Эта поездка можно сказать организовалась спонтанно и причиной тому стали ну оочень длинные майские выходные. Собрались в Чайковском ,группой из 8ми энтузиастов , а как известно чем больше участников –тем хаотичней сборы , медленнее темп поездки и как следствие короче общий маршрут. В этот раз события развивались по этому сценарию , только до первых препятствий,(подъемы чебуречки), дальше наши ряды начали редеть,(двое остались тренироваться) скорость увеличилась, маршрут удлинился , но до следующего участка «по направлению», который я предложил проехать ,в сторону Демерджи.
Получив второй заряд бодрости , петляя между деревьев , разбивая фары, скользя на хвое и в итоге поднявшись по тропе к Лысому Ивану , силы покинули большую часть нашего коллектива. Дальше , можно сказать по быстрому заскочили на Ивана, короткое фотоподтверждение и на спуск ,к туристическому перекрестку и сразу вверх по скале ,в направлении Северной Демерджи. Прошли массив по середине и стали на тропу , которая собственно и стала основополагающей в данной поездке, точнее даже изматывающе-определяющей . Тропа эта проложена вдоль каменного склона, такая себе петляющая между камнями и деревьями , разно уровневая полка. Основное неудобство тропы заключается в наличии нескольких отвесных мест , где есть вероятность уйти в обрыв. На таком участке, одного нашего коллегу постигла сия участь и он вместе с мотоциклом «отправился» в 20 метровый полет , по ходу выполняя невероятные акробатические трюки, попутно уклоняясь от встречи со 100 килограммовым железным конем. Этот «полет Гагарина наоборот» , произошел не только на наших глазах , (его видели несколько десятков пеших туристов, штурмующих ту же тропу ), произвел неизгладимое впечатление на всех присутствующих. Вытаскивали мотоцикл из ущелья всем честным народом , с помощью туристов и через некоторое время аппарат вернулся на тропу , хотя и на ее начало ,из чего следовало , что придется проходить злосчастное место еще раз. Как такое падение прошло без травм , до сих пор остается загадкой , но защиты свое дело сделали. Мотоцикл тоже получил не значительные повреждения , в основном приборов на руле и пластика , но после небольших технических манипуляций , смог продолжить маршрут. По сути, у всех участников поездки, после этого случая , резко появился страх высоты , поэтому оставшиеся мотоциклы тащили уже на руках ,страхуя друг друга. Выдохнули только когда выехали на верхушку и сразу же все легли на передышку- это был третий напряг, за эту поездку. Дальше решили ехать по проторенной дорожке , в сторону с. Генеральское, в кафе , где по традиции проходит походное застолье, с кофе и мороженным. Доехали быстро , разместились в беседке, немного расслабились и тут откуда ни возьмись …появился мотобат! Два таких важных представителя дорожного закона, на модных мотоциклах, со всеми полицейскими атрибутами ,вальяжно проследовали по улице, при этом так грозно окинув взором наши опертые на забор ,грязные аппараты. Естественно эта парочка внесла некоторую сумятицу в наши ряды и сразу стало понятным , что контактировать с ними у нас нет ни какого желания , поэтому пришлось прервать отдых и спешно вернуться в свою привычную среду-лес и горы.
Тут же поступило предложение закольцовывать маршрут , по другому пути, не пересекаясь со своим треком и попытка была осуществлена , правда не в полном составе. Два члена нашей команды потерялись по пути , но похоже проторенная дорожка для них была лучшим вариантом , на фоне неизвестности ,которая ждала остальных. Для соблюдения эндуро этикета созвонились , так двое пошли по нашему треку, а четверо , в числе которых оказался и я , отправились искать параллельный путь. Каменная эндуро тропа, на которую мы стали , идет вдоль водопровода , упирается в дорогу, потом снова превращается в тропу и так мы выскочили к Демерджи. На Коровью тропу народ не согласился, устали сильно, поэтому по долине, через поляну МАН , поднялись к подножью Лысого Ивана, а там по очередной тропочке отправились к месту старта. Не найдя пути параллельно ялтинской трассы , выскочили куском на нее и тут один наш коллега нажав на гашетку, «исчезает за горизонтом» и …нас осталось трое. Снова ныряем в лесную чащу, ну не ехать же по асфальту !
Немного попетляв , нашли новые и интересные места , в очередной раз удивившись почему вдоль ялтинской трассы нет параллельных грунтовых дорог и даже направлений , только куски, но и их нам хватило ,чтобы вернуться к дому Димы. На этом увлекательное путешествие , с элементами классического эндуро , подошло к своему логическому заключению. На месте собрались все , кроме двух первых, оставшихся на чеберечке тренироваться , но чуть позже и они вернулись «в родные пенаты. Вот на этом, уже точно все закончилось, к огромной радости большинства участников «регаты». Спасибо всем за компанию, «звыняйте» если чуток завел не туда ,куда всем «хотелось и моглось», зато в памяти (в том числе мышечной) у всех эта поездка останется на долго.
