Все не доходили руки до описания изготовленных каркасов безопасности. Сейчас могу точно сказать, очень нужная штука для людей использующих внедорожник по "бомбовски". То есть тех, кто не объезжает препятствия, лезет в гору под креном или участвует в соревнованиях. Много было случаев, в том числе и у меня лично, когда каркас очень хотелось, но после аварии. Правильная русская пословица "пока гром не грянет, мужик не перекреститься". Первый опыт "посмотреть" был на 80ке Влада. Конечно сделано по правилам, омологирован и вообще каркас выглядел внушительно.
Потом появился Мерседес "Гелик" 5.0 спортивный и подготовленный. Каркас и автономная система пожаротушения очень сильно впечатлили.
Немного позже, но уже с серьезным подходом, каркасом обзавелся и Гранд Арсена. Сделан каркас четко по желанию хозяина, из тех же цельно тянутых труб. Серьезность этого каркаса заключается в принципе - "коробочка". Полностью связанный хребет. Трубы идут и под капелью, и под сиденьями - то есть везде перемычки.
После всяких сомнений, каркас безопасности установил и сам Андрей. Цель не стояла соответствовать спортивным стандартам, просто обезопасить себя и пассажиров от возможных "недоразумений". Была взята цельнотянутая труба и в условиях тюнинг ателье согнули и сварили каркас на Чероки.
Плюс это безопасность, минус это дополнительный вес и неудобства при езде (если не пристегнут), можно получить синяки на голове. Кстати для снятия ударов каркас "обворачивается" мягким материалом.
Q: Что такое каркас безопасности?A: Официальная формулировка: "Каркас безопасности -- пространственная конструкция, предназначенная для предотвращения серьезной деформации кузова в случае столкновения или переворота автомобиля." (РАФ, официальный перевод ст. 253 приложения J МСК FIA)
Для тех, кто пока совсем ничего не понимает: каркас безопасности -- это конструкция из стальных труб, собранная внутри автомобиля и прикрепленная изнутри к кузову, которая должна сохранить жизненное пространство для экипажа в случае аварии.
Каркас делается только из круглых труб. К конструкции и материалу предъявляются жесткие технические требования.
Q: Что такое омологированный каркас и что такое неомологированный каркас?A: Фирмы, занимающиеся производством каркасов могут отступать от ряда технических требований, выдвигаемых FIA, но при этом каркас должен подвергнуться процедуре омологации. В данном случае омологация -- это согласование конструкции, материала и технологии изготовления с представителями FIA или национальной автоспортивной федерации (в нашем случае РАФ). В частности, если производитель собирается использовать в своем каркасе материал, отличающийся по характеристикам от требований FIA, каркас должен быть подвергнут статитеским нагрузочным испытаниям (говоря проще засунут под пресс , или должен быть представлен численный расчет прочности по определенной методике. Другая распространенная особенность -- крепление каркаса к кузову. Если производитель собирается крепить каркас к кузову автомобиля сваркой -- омологация обязательна. Так же в ряде случаев отступают от предписанной FIA схемы каркаса, что тоже требует омологации.
В то же время FIA допускает применение и неомологированных каркасов. В таком случае каркас должен быть сделан из определенной стали, труб определенных размеров, иметь определенную конструкцию и крепиться к кузову болтами.Один и тот же производитель может выпускать омологированные каркасы, и неомологированные, но отвечающие указанным требованиям FIA, такие случаи известны.
Всем, желающим разобраться в этом вопросе досконально, рекомендуется ознакомиться с содержанием ст. 253.8 Приложений J к Международному Спортивному Кодексу FIA на http://www.fia.com, приложения 14 к КиТТ РАФ (http://www.raf.su), приложения 9 к КиТТ и собственно КиТТ (Классификация и Технические Требования).
Q: Как получить омологацию на каркас?A: Для начала выяснить, кем сделан каркас, далее надо будет связаться с производителем, и задать этот вопрос ему
Q: Пустят ли с неомологированным каркасом на клубное ралли?A: Да, если он соответствует требованиям ст. 253.8.1 - 253.8.3 МСК FIA или п.п. 3.9 - 3.22 (без п.п. 3.22.1 - 3.22.3) КиТТ. (Основание -- реклама Приложение 14 к КиТТ, п. 3. "Сохраняется право эксплуатации и построения каркасов безопасности соответствующих требованиям п 8.1 - 8.3 Приложения J к МСК FIA, либо п.п. 3.9 - 3.22 (без п.п. 3.22.1 - 3.22.3) КиТТ, без любой дополнительной документации")
Q: Пустят ли с неомологированным каркасом на Р1К?A: Да. См. предыдущий вопрос. Исключение могут составить автомобили групп WRC, Super1600 и Super2000.
Q: Что такое сертификат на каркас?A: Это документ, выдаваемый производителем каркаса. Содержит идентификационные данные автомобиля, на который установлен, собственный номер каркаса и сведения об омологации. Сертификат имеет определенный срок действия. В ряде случаев может быть продлен производителем. Сертификат предъявляется на технической инспекции и обычно снимает все остальные вопросы к каркасу.
Q: Что за табличка приваривается к каркасу?A: Содержит номер каркаса, наименование производителя и номер омологации.