Эндуро: (англ. enduro от лат. idurare - вынести, выдержать, вытерпеть) - дисциплина мотоспорта, соревнования в которой проходят по пересеченной местности на большие расстояния на соответствующей спортивной мотоциклетной технике.
Неожиданно много, пришло нам на почту, отзывов на статьи о эндуро.Многие из читателей просят собрать все вместе, для прочтения в одной теме!Некоторые даже начали "дробить" на цитаты, с последующими вопросами по теме. Специально для тех кто не любит читать " много букав" , а хочет выхватить из контекста только главный посыл, так сказать СУТЬ ! Эта тема открыта как " микс из четырех тем написанных VRV, " Как невзначай стать мотоциклистом", " эндуро поездки по Крыму" , " " КТМ эндуро 450 мысли в слух,".и "год с эндуро". Публиковать будем тезисно, и по мере формирования отобранного материала, на сколько возможно коротко!
-По возможностям, включая внедорожные, по комфорту прохождения препятствий, по выживаемости- внедоржники(авто) просто нервно курят в сторонке! -Для эндуро практически нет препятствий, но только в том случае когда управляет им умеющий наездник! -Эндурокросс это не дешевое удовольствие! Кроме стоимости (кстати не малой ),самого мотоцикла ,потребуются разнообразные расходники ,запчасти, и примерно от трети до половины стоимости мото , обходится одежда и защиты. -Эндуро это сугубо индивидуальное транспортное средство! Это своего рода симбиоз техники и наездника, где больше нет никого и ничего! -В эндуро все «заточено» под прыжки и полеты, эта провокация постоянно находится с тобой …в ручке газа! -Создать препятствие мотоциклу гораздо проблематичней чем авто, да и вообще остановить мотик сложнее и обнаружить не просто -Эндуро это «процесс залезания в …опу, с последующим героическим изьятием от туда ». -« Для эндуро нет плохой погоды, всякая дорога для эндуро благодать» ! -Догнать эндуро-кросс мотоцикл, по грунтовке, практически не реально , что на коротке, что на длинных дистанциях , остановить его может только падение ездока ! -Вода в любом проявлении, для эндуро, это уже элемент испытания – дождь , грязь , ручьи и реки, для двух колесного транспорта это однозначно препятствие! -Кто хочет комфорта и относительной возможности куда либо добраться , выбирает ДЖИП! Кто готов пожертвовать комфортом в пользу «подальше забраться» , выбирает КВАДР! Ну а кому ничего не надо , лишь бы чувствовать себя свободным в выборе «куда забраться», выбирает ЭНДУРО!
-Основы вождения мотоциклов эндуро-кросс заключаются в трех самых важных действиях- баланс ,скорость ,инерция! Это именно тот вид техники где самый рас тиражируемый принцип движения «больше газу меньше ямы» как нигде актуален. -Мотоэндурист , это рыцарь ,с оружием, на боевом коне. Абсолютно автономен , вооружён и натренирован для участия в любой битве , что в одиночку , что в составе таких же рыцарей. -За короткий промежуток времени стать настоящим " рыцарем" , даже если у тебя есть боевой конь, никак нельзя .Навыки, общее понимание , даже внутренняя убеждённость в своих силах будет, но ровно до сравнения с другими более опытными ездаками. - Эндуристы везут с собой только необходимое , едят мало ,проезжают быстро! - Где джипер думает ,там райдер «валит»! «Валить» это значит не стать ,не стать это значит не упасть, не упасть это значит преодолеть – вот такое вечное движение! -Основным драйвовым элементом для эндуро являются спуски и подьемы, а для их преодоления нужна скорость ,баланс и инерция… ну и железные нервы. -Подниматься легче чем спускаться, залетать удобнее чем сползать , падать назад ( без мотоцикла) менее травматично, чем кувыркаться через руль (с мотоциклом). -Подьемы это короткий драйв , а спуски это длинные мытарства! -Самый простой и действенный способ учебы - кататься , кататься и ещё раз кататься -Существует правило : хочешь отдыхать ,стань одним из первых! -Учиться ездить, однозначно не легко , а учиться ездить хорошо, тяжело кратно! -Риск езды на мото всегда стабилен , а уровень мастерства наездника величина плавающая!