И снова мы на маршруте! Крайний раз (выходной) мы тренировались со средним сыном, а вот следующий уикенд , организовалась очередная ,коллективная поездочка. Можно сказать я «прикипел» к постоянно меняющимся участникам группы «Кудыкинцев-Сусанинцев» , а к сумбуру организации поездки , долгой подготовке перед стартом и ремонты по ходу, я просто начал привыкать. Стабильно только место сбора и гостеприимство хозяина подворья- Кузьмича , со всем остальным я бы предугадывать не стал. Это касается не только сборов, но и количества участников, маршрута , направления , да и времени возврата к месту старта. Новизна подхода к поездкам …хотя что тут нового, чем больше участников ,тем меньше ,дольше и короче общий маршрут. Вот так , коллективом из восьми участников, 4мя КТМами, 2мя Ямахами, одним ГАЗ-ГАЗом и одним ГРом, мы отправились в неизвестность. Всегда трудно описывать поездку в нашем «дежурном» регионе, а все потому что дорог тут не меряно, по большинству из них мы ездили ранее, но всегда бывают исключения и эта поездка тому яркое подтверждение. Итак , по традиции старт из Чайковского , с дома «Кузьмича», по уже реально проторенным дорожкам домчали до Ресторана Короед, где затянувшийся ремонт одного нашего мотоэкземпляра, привел к тому , что мы встречали и провожали и снова встречали и снова провожали ,подъезжающих а через время убывающих ,в ту же неизвестность ,коллег по увлечению. Среди них были и «триста китайцев» , потом подъехали еще и еще, несколько таких же …неожиданно пришло понимание как китайцы оккупируют наши леса и горы. Ремонт завершился , мы наконец то сдвинулись с места и отправились на гору Заману, хорошо хоть нас никто не провожал. На выходе из леса , в попытке срезать угол , находим интересный подъемчик и …немного там задерживаемся. По ходу езды, проходили «гоны самцов», где вместо езды за ведущим, начинаются обгоны, догонялки, подрезы и прочие действия, свойственные молодым эндуристам. Так , по краю обрыва , объехав исток Бурульчи , пересекаем 145 тур маршрут, краем цепляем Долгоруковское плато, берем курс на гору Дедов курень, а позже и памятник партизанам с тем же названием. Естественно колона растягивается и пока «ждутся» замыкающие, во время остановок, идет бурное обсуждение крутости и мастерства преодоления недавних препятствий, в деталях и со свойственной эндуристам эмоциональностью. А «на дворе» уже жаркая пора и все кто едет за ведущим, получают соответствующую порцию пыли, пропорционально своему месту, в так называемой колонне. При этом ,последние получают реальную пыльную бурю , и уже их эмоциональность связана … с критикой идущих впереди, за то, что они «валят и пылят». Для хоть частичного облегчения от пылевой завесы, ведущий нашего «обоза» , включает свой интуитивный навигатор ( у местных жителей такой часто бывает) и уже по направлению , где мы шли просто по лесу , сначала через гору Арочную , краем по плато, а позже став на лесную тропу , «приводит» всех нас , к соединению Бурульчи и Малой Бурульчи. Это место мы проходили раньше не раз, поэтому переехав через реку , рванули сразу вверх , параллельно 156 тур маршруту ,где уже разделились на две группы. Первая направилась по нижней тропе к озеру , вторая по верхней, к Голубиному Гроту(когда то мы уже были здесь). Ближе непосредственно к итоговому объекту, половина уже второй группы, в которой был и я , снова разделилась на два , первая часть спустилась вниз, а три энтузиаста отправились покорять тропу к гроту. Два отрезка подъемов, пару полок и столько же поворотов на 90 градусов и наша «тройка» буквально ворвалась в Голубиный , пока внизу за нашим «подвигом» наблюдали коллеги. Потом с разных сторон ущелья, мы поднялись на яйлу Орта Сырт , встретились возле горы Самолетная , в районе памятника пограничнику Богомолову и по дороге уже вместе доехали до 167 тур маршрута. По нему прошли памятник Сергею Куценко , водопой Левый и по руслу реки Су -Ат добрались к роднику Бочка. Тут же поступает «дежурное» предложение отправиться в Генеральское «попить кофе» и естественно все соглашаются с такой прекрасной перспективой. Теперь уже по 163 тур маршруту, держим курс на Генеральское , у тур стоянки Ай-Алексий , становимся на 166 , уже через кордон Грушевый , пересекаем реку Орта-Узень и торжественно въезжаем в село Генеральское. В кафе, расположенном в центре поселка , всегда рады эндуро гостям , поэтому мы по традиции расставив мотоциклы вдоль забора заведения , с удовольствием расположились за «нашим», дубовым столом, со стаканчиками ароматного кофе и мороженным. Поступает неожиданное предложение «найти забытую тропу» , в этом районе , что приводит в восторг одну часть группы и в уныние другую, но ввиду большинства голосов «задорных» , унылым пришлось согласиться на эту авантюру. Так мы отправились в направлении водопада Джур-Джур , по «проторенной и безальтернативной» дороге доставки туристов ,«оккупированной» местными УАЗами. Не доезжая до самого водопада уходим правее, через Заячью поляну, становимся на 147 маршрут и по мало хоженому маршруту, «лупим» вверх, немного вдоль реки Партизанка , снова возвращаемся к Дедову Куреню. Описывать все «страсти» преодоления появляющихся на пути препятствий, дело не благодарное , но был отрезок ,где заехали не туда, потом пробили крышку о камень, падали на бревнах и на спусках , в общем …немного подустали. Вечерело.. хорошо хоть рельеф немного выровнялся , так мы проехали урочище Озеро, памятник Клаве Юрьевой, родник Эски – Джерек 5 и уже по 142 маршруту , вдоль Малинового ручья , доехали до развилки , где ушли на 139 маршрут , по которому и вернулись на место старта в Чайковском. Что написать в заключении…при всех «приколах и негараздах», проехали все , сколько стартовало-столько и финишировало , так что не знаю как кому , а мне понравилось. Часть маршрута была новой, срезки и движение по направлению , тоже вдохновили. Если так пойдет дальше , появится желание выехать «за круг в 50км» и я бы от такой перспективы тоже не отказался. Всем спасибо за компанию и за прекрасно проведенное время.
