В этот раз взялись за отработку отдельных элементов , в частности преодоление коротких и разноплановых спусков , с отдельным обучением разворота в наклоне. Недалеко от нас есть участок с подходящими ямами и и разнообразными буграми , где на коротке мы отрабатывали старт с места вверх , спуск в яму , разворот на пятачке , потом «змейкой», между деревьев. Отдельное упражнение называется «циферблат» : курсант становится в центр воронки, глубиной около 1.5метра , мысленно размечает круг цифрами часов и с помощью разворота на заднем колесе , направляет переднее , четко по цифрам , по кругу , начиная с 12. На каждой цифре заезд на горку и съезд задним ходом по прямой , проворот , следующая цифра и так пока не упрется снова в 12. Потом то же самое , но уже против часовой стрелки. Выезжаем с воронки и тренируемся разворачиваться на одной ноге, полный круг, сначала на левой ноге , потом на правой. Вот по сути этим упражнениям и посвятили большую часть занятий. Этот этап обучения стал заключительным в 2021 году, естественно продолжим в Новом 2022 году. В этой связи, всех интересующихся обучением подростков, как впрочем и случайно оказавшихся на нашем сайте, с наступающим Новым Годом, удачи , радостей побольше и пусть ваши дети вас никогда не разочаровывают.
Немного «прописных истин» после года обучения эндуро, связанных с противодействием в процессе и выбрыках ,от этого происходящих. В тренировочно- обучающем процессе необходимо учитывать ,что подростки склонны следовать принципам жизни энергичнее, чем взрослые мужчины и они хуже управляют своим поведением. Все потому что подростковый мозг хуже справляется с импульсами, чем повзрослевший мозг, при всем этом они еще должны искать свой статус и бороться за него, в том числе противодействием обучению. Но эти взрывы эмоций , на самом деле очень скоротечны –как быстро зажигаются , так и тухнут через достаточно короткое время. Тут главное быть спокойным самому, а юноша начнет усваивать материал по мере того как будет получаться. Это к вопросам наших читателей о том «как же удается справляться и мотивировать подростка, в таком физически напряжном виде увлечения».
Вот как бывает- после определенного периода обучения, различных поездок по Крыму, юноша решил написать практически научный труд, полный текст которого мы с удовольствием разместили в разделе «Наши мероприятия». Это такое себе видение парня ,на развитие экотранспорта в нашем регионе. Работа большая,обширная и хоть в ней использованы материалы и с нашего сайта в том числе, тем не менее заслуга Глеба в ее создании, остается значительной. А раз есть результат ( в школе отметили на отлично) , то и наши с Денисом влияние и тренировки с поездками, были продуктивными.
После мунштры, коллективных катаний, в том числе на электромотоциклах и написания «научного» труда , у Глеба появилась потребность самому поделится своими знаниями и умениями с такими же, юными мотоэнтузиастами. Так они «сбились» в некую группу и по звонку, в выходные дни , начали выезжать «в удовольствие». Никакого планирования куда ехать, без задачи ушататься или найти приключения, просто ровесники нашли друг друга на этом поприще ,проводят так свое время. Я не стал этому противиться , такой формат как взаимодействия ,так и развития навыков тоже имеет право на жизнь и пусть он не такой продуктивный , зато и не напряжный. Тут еще и самоутверждения у юнца добавилось, на фоне его не «угнетаемых» коллег , которые и ездят похуже чем он, ведь с нами он чувствовал себя гораздо менее комфортно. Вот такой нынче этап самостоятельности «организовался».
Недавняя поездка на электромотоциклах в тарханкутские края , «заставила» нашего курсанта готовиться к ней до и выполнять действия по съёму мотохвоста после, что меня как наставника сильно порадовало. Эти процедуры должны , по умолчанию входить в обязательный перечень работ , потому что « Хочешь кататься , умей и саночки возить». Впрочем это касается и подготовки самого мотоцикла и укладки обмундирования.
В одной из электро поездок на Тарханкут , в рамках обучающего процесса молодого эндуриста , Глебу было настоятельно предложено спуститься по ступеням скального обрыва к морю, вместе с электромотоциклом. Способ и варианты самого процесса курсант выбирал сам. Рельеф соответствовал тренировочному процессу, как впрочем угол наклона скальной полки. По моему наставлению –«Если не уверен , бери в руки и спускай пешком», Глеб прислушался и даже при том что мотоцикл несколько раз был на грани переворота через руль, спуск ему покорился . Через время, после «прибрежно-скальных» тренировок и отработки навыков перестановки переднего колеса, через различные препятствия, пошли обратно , на подъем. С этим элементом пришлось повозиться. Попытка заехать хоть на половину скального уступа своим ходом ,успехом не увенчалась и начались «бурлаки на море», точнее одна человеческая сила пыталась вытащить 50кг железа. Описать этот процесс сложновато, возможно фото в этом немного поможет, но было «эпично» как выражается сам Глеб. Я специально не помогал юноше , поясняя свое видение так : «Не хватает навыков преодолевать препятствия в седле-готовься компенсировать пробелы грубой физической силой и не надейся на помощь. Вот так «на жилах» Глеб буквально на руках вынес электромотоцикл на верх. Как говориться «Что и требовалось доказать!»