-Занятие эндурокросом это сумашедшие физические нагрузки! -Большинство препятствий «берется» в слепую, не зная что там впереди за поворотом! -По асфальту ездить некомфортно , к тому же быстро стирается «шипастая» резина! -Назад смотреть практически невозможно, любая потеря концентрации на ходу чревата сходом! -Постоянное желание куда либо залезть ,перепрыгнуть или ускорится! -На препятствия можно не только заезжать, но и просто забрасывать туда мотоцикл! -Колейная езда + грязь, это нечто! -По камням неустойчив – прохождение зависит только от мастерства наездника! -Торможение только двумя тормозами одновременно, но с разным усилием! -Ерзание по сидению от бака до крыла, это суровая необходимость ,иначе «встреча с землей»! -Хорошая физ подготовка, это половина успеха! -Меньше веса с тобой и на тебе –лучше управляемость и баланс! -Чем больше ездишь, тем меньше страха перед падением –появляется «память тела»! -Лучшее обучение, это «догонялки» более опытного ,его копирование! -Движение по ровной, быстро наскучивает! -Недельный перерыв в поездках «заставляет» вспоминать и привыкать! -Не хватает длины ног для уверенного удержания мотоцикла ,особенно на уклонах! -Все что летит навстречу ездок принимает на себя ,зазевался – получи! -Очень жарко ,даже когда на улице холодно! -Падения такие непредсказуемые! -От хвата рук за руль, за одну поездку, появляются мозоли! -Пыль и камни от впереди идущего это норма! -Защиты это вещь! Сапоги это уже загипсованные ноги. Спасают однозначно! -Отдыхать можно не более 15 мин , все чресла тяжелеют и остывают! -После мото , в авто просто кайф! -Одел «доспехи» -стал «роботом» ,снял стал «пушинкой»! -На синяки и ссадины внимание уже не обращаешь! -Дождливая погода заставляет отказываться от поездки! -Радуешься как ребенок от малейших успехов и полученных навыков! -Выгодно быть «ботаном» -помогают, жалеют, ждут ,советуют! -Хлопотно быть мастером – не помогают ,злятся, догоняют ,копируют! -Эндуристы выглядят «на миллион долларов»! -В полном облачении тебя никто не узнает! -«Ты можешь с газом не дружить , но со сцеплением дружить обязан»! -Кто досконально умеет использовать сцепление , тот «едет на все деньги»! -В процессе езды ,а особенно падений ,все механизмы управления находятся как назло не там где хотелось бы! Вообще раскорячка и всевозможные акробатические позы это вечный спутник преодоления препятствий на эндуро!
-В Крыму существует культ марки.1 место беззаговорочно держит КТМ. После него предпочтения мотобратвы «размазаны « по всем остальным маркам. -Вообще мотик ещё тот тренажёр ,что силы что выносливости! -Способность выдерживать не реальные нагрузки ,при этом всегда оставаться в строю и довозить до запланированного места ,это и есть правильная и удачная конструкция КТМа. -На удары и падения, вынослив зараза! -Реально добавить в конструктив этого мотоцикла что либо, не так уж и просто, особенно если учесть что борьба за лишний вес здесь идет «не на жизнь а на смерть». -Данный вид техники предназначен для «ушатывания», но уж очень мало времени дается производителем на этот радостный процесс. -В этом мото по сути и ломаться то нечему, только стираться! Машины ремонтируют и обслуживают многие, мотоциклы единицы! -По сравнению с авто у мото есть необходимость не только менять все что стерлось, так и постоянно приглядываться и прислушиваться ко всем механизмам. -Двигатель это «вакханалия звуков», где надо определить что стучит, где гремит ,и вообще критично это или нормально. -Даже полное заглубление ,но при быстром вытаскивании на сушу, позволяет завести двигатель и продолжить путь без каких либо манипуляций. -КТМ это феноменальная живучесть при падениях и кувырках , где даже при разноплановых «кульбитах» все детали остаются на своих местах. -Получаем «в сухом остатке» : затраты на эндуро в год составляют около 2700 дол при пробеге 2700км , тоесть 1 дол\ 1 км .