Прошлые выходные прошли в «коктебельских краях» , где наш Экомото принимал участие в фестивале Крым 2021, соответственно мы пропустили один турэндуро день, в рамках наших еженедельных путешествий по Крыму. Эта же поездка , как впрочем и несколько последних «не целевых» , тех которые не предполагают конкретной финишной цели, была сверстана с учетом дня рождения одного из участников «мотобанды»... и дождливой погоды. Данные критерии , в свою очередь, внесли коррективы не только в длительность поездки, но и в состав тех, кто собирался катнуть в «рисковую» погоду. Кто то посчитал что будет грязно и мокро, кто то, что будет мало людей…алкоголя, удовольствий, общения , у кого то не осталось сил после прошлой поездки , одним словом собрались самые выносливые и озорные , среди которых оказались и мы с Денисом. Наконец то сынок сделал паузу в эко-поездках и вернулся к нам, «старообрядцам-двсникам», что конечно усилило наш коллектив , попутно добавив потенциальный уровень сложности предстоящего маршрута. К тому же появился новый «провокатор и поводырь» знающий «интересные места» , а то мне одному бороться с пагубными привычками и желанием ехать по проторенным дорожкам «кудыкинцев», становилось все труднее. По сути со старта от дома именинника , в направлении Долгоруковского плато , мы с Денисом, по примеру «греческого» теста , ведя «свадьбу» по полям ,напрямую , увидели реальные возможности всех «участников регаты» и оказалось что все без исключения «рвались в бой» . Даже скользкие трубы военного водовода в десяток «ниток», не смогли остановить желание команды прохватить в максимальном количестве и… четыре раза , пройти трубопровод на одном дыхании. Так через ромашковые поля , объехав Денисовку , пронизав Ивановку , уже на озере ,сделали первую остановку, где и встретились с ожидавшими там «перевальнинцами». Озеро находится в таком себе ущелье, справа-слева от него видны тропы на верх , в качестве тренировки, часть из нашей команды, «штурмануло» эти подъемы и после недолгого совещания , уже «большой и дружной» командой отправились через лес, на Долгоруковское плато. Накрапывал небольшой дождик, а если учитывать что весь день и большую часть ночи перед поездкой лил дождь , то не мудрено, почему некоторые потенциальные участники данной поездки, от нее отказались. Лес, на удивление, впитал влагу и ехали мы по очень даже не плохому «держаку», что действительно радовало. Только мокрые бревна , лежащие поперек нашего пути , иногда напоминали о не совсем благоприятных условиях , зато буйство красок в лесу «кричало» о том, что приближается лето и всякая погода благодать. По ходу прошли по руслу ручья , а чуть погодя , из тенистого леса буквально вырвались на открытую местность «Долгоруковки». Пока брали штурмом эндуро препятствия, «отряд не заметил потери бойцов», выяснилось что от стаи отбились три участника. Поиски «по горячему» результатов не принесли , но углубившись назад в лес, «потеряшки» были найдены, так все снова были в полном составе. Быстро определили что надо ехать дальше, в направлении не без известного поселка Соловьевка, куда мы «всей свадьбой» и направились. Где то по сокращенке, где то по дорогам , но в итоге выскочили рядом с озером ,уже за селом , не далеко от лесхоза. Лесная дорога вывела нас на живописную , оборудованную всем необходимым для отдыха ,поляну, с которой ,уже по тропе ,мы двинули вдоль русла речки Бештерек. Мы с Денисом уже неоднократно проходили этот маршрут, тем более что он чем то похож на «чебуречный» , а вот для остальных бойцов нашего отряда, тропа стала новинкой. В одном из мест , мы не удержались и сделали фото «в лопухах», где спрятались в их гуще, подняв над собой только шлемы. Лес из дремучего постепенно превращался в светлый, выглянуло солнышко , стало веселее. Сразу же находим эндуро атракционы, сначала пару интересных подъемов, на которых чуть полежали , потом у одного из участников закипает КТМ, пропадает сцепление и мы всем отрядом тянули мотоцикл в гору, аки «бурлаки на Волге». Ввиду наличия "раненого бойца", сложность следующего отрезка маршрута ,была сведена к минимуму , как и его продолжительность, так мы выехали прямо к партизанскому аэродрому и памятнику. Уже на открытой местности появилась ощущение какой то недосказанности , да и время сборов по поводу дня рождения еще не пришло, решили в заключении катнуть к каменным грибам . Оказывается кроме всем известных «грибов» в Сотере , эти природные скульптуры есть и в нашем районе, туда мы и ринулись. Найти их в лесном массиве оказалось не так уж и просто , но мы проявили настойчивость и уже через короткое время, отряд позировал напротив этих каменных изваяний. Можно было бы сказать , что на этом активная часть нашего прохвата подошла к своему заключению , но итоговый отрезок до Строгановки ,внес некоторое разнообразие. Спустились по ущелью через с.Дружное, двинули напрямую, сначала скакали по крупной пахоте, потом летели как угорелые по дорогам , прошли по краю Кеслерского леса и по тропе, буквально ворвались к дому именинника. Дальше все по праздничному сценарию-«шашлык-машлык», алкогольное возлияние с чревоугодием и все это с тостами, рассказами, историями, одним словом весело и задорно. Вот так прошел этот эндуро-именинный день, всем спасибо за компанию ,Саня еще раз прими поздравления , ну и до новых встреч в «эндуро эфире».
...Или спонтанный прохват, «на одном дыхании». Не часто удается освободится от дел насущных, в пользу хобби и удовольствия, да еще и в середине недели , но как говориться: «мы сами решаем что и когда делать» ,поэтому и решили рвануть без тени смущения. Конечно , в таких случаях , обязательно появляются «провокаторы», таковыми стали «отдыхающие москвичи», которым в свое время Денис пообещал катнуть по крымским просторам. Ребята притащили из столицы прицеп с мотоциклами , все с той же с целью исследования хардовых мест нашего полуострова. Надо сказать , что «стучаться в эндуро чаты» парни стали сразу по приезду на ЮБК , в надежде заполнить дни своего отдыха, внедорожными покатушками и у них это получилось. В Крыму , как известно,с этим делом вообще широкий выбор, не чита нашей попытке катнуть в Геленджике и «московский дуэт» , естественно воспользовался ,сначала услугами платных гидов в Бахчисарае, ну а потом приехали к нам. Встретились на базе, «оделись-обулись» , сели на «коней» и двинули по нашему тренировочному маршруту(по нему мы вели Суррон Шторм), через полигон «Неваляшку», в направлении балки Тубай. По ходу движения стало понятным что парни не новички, едут достойно, поэтому после обзорной экскурсии внедорожной, трассы в балке Тубай , отправились к Долгоруковской яйле, через Трудовое. Проехав под Тавридой , недалеко от озера, Денис пробивает переднее колесо на своем мотоцикле и пока везли камеру , мы заполнили паузу, тренировкой напротив новой ТЭЦ , где ребята брали подъемы и с удовольствием «триалили» на камнях. Полным составом собрались уже возле озера за Ивановкой, здесь же мы делали привал в прошлой поездке. Дальше по горам перевалили к дороге в урочище Бораган и по руслу небольшой речушки , ринулись вверх. Мы прошли маршрут прошлой поездки,но тогда мы свернули из реки на плато, в этот же раз ,решили идти до зарождения этой водной артерии. Заморосил дождь и это с учетом того, что хороший ливень прошел буквально за пару часов до нашего появления в этих местах , все было скользкое, а стало «гололед». Бревна поперек, уступы, водопадики , перед которыми образовались глубокие ванны, камни и текущая вода , это был не полный список «радостей эндуриста» на неизвестном маршруте. Тем не менее все шли хорошо, можно сказать бодро, как впрочем и валялись тоже добротно, по крайней мере воды и грязи ,хлебнули в достатке. На этом отрезке в пару-тройку километров, пришлось задействовать все навыки, прыгать и срываться с места, балансировать и сопротивляться скольжению, в том числе на бревнах. В итоге добрались до истока и выдохнули с облегчением , новый хардовый отрезок ,особенно по мокрой погоде, теперь можно и внести в список тяжелых маршрутов Крыма(хотя все относительно). Выскочив на открытую местность, можно сказать из сырой тьмы , на солнечный простор и выяснив , что бензина у наших московских коллег, осталось только чтоб доехать, двинули домой. Обратный путь мы прошли через реку Бештерек , краем зацепили Соловьевку и уже по полям , вдоль Тавриды , доскакали обратно на базу. Добротный получился маршрут, мастеровые коллеги, хороший темп и плотность поездки,действительно -«на одном дыхании».
