13 февраля. Ничего не предвещало из ряда вон выходящего. Еще за день до поездки лил дождь, а ночью пошел снег – условия для прохвата лучше не придумаешь. Маршрут определили заранее, участников тоже, поэтому в 9:00 все собрались на Феодосийской трассе. Этот пробег условно можно разделить на 4 этапа - драйвовый, познавательный, ремонтный и спасательный. Драйвовый. Очень удачно, практически вначале пути наш «квартет» свернул в поля. Определив направление, двигались четко по нему, объезжая только непреодолимые препятствия. Неслись в уже «бомбовском» режиме - благо машины позволяют, да и количество не «напряжное». Достаточно быстро дошли до 2й части нашего пробега - познавательной.
Первая остановка – Армянская церковь. Находится в красивейшем месте, среди гор и лесов. На удивление, за много лет церковь сохранилась, и еще можно увидеть былую роскошь этого сооружения в виде фресок, лепнины и резьбы. Внутри мы нашли тайник геокешинга, кто не в курсе, это такая игра. Люди принимающие в ней участие прячут «тайники» с записками и мелкими вещами. Кто нашел, тоже участвует – кладет свою вещь, пишет записку. Практически случайно, мы также приняли участие в этой игре. Осмотрев окрестности, продолжили свой путь, и направились к не менее известному месту - таврские захоронения. Находятся глубоко в лесу, представляют собой высеченные из камня плиты, выложенные в виде прямоугольного колодца. За много лет эти древние сооружения были многократно разграблены, но и сейчас можно разглядеть геометрические пропорции и правильность форм искусственно обработанного камня.
Не проехав и 3х км от последней познавательной остановки, наш пробег плавно перешел в 3й этап - ремонтный. На одном из подъемов, на TLC 105 «вышли из строя» 2 шруса! Такого еще не было. Сразу два и практически одновременно. Остановка, диагностика, ремонт. Благо этот ненадежный узел был в запасе, даже два, поэтому замена заняла не более полутора часов. Огромная благодарность Сане Волкову – сделал все оперативно. Как раз и время на трапезу появилось. На этом «пауза» закончилась и мы продолжили путь. Тонкости ремонта опишу в разделе "Опыт издевательств TLC 105".
И вот наступил итоговый этап – спасательный. Он же и стал ключевым в этой поездке, поэтому и прохват называется «Спасение рядового Раена». На самом деле этот рядовой Раен – это Рено Логан, но созвучно, согласитесь. После ремонта наш путь пролегал уже через леса. Так как дорог особо не наблюдалось, шли по просекам лесозаготовок в направлении перевала Ворон. Постоянно попадались «ловушки» и «места с сюрпризами», поэтому «сидели» все. Уже на вершине «промазали» поворот и на спуске, поперек дороги, в луже наблюдаем … Рено Логан! Сначала даже глазам не поверили. Стоит машина, такая все в рекламе, и рядом два экстримала, и в руках у них ручная лебедка на 300 кг, которой они «тянут» своего «покорителя бездорожья».
Естественно наш кортеж остановился, тем более Рено перегородила дорогу. Отмечу, что дорога давно не езженая, а в прошлом явно использовалась ГАЗ 66 для перевозки леса. Колеи «по колено» еще и «нарезаны» одна в другой. То есть по логике Рено Логан мог сюда попасть только по воздуху. С этого момента и началась спасательная операция. К общему неудовлетворительному состоянию дорожного полотна добавился снег, неожиданно небо «прорвало». Также пришлось расчищать завалы поваленных деревьев, и убирать бревна с дороги. А как ехал Логан! Бампера как трансформеры, принимали формы препятствий, а ходовая часть выполняла роль санок. На тросу особо не поманеврируешь, приходилось отцеплять – 10м прошел сам, опять прицеплять, итак 15 км сплошного ужаса для машины. Особо запомнились водные преграды. Кто нибудь видел Рено Логан сходу проходившего реку, или пробивающего лед? Можем похвастаться - мы видели! Когда лесник открывал шлагбаум, чтобы мы выехали, он испытал шок – видать такое авто через его пункт ранее не проезжало.