-Езда по песку это напряг! Кроме того что сложно трогаться с места , заднее колесо если разгрузил, крутится в холостую, если загрузил – закапывается, так и разгон похож на «загруженную лодку которая бурлит винтом на максимуме, а плывет еле еле», и только если выходит в глиссирование тогда уже несется по верхам. Крупорушка , пескоструй и шлиф машинка в одном флаконе! -Одна из самых ощутимых проблем в процессе движения в колоне является пыль! Избавится от нее еще никому не удавалось , это касается любых транспортных средств, но для мотоциклистов это больше чем проблема! -«Отряд» эндуристов ведет не тот кто знает КУДА ехать ,а тот кто знает КАК ехать! -Соревновательный процесс во время езды у мотоциклистов это норма! -Белая глина это «сестра» гололеда, удержать на мокрой белой глине мотоцикл когда стоишь не возможно, а когда едешь то каждый метр такого покрытия это серьезное испытание! -Перескакивание из колеи в колею расценивается как мини препятствие , с макси удовольствием! -Когда не хватает мощности , помощь ног добавляет баланса и прыти. -Если протектор на колесах виден , ты едешь , если он «замылился» ты лежишь! -Обороты и еще раз обороты –вверх «ручка до отказа» ,вниз , ну практически до отказа ,на сколько хватает бесстрашия!
-Рано или позно, так или иначе ,каждого мотонаездника постигнет участь получить какую либо травму. Падения и удары о землю постоянные спутники мото-катаний, особенно если цель этих поездок «преодоление препятствий с элементами скоростного передвижения по сильно пересеченной местности». -Травма ,это итог ошибки, допущенной экстрималом, это сигнал к чему то тому, что ты делаешь не так, это призыв обратить внимание на что либо, и если этот призыв понят как «надо заканчивать» , то это тоже имеет право на жизнь. -Люди выбираются чтобы оторваться , и даже если вы скажете что вы новичек , не говоря уже о том что у вас какая либо травма, это примется к сведению, но забудется сразу же после старта. Такова природа эндуристов! -Травматичность на мото велика всего в двух случаях, первый это когда начинаешь ,второй когда уже мастер, и участвуешь в соревнованиях или испытаниях. -Самый хороший период тогда когда уже умеешь ,имеешь и особо не рискуешь. -Чем лучше навыки езды и больше опыт , тем меньше травм и поводов для отказа от поездки.
