Комфортное пребывание человека на плотно заселенной Земле и борьба за привычный удобный климат стоят дорого. Люди хотят жить хорошо и экологично, но для этого надо многое изменить , в том числе отказаться от вредных источников энергии - нефти и угля. То ,что уже сегодня, идёт активная работа по замене топливного транспорта на электрический , как раз и является первым шагом к экологической цели. Мы тоже внесли свою микро лепту в этот процесс , открыв мото салон электротранспорта Экомото и планируем развивать это направление и дальше.В рамках популяризации экотемы , уделим внимание не только электротехнике в целом, но и первооткрывателям в частности. Но эта тема будет о глобальном , о том почему земля «обречена» на использование возобновляемой энергии, а топливо из недр обречено на забвение. Мы соберём здесь факты , примеры и другую информацию , которая объяснит без альтернативность вытеснения ископаемого топлива с последующим , повсеместным использованием ветровой, солнечной и гидравлической энергии. Хотя простым этот переход точно не будет и нам придется многим жертвовать ...вот обо всем об этом ,будет дальше.
В январе 2021 года министры иностранных дел стран ЕС решили , что «европейский зеленый курс», станет основным в их дипломатической работе, и призвали положить конец использованию угля и нефти, для выработки электроэнергии. Лондонский аналитический центр Carbon Traker опубликовал доклад «За пределами ископаемого», в котором предупреждает о том, что спрос на нефть будет падать постепенно, потом произойдет его обвал, и надеяться даже на «мягкое плато» в падении показателей потребления углеводородов не следует. Но и сегодня подняться рынку нефти и других видов ископаемого топлива,мешает не только пандемия, но и набирающая силу политика декарбонизации энергетики. Мир уже готовится , но далеко не все понимают , или не хотят понимать , что с исчезновением нефти , пропадёт то многое к чему мы привыкли. Дальше будут факты , которые на самом деле знают далеко не все , а они имеют огромное значение для человечества.
На сегодняшний день доказанные мировые запасы нефти составляют 245 млрд тонн, а природного газа (ПГ) — 197 трлн куб. м. Абсолютным рекордсменом по запасам нефти является Венесуэла (304 млрд барр.), а по запасам газа — Россия (38 трлн куб. м). За последние полвека США, Саудовская Аравия и Россия извлекли из недр по 25 млрд тонн нефти каждая. К началу XXI века мировой фонд добывающих скважин приблизился к 1 млн, из которых на долю США приходилось более 500 тысяч, на долю России — более 100 тыс., на долю Саудовской Аравии — всего около 2 тыс. скважин. Себестоимость добычи нефти, среднее значение которой колеблется в широких пределах: от 1,5 доллара за баррель в Саудовском Королевстве до 10 долларов в Норвегии и Венесуэле. В настоящее время за один день в топках сжигается около 15 млн тонн угля и 10 млн тонн нефти. При нынешних темпах потребления углеводородов разведанных запасов нефти хватит на 53 года, а запасов ПГ — на 60 лет.
После фактов о топливной энергии , в качестве "обратной стороны", озвучим только небольшую часть «нефтяных» запретов , в пользу «зелёных технологий»: В Японии и Южной Корее к 2050 году ликвидируют выбросы углекислого газа. В Калифорнии к 2035 году запретят продажу автомобилей на бензине, а в Великобритании наложат запрет на машины с двигателями внутреннего сгорания уже к 2030 году, а гибридных — спустя еще пять лет. К 2040 году Daimler, Scania, Man, Volvo, Daf, Iveco и Ford договорились полностью прекратить выпуск грузовиков, работающих на ископаемом топливе. Вся Европа, несмотря на новые локдауны, гарантировала что к 2030 году сократит углеродные выбросы на 55 %, по сравнению с 1990 годом.Хоть это и планы, но они абсолютно реальные и дальше мы расскажем почему.
Прежде чем окунаться с головой в экологическую программу , стоит напомнить ,что из нефтепродуктов изготавливается много всего ,необходимого человечеству. Конечно самые распространенные продукты из нефти относятся к видам топлива. Это дизельное топливо, мазут, авиакеросин и, конечно, самый популярный в народе нефтепродукт - бензин. Именно на него приходится 50% от общего объема производимых в мире нефтепродуктов. На втором месте по популярности, следуют пластмассы, которых каждый год в мире производят около 180 млн т. Оставшийся после перегонки нефти концентрат - гудрон , используют при изготовлении дорожных и строительных покрытий. Переработка нефти дает сырье, из которого получают синтетические каучуки и резины, синтетические ткани, полимерные пленки (полиэтилен, полипропилен), моющие средства, растворители, краски и лаки, красители, удобрения, ядохимикаты, воск. Кокс , используется в производстве электродов и в металлургии, а сера, которую получают из нефти при ее переработке, особенно высокосернистой, используется в производстве серной кислоты. Из пластика делают бытовую технику и крупные детали автомобилей, мебель, посуду. Этиленвинилацетат применяют при производстве оболочки кабелей, обувной подошвы и игрушек, из стирола производят канцелярские принадлежности, сантехнику и холодильники. Полиэтилен является самым популярным сегодня упаковочным материалом, да и пластиковые бутылки делают из него же. Нейлон (полиамид), акрил, полиэстер- это тоже производные от нефти. Даже пищевые продукты делают с использованием микробиологического синтеза белка из нефтепродуктов и отходов нефтеперерабатывающего производства. Переработка всего 2% от объема ежегодно добываемой нефти ,позволяет произвести до 25 млн т белка, чего достаточно для питания 2 млрд человек в течение года. Самое известное лекарство из нефти, это аспирин - выработка салициловой кислоты из фенола, и с тех пор ацетилсалициловая кислота. Из продуктов нефтехимии производят косметические карандаши, тени для век, различные красители, лаки для ногтей, украшения и бижутерию. Большая часть ароматов для парфюма, синтезируются из продуктов нефтехимии. И вот от всего этого , так или иначе, придется отказаться и взамен пока ничего не предлагается.