Ввиду неоднократного прохождения данного маршрута , в этот раз будет только констатация пройденного пути. Уже по «многоразовой» традиции старт от дома Кузьмича в с. Чайковское. Обьехав войсковую часть, спустились вниз , по тропе , пересекли Партизанскую улицу, сразу за ней Малиновый ручей и углубились в лес. Стали на 139 туристический маршрут, на развилке со 140 м , съехали на 142й и по нему добрались до ресторана Короед. От него вниз по дороге , пересекли 135 маршрут и вдоль реки Курлюк-Су , доехали до родника Мокрый грот, где начинаются «чебуречные подъемы». Здесь встретились с известной мотогруппой «триста китайцев», оккупировавшей эти места , потренировались во взятии влажных подъёмов и уже через родник Юки-Тепе и чуть дальше Ханделин-Кешмеси, поднялись на Таушан. Дальше прошли Северное Демерджи, по 134-137 маршруту, мимо Холодного озера и Верхней Джурлы, мимо кошары , стали на тропу идущую вниз , параллельно реке Едыфлер. Это было редкое отступление от проторенных дорожек, но мы с Денисом форсировали эту ,на самом деле не легкую тропу и вверх по полкам и уже позже вниз и было это два года назад. Проехали горы Алана, Малбанын-Хыры , уперлись в трассу и чтобы не ехать по ней , двинули вдоль по лесу. Ниже пересекли трассу и по тропе , идущей вдоль электролинии , спустились к морю , правее Сатеры ( этот отрезок тоже был в новинку для «кудыкинцев», мы же его проходили ранее). Мотоциклы оставили в лесу ,на возвышенности, а сами расположились на береговой линии, вдоль идущего прямо по берегу водовода. Перекус, купание и в обратный путь , так как это была разворотная точка общего маршрута. Кусок пришлось ехать по бетонке, снова пересекаем трассу 35К005 и уже по своему треку возвращаемся до развилки , где перед горой уходим правее, в направлении Генеральского ( этот поселок уже стал постоянным местом пристанища). Пересекаем реку Джурла и по лесной , живописной тропе, через родник Ай-Лия, переезжаем ручей Ксыр-Пата, едем до развилки , где дорога уходит правее , а тропа по срезке левее. Тропа ведет вдоль водовода и как я не стараюсь, «кудыкинцы» ехать по ней не хотят, считая ее сложной. В этом месте мы делимся , основная группа пошла по дороге в Генеральское , я же двинул по тропе , через трубу водовода и выскочил у родника Ай-Андрит , проехал чуть выше к часовне Святой Анастасии Узорешительницы и взяв правее , выскочил на прямое направление вверх, аж до плато. Проехал верхушку горы Диплис, рядом с горой Босна , краем зацепил 137 маршрут, с которого ушёл правее на Бурун-Хош и в итоге спустился в Курлюк -Баш. В заключении, вдоль реки Курлюк -Су, мимо Заманы, стал на 141 тур маршрут и по нему доехал до ресторана Короед, от которого по тропам ,вернулся на место старта.Где то через час, основная группа "потеряшек" доковыляла сюда же. На этом, неоднократно пройденный маршрут , с небольшими ответвлениями ,подошел к своему логическому заключению.