Конечно, не только Рено доставалось, но … сейчас пойдет реклама – удивительная машина, «безбашенные» ребята, кстати одесситы Виталий и Саша. Как это Рено выдержало крымское бездорожье, до сих пор никто понять не может.
Уже на трассе посмотрели на машинку, внешних повреждений нет, все детали на месте, и со слов экстрималов, опять готова в бой! По крайней мере на Феодосию поехала своим ходом. Напоследок сделали остановку, чтобы пожать руки одесситам, посмеялись , поудивлялись и домой на Симферополь.
Классный был прохват! И хотя по объективным причинам конечной точки маршрута мы не достигли, зато событий за короткое время получили сполна.
В километре от села Богатое находится средневековый армянский храм, с которым интересно познакомиться. В XI-XII вв. часть армян, спасаясь от угнетателей, турок-сельджуков, вынуждена была покинуть родину. Некоторые обосновались в Крыму, главным образом между Белогорском и Феодосией, где и сохранился ряд исторических памятников этого народа. Первоначально храм носил имя Спасителя; во второй половине XIX в. при нем был монастырь св. Ильи, куда приезжали не только молиться, но и укрепить здоровье, пожить среди красивой природы.
Остатки большого красивого храма находятся за селом, на пригорке среди старых каштановых деревьев. Храм относят к XIV в. Первоначально он носил имя Спасителя; во второй половине XIX в. при нем был монастырь св. Ильи, куда приезжали не только молиться, но и укрепить здоровье, отдохнуть среди красивой природы долины Кучук-Карасу. Несмотря на значительные разрушения, все ещё сохранилось много интересных архитектурных деталей. По ним можно судить о его былой красоте и величии. Стены и свод украшены искуссной резьбой по камню. Рельефные изображения у алтаря выполнены на евангельские сюжеты. Необычен свод храма: по краям он стрельчатый («двускатный»), а в центре крестовый, состоящий как бы из четырех сводов, «встречающихся» в верхней точке. Из темных низких помещений, расположенных позади апсиды, ступеньки в толще стены ведут еще в одну камеру под крышей. Этот памятник интересен тем, что в нем сочетаются элементы национальной армянской архитектуры (например, орнаментальная резьба по камню, рельефы вместо росписи стен) и западноевропейской (протяженная форма базилики у здания, крестовый свод на нервюрах). В середине XIX века весь монастырь и в том числе храм, интерьер которого украшен интереснейшими древними барельефами, был полностью восстановлен и играл активную роль в жизни колонии. Координаты WGS84 N 45° 1.268' E 34° 45.60' http://family-travel.narod.ru/Arm/Arm.html
Остановка на краю леса в поисках таврских ящиков (погребальных каменных ящиков)
Поискав немного информации, очень увлекся чтением и не мог не поделиться интересной историей Крыма:
Кроме могильника Мал-Муз в Байдарской долине, все остальные горнокрымские памятники, а их порядка шестидесяти, разрушены и ограблены, но сохранившиеся останки позволяют утверждать, что каждый каменный ящик использовался для многократных погребений. Умерших укладывали в скорченном положении на боку до тех пор, пока каменный ящик не заполнялся. Тогда его очищали от костей, оставляя лишь черепа, и продолжали хоронить. В одном из погребений Мал Муза обнаружено 68 черепов. Вероятно, каждое погребальное сооружение служило родовой или семейной усыпальницей.