Очередной выезд и очередные «педагогические выводы». Нанедавней «призовой» поездке , где презентом выступил КТМ Сикс , став на замену китайскому Бесику, а все из за банального эгоизма наставника , то бишь меня. Просто мне не хотелось чтобы в поездке от «долины до моря» через леса и горы, Глеб полз на «хилых китайских лошадках», вот и «выдал» ему бодрого Сикса. Но оказалось не все так очевидно. Последнее время юноша пару раз в месяц выезжает со своими малолетними коллегами , в основном в поля Симферопольского района , ну и чуточку в балку Тубай. То есть относительно сложные препятствия , именно те которые и дают львиную долю навыков , ребята просто не видели , что собственно и послужило определенной эндуро деградацией. Некоторые навыки , в частности активной работы со сцеплением , были забыты, как и пропал инстинкт предвосхищения действий. Все это ярко проявилось в средних по сложности условиях поездки и двух десятков разнообразнейших падений , в основном не заездов на препятствия. Как я не пытался заставить вспомнить ранее пройденный материал, удалось восполнить только малую его часть. КТМ конечно вывозил как мог , китаец умер бы на первом отрезке пути , но все равно общий темп поездки был далёк от эталонного. Это был наверное тот случай когда юноша ехал не на навыках , а на морально-волевых , по принципу «ссы, сри , но задачу выполни!». Чтож поездка показала , что надо увеличивать как сложность , так и их периодичность , только тогда появятся фундаментальные навыки и пресловутая «память тела». Будем над этим работать .
Недавняя поездка показала , что малой за время от крайнего теста , поднабрался навыков и не зря тренировался самостоятельно. Теперь даже если и ошибается , то внимательно слушает «нотации» и делает правильные выводы, что не может не радовать. При том что маршрут был проложен с учетом как раз проверки полученных ранее навыков и изобиловал истинно «эндурными участками» , Глеб достойно справился почти со всеми. В этот раз акцент в тренировках был смещен на трудные, сыпуче-крутые спуски и такие же подъемы, срывы с места на крутой подъем и преодоление каменных уступов. Падения конечно были , но по сравнению с прошлым разом кратно меньше, к тому же порадовал живой энтузиазм и желание прорываться подальше и поглубже, чего раньше особо замечено не было. Продолжаем тренировки.
По прошествии двух лет ,хоть и периодических занятий со средним сыном , можно сделать определенные выводы как по полученным навыкам самого курсанта ,так и по моим личным наблюдениям за этим процессом. Утверждать , что малому эндуро зашло как нам с Денисом , я бы наверное не стал. Да ,ему нравится что то новое, импонирует обладание серьезной техникой, «прет» от того, что кто то (особенно девочки) видят его на «взрослом» мото, да и прикольно иметь фото на мото на фоне природных объектов. Пожалуй это все. Что касается труда, тренировок, тяжелых маршрутов и препятствий , то тут все гораздо сложнее и не однозначнее. То есть возраст и существующие физические кондиции, позволяют свободно кататься в лайте и даже быть на голову выше сверстников , но с нами Глебу явно тяжеловато. Поэтому парняга нашел себе компашку таких же НЕ любителей напряга и уже сбившись в стаю, они катаются в свое удовольствие. Нам с Денисом тоже это в тему, так как с Глебом мы выбирали более спокойные маршруты, сами же ехали в ..опу , без тени сомнения. Вот так на сегодня мы и катаемся , иногда , если выпадает хорошая погода и маршрут ведет куда то к морю , вот тогда малой может с нами катнуть. При всем при этом , мы все признаем , что кроме физических кондиций , Глеб неплохо подтянул и водительские навыки . По крайней мере для своего возраста и не частых тренировок , результат имеет место быть. Что ж в следующем году будем «посмотреть», возможно что то поменяется.
Ну вот настало время приобщения к мото младшего «сына. С двумя старшими , как выяснилось было легче, так как их возраст позволял учить сразу на «большом» мото. Тут же сначала «проба пера», определение «зайдет- не зайдет», да еще и с поиском маленького мотоцикла. Благо коллег знакомых много , нашли вариант быстро и вот мы уже переодеваем малого в «боевые доспехи эндуриста». Конечно первый раз всегда волнительно , как для самого юного курсанта , так и для отца, ведь это как идти по минному полю- вдруг не понравится , или упадет… Хорошо , что сегодня есть мототехника с минимальным набором конструктивных заморочек, чтобы ребенок сразу на застрял на трогании со сцеплением или тормозил лапкой. Все как на велосипеде- тормоза на руле , газнул и поехал! Это сильно уменьшает процесс адаптации. Надо признать что велосипедные навыки , а у нашего парняги они не плохи, очень помогли в обучении езды на мото. По сути баланс наработан, руль держать обучен, как и тормозить двумя рычагами на руле, поэтому все прошло «как по маслу». Всю ночь после первого заезда , малыш не спал -ждал когда поедем на пробу в мото магазин. Я специально выждал несколько дневную паузу , что бы дать возможность ему определиться , возможно он «перегорел» бы. Но до следующих выходных ребенок еле дотерпел , при этом делал все что ему говорили домашние. О «примерке» нового мото , будет уже в следующем очерке.