Возможно впервые я немного отойду от устоявшегося формата своего повествования и не буду детально прописывать контрольные пункты маршрута и на то есть веская причина. Эта поездка , без преувеличения была одной из самых тяжелых и экстремальных за весь период нашего экстрим тур эндуро. Конечно весомую лепту в сложность прохождения выбранного маршрута внесла погода , проливные дожди буквально накрывшие полуостров, не только насытили влагой почву , но и послужили введением чрезвычайного положения, в Керчи и Ялте. Вода в этих городах, сносила постройки и переворачивала авто , такого даже старожилы не помнят. Когда стихия пошла на убыль и мы планируя поездку, все таки решили обратиться к списку тяжелых маршрутов,где взяли за основу наш трек 2018 года. Тогда было сухо , но этому нюансу, значение мы не придали , как оказалось впоследствии ,очень зря. По опыту , зная быстровысыхаемость крымского ландшафта , дождь накануне, никогда не останавливал наш порыв и этот случай не стал исключением , но мы не учли одного-в этот раз дождь лил целую неделю. Итак выходной , влажная и прохладная погода и это при том, что ярко светило солнце , мы в предвкушении насыщенной поездки , бодро везём на Крепыше, ретивых коней, к месту старта. По такому случаю Денис даже отложил свои «электро дела» , а его Сикс начал вспоминать ,что такое эндуро просторы Крыма . К нам в компашку ,неожиданно , практически в последний момент , заявился давний коллега -Саня «Без двух два» и уже в таком составе, мы решили «сообразить эндуро на троих». Встретились в с.Привольном ,это такое странное поселение , состоящее из пяти домов , входящее в Добровский совет и как бы расположенное вдоль Ялтинской трассы. Похоже в этот населенный пункт, входят все кафешки вдоль трассы , напротив одной из них, мы и «кинули якорь» наших доставщиков. Причина проста , это было самое ближайшее место , если ехать по прямой до Тырке, куда нам собственно и было нужно. Ворвавшись в лес , поставили стрелку компаса в выбранном направлении и практически сразу столкнулись с некоторыми трудностями. Местный ландшафт, не сильно располагал к беспрепятственному передвижению , а пересеченная местность «заставила» включить весь наработанный за годы потенциал. Сразу пришло понимание на сколько было сыро, но это был только небольшой сигнальчик , паровозный гудок нас ждал впереди. Эндуро зарядка прошла на достаточно высоком уровне , сырые брёвна в подъёме , ещё тот тренажёр, наш двухметровый друг Саня, пару раз был на грани вернуться , но что то его остановило. По ходу покорения, мы провели ремонтные работы КТМа Дениса -вернули к жизни , неожиданно отказавшийся крутить стартер и немного передохнувшие ,ринулись дальше ,на Заману. Полевой отрезок пути притупил недавний напряг , тем более погодка благоволила , вокруг все цвело и пахло , поэтому мы ехали дыша полной грудью, что позитивно сказалось на настроении. Вот на горизонте замаячили каменные уступы Тырке , а где то там внизу , среди буйной растительности , «спрятался» водопад Джур-Джур , который и был нашей разворотной точкой ,запланированного маршрута. И было же до спуска несколько «сигналов», типа может не надо! Сначала исчезло сцепление на Сиксе- заменили прокладку (сделали из латки для камеры) под крышкой верхнего бачка. У Сани стал плохо заводиться его BSE, потеряли много времени на устранение и диагностику и только к 4 дня , всё-таки начали спуск. Напомню мы здесь уже были и знаем особенность этой тропы - если прошёл первые три поворота на спуске , назад уже дороги нет! Физически она есть, но подняться по ней будет очень затруднительно . Мы же сначала просто сунулись в седле , а после пары падений , по причине беспрерывного скольжения , сползали , держа мотоциклы на руках. Ну думаем, не так все и страшно ...но ровно до начала реального снижения высоты, по прямой , через корни, с наклоном в овраг. Упирались всеми точками , но это совсем не помогало . Протектор колёс забился сразу, оба тормоза стали бесполезными, сапоги превратились в лыжи, а пятая точка стала реальной «опорой и надеждой», во время спуска. Эффект очень похожий на спуск по снежному накату - любые действия , только увеличивают скорость. У нас стали заканчиваться силы , также была выпита вся вода из трёх поилок и только грохот ниспадающей воды , где то там внизу ,оставлял надежду , что обезвоживание нам не грозит. На трети пути , мы уже представляли из себя куски сплошной грязи , к тому же с изрядно покоцанными мотоциклами, а конца края этому спуску, все не было. Дальше все становилось хуже и хуже , с приближением к грохочущей реке Улу-Узень-Восточной, влажность увеличилась , теперь же тропа норовила «уронить» нас в бурлящий поток. На самом деле я никогда не видел в Крыму рек , в таком активном состоянии , ну возможно за исключением реки Чёрной . Чтобы было понятно насколько полноводной и активной была эта река , мы буквально орали , стоя рядом с друг другом, потому что шум от падающей воды, заглушал все вокруг. Это что то похожее на Кавказ, к тому же в местах, где раньше люди переходили реку , прыгая по камешкам, сегодня перетаскивают вещи по тросам , а сами переходят раздеваясь по пояс, когда такое было? В данном случае нам было легче , мы проходили воду без особых напрягов и несколько раз , повторяя направление тропы и перескакивая с одного берега на другой. Мокрые по пояс , зато освежившиеся и отмывшие грязь со всех мест соприкасания , мы прошли вдоль русла и уперлись в отвесный обрыв . Пешеходы имеют право выбора-скалолазным способом спуститься вниз , к самому водопаду Джур-Джур, или по достаточно крутой тропе , идти вверх , обходя его. У нас выбор был меньше , только вверх , но отшлифованная ногами, множества тех, кто выбрал обход , сырая и скользкая тропа, воспротивилась нашему механическому подъему. Здесь мы застряли ещё на пару часов , пытаясь покорить маршрут , разными способами , в том числе заезда галсами , по целине. Стемнело, а как известно из опыта поездок на внедорожниках, клуба Бомба: « Когда стемнеет - начинаются трудности!». У нас они и не кончались , так ещё и серьезно добавились. Если вверх мы как то , с общей помощью заползли , то спуск забрал все, что оставалось в хранилище сил и терпения. На веревках, в кромешной тьме , по одному, мы спускали мотоциклы со скалы. Лязг метала по камню , заглушал только шум недалеко грохочущего водопада, а слёзы радости, от того что мы взяли с собой эти веревки , смешивались с пОтом, заливающим глаза. Концовка вообще была чарующей , ввиду отсутствия каких либо ориентиров и понимания, где же эта коварная тропа, мы просто сунулись к реке , лёжа, вместе с мотоциклами, практически не сопротивляясь , ловя как своими телами , так и корпусами наших «коней» , все то ,что «летело» нам на встречу. Так мы и доскользили снова к реке и как кабаны на водопое, буквально сунули разгоряченные головы, в живительную влагу. Чтобы «скрасить» наш финальный спуск, мотоцикл Сани перестал заводиться , на нем сел акум, пока реанимировали , меняли акумы, свечи , время близилось к полуночи. А в это время открылась живописнейшая картина-на фоне яркой луны, бурлящие потоки, выглядели ещё завораживающе , так что наш заключительный рывок через реку, на другую сторону, проходил практически по «лунной дороге». По