Телефон:
Эл.почта:
+7 978 100 02 32
gdk77@mail.ru

9 лет в эндуро, делюсь опытом.

Говорит само за себя!

Все свое- вози с собой.

Сообщение VRV » 01.10.2021, 11:56

В наших поездках, зачастую нужны разные приспособления , запчасти , инструмент и материалы и это не считая воды, еды и одежды, но как известно на эндуро мотоцикле не предусмотрены места , куда все это можно было бы сложить.
В большинстве своем эндуристы таскают все на себе, либо в рюкзаке , либо в поясной сумке.
Есть конечно энтузиасты натягивающие сетку на бак и засовывающие туда легкие вещи, но это в большей степени крайность, которая в любом случае мешает преодолевать более менее тяжелые участки бездорожья.
Мы тоже испробовали много разных способов «воткнуть не впихуемое» , так что поделимся что надо брать и как это можно сделать с минимальным дискомфортом.
Итак в рюкзак ,от 5 литров общего объема,вставляется «медуза» где должно поместиться минимум 2л воды,в зависимости от времени года и региона
поездки (наличия или отсутствия рек и родников).
В него же кладется все самое тяжелое , типа набора инструментов ,монтировок, насоса, мини пилы и маленьких тюбиков (около 150гр каждый) моторного масла и тормозной жидкости. В дополнение к рюкзаку , а у нас были случаи и вместо него , используется поясная сумка, с несколькими отделами, в том числе с возможностью по бокам вставить бутылки с водой, а в основной отдел кладется инструмент , мини набор «шиноремонта»- латки , клей, наждачка и небольшой моток мягкой проволоки. В сумку на заднем крыле , мы кладем мягкие вещи , типа дождевика, пары мешков для мусора (если промокли ноги они одеваются) спасательной веревки, куска электропровода и «тапочки разведки», ну возможно еще пучок стяжек , разной длины и толщины.
В сумку на переднем крыле, «заскакивают» две запасные камеры , но это если катаемся без каких либо ограничений по времени покорения. На мусах , мы эту сумку вообще не ставим , или в нее кладем верхнюю одежду, там есть удобные ремни для притягивания к крылу.
В обе сумки на крыльях, можно вставить по «полторушке» бензина в пластиковой таре, что тоже иногда необходимо ,если едешь далеко.
Кстати, после заливки , тара не выбрасывается, а просто мнется до состояния «блина» и возвращается в сумку, бывают случаи ,что пустая тара нужна не меньше чем то ,что в ней было.
Например мы делали из бутылки стяжки для крепления и даже обжимали детали посредством нагрева.
В сумку на руль , так как это самое близкое и доступное место из всех перечисленных ,кладутся мелкие вещи:свеча зажигания, замок цепи, зажигалка, мини аптечка , с бинтами, пластырем, обезболивающими таблетками, пластиковыми мини тюбиками перекиси, йода и заживляющей мази.
В первый отдел «рулевой сумки» кладется и вынимается (для этого нужен надежный и быстрый замок) телефон , для связи, доп навигации и фотографирования. Если есть еще отдел, туда «внедряются» стяжки разных толщин и размеров, моток изоленты и маленький мультитул.
В дополнение ко всем этим «рыцарским доспехам» ,на ногу или на руль вешаем мачете или добротный нож, очень нужный инструмент в глухих местах.
По сути все это можно чередовать и раскладывать в разные сумки , в зависимости от маршрута и целей поездки, но практика показала , что в лесу, у «черта на куличках» ,лишнего груза не бывает.
Именно поэтому мы в поездках с сыновьями, распределяем грузы всем по немногу и без повторений , например в инструменте и расходниках.Таким образом удается брать больше, но только то, что нужно и достаточно для всех участников поездки.
Вложения
IMG_7879.JPG

Разница…кроется в деталях.

