С вчерашнего дня , государственная граница между Херсонской , Запорожской областями и Крымом , в трех пропускных пунктах , приобрела статус административной, таможенный контроль на ней не осуществляется. Тем не менее, с учетом того что эти области продолжают оставаться прифронтовой зоной, на контрольно-пропускных пунктах работает погранслужба и ФСБ для фильтрации, чтобы не допустить проникновения диверсантов. А вот таможенный контроль и таможенные операции в пунктах пропуска не осуществляются, что должно уменьшить очереди в обе стороны.
По прошествии пол года , мы снова имеем необходимость посещения «новых территорий», а раз так , то и короткий очерк о поездке , не заставит себя ждать. Итак , раннее утро, нас двое в новом «извозчике Малыше» , летим по трассе на Красноперекопск ( будем ждать штрафов , так как сильно спешили). Дальше Армянск и «военная дорога» на Чаплынку. Наш полет прервала таможня , которая как известно «добра особо никому не дает» , зато доходчиво объясняет кто на земле русской хозяин. Вот сколько раз я уже писал о этих пропускных пунктах , в надежде что когда то произойдут изменения , в отношении людей имевших «счастье» пересекать сей редут , но похоже это уже не исправить. При том что смежные территории стали как бы нашими , НАС туда пускают только после проверки , абсолютно аналогичной той ,которая была при Украине. Что изменилось непонятно! Хотя нет понятно- изменилось дорожное полотно в сторону Каховки, если конечно то что осталось от некогда асфальта , можно назвать «полотном». По факту «дороги с твердым покрытием» нет! Местами приходилось ползти 2-3км/час , чтобы сохранить ходовую часть машины . При этом военные УРАЛы , не зависимо от груза и компоновки, «валят на все деньги» , что заставляло нас «букашек» , прижиматься к тому, что называется обочиной. Вот в таком режиме , стирая эмаль на зубах от бессильной злобы , на себя , на слабую ходовку авто , безапелляционность грузовиков и постоянные остановки на КП , мы черепашьим ходом двигались от одного поста до другого. Полтора десятка КП и наши паспорта стали превращаться в тряпочки , а крышка багажника перестала закрываться. Ввиду того что постов на этой , одной , прямой дороге много и находятся они друг от друга , практически в зоне видимости , выглядела эта бесконечная проверка немного странно , а наш пустой багажник вообще не лепо. Как известно «все проходит и это прошло» , так мы и дочапали в пункт назначения Каховку. Ко всему прочему «наша» мобильная связь здесь связываться отказалась и нам пришлось искать кафе, для того чтобы позвонить по интернету своим приятелям на месте. Пока ехали по городу , обратили внимание на практически полное отсутствие людей и совсем мизерный трафик транспорта , но тогда мы этому факту значения не придали и зря. Через время мы уже встретились с кем планировали и все вместе отправились в строительный супермаркет , на другой конец города. Именно здесь произошло событие , оставившее след в памяти каждого участника . Но все по порядку. Надо понимать , что торговля , в местах подверженных обстрелам , а Каховка является таковой , находится в плачевнейшем состоянии. В лучшем случае работают несколько продуктовых магазинов и то с графиком «на усмотрение владельца» . По другим «второстепенным» материалам , куда относятся стройтема , вообще ситуация аховая . По сути нет как продавцов , так и естественно покупателей . Тем не менее люди как то друг другу помогают и находят варианты . Мы в рамках вот этой взаимопомощи и прибыли в стройсупермаркет , такой себе аналог нашего Эпицентра. Только вышли из машины , идём к воротам и тут ...как бабахнет! Грохот неимоверный , уши сразу заложило , тут же полетели осколки бетона , куски обшивки и прочих предметов . Притом что никому из нас раньше не доводилось попадать под обстрел ,(охотники не в счет) а это был реальный прилет , инстинктивно , согнувшись «в три погибели» , все рванули в укрытие . Забежав в здание , мы оказались далеко не первыми , внутри уже сидели люди и ужас буквально застыл на их лицах. Не знаю что было на наших , но уж точно не беззаботная удаль. Методом слухового определения , пришли к общему мнению , что прилетело не дальше 200м от нас и сильно повезло , что мы оказались за стеной от взрыва. В нашем «коллективе» оказался опытный очевидец, который настойчиво и предложил, если есть авто уезжать быстрее с этого места , так как второй прилет будет обязательно. Мы не стали сопротивляться и рванули к машине , на которой буквально через минуту летели по пустым улицам Каховки . Уже выезжая за пределы города , нашему товарищу поступает звонок: « второй прилет и часть магазина горит!»…та часть где мы только что сидели в укрытии-это была жесть! Ощущение второго рождения получили все сидящие в машине! Обратно добирались уже менее агрессивно настроенные на «дороги , УРАЛы и КП» , хотя и поехали по другому пути , через Каланчак. Только заехав в Крым , чуть выдохнули , действительно повезло , поэтому проходили процедуру «таможни» уже «на автомате» , пусть делают свое дело. Вот такая история , которая не только показала как хрупка на самом деле жизнь , но и мгновенно «мокнула» в атмосферу войны. Ни рассказы как это жутко , ни даже реальное видео взрывов, никогда не заменят личного присутствия…никому не пожелаю испытать подобное. PS. Уже позже , когда мне прислали фото воронки и видео процесса тушения торгового зала , я в очередной раз осознал , на сколько рядом мы находились.На этом пока все.