С 1991 по 2013 год на территории Крыма ежегодно проходил крупнейший фестиваль электронной музыки – «Республика КаZантип». Почти вся продвинутая и отвязная молодежь успела хоть раз оказаться в Крыму на одном из проходивших фестивалей. А все начиналось с ежегодных соревнований по виндсёрфингу и фанборду, на мысе Казантип, на Азовском море. Немногим позже фестиваль «Республика КаZантип» приобрел культовый статус и известность на территории всего постсоветского пространства и за рубежом. С 2001 года по 2014 праздник музыки и свободы «прописался» на берегу Черного моря ,в поселке Поповка под Евпаторией. Но в 2012 году , на фестиваль был наложен запрет, причиной тому стали разврат и запрещенные вещества, хотя официально его закрыли из за нарушений противопожарной безопасности и санитарных норм . В 2015 году фестиваль вернулся в Крым под названием Befooz, но снова был закрыт. По сути, властей стала «напрягать» излишняя свобода и бесконечное ощущение праздника в этом месте. Позже площадка уже бывшего Казантипа, неоднократно открывалась и закрывалась, последний раз уже под вывеской Z.City . Но не об этом очерк, а о атмосфере внутри и невероятных строениях , расположенных на площади более 6ти гектар. Именно в Поповке студенты Московского архитектурного института смогли реализовать свои дипломные работы, на основе мягких оболочек в виде инсталляций и арт-объектов в духе Сальвадора Дали. До сих пор эти архитектурные шедевры и арт-объекты целы , хотя и названы с легкой руки местных чиновников, «наркоманской архитектурой». Как бы то ни было ничего похожего в Крыму до Казантипа не строили , что и выделяет эту площадку среди всех прочих. Именно непохожесть в архитектуре и малых формах , привлекает сюда не только тусовщиков , но и людей разных взглядов и предпочтений. Мы посещали «Казан» ,когда он был в расцвете, мы приезжали сюда когда он стал спортивным , позже просто гуляли среди инсталляций , а зимой приезжали на мотоциклах. При всей противоречивости,что и заставило внести его в раздел недостопримечательностей, это место уже стало культовым и хотя бы раз там обязательно стоит побывать.
На берегу урочища Атлеш, что на Тарханкутском полуострове, неподалёку от популярной у дайверов Чаши Любви, находится место , о котором мало кто знает. Тут же на берегу размещена «подсказка-памятник» -три плиты в черно-белую клетку, а между ними - камень с полустертой от времени надписью "Ихтиандр". А ведь это ничто иное, как место зарождения советской акванавтики. Именно здесь, 23 августа 1966 года , группой энтузиастов из Донецкого Института горной и механической кибернетики, был погружен под воду на 11м , сделанный вручную подводный дом , объемом всего 7м3, рассчитанный на 2х жителей. По специальным трубам в него поступали воздух и пресная вода, еду передавали в контейнерах водолазы. Для освещения ,в куполе сделали 4 иллюминатора из органического стекла, для связи имелся проводной телефон. Первые обитатели, в числе которых был руководитель проекта Александр Хаес, прожили в доме, в общей сложности 3 дня. Эксперимент оказался успешным, получил мировую известность и был подхвачен другими энтузиастами , в других местах , но через три года, все исследования подобного рода были закрыты как бесперспективные , а все наработки остались только на бумаге. В 1970 году, на месте погружения под воду “Ихтиандра-66” ,заложили памятный камень, а в 2006 году был открыт памятник первому советскому дому под водой. «Ихтиандр 66» , точнее то что от него осталось, до сих пор находится на месте погружения… В очередной поездке на Тарханкут , заехали и к этой НЕдостопримечательности.