Сообщение VRV » 22.10.2021, 11:51

В процессе обслуживания и ремонта мотоцикла всегда стоит выбор, покупать или не покупать ту или иную деталь, менять или не менять запчасть или узел и где та грань , когда эта процедура жизненно необходима.Ведь пробег мотоцикла "для гор и леса" учитывается не в километрах а в мото часах и есть определенные периоды замены деталей , при конкретном "натикивании часиков".
В данном случае я имею ввиду не профессиональный подход , а обычное хобби , с периодичными выездами.
Существует несколько вариантов обслуживания мотоцикла , но основных всего три - первый -по регламенту , то есть как предписывает завод изготовитель .Второй вариант-обслуживание по факту, то есть тогда, когда появляется «сигнал».
Третий , это смесь первых двух , по ситуации и настроению владельца мото.
В большей степени выбор варианта зависит от материальных возможностей и технической грамотности хозяина мото, но даже если он будет «богатый технарь» это совсем не гарантирует обслуживание по регламенту.
Все потому что такого рода техника, как правило не является основным транспортным средством , эксплуатируется не постоянно , а значит и внимание получает только когда планируется очередная поездка.
Зачастую , бережная эксплуатация мотоцикла , без экстрима и насилия , позволяет долго его не обслуживать , чем с удовольствием пользуются среднестатистические владельцы. В крайнем случае масло с фильтром меняются , а дальше вступает фабула : «не мешаем технике работать».
Безусловно лучший вариант заботы о технике , это хорошо ее знать , «чувствовать любые изменения» как в поведении, звуке , ходовых качествах, чтобы оперативно отреагировать на «сигналы». При этом важно регламентные работы проводить не «по книжке», а на основании индивидуального подхода , с учётом своего личного опыта , стиля и срока эксплуатации , конкретного мотоцикла.
В других случаях лучше довериться специалисту , или выполнять все самостоятельно по регламенту , главное не запускать технику.
Всегда помним: «техника любит ласку(внимание) и качественную смазку», остальное может простить…но не надолго!
Вложения
IMG_1133.JPG

Мнение по защитам.

Сообщение VRV » 03.12.2021, 11:20

Этот очерк меня практически заставил написать наш подписчик , более того он настаивал на расширенном описании и рекомендациях , вплоть до каждого бренда , который мы использовали в своих поездках. Я немного «морозился» , но через время всё-таки решил уважить Виктора , именно так зовут настойчивого читателя, к тому же после него эта тема стала популярной и у других пользователей сайта.
Начну с того, что защиты в эндуро это обязательный элемент обмундирования и мы в своих поездках придерживаемся этого правила. Но на основании опыта который имею , я сделал один общий вывод , что именитая и дорогая защита , это касается шлема , черепахи (панциря) , «коленей» (брейсов ) и мотобот, однозначно лучше для безопасности любого райдера, но не всегда нужна и актуальна.
Я наверное соглашусь , что такие защиты нужны профессионалам и соответственно подбираются и подгоняются под конкретного гонщика , под определенную дисциплину и соответствующую местность проведения соревнования. При этом ни в коей мере не считаю , что жизни и здоровье людей занимающихся эндуро от случая к случаю (а их большинство), менее важно , но в том что условия и нагрузки несоразмерны , в этом думаю спорить никто не будет.
Тем не менее считаю, что дорогие , технологичные и брендовые защиты, простому эндуристу ни к чему. Что происходит в реалиях : у кого есть деньги , но нет опыта - покупает самое дорогое , в надежде что оно его в любой ситуации защитит , но получает неудобство ,дискомфорт и в итоге разочарование.
Здесь бы я обратил внимание на такой факт - нет 100% защит на все случаи жизни, есть заявленная производителем «возможность избежать травмы» , с помощью их изделия. Но тут стоит учесть что у каждого производителя своё видение «противодействия травме» , да и маркетинг с прибылью тоже нельзя забывать. В итоге мы имеем десятки , а с «китайцами» и сотни вариантов защит , из которых нам предлагают выбрать что то подходящее.
Мне удалось попробовать как сегмент для профессионалов , в том числе и за бугром, так и образцы для начинающих, впрочем был опыт использования и «среднего звена» и наверное поэтому я пишу эту статью.
Есть четкие критерии определяющие конструктивные преимущества защитных изделий , это качество материалов , их прочность и в то же время легкость. Дорогие защиты сделаны из карбона, специального пластика(композита) , алюминия в композиции с другим материалом и даже титана. Они анатомичны, некоторые , своими шарнирными системами повторяют движения суставов человека, например брейсы или локти. Держат удары разной нагрузки (шлемы) , противодействуют сдвигу и смещению суставов ,в случае падений и много всякого другого. Но все это стоит денег и не малых, а подойдёт ли , далеко не факт.
Кто то скажет здоровье важнее , восстановить плечевой сустав или колено будет дороже и будет прав , но как всегда есть это треклятое но! Чтобы прийти к этим «роботизированным» защитам и понять какие они должны быть , надо пройти период от простого к сложному , то есть получить опыт использования разных вариантов. И это тот случай , когда только сам и никто больше , никакие отзывы, реклама и мнение товарищей, не заменят личного восприятия.
Если есть возможность взять на пробу разные образцы защит , используйте ее , можно поменяться с коллегами , хоть на одну поездку , можно взять в прокат , можно даже купить , попробовать , если не «зашла» -вернуть в магазин.
Именно этот опыт позволит найти своё , а за какие деньги и какого бренда уже будет не важно - удобство , спокойствие и уверенность , как раз и будет тем мерилом и окончательным выбором.
Лично у меня на сегодня в защитах «суповой набор» , боты как бы «элитка » -Гаерны 12,но на тренировки "без жести" использую старые "Формы". Черепаха легкая и дешёвая - китайская подделка Фокса- на теле почти не чувствую. Колени «середнячек» LEATT. , не брейсы , но удобные , прям тащусь. Вот недавно взял новый шлем , тоже «середнячек», но легкий и удобный. Перчатки уже давно беру без костяшек , оказалась бесполезная защита , а чувствительность ладони сильно ухудшала.
Вот мой «комплект» , но я к нему не призываю , потому что ...все изложил выше.
На фото внизу представлена разгрузка-поддержка, тоже своего рода защита...от веток и нагрузки на спину, при том что она активно не применяется,а только тогда когда надо, от этого не теряет своих способностей. Так что каждому свое!
Вложения
IMG_1489.JPG