В США начали запрещать автомобили с ДВС , а первым штатом, стал Вашингтон, там запрещена реализации новых автомобилей на жидком топливе с 2030 года. Вслед за Вашингтоном такие же ограничительные меры ввели штаты Массачусетс и Калифорния. Принятый документ разрешает продавать на территории штата только электромобили, при этом старыми машинами с ДВС никто не запрещает пользоваться, до их утилизации. В любом другом случае закон запрещает не только продавать их, но и ставить на учет. В нефтяной Саудовской Аравии вкладывают деньги в портовую инфраструктуру, а Total купила акции компании, специализирующейся на производстве ветровой, солнечной и гидравлической энергии. В Европе запреты на машины с ДВС уже приняты в Великобритании и Ватикане. Там, как в Японии и Сингапуре, они начнут действовать с 2030 года. Марка Volkswagen решила не инвестировать в разработку двигателей внутреннего сгорания и сконцентрироваться на развитии электрической мобильности до 2030 года. К концу десятилетия компания намерена увеличить долю электрокаров в своих продажах до 70% на европейском рынке и до 50% на рынках Китая, а также США. Audi, тоже отказалась от разработки новых двигателей внутреннего сгорания . Ранее о полном переходе на электрокары с течением времени заявляли Mercedes-Benz, Volvo и General Motors.
Россия располагает разведанными запасами нефти в объеме около 16 млрд тонн, которых хватит на 35 лет. При этом рентабельными для разработки являются только 36% нефтяных месторождений. При безостановочном наращивании экспорта энергоносителей наши внутренние запасы закончатся быстрее общемировых. Ввиду общей тенденции и неравномерного распределения месторождений по миру , продавать ограниченные запасы сырой нефти , в объемах более 200 млн т/год, при том что страна находится на «нефтяной» игле, в части наполнения бюджета-расточительно. Товары, в производстве которых используются нефтяные компоненты, применяется в промышленности, широко используются в изготовлении предметов быта и товаров народного потребления, в медицине, косметологии, да практически во всех сферах человеческого обихода (мы писали об этом выше). И если прогрессивный Запад считает что может себе позволить отказаться от ископаемого топлива, то нашей стране , на фоне санкций и недружественных отношений, стоит крепко задуматься.
Каждые 10 лет в мире происходит потепление на 0,18оС, а в России — на 0,45оС. За последние полвека средняя длительность осени, зимы и весны сократилась, а продолжительность лета увеличилась с 78 до 95 суток. Каждый использованный человечеством киловатт-час энергии, за счет парникового эффекта, добавляет климатической системе Земли 16 киловатт-час тепловой энергии. К концу XXI века без нефти, угля и газа, человечество сможет производить энергию в безопасных для биосферы объемах, не более 50 трлн киловатт-час в год, что в три-четыре раза меньше уровня современного потребления. Поэтому о будущем, на планете Земля , возможны различные развития событий , но одно очевидно , без конфликтно этот процесс не пройдет.
Международное энергетическое агентство (МЭА) предложило немедленно отказаться от инвестиций в нефтегазовую отрасль. Это первая в истории дорожная карта по достижению глобальным энергетическим сектором, углеродной нейтральности. Членами агентства являются не только импортеры энергоносителей, но и такие крупные нефтегазовые державы как США, Мексика, Канада, Норвегия, а также обладающая значительными запасами угля Польша и крупный экспортер угля и сжиженного природного газа Австралия. За время своего существования МЭА три раза вмешивалось в работу рынка нефти и предоставляло часть своих запасов, для компенсации последствий снижения добычи этого ископаемого. Одной из декларируемых целей агентства является содействие разработке возобновляемых источников энергии и создание системы коллективной энергетической безопасности. МЭА считают ,что достижение энергетическим сектором углеродной нейтральности к 2050 году возможно , для этого необходимо положить конец разработке новых месторождений углеводородов. Это в свою очередь позволит ограничить рост глобальных температур в пределах 1,5 °C. Энергетический переход создаст около 14 млн новых рабочих мест, еще 16 млн могут быть созданы в сфере модернизации старых зданий и инфраструктуры. Загрязнение воздуха, которое сегодня является причиной примерно 10 млн смертей в год, благодаря реализации перечисленных мер ,резко сократится, что позитивно повлияет на здоровье населения планеты. После публикации доклада , страны большой семерки (G7) договорились приостановить финансирование угольных проектов ,до конца года и прекратить поддержку других ископаемых видов топлива, включая нефть и газ.
Так за счет же чего приверженцы запрета на углеродное топливо в целом и в России в частности , планируют от него отказаться? Основной фактор, который может повлиять на экологически чистый авторынок РФ, это плавно переходящая практика из европейских стран, в которых правительство делает более жёсткими требования к производству новых машин ,по нормам выброса вредных веществ в атмосферу. Психологическим рубежом станет все тот же 2030 год, когда техобслуживание электромобиля будет гораздо выгоднее а/м на дизельном или бензиновом топливе — доля экологических ТС может составить более 7 %. Такие события и повлияют на рост электрического автопарка нашей страны. Есть все основания предполагать ,что к 2040 году ,в Евросоюзе, рынок электрокаров будет составлять почти 100 %, Россия к этому этапу может дойти ,только к 2050 году.