Мало кто за пределами полуострова знает про Перекопский вал, отделяющий Крым от материка. А ведь это такое же древнее, овеянное легендами и загадочное фортификационное сооружение как Великая китайская стена и ей подобные сооружения прошлого, только сохранилось оно в силу обстоятельств куда хуже. Да и размеры его впечатляют: вал и ров длиной 8475 метров тянутся через весь перешеек — от Сиваша до Каркинитского залива.Самым западным укреплением вала являлась крепость Ферх-Кермен , восточную сторону защищала крепость Ор-Капу. Обе крепости за долгие годы обветшали и сегодня видны только общие очертания. В раздел недостопримечательностей Перекопский Вал у нас попал не случайно, а все потому что именно здесь проходили самые жестокие битвы , что повлекло большое количество жертв. Практически по всей протяженности Вала размещены памятники погибшим воинам из разных противостояний , а сколько всего полегло народу уже трудно даже представить. О глубокой древности этого оборонительного сооружения свидетельствует то, что никто не знает, кто и когда его построил , известно только что ему не менее 2 тысяч лет и что построить вал шириной 15-20 м и выкопать ров глубиной 10 и шириной 40-45 метров, могла лишь высокоразвитая цивилизация. Кто бы первым не построил Перекопский вал, именно турки его серьезно укрепили, добавили внушительные крепости и сделали ров судоходным, поэтому он носит еще одно название — Турецкий вал. Каждое военное противостояние в Крыму , так или иначе проходило через этот Вал, потому что он служил основой укреплений Перекопа, пересекая перешеек в самой узкой его части. На сегодня по большей части , Вал представляет из себя ров и хаотичные нагромождения выбранной земли из него, воды в нем нет давно, а крепости со временем , проявляются только очертаниями. Туристам он не сильно интересен, так как находится в удалении от общепринятых достопримечательностей. К тому же Вал остается стратегическим объектом , границей между Крымом и Украиной, на нем , хоть и в отдельных местах, расположены пограничные заставы, для свободного осмотра доступны только центральная и восточные части Перекопского вала. Не все хорошо тут и с экологией - Вал находится между двумя заводами , Титаном и Содовым. Все это конечно не добавляет популярности древнему обьекту , но возможно позволит сохранить то что осталось, для следующих поколений.
В окрестностях села Каменское (бывшее Ак-Монай) ,находятся знаменитые Ак-Монайские каменоломни, где вся подземная их часть ,вдоль побережья Азовского моря ,испещрена рукотворными лабиринтами и тоннелями. За двести с лишним лет, каторжники пробили около 30км ходов. Ходят легенды, что Ак-Монайские каменоломни тянутся чуть ли не до Керчи и мыса Опук и соединяются со знаменитыми Аджимушкайскими каменоломнями. Много горя и крови помнят эти стены и подвалы. Это место смело можно назвать городом мертвых. Но и в наше , можно сказать не давнее время ,каменоломни стали объектом криминальных действий. В лихие 90-е здесь скрывалась самая кровожадная банда Крыма, которую возглавлял трижды судимый за разбой, грабежи и побег из колонии, особо опасный рецидивист , тридцатипятилетний Петр Бабак. Членов своей банды ,6 человек , Бабак набрал из жителей Ленинского района Крыма, а преступную деятельность банда начала с середины 1994 года. Бандиты действовали на побережье Азовского моря , убивали и грабили отдыхающих, а прятались как раз в Ак-Монайских каменоломнях, их назвали "Псы мёртвого города". Милиция приступила к активному розыску преступников. Каменоломни решили проверить сотрудники ГАИ — старший лейтенант Александр Тарасенко и старшина Игорь Фарафонтов. При осмотре одного из проломом старшина был схвачен бандитами и застрелен. Убив милиционера, бандиты погрузили награбленное в машины и уехали из каменоломен. 16 августа 1994 года ,подельники из корыстных мотивов , убили уже своего главаря Бабака и скрывались по Крыму до 19 ноября, когда при проведении спецоперации большинство членов ОПГ были схвачены в Симферополе. Всех пойманных членов банды осудили и расстреляли. Памятник милиционеру И. И. Фарафонтову, погибшему в 1994 году , при задержании банды, установлен в 2004 году, на месте его гибели, рядом с входом в подземный пролом. Камни и тоннели Ак-Монайских каменоломен до сих пор хранят много тайн и мы пробовали их разгадать в одной из крайних поездок.