Проезд рек вброд.

Сообщение VRV » 20.12.2021, 10:33

В дополнение к поиску мест для проезда в рамках экстрим тур эндуро, опишу как определять направление проезда по реке.
Когда то мы задались целью проехать все значимые реки Крыма и посвятили путешествию «по воде» практически целый сезон и этот опыт , стал основой к данному очерку.
А посылом стало видео , попавшее в поле моего зрения, где мотоциклист в поиске места переезда реки вброд, решил объехать широкое место , а на узком перешейке не ожидая глубины , просто утопил мотоцикл , кстати новый КТМ 2022 года.
Немного о «физике процесса»: вода идёт в реке всегда вниз ,обходя препятствия, появляющиеся на ее пути. Соответственно в широких местах течение замедляется , а в узких ускоряется, при этом объём проходящей воды остаётся одинаковым. Что из этого следует: в широких местах течение приносит и относительно равномерно распределяет наносной грунт (песок камни) по всей ширине и площади. В узких же местах , вода промывает канал , компенсируя ширину глубиной и создаёт зачастую достаточно глубокие промоины.
Конечно бывают исключения , но они как известно , только подтверждают правило , а оно таково: широкие места всегда предпочтительнее для переезда в брод , относительно узких. Возможно для мотоцикла широкий переезд больше чреват падением , за счёт более длинного маршрута , зато он будет однозначно мельче , а соответственно уменьшает шанс утопить технику.
Ну а лучше всего подстраховаться и «протыкать» брод хотя бы палкой , на крайний случай пройти , подкатив штаны , всяко лучше , чем погрузиться в пучину самому , да ещё и вместе с мотоциклом.
Вложения
IMG_4222.JPG

Мешки на носки.

Сообщение VRV » 05.01.2022, 09:39

В предыдущей статье я описывал способы поиска брода в реке , но забыл рассказать что делать, чтобы попытаться не замочить ноги при поиске или непосредственно при преодолении водной преграды.
Ранее я уже упоминал об этом простом способе, точнее о предмете , который мы всегда возим с собой и который позволит остаться вашим ногам сухими ,даже погрузившись в ботах в воду.
Это обычные мусорные мешки или на худой конец полиэтиленовые пакеты. Перед преодолением реки или любого , не глубокого водного препятствия, прямо на носки , надо надеть пакеты , желательно до колена(там самое узкое место), потом резинкой для денег, ну или любым шнуром, не плохо эластичным, перетягиваем концы пакета.
Вставляем ногу в сапог и затягиваем застежки и можно идти «аки по суху» , конечно до разумных пределов, высоты импровизированного чулка. Да ,сапоги намокнут и даже будут внутри «чавкать» ,зато сама нога будет сухой. Проверено неоднократно , единственный минус, ноги в пакете преют и долго так «консервировать» их нельзя.
Вложения
IMG_1752.JPG

Гвозди в рюкзак , против скольжения.

