Чтобы начать эндуро поездку , лучше довезти мотоцикл непосредственно до места старта, на вспомогательном транспорте, типа буса или как у нас универсального прицепа .Это касается как «розетки» , так и «бензоколонки» без исключения, потому что предназначение обоих бездорожье. Мы уже экспериментальным путем вычислили , что для перевозки КТМов, места в нашем Унике хватает максимум на 3 единицы , а вот для электротранспорта пространства оказалось гораздо больше, на целых 6 единиц . Больше того Сурроны безвредны, не имеют токсичных жидкостей , в любом пространственном положении с них ничего не течет и при этом 6 шт весят меньше чем 3 КТМа. По большому счету «розетку» можно засунуть лежа и в багажник среднего седана (сняв переднее колесо) , можно даже поставить стоя на крышу (как велосипед) , ни запаха , ни масла с бензином не будет. Компактность, малый вес и отсутствие технических жидкостей (вилка и аморт не в счет ,они герметичны) ,снова выводят «электричку» в лидеры нашего сравнения 4-3.
Что касается идеальных условий для катания на БАЗОВОМ Суроне , то мое мнение , основанное на первичном опыте его эксплуатации, без пока погружения в усовершенствования и доработки, следующее: Покрытие значения не имеет , подъем лучше не сыпучий и не затяжной , потому что быстро разряжает батарею в спорт режиме -лучше если идёт чередование препятствий. Вес райдера чем меньше , тем лучше , идеально ниже 70кг. Это критерий важен если планируются серьёзная пересеченка, когда нужны холодные тормоза , максимальное ускорение и длительный заряд батареи. Рост райдера в идеале не больше 1.75м , так как удобно ехать в стойке и смещаться по сидению на спуске. «Топтать» в режиме «ручка газа до отказа» ,в спорт режиме , это просто усадить стандартный аккумулятор, за очень короткое время, крупному тяжеловесу хватит часа. Грязь, снег и водные преграды не сказать что препятствия, просто лучше что бы их по маршруту было ,как можно меньше. Не известно, как поведет себя электрооборудование в воде , а по грязи ехать не комфортно, ввиду отсутствия защит и малой площади крыльев на колесах. Падать тоже лучше не стоит, потому что дорого,а все органы управления расположены на руле и любая поломка ручек, или электронного газа , обездвижит аппарат. Так что именно эти критерии ограничивают возможности экологической «розетки» и дают преимущества огненной «вонючке»- «бензоколонке», которой антропометрические данные райдера не сильно важны. Таким образом, по универсальности и неприхотливости к росту, весу и покрытию, «бензоколонка» выравнивает счет 4-4.
Неожиданное наблюдение, после небольшого тестирования выявило , что ребенку гораздо комфортнее (хоть и в качестве пассажира) кататься на «розетке» , чем на «бензоколонке»! Пробовали на КТМе , спокойно, без рывков и ускорений , так же прокатили на Сурроне – электрический оказался предпочтительнее. На вопрос почему? Был такой ответ: « не рычит и не дрожит». Так неожиданно отзыв малыша добавил бонус «розетке» и выдвинул ее вперед ,прибавив один балл-5-4.
На недавней поездке, где мы испытывали инструкторский Суррон после модернизации, проявилась ещё одна отличительная черта розетки от бензоколонки. Получилось так , что нам пришлось прорываться сквозь дебри зарослей деревьев и кустарника , где КТМ по обыкновению путался в ветках, цепляясь выступающими частями . А вот Суррон проходил эти препятствия гораздо проще , ввиду меньшего размера в целом и отсутствия торчащих конструктивных элементов, в частности. Где «бензоколонка» буквально нанизывалась радиаторами , щитками-воздухозаборниками, цеплялась лапками тормоза и переключения скоростей , с обоих сторон , «розетка» не имея этих деталей, проходила свободно. Казалось бы мелочь , а разница в преодолении существенная , что собственно и добавляет один балл , в нашем сравнении электромотоциклу 6-4.