Сегодня , так называемое «красное движение» вызывает противоречивые мнения. Исчез СССР, вместе с ним КПСС и Красная Армия. Настало время огромного объема информации , хлынувшей на нас из различных источников. Не малую долю в этом объеме занимают революция и Гражданская война. Вот именно о участниках тех баталий , людей , которые каждый по своему видел будущее нашей страны , но выбрали разные лагеря, это описание. Итак ,17 августа 1920 г. в составе отряда А. В. Мокроусова, в должности начальника штаба Крымской повстанческой армии, прибыл в Крым Васильев А.А. Уже в сентябре того же года, в Белогорских лесах, близ нынешнего поселка Алексеевка, у имения князя Кугушева,после двух с лишним часов боя , с белогвардейцами , «красные» были разбиты. Среди погибших значился и Васильев Александр Александрович (1898–1920), член ВКП(б) с 1918г., бывший красногвардеец, участник борьбы за установление советской власти в Ялте. Вместе с Васильевым А. А., в бою погибли Круглов Федор Степанович – участник революционного движения в Крыму в 1917 г., и боец 3-го Симферопольского полка, И. Бордачев. Их похоронили на месте,в имении князя и только в 1951 г. на могиле, где был похоронен А. А. Васильев, Круглов и Бордачев , был установлен памятник из белого инкерманского камня ,в виде четырехгранного ,трехступенчатого обелиска на квадратном основании. На сегодня памятник не плохо сохранился и поддерживается местными жителями.
В Балаклавском муниципальном округе Севастополя, на самой западной его стороне, в районе Георгиевской балки, практически на побережье Севастопольской бухты, расположена подземная электростанция, под кодовым названием «объект Крот». Это сооружение строилось еще в 30 годы прошлого века и представляет собой гигантский город-подземелье в минимум 4-5 этажей вглубь и огромной площади , до 30 тысяч квадратных метров. «Крот» должен был стать подземным энергогенератором,огромной электростанции, работающая исключительно на угле. Станция состоящая из двух блоков мощностью по 25 тыс. кВт каждый, должна была работать в режиме ГРЭС, то есть обеспечивать энергией весь район Севастополя. До начала войны станция не была достроена и при обороне города в ее подземельях разместили предприятия, при этом основа планов комплекса погибла. Сегодня немалая часть территории катакомб принадлежит Севастопольской Теплоэлектроцентрали, но остается покинутой, труднодоступной и фактически неисследованной. Под землей осталась сложная система тоннелей и залов, кое-что из них подтоплено, много замурованных проемов. Пространство также преграждают металлические герметизирующие двери, но их механизмы не работают, а двери замерли в полуоткрытом положении. Тем не менее объект использовался в качестве декораций для съемок, в частности в «Обитаемом острове» Федора Бондарчука. В целом «Крот» конечно же недостопримечательность , являющейся памятником незаконченным делам, идеям, не получившим воплощения в жизнь.
Евпаторийские Кяризы , галереи выбитые в желтом пористом ракушечнике, еще в средние века, раньше являлись резервной системой водоснабжения города в случае его осады, а так же из них добывали в камень для строительства крепостей древней Керкинитиды . Вода в эту систему поступала благодаря осадкам после дождя, конденсату и грунтовым водам. В коридоры она попадала, проходя через природный фильтр – глину и породу. Влага с потолка и стен стекала в глиняную трубу. Самотеком (коридоры были построены с небольшим уклоном), она двигалась к подземному резервуару-цистерне, находившейся под зданием старых кезлевких бань, которые находились напротив Хан-Джами. Огромное количество узких, кривых проходов в совокупности образовали полноценный подземный город-лабиринт. Мощные стены, запутанные ходы смогли превратиться в неприступную для врага крепость-подземелье и Кяризы много раз спасали жизни населению города. Постепенно , разные строители , сооружали новые коридоры, которые уходили далеко за городскую черту старого города и оканчивались на окраинах современного. После Великой отечественной войны входы во многие «кирязы» Евпатории были засыпаны и забетонированы, так как военные опасались, что подземелья заминированы немцами. Сегодня Кяризы недоступны для посещения, а входы в них имеются только тупиковые. Хотя кяризы в 1990 году и были взяты под охрану, как памятник древности, в реальности они находятся в очень плачевном состоянии. Именно эти обстоятельства , заставляет нас размещать этот древний объект ,в раздел недостопримечательностей.