Сообщение VRV » 09.05.2022, 13:57

В процессе наших поездок , в рамках экстрим тур эндуро, бывало разное , в том числе не совсем ординарные мероприятия, которые можно назвать непреодолимыми препятствиями, ну или сложнопреодолимыми.
Одно из таких ,это перетаскивание мотоциклов через крупные бревна, лежащие под наклоном ,поперек маршрута и являющиеся на первый взгляд непреодолимым препятствием.
Отмечу что "способы Джарвиса" я не рассматриваю , по причине технической невозможности, потому что это не исскуственный полигон, а настоящий лес. Вариации положений "лежки" этих бревен бывают разные, как впрочем и способы их форсирования, но в этом очерке речь пойдет о самых сложных- расположенных на высоте от земли около 1м и с критическим наклоном.
Как правило преодоление подобных препятствий происходит вынужденно , без цели культуризма, а по причине неожиданной безвыходности, когда назад подняться уже невозможно.Благо, в нашей практике такое бывает не часто, примерно 1 случай на каждую 10ю поездку.
Так вот ,для тех кто не перетаскивал мото через бревно "по пояс" да еще в наклоне , поведаю главную проблему: даже если вы взгромоздили 100 с лишним кг на дерево, мотоцикл стремится "лечь на бок" и "аки по льду" скользит по бревну в сторону уклона. Удержать этот "кусок железа" практически не реально.Вот для таких случаев и нужны гвозди!
Перед водружением мото на бревно , в предполагаемом месте его прокатки, ввиду отсутствия молотка, камнем, с помощью гвоздей, прибивается кусок толстой ветки , которая и выполнит роль упора, при скольжении.
В критических ситуациях этот способ сильно выручает, к тому же десяток гвоздей "соток" ,в рюкзаке много места не займет.
Вложения
1617461026_2-p-oboi-povalennoe-derevo-2.jpg

Экономим моточасы.

Сообщение VRV » 05.07.2022, 11:21

В большинстве эндуро мотоциклов пробег замеряют не в километрах а моточасах , то есть неважно сколько прокатился мотоцикл , счетчик показывает сколько проработал двигатель.
Эндуро поездки сопряжены с различным преодолением препятствий , большинство из которых являются возвышенности , на которые и заскакивает драйвер. Спуски тоже бывают разной сложности , но в большинстве случаев «в зачет» идут подъемы.
Логично , что львиная доля моточасов , особенно в хард эндуро, как раз и тратится на преодоление подьемов, на спусках мы чаще сунемся «на холостых» оборотах. Если же брать смешанный стиль езды , в данном случае по крымскому бездорожью , где рельеф местности позволяет ,в том числе и щадящий режим, если это не соревнование или гонка на скорость по пересеченке , то есть способ «экономить моточасы».
Мы в своих поездках ,в рамках экстрим тур эндуро, используем способ «жадного таксиста» , то есть поднявшись в гору «на моторе» , вниз катимся на нейтральной передаче , пока рельеф позволяет это делать.
Конечно, по правилам спуска на пониженной передаче , с включенным сцеплением , так делать нельзя, но как говориться : «Если сильно хочется и это экономит средства, то можно!».
Практика показала , что за одну поездку , средней продолжительностью в 2м/ч и 70 км пробега , на «холостых» спусках мы экономим минимум 10 % или 20минут и 7 км. Исходя из расчета годового , а это около 40 выездов , экономия составляет около 10м/ч и 300км .
Много это или мало , вопрос риторический, как говориться каждому свое, но 10 % поездки катиться в тишине и практически бесплатно ,тоже определенное удовольствие.
Также можно экономить моточасы стоя на бревне, на заглушенном мото :D
Вложения
IMG_2075.JPG

Почему катаемся вдвоем?