На недавнем испытании Сурронов в песках Бакальской косы, получилось сравнить их возможности прохождения с ездой на КТМах годовалой давности. Узкие колёса и отсутствие разгона , даже в режиме «Спорт» , не давало электромотоциклу выйти «в глиссирование» и набрать ход. Постоянный букс и закапывание , «лечилось» только ручным проталкиванием вязкого участка и запрыгиванием на ходу. Тем не менее «электричка» всеми своими небольшими электро силами , пыталась вырваться из песочного плена и в итоге ей это удалось, что лично у меня вызвало уважение к технике. КТМы же идут по песку как «шагающий экскаватор» , треть высоты колёс крутятся в песке при этом есть возможность регулировать как мощность , так и обороты, Сурроны же идут менее погружённые в песок, медленней и практически на полной ручке газа. Так что если учесть эффективность прохождения и время потраченное на общее расстояние , то конечно эндуро КТМы «впереди планеты всей». А вот если учесть спокойный темп , тишину, экологичность и отсутствие раздражения в для окружающих людей, то тут уже «электричка» заберёт пальму первенства. Но мы в этом сравнении учитываем только возможность езды по песку и по этому показателю КТМ берет свой балл без вариантов: 6-5.
На недавнем дне рождения Экомото, в качестве выставочных экземпляров , рядом с шоурумом , были выставлены оба представителя нашего спора-«электричка» Суррон 2021 года выпуска и «бензоколонка» КТМ 300 2022года выпуска. Такая себе инсталляция будущего и прошлого, но выпускающегося и пользующегося популярностью транспорта. Наши гости активно фотографировались на фоне нынешних «спорщиков» , хотя каждый для себя уже определил фаворита и сказать что электро представитель оказался предпочтительнее, нельзя. Будем считать что в данном случае у нас произошла ничья, так что счет не изменился 6-5 в пользу «электрички». Чуть позже было продолжение…в неком видео сравнении, но об этом будет уже следующий пост.
Так получилось, что мы испытали Джипа Виннету с мотохвостом , на котором поочередно водрузили сначала пару Сурронов, а позже пару КТМов. По сути для каждой пары были сделаны специальные «лыжи» , которые крепятся на мотохвост , но отличия как по конструктиву , так и по общему весу проявились существенные. Если Сурроны весят вместе с лыжами 115 кг, то КТМы со своими лыжами уже 234кг. Так же если КТМы «торчат» за границы Джипа на 14см с каждой стороны, то Сурроны «спрятались» целиком. Для КТМов были сделаны специальные крепления, «перекатка» для второго, чтоб руль проходил, а вот с Сурронами все гораздо проще –оба крепятся на одной траверсе. Два КТМа все таки чуток просаживают Джипа, приходится поддувать задние , воздушные баллоны , Сурроны же абсолютно не заметны и не требуют каких то дополнительных манипуляций. К тому же именно с Сурронами «на хвосте», мы были художественно запечатлены на камеру фиксации превышения скорости , что тоже останется в памяти. Вот такая получилась разница в перевозке на мотохвосте, что добавляет очко «электричке», 7-5 в пользу Сурронов.
В насущный спор «розетки и бензоколонки» включился наш юный эндурист Глеб, в рамках своего проекта «Развитие экотранспорта в Крыму» и в нем «розетка» безоговорочно лидирует, особенно в свете экологичности и простоты эксплуатации. Мы конечно не будем присуждать «розетке бал за это, но «галочку» поставим.
Если не знать что перед нами один образец «розетка» (Шторм) , а другой «бензоколонка» (КТМ), то и отличить их будет трудно, по крайней мере по фото ниже. Немного больше о визуальном сравнении будет в разделах о КТМ 300 TPI и в теме о самом Сурроне Шторм.
Да , даже так! Действительно, за счет отсутствия нагревательных элементов, кататься на «электричке» летом, гораздо комфортнее чем на «бензоколонке». Больше того , ввиду отсутствия трат на достаточно дорогие расходники ДВС (масло сегодня стоит дороже чем коньяк) , кататься на электро технике истинное удовольствие. Так что балл «розетке»,общий счет становится 8-5 в ее пользу. В качестве представителя от «розетки», выступил Sur-Ron Storm.