( из высказываний) -Осень это лучшая пора для путешествий по Крыму ,это «лето для местных жителей»-бархатный сезон! -(первый опыт)После первой же поездки «ушатались» так, что утро следующего дня прошло в муках подьема, к тому же тело упорно не хотело слушаться, каждая мышца напоминала о вчерашней развлекушке. -( о римской дороге)Не знаю как по этой дороге ехали римляне , и где их хваленое качество строительства дорог, но то что сегодня проехать по ней , как выяснилось, могут только эндуро, и то с определенными трудностями… -Вот природа эндуриста , надо еще поржать, и что интересно :первый преодолел , залез на площадку чтобы хорошо видеть все акробатические трюки второго, тот в свою очередь как то переполз, залазит на эту же площадку к первому , и они уже ржут вместе, потом следующий, и т.д… Получалось отменно , вымазаться в грязи, но этот «талант» присущ всем увлекающимся бездорожными путешествиями… -(о езде с квадриками)Так происходит отдых , а не то что «лупасить с утра до вечера» потом утром встать не можешь… -Нам довелось ехать когда шел дождь – это похоже на хоккей на льду , но в валенках! -На джипе «покорять» «Бойко» ехали с утра и до победы, на мото – с обеда , и за пару часов! -( совместные каталки с китайцами) Необходимо быть отважным человеком что бы поехать в ..опу на китайце! -( преодоление горы)Все там «полегли» , но все равно пришлось карабкаться вверх , назад то не по фен шую… -(общие правила)А мы поехали дальше , немного по воде, по лесам и по горам, все как обычно… -Сбор ,это определение направления движения, по большому счету сводящемуся к тыканию пальцем в сторону куда поедем… -Поперлись туда, куда тыкнул своей лапой «кошачий предводитель»… -Мы все практически повторили «переход Суворова через Альпы» только в крымской интерпретации… -Практически все доехали до середины горы , а вот дальше … -( о помощи другим) Этот подьем мне запомнился тем, что пришлось «маслать и за себя и за того парня» -Вот так кто «на жилах , а кто на мастерстве» поднялись… -( о разнице в навыках)Так же считаю не правильным когда кто то ждет , а кто то ползет, хотя это все отмазки … -(поездка когда отключили свет)Вот так теракт на Украине внёс коррективы в наш воскресный и кстати аномально тёплый день…
-Все работает ,заводится ,газуется ,прет ,но осадочек все равно остается. -Одноцилиндровый практически «карманный» движочек КТМа должен был быть прост как детская игрушка ,но … есть ,как говорят , ньюансы. -По большому счету за год придется поменять ровно 50% всего мото Эндуро это легкость ,драйв, проезд практически без препятствий , но как говорится «цифры вещь упрямая»! -Возможности это то что предусмотрено заводом изготовителем , а способности это то, как и где мотоцикл будет использовать его владелец -Использование мото как привода для пилорамы – такое тоже бывает… -Надежность агрегата на должном уровне – что еще надо для «ленивых изобретателей»… -В основном эти «болевые точки хворают» не по причине конструктивных недоработок, а по вине непосредственного ездока… -Все что торчит , а это : крылья , руль и подножка, «принимают» на себя , при падениях , полный набор встречи с землей». Поломанное заднее крыло , это как поломанные уши у борца… -Тут необходимо так «извратиться» что бы воткнуться поперек вилки , точно попав в крыло. -Не буду оригинален если скажу «что все познается в сравнении»! -Тут давеча довелось узреть некое недоразумение на «подопытных» кТмах… -Решено заглянуть внутрь поглубже, сколько и как «насиловали» мотик до нас, стало понятно что надо лезть дальше и глубже… -Есть хорошая фраза «не мешайте технике работать»… -Ладно, идем дальше . тем более что «ходить» тут особо негде… -Запчасти на КТМ «от Версаче» , хоть на трильяж ставь. -На заводной лапке прыгали вдвоем , еле еле сдвинули поршень. -Решили отделить мото-квадро технику от всей остальной , дабы «вирус свободы» не передался легковушкам… -Сильно много внимания , вопросов , желания помацать и пощупать мотики у посетителей СТО. -Сняли , посмотрели … и ничего вразумительного в этом маленьком , невзрачном , безинформативном кусочке пластика, с какой то жижой внутри, не обнаружили.(о аккамуляторе) -Кинули клич , клич вернулся вместе с новым аккамулятором BOSCH М6 009… -Из за раскаленного колена глушителя были проженны уже двое штанов , пришлось прикупить приспособу, назвали мы ее «змейка» из-за похожего строения и внешнего сходства со змеей… -При падении мотоцикла , руль "вошел" в камни и надо же было такому случиться , от удара прокрутилась внутри клавиша переключения света…
Ну и в качестве итогов "общения" с эндуро, открыта тема "год с эндуро", а уже через год, следующий этап о двхгодичной эксплуатации " два года вместе с эндуро"