Сообщение VRV » 16.09.2022, 10:53

Нам стали часто задавать один и тот же вопрос: «Почему мы в большей части катаемся вдвоем с сыном или втроем с младшим сыном и стали меньше пересекаться с группами эндуристов?». Ответы на этот вопрос, по сути есть уже в ранее опубликованных статьях, я лишь попробую упорядочить их для более удобного восприятия.
Итак : принципы и условия внедрения в эндуро, как впрочем и окончание занятия им , примерно проходят по одному сценарию. Популярность этого вида досуга тоже имеет свои основания и причины. Все потому что сущность эндуриста она понятна и предсказуема и тесно связана с «апробацией себя» в группе таких же, посредством как активного поиска ,так и пассивного.
Осознавая все эти критерии и по сути пройдя их с момента внедрения и до «взращивания напарников» , практически методом эндуроселекции, пришли к «семейному подряду».
Сразу же вырисовались преимущества парного катания, как и появились способы кататься без напряга . Позже , с опытом стала очевидна разница в преодолении тяжелых препятствий коллективно и «семейно», как впрочем и появились способы экономить силы и моточасы.
Вот как то так и пришли к «такой жизни» и к такому принципу эндуро . Убежден, что каждый увлекающийся эндуро, был бы счастлив ,если бы имел «семейную команду» , людей с которыми можно ПЛАНИРОВАТЬ и ездить с четко определенной целью.
Хотя , вот недавно катнул с двумя старыми знакомыми и был приятно удивлен мобильности и слаженности нашего трио. Так что все возможно, если люди идут к одной цели.
Вложения
IMG_2741.JPG

Нет на карте-ездить нельзя,но если сильно надо, то можно.

Сообщение VRV » 28.10.2022, 10:03

Для многих внедорожных путешественников будет новостью , что ездить по дороге , которой нет на карте запрещено! Это нарушение плодородного слоя почвы, согласно 8.6 ч.2 КоАП и в случае вашего там нахождения , штраф составит от 3 до 5 тысяч рублей. Важно, что за "повреждение почвенного покрова" вас может оштрафовать только сотрудник природоохранной службы или участковый, но никак не сотрудник ГИБДД.
Тем не менее есть и основания для «отмазок», если вы уж попались «в засаду» или вас взяли «на горячем». Первое , надо попросить сотрудника ознакомится с данными из единого реестра автодорог, совсем не обязательно ,что вы находитесь на «отсутствующей» дороге или тропе.
Второе , надо спросить -какую именно часть накатанной колеи он относит к "Верхней гумусированной части почвенного профиля, обладающей благоприятными для роста растений химическими, физическими и биологическими свойствами" (ГОСТ Р 59070-2020).
По сути эти два вопроса, если даже не устранят проблему, то заставят задуматься тех, кто решил таким образом «рубануть баблеца».

Коллективные сборы в поездку.

Сообщение VRV » 28.09.2023, 11:15

Я неоднократно сам организовывал различные мероприятия и поездки, в том числе экспедиции и автопробеги , поэтому знаю не понаслышке ,каково это организовать людей на какие либо действия.
Особенно сложно когда участники планируемого события самодостотаточны , не привязаны к организатору, ни рабочими ни родственными отношениями и вообще …думают надо ли оно им.
На самом деле сборы и организация какой либо поездки , где планируют принять участие больше трех человек , как правило происходят на фоне множества «как и почему», а если еще это не хорошо знакомые между собой люди, то все действо может не просто сильно затянуться в сроках, но и кардинально поменяться.
Другими словами: собирались ехать на Кавказ , 10человек , мото везти на арендуемом общем лафете , летом, в понедельник, утром, 10 числа- поехали по Крыму , 4 человека , на багги, своим ходом , осенью , в субботу ,ночью!
Это как пример, с которым , уверен сталкивались все энтузиасты планирующие совместную поездку, куда бы то ни было.
Основные «отмазки» потенциальных участников , планируемого события , оригинальностью не отличаются , зато в них присутствует общая стабильность. Причины стандартные – болезни, форсмажоры , семейные обстоятельства, непредвиденные траты, неожиданные командировки, погода, поломка , проблемы по работе.
Вот пример сборов в поездку ,основанный на реальных событиях, где «технические энтузиасты путешественники» (назову их так) собираются в коллективную поездку , да еще и с ночевкой. Процесс активно обсуждается ,в специально созданной по этому поводу группе , из двух десятков людей, в Вацапе.
После двух недель активной переписки по теме, один из участников задает простой вопрос: «А сколько будет участвовать людей?»
Ответ был классический, демонстрирующий всю глубину погружения в процесс: « На самом деле это вопрос «крайнего дня», пока не решено даже когда и куда? Отчасти не понятно на чем, ну и есть непонятки «как»? А ты еще со своим «сколько»?

При всем при этом, «выстраданная» поездка «оставшихся в строю» , как правило проходит «на одном дыхании» , так как именно эти участники ,больше всех хотели и главное получили то , к чему шли так долго !
Вот такие они сборы «технических путешественников».
Вложения
1659972700_124f9ebc0e3926ca15326b8407c5dab8.jpg

Вернуться в Впечатления



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8