокоились , так как даже пешком ,люди лезут туда с некоторыми сложностями. Ну и в подтверждении призыва «Берегите Крым , он у нас один!» и в качестве илюстрации реального "уха земли", фото оного
Как то давно, проезжая по трассе из Симферополя , в районе Белогорска , заметил вдали надпись- «Тайган –парк львов» и еще тогда захотелось полюбопытствовать, какого же размера эти буквы и из чего сделаны . И вот в очередной поездке решил совместить любопытство с приятным досугом , тем более что прямо за этим зоопарком расположено Белогорское водохранилище , вдоль которого мы и планировали катнуть, в начальной стадии общего запланированного маршрута. Первым делом подъехали вплотную к буквам, оценили их как снаружи ,так и с изнанки – серьезно люди заморочились , дабы надпись была видна издалека. Хотели оставить доставщиков где то в районе зоопарка, но мы же все таки на внедорожнике, поэтому сначала спустились в чашу водохранилища , а потом уже по сильно пересеченной местности «дотряслись» к полигону. Здесь тоже не нашли подходящего места для парковки и двинули дальше . Где то по дороге, местами обрезая острые углы, ныряя вниз и «рвя сердце» вверх , в то же время находясь в поиске места «начала эндуро регаты» , вырвались к поселку Карасевка и «успокоились» только на живописном берегу ,реки Биюк-Карасу. Не мешкая и так времени много потеряли на предыдущем отрезке пути, сразу же отправились по запланированному маршруту. Мы уже катали в этих местах ранее , «куролесили» на джипах, но вот отрезок вдоль реки Биюк-Карасу, которая впадает в Белогорское водохранилище как то выпали из списка обязательных посещений. На самом деле река , как для Крыма и нынешнего сезона , достаточно полноводная и что интересно ,начинается буквально в паре км от вливания в водохранилище. Место образования реки огорожено забором и охраняется как заповедное , поэтому нам пришлось его объезжать . Дальше , ввиду отсутствия альтернативы , шли по обычным грунтовым дорогам, одна из которых довела нас до пещеры Донгуз-Хоба, находящейся вдоль очередной реки-ручья Молбай-Узень. Все эти промежуточные пункты описываются мной исключительно для понимания местности , через которую мы проходили к основной цели- по ущелью подняться на Караби. Тем не менее мы конечно же рассчитывали «нарваться» на что нибудь интересное и в этом промежутке нам повезло. Белым и продолговатым пятном на карте, привлекла гора Кабарда , туда мы и ринулись любопытства ради. Дополнительным стимулом посетить местность , стало полное отсутствие каких бы то ни было подходов и тропинок, что в свою очередь заставило их искать. Когда продирались сквозь лесную чащу , поднимаясь постепенно в гору, увидели вдали проблески света ! Стало понятно, что дальше «земли нет» , а ступив на каменный утёс , теперь уже с высоты птичьего полёта, всецело сумели оценить масштаб горного массива. Мы оказались на «залысине» , с которой открывается вид как на ущелье уходящее в долину , так и скальное плато Караби , нависающее над морем. Если на навигаторе Кабарда выглядит как полоска открытой местности , то в реальности это заросший лесом , каменный обрыв с одной стороны и покатый и так же заросший склон , с другой . Пришлось сильно маневрировать , что бы «удержаться» на гребне и в то же время не сместиться с выбранного направления. Но наше усердие окупилось сторицей , местность действительно красивая и сделанные фото это подтверждают. «Неожиданно» в разломе скал появляется дорога и нам только остаётся свернуть на неё и двинуть в сторону родника «Колодец», который был следующим местом отмеченным в навигаторе . Начались хорошо маркированные пешеходные маршруты , поэтому вариантов уйти в сторону , стало гораздо меньше. Сначала стали на 174 маршрут , в направлении т/с Бойсу, пересекли реку Бай-Су и дошли до местности Шайтан Капу , где уже вдоль реки Тонас, добрались до пересечения с рекой Кок-Асан-Узень и вписались в 175 й маршрут. Это был самый « трудозатратный» отрезок всего нашего пути и даже с учетом того, что мы по нему ранее спускались , а позже поднимались , то есть имели представление что да как , помогло нам это мало. Если в прошлых поездках мы возмущались почему же никто не собирает валежник , а поваленных деревьев здесь и тогда было в избытке , в этот раз, к деревьям добавились размоины ...и ещё деревья. Больше того сама тропа , невзирая на маркировку , стала по малу исчезать , приходилось буквально ехать «на ощупь». Так в трудах и поисках, петляя все по той же реке Тонас, 175 й маршрут соединился с рекой Танасу , которая в свою очередь ,вывела нас к пещере Церковь. Тут открылся простор , а вместе с ним усилился ветер , начал моросить дождик , а градус тепла устремился в некомфортную зону.Тем не менее мы въехали в Ворота Крыма , залезли на верхушку горы Хаплу-Зия-Каясы , что уже расположена на массиве Караби. Здесь мы сделали привал , попутно сняв несколько видов , в том числе потешных и поставив навигатор на с. Пчелиное , отправились замыкать кольцо общего трека. Прибор «не обращая внимания» на дороги, сначала по тропам вывел на озеро Когей, которое наполняет река Наргозын-Джилгасы, после которых мы уперлись в тропу 168 маршрута . Удержаться на этом направлении было сложно, так как кроме прерывистой полосы на DPS ,ну и возможно еще наличествующих следов жизнедеятельности крупного рогатого скота, идущего здесь же, ориентироваться было не по чем. Поэтому несколько раз «промазали» , залезли в дебри, потом героически от туда выбирались , но по итогу, все таки спустились к пещере Кара-Мурза и уже по 172 маршруту торжественно въехали в с. Пчелиное. Пронизав этот достаточно известный населенный пункт , особенно в среде любителей внедорожных путешествий , взобрались на верх горы , к установленному на верхушке православному кресту. С этого места Пчелиное было видно «как на ладони» , к тому же отсюда , как выяснилось, можно получить не только эстетическое наслаждение от окружающих красот , но и увидеть «пути-дорожки» , «спрятанные» в разных местах. Мы выбрали одну из них, ведущую , по крайней мере на первый взгляд, в нужном нам направлении и спустились к ней в ущелье. Тропа оказалась «пешеходно-коровьей» , с типичным для этих животных принципом прокладки , где кусты «проломлены» ровно по размеру крупа коровы. Для мотоциклиста это значит , что все ветки и кусты придется принимать как по высоте , так и по ширине. После продолжительной борьбы с растительностью , увидев каменный склон вверх , пришлось сместиться с «туннеля» и рвануть на верхушку горы, под названием Рбек-Баши. Дальше уже «по стрелке» , благо местность позволила , добрались к окрестностям с. Карасевка, точнее к месту расположения вновь посаженных фруктовых садов , кстати окопанных глубокими траншеями и огороженных сеточным забором. Пришлось преодолевать сельские «фортификационные» сооружения , «не захвата для, а проезда ради», просто других вариантов добраться до реки ,с этой стороны не было. Вот так и спустились к водоему в Карасевке , на место стоянки наших доставщиков, тем самым замкнув круг в 68 км. Ну и в заключении ,очередной раз напоминаю: «Берегите Крым ,он у нас один!»