краю реки вышли на дорогу , по которой УАЗы возят туристов на водопад , по ней же и спустились в с. Генеральское . В общей сложности мы 5 км шли (ползли, скользили, сунулись, тащились на веревках) 8 часов , что на сегодня является нашим личным рекордом , до этой поездки самой длительной по времени и короткой по расстоянию , был маршрут по Арпатскому ущелью. На третье место переместился спуск с Чертовой лестницы, ранее занимавший, почетное второе , в нашем рейтинге. По объективным причинам сделать фото в полной тьме , да еще и во время тежелейших спусков, не получилось, но думаю все которые есть , «проявляют» наши покорения. Ну а нам надо ещё добраться до машины , поэтому не мудрствуя лукаво, выбираем самую прямую тропу на навигаторе и становимся на неё. Ночью все едется по другому , неожиданностей на маршруте становится больше , а силы как известно не бесконечны. Тем не менее, до Средней Джурлы, мы доехали и тут на Сиксе Дениса отказывает стартер , попытки реанимировать ни к чему не привели, зато сумели завести с толкача. Через пару сотен метров, исчезает уже сцепление и мы становимся глухо, в овраге, на подъеме. При определении себя на местности , как всегда неожиданно,садится навигатор, вот так мы и оказались где то в лесу , без связи , с одним обездвиженным мотоциклом и с одним плохо за пускающимся - красота! На общем совете принимаем решение оставлять Сикса в лесу , поэтому нежно положили его в овраг , под приметное дерево, уютно застелили ветками с листвой и оставили отдыхать до нашего возвращения. Денис сел вторым ко мне, то еще удовольствие , кстати испытанное нами ранее , в одной из ночных поездок и так мы двинули в неизвестность. Немного сориентировавшись и найдя дорогу , сначала спустились в Лаванду , а потом уже по трассе на Симферополь, едем к посту ГАИ ,на Ангарском перевале. Когда в 3 часа ночи ,мы двумя мотоциклами , на одном из которых, второй пассажир волочил ноги по асфальту ( кто не знает эндуро мотоцикл не предназначен для езды парой и на нем нет вторых подножек) , проезжали пост ,гаишник офигел , но останавливать не стал , за что мы ему безмерно благодарны. По асфальту спустились прямо к доставщикам , загрузили оба мотоцикла в прицеп и двинули в обратный путь , теперь уже домой, не забыв при этом заехать на ближайшую АЗС ,полакомится мороженным с кофе. Вот такой получился прохватец, который запомнится на долго, а на следующий день у нас была запланирована эвакуация «раненого бойца», описание будет еще в эндуро историях. На момент публикации этого очерка, мотоцикл оставленный в лесу, был спасен,запчасти установлены, поэтому он благополучно завелся, сцепление вернулось и мы своим ходом спустились в Лаванду. Активную помощь в спасательной операции оказал Дима «Кузьмич», за что ему отдельная благодарность. Вот на этом уже точно все.
После почти двух месяцев мото простоя , по причине получения травмы плеча , решили первый раз , да к тому же на новом мотоцикле , отправиться в какую ни будь легкую и живописную поездку. Что бы привыкнуть не только к технике, но и к новым ощущениям в руке , загружать себя наличием всевозможных препятствий не стал , зато этетического удовольствия получил с полна. Итак стартовали с базы и доехали до предгорья Долгоруковского плато, на окраине с. Дружное. Дальше буду описывать как цельный маршрут, во всех красках и эпитетах, так как по нему, после нашей прокатки, «пойдут» Экомотовцы , а им нужно чтобы было красиво и в конце «вишенка на торте». Фото будут конечно «наши-КТМовские» , кадры с экологически безвредными Сурроныами будут размещаться на профильном сайте Экомото и в Инстаграмме. Итак, по «Братскому» ущелью , вдоль русла горной речки Малый Салгир , слева проезжаем скалу «Бургер» , справа видна тропа вверх , под названием «путь в небо», которая ведёт на Шпиль, но нам по ней не надо , потому что перед нами открывается живописная дорога , уходящая «змейкой» в каньон между скал. Чуть выше , прямо над шапкой леса , виден каменный амфитеатр под названием «Колизейка». Буквально через пару сотен метров , бурная зелень скрывает направление и мы попадаем в тенистый туннель между крутых утесов , ведущий вверх. Склоны ущелья являются домом для самых разнообразных растений: папоротников, мхов, печеночников и лишайников, многие из которых растут только здесь. Великолепные парящие стены, красивые цвета и бегущие рядом воды реки, создают поистине эффектные пейзажи, добавляя сказочности самому ущелью. За сотни лет ,река глубоко врезалась в мягкий известняк и глиняные отложения , а ее прозрачные воды, как и раньше бьются в своих скалистых берегах, переливаясь на каскадах и порогах. Так мы плавно поднимаемся по ущелью , до развилки под названием «Штаны друга» , где левее пойдёшь - в « Ванну бодрости» попадёшь , правее поедешь - в лесную чащу вернёшься. Мы сначала взбодримся в ванне , потом вернёмся на маршрут и направимся вверх ,к нашей основной цели- Каменным Грибам. Но до «грибов» у нас ещё много интересного , поэтому уходим с основной дороги , на тропку и плавно спускаемся к поляне , где перед нами открывается живописная долина . По ущелью, вдоль реки проходит тропа для пеших прогулок, украшенная цветущими деревьями, ну а осенью ущелье устлано ковром из жёлто-красных листьев, так что можно наслаждаться видами, в течение всех четырёх времён года. Делаем привал возле скальной полки , нависающей над руслом реки и не только что бы отдохнуть , это место живописно со всех ракурсов, а фотографии ущелья, всегда получаются разными и уникальными. Возвращаемся на дорогу и следуем по ее направлению строго вверх. Через время туннель начнет раскрываться, лучи солнце станут пробиваться сквозь кроны деревьев и мы неожиданно для себя ,окажемся на плато Долгоруковской яйлы- второго по площади крымского плоскогорья , после Караби-яйлы. Но это только середина нашего «Дружного» маршрута. Конечно мы не откажем себе в удовольствии охватить взором окрестности , тем более что для этого не нужны оптические приборы – Добровская долина, окраина Симферополя и даже море в Николаевке ,отсюда видны невооруженным глазом. Насладившись открывшимися видами едем дальше, по границе лесного массива , объезжая овраги и небольшие ущелья и буквально нащупываем невидимый въезд , в казалось бы сплошную лесную чащу. Лес редеет, начинается спуск по еле видной тропе, которая петляя между деревьев , выводит нас к главному объекту нашего путешествия –Каменным грибам. Привал, фотосессия, общение плавно переходящее в викторину «Что , Где, Когда» и мы продолжаем наш увлекательный маршрут. Снова плавный спуск , который приведет к дороге в тот же туннель, по которому мы поднимались ранее, тем самым давая возможность еще раз насладится великолепием каньона и оценить головокружительные виды, уже с другого ракурса. Ведь неуловимость света и вероятность высокой контрастности, делают фотографию сложной задачей, а тут появляется еще один шанс. Фантастическая поездка по тенистому туннелю крымского леса , вдоль ущелья , с посещением отдельных природных объектов, будет настоящим удовольствием и поистине бесценным опытом , для всех любителей природы Крыма. Вот так нам видится этот маршрут и мы надеемся что он станет одним из самых востребованных в Экомото, так как имеет для этого все критерии.