Инвентарь каменных ящиков, в основном бронзовый, состоит из различных украшений (гривны, серьги, очковидные подвески, булавки, браслеты, спиральные пронизки, перстни, бусины, раковины каури), бытовых предметов (железные ножи, иглы, каменные оселки), предметов вооружения (кинжалы с навершием брусковидной или антенной формы и почковидным перекрестием, наконечники стрел скифских типов), конского снаряжения (железные трехдырчатые псалии, двухсоставные удила, в том числе бронзовые со стремечковидными концами, различные кольца и бляшки). Керамика встречается редко. Все могильники датируются в пределах VI–V вв. до н.э.. У тавров проявления древней мегалитической культуры сохранялись на протяжении I тыс. лет до н. э., к концу которого она приходит в упадок по мере увеличения контактов с более динамичными греческой и позднескифской культурами. Еще в прошлом веке горный и прибрежный Крым представлял собой редкую картину обилия подобных памятников, в особенности каменных ящиков, которые иногда называют крымскими дольменами. В отличие от кавказских дольменов — грандиозных наземных сооружений из цельных каменных плит с круглым отверстием в торцовой вертикальной стенке, крымские дольмены несколько меньше по размерам и обычно скрыты под земляной насыпью. Тавры - этнос, вся история которого связана с Крымом (и только с Крымом). Если для многочисленных, кочевавших на огромных пространствах скифов и, позднее, сарматов Крым был лишь окраинной территорией, то, по всем письменным и археологическим источникам, история тавров началась и закончилась на полуострове, за пределы которого они никогда не выходили.
Древнегреческое слово "tauros" переводится как "быки". На этом основании делался вывод, что греки назвали так местных жителей, поскольку у них существовал культ быка. Выдвигалось предположение, что крымские горцы называли себя каким-то неизвестным словом, созвучным греческому слову "быки". Наконец, в соответствии с третьей версией, Тавром греки именовали горную систему в Малой Азии. Осваивая Крым, эллины, по аналогии с Малой Азией, назвали Тавром и Крымские горы. От гор получил свое наименование живший в них народ (тавры), а также полуостров (Таврика), на котором они располагались. Впервые тавры упомянуты в "Истории" Геродота. Это сочинение написано в середине V в. до н. э., но о таврах речь идет в связи с событиями, скифо-персидской войны, которая датируется современными исследователями в хронологическом диапазоне между 519 и 510 гг. до н.э. Когда персидский царь Дарий I Гистасп стоял на границе Скифии, скифы обратились с просьбой о помощи к царям соседних племен. С некоторыми из них удалось найти общий язык, другие, в том числе и тавры, отказали им в поддержке. Геродот кратко описал территорию, населяемую таврами. По его словам, это гористая, выступающая в Понт страна, расположенная между Керкинитидой и Херсонесом Скалистым или, если пользоваться современными топонимами, между Евпаторией и Керченским полуостровом.
"Отцу истории" принадлежит и наиболее яркое описание обычаев тавров. Они приносят в жертву богине Деве потерпевших кораблекрушение или захваченных в открытом море эллинов. В святилище Девы головы жертв прибивают к столбам, а тела сбрасывают с утеса или, по другим сведениям, предают земле. Головы пленных врагов (вероятно, захваченных в ходе военных действий, а не грабежей), насаженные на длинные шесты и выставленные над домами, становятся стражами жилища. "Живут тавры грабежами и войной", - подытоживает Геродот.
покатуха супер!!очень понравилось совмешение скорости с засадами!!!в первую часть покатухи скорости были не меньше ста км!!даже мальникий трамплин давал ощушение полета!!супер ! ну и конечно запомнились кольи от шишаги!папарились мы там!чего только стоил разъезд РедБула с Тихомиром на узкой дороге с обрывом.буквально еще 2 см и крузаки бы прочесали друг друга!! но больше всего конечно удивило Рено!!!это нечто!мы ехали взади и просто удивлялись!!как?? ну как оно так едет??даже в шутку прикалывались:"мы наверно задерживаем парней!если бы не мы они бы давно уже дома были" в общем все супер!!!спасибо за классно проведенное время!
Неожиданное продолжение «Спасения рядового Раена». Сегодня Саша и Виталик привезли нам презент, так сказать за помощь - 10 литров грузинского вина! Приятно, черт возьми! Хотя и не за презент помогали, но все равно спасибо.