Крайний месяц мы активно исследуем наши «ближние края» , в данном случае Долгоруковское плато и близлежащие окрестности , с целью прокладки не сложных , но живописно-познавательных маршрутов ,для ЭКОМОТО. В этот раз старт определили с с.Соловьевка , которое расположено на одной параллели (по отношению к плато) с Лазаревкой и Дружным, что позволяет проехать в центр Долгоруковки с разных сторон. К тому же это направление , по прямой выводит на Иваненковский партизанский аэродром , который и был первым ,обязательным пунктом ,общего маршрута. В этот раз, в команду вернулся наш младший боец , к тому же поехал он на новом для него аппарате –КТМе Сиксе, что внесло в дальнейшем определенные коррективы в наши планы на поездку, но об этом будет отдельный очерк. От памятника, с макетом самолета , мы нашли проезд вниз, к реке Даир-Алан, к водозабору и роднику Чобан-Чокрак 2. Именно с этого родника с шестидесятых годов прошлого века , военные качали воду для обеспечения ракетной базы , расположенной выше , в лесу. По двухколейной дороге , искусственно «нарезанной», теми же военными , для обслуживания насосной станции и оборудования подачи воды, проложенной в очень живописной местности, мы поднялись непосредственно к самой , заброшенной, войсковой базе. Некогда эта часть была одним из рубежей ядерного щита СССР , имела на вооружении баллистические ракеты Р-5М, с ядерными боеголовками, сегодня же это заброшенный и забытый объект , который посещают только любители острых ощущений и представители различных воинских игр и состязаний. Мы , в рамках все того же плана создания целевых маршрутов для электротранспорта , посетили все знаковые помещения , расположенные на территории , в том числе хранилища топлива, ангары хранения ракет, стартовые площадки и бункеры для личного состава, попутно внося их в «карту» обязательного посещения. Обследовав базу и проехав по ее достаточно обширной территории, мы сделали вывод , что этого пройденного отрезка, «с головой» хватит для одного, отдельного электро-тура. Дальнейший путь уже был не совсем лайтовый, так как мы решили отойти от простых путей и усложнить маршрут , для тех кто захочет электро-харда. Немного добавила сложности сырая погода, были места где приходилось как заскакивать с ходу , так и сунуться вниз юзом, по «сухарю» эти участки станут не заметными. Так мы добрались до Дедова куреня - памятного знака на месте стоянки 18-го партизанского отряда в годы Великой Отечественной Войны. Теперь вниз , к соединению рек Партизанки с Бурульчей и уже через «Партизанские мельницу и пекарню» начали подниматься к Партизанской пушке. Подъем , да еще и сырой, для нашего юного эндуриста , оказался сложноватым, поэтому случались паузы. Тем не менее , через некоторое время, пройдя достаточно сложный, каменный отрезок маршрута, мы все же добрались до памятника «Народным мстителям». Здесь сделали привал и теперь на спуск, по скальному участку , еле видного направления, доскакали к основной цели –Партизанской пушке. Вот с этого места , мы с Денисом, зная реальную сложность грядущего маршрута ,решили что малой сможет его преододеть и все таки двинули на спуск , по тропе ведущей между скал к реке Бурульча. По сути мы подвергли парня некой экзекуции, потому что пришлось весь путь ,тащить мотики в руках. Мало того что сам спуск «не подарок» , так еще грязь и скользкие камни, свели на нет возможность ехать в седле. Вот так «раком-боком» и свалились прямо в реку. Дальше уже был можно сказать «лайт». Вдоль речки , перескакивая с одного берега на другой , через памятник на месте ,где в годы войны находилась пекарня Зуйского партизанского отряда , пройдя пару оврагов ущелий, выскочили аж на перекрестке в направлении Мазанки. Теперь по дороге, через базу МЧС, спустились в с. Опушки и уже через лес «ворвались» в с. Соловьевку, к месту стоянки наших доставщиков.
Это была необычная поездка. Сумбурное начало , не совсем верное, выбранное направление –попали в дождь , а чудеса везения «занесли» этот прохват в разряд мягко скажем «нестандартных». Все началось с того, что погода в этот день была не сильно благоприятная, поэтому «посмотрев на небо», определили направление движения грозовых облаков и отправились в противоположную этому движению сторону, логично предположив, что там будет суше. Этим регионом стал Бахчисарайский район , точнее с. Предущельное , с которого мы и запланировали старт. Но оказалось что облака нас не только «догнали», но и отчасти перегнали и мы двигаясь в направлении Ай-Петри , в районе с. Высокого , попали в сплошную грязь и жижу, от только недавно прошедшего дождя, но все по порядку. Первый наш прокол произошел когда мы «протабанили» съезд с Тавриды и сделали дурацкий круг до Тургеневки. Потом вместо того чтобы вернуться в Бахчисарай и проехать по трассе , с другой стороны реки Качи, мы поперлись по «сокращенке». Оказалось съезды к реке перекрыты заборами фермерских хозяйств и нам пришлось делать не только еще один круг , но и ехать на Джипе с прицепом, по грязевым дорогам ,объезжая вот эти все искусственные насаждения. В одном месте мы все таки нашли брод через реку, но до него пришлось реально сунуться вниз, по размытым дорогам и «продувать котлы» вверх, по грязевым подъемам и все это с прицепом. На одном из таких «аттракционов» , пробиваем на Джипе заднее колесо , меняем его на запаску , все таки форсируем реку , проходя воду «по подножки» и наконец то оказываемся на асфальтной дороге, в направлении Предущельного. С этого места «джиперские страсти» закончились , зато начались КТМовские. Стали на выезде из села , рядом с руинами ,у самой дороги и скинув мотоциклы с прицепа , сразу же ринулись вверх к горам. Оказалось что тропок вдоль горной гряды, как на Белой Скале здесь нет, поэтому по хорошей накатанной, грунтовой дороге, мы двинули вверх . Дальше было много петляний, съездов и заездов в различные «дырочки и щелочки», но в итоге мы оказались на самой верхушке скального массива , откуда открывается вид на Качинскую долину . Дальше хронологию нашего пути описывать будет сложно, так как мы снова пытались искать сокращенки , но неизменно натыкались на непреодолимые препятствия, в том числе грязь , которая забила все что можно и что нельзя так , что нам пришлось выковыривать ее из конструктива мотоциклов палками. В итоге «петлями и змейками», грязные «как черти» , мы все же добрались сначала до храма Лаки , ну а позже и до до с. Высокого. Грязи становилась только больше, поэтому мы приняли решение закольцовывать этот маршрут и двинули в обратную дорогу. На одном из участков ,Денис «ловит» в кольцо резонатора мотоцикла «палку попадалку» , которая не только сносит все на своем пути , но и способствует неожиданному падению. Детальнее об этом случае будет описано здесь , ну а мы после ремонта и восстановления мотоцикла ,продолжили свой многострадальный путь . В очередной раз «дергает нас черт» сначала нырнуть в ущелье , где мы вначале очень бодро катнули по действительно живописной местности , потом путь закончился и мы по целине продирались сквозь кусты и деревья …до очередного обрыва. Снова «петля», поиск съезда , неожиданное попадание на чисто мотоциклетную дорогу , заботливо и искусно кем то проложенную , случайно найденные подземные бункера и в заключении взятие тренировочных подъемов , в качестве финишного аккорда. Когда вернулись к Джипу и внимательно разглядели наш трек на навигаторе, то просто офигели от «разно плановости» маршрута, так «рвано» мы еще не ездили. Что ж , как говориться хорошо то ,что хорошо кончается, ну а хаотичность и поломки в этой поездке, спишем на простое невезение и …рельеф местности. Так или иначе, мы нарезали несколько коротких участков, которые можно объединить в один , а то и два полноценных маршрута , в живописнейшей местности и с минимальным напряжением, как раз для Экомото. Совсем скоро мы внесем эти «кольца» в общий список предлагаемых маршрутов, ну а у нас на этом пока все, но думаю не надолго.
Очередное воскресенье решили посвятить тестированию нашего молодого бойца , а где как не на газовой трассе это сделать,в полной мере. Лично мое мнение : если проехал эту трассу от Научного до Айпетри , а потом обратно , можно смело утверждать - основные навыки получены! Дело в том , что газовая трасса , именуемая в среде эндуристов "газ-мяс трасса" , это такая себе просека , под которой проложена газовая , магистральная труба, имеет несколько крутых спусков и подъёмов , ближе к концу , уже начинаются сыпучие, одноколейные , каменные подьемы . В середине есть пара адреналиновых мест , с действительно «отвесными» уклонами., что собственно и позволяет проверить как себя, так и своего железного коня на прочность. На маршруте есть и приятные моменты: здесь везде есть вода , так что разгоряченные после покорения эндуристы , могут не волноваться по этому поводу. К тому же газ-мяс трасса пересекает несколько речек и даже идёт вдоль трёх водохранилищ- Синапского, Загорского и Счастливенского. Все это в комплексе , одних заставляет сильно напрягаться , других продуктивно тренироваться , но никто не останется равнодушным к этому направлению. Чтобы попасть на газовую трассу , так сказать с начала , надо повернуть с Тавриды на Скалистое,проехать Трудолюбовку, потом Прохладное, объезжая правее гору Сель-Бухра, доехать до пересечения с «крутой просекой» именно так «официально на карте», называется газовая трасса. Как раз первый спуск и считается самым крутым и экстремальным и если с него начинать , то заряда хватит на долго. Обходя правее посёлок Научный , хотя есть и объездные пути ,идем напрямую, первым проходим родник SGA 16336, потом обходим гору Язлав ,упираемся и переезжаем реку Марта и движемся дальше , справа от нас остаются с. Верхоречье и Синапное, потом Загорское водохранилище, мы уходим правее , пересекаем реку Кача и доезжаем до местности Кельсенын Еры. Идём параллельно реке Стиля, через горы Ходянын-Хыры, Джин-Баир, до шалаша отшельника, по сути это первый, действительно тяжелый ,для преодоления участок, потому что имеет сыпуче-каменное покрытие, да еще и круглый год здесь сыро. На верху, перед самым крутым подъемом , тропа делится на два направления , где газовая труба идёт прямо , через скалу , правее идёт объезд . Впрямую подняться мы пробовали и раньше, но эта затея для «реальных пацанов», осилить его конечно можно, но «овчинка вычинки» не стоит ,так как чуть правее есть зигзагообразный объезд, второй по сложности , но все таки для обычных пацанов, а не "Джарвисов". По сути , от Научного , до этого места и есть газ-мяс трасса , дальше она уже идёт по заповеднику и не имеет той разноплановости . В большинстве случаев отсюда происходит разворот и движение в обратную сторону, но мы все таки решили закончить отрезок и взобраться на плато Ай-Петри, по объездному маршруту. Участок надо отметить не простой, все те же влажные и скользкие камни, да еще и с несколькими достаточно крутыми подъемами ,с разворотами. В некоторых местах мне пришлось заезжать самому и потом заезжать уже на Сиксе Глеба, тем не менее ,на верх мы забрались. Это была разворотная точка нашего маршрута , с которого мы отправились обратно вниз, а уже от Шалаша отшельника, двинули левее на спуск , через гору Яман-Таш, от неё по теряющейся Яманташской тропе , добрались к реке Стиля. Здесь наша затея успехом не увенчалась , так как русло было сильно захламлено обломками деревьев , пришлось возвращаться снова на газ трассу. Попрыгали по камням, посовались по щебню и сместились с трассы левее , в направлении Загорского водохранилища, от него вернулись на газ-мяс и уже никуда не сворачивая, по своему же треку вернулись к машине . Так мы катнули трассу и туда и обратно и получили от этого массу удовольствия , хотя были конечно и падения ,даже курьезные и о них будут отдельные очерки, но в целом все прошло здорово.