На Северной стороне города Севастополя , в районе Куриной балки, находится русское воинское захоронение , называемое Братское кладбище. Место для некрополя выбрал сам Адмирал Корнилов – на пологом склоне, напротив, через Севастопольскую бухту, от Малахова кургана. Кладбище изначально называлось Петропавловским – название «Братское» ему присвоил инженер-полковник Э.И. Тотлебен, фортификатор Первой обороны. Здесь захоронены останки русских воинов, павших во время Крымской войны ,а так же моряки погибшие во время Великой Отечественной войны. Всего 472 братские могилы, в каждой захоронены сотни безымянных «нижних чинов» и 130 индивидуальных захоронений офицеров и генералов. Известно , что за 250 дней обороны Севастополя героически пали больше 150 000 человек, уже к 1856 году тут было похоронено 40 тыс.человек. В сентябре 1856 года Александр II дал разрешение на сооружение храма на «добровольные пожертвования», которые поступали со всей России. В народе Свято-Никольский Храм называют "Пирамида" , так как это единственный Православный храм в мире в форме пирамиды . На стенах церкви, размещены 56 диоритовых досок, с наименованием частей, которые отстаивали Севастополь в первую оборону 1854—1855 гг., с обозначением их численного состава и количества павших в боях. Также вмонтированы 38 досок из чёрного мрамора с именами 943 офицеров, генералов и адмиралов, погибших в дни обороны Севастополя 1854—1855 гг. Во время ВОВ ,верхушка храма была разрушена и только в 2012 году был установлен новый крест, который считается самым большим крестом в мире. В глубине кладбища также находятся памятники погибшим на военном линкоре «Новороссийск» и АПЛ "Курск", это одни из последних захороненний. При том что назвать это место достопримечательностью нельзя, Братское кладбище в Севастополе , является одним из реальных памятников мужеству и верности долгу, поэтому люди до сих пор несут сюда цветы.
Инкерман известен скальным массивом из нуммулитового известняка. С античных времён здесь были каменоломни. Во время Великой Отечественной войны этот подземный «город» использовался как склад оружия и госпиталь для раненых красноармейцев. При прорыве немцами обороны Севастополя летом 1942 года в Инкермане произошла трагедия, в которой до сих пор много пробелов и тайн.Так известно , что с декабря 1941 года инкерманские каменоломни заняли части Приморской армии и Черноморского флота, а 27 штолен использовались для складирования боеприпасов. В других подземельях расположились штаб 25-й Чапаевской дивизии, заводские цеха, всевозможные мастерские, швейные и обувные артели. В госпитале 47 медсанбата, по разным данным, единовременно лечились от 300 до 2000 человек. Вместе с военными в штольни ушло около 10 тысяч гражданских лиц. 26 июня фашисты начали прорыв в Инкерманскую долину. Встал вопрос об эвакуации из штолен 5000 человек. 28 июня части немецкой 50-й дивизии форсировали реку Чёрная и вторглись в Инкерман. В ночь на 30 июня (около 2:30) весь южный берег Крыма и даже жители Симферополя услышали грохот от мощнейшего взрыва. Гора Шампань раскололась, а окрестности штолен стали белыми, как зимой. Стена высотой примерно 30 м обрушилась на протяжении около 300 м. Так были подорваны штольни с военным имуществом, а соседние подземелья, где находились люди, развалились от взрывной волны. Сил взрыва была такова, что на немецких позициях на противоположном берегу реки Черной, вблизи развалин средневековой крепости Каламита ,переворачивал противотанковые орудия, а личный состав был осыпан дождем каменных обломков и понес ощутимые потери. В результате часть подвалов обрушилась, похоронив под глыбами скал тысячи несчастных людей, в том числе и гитлеровцев. После падения Севастополя, на одном из уцелевших участков скалы , немцы вырезали в камне памятный знак в честь своих погибших при взрыве. Этот памятник, единственный в Севастополе памятник врага, уцелел и до наших дней. Масштабы случившегося могли бы прояснить раскопки в Инкермане, однако дело осложняется тем, что в послевоенное время штольни продолжали использоваться как часть оборонного комплекса СССР. И на сегодня в этих подземельях захоронено несколько тысяч тонн неразорвавшихся боеприпасов времён Великой Отечественной войны, которые нуждаются в утилизации. Сам же памятник погибшим в этой трагедии , бежевый крест на территории мемориала, находится на скале , неподалеку от остановки общественного транспорта «Железнодорожный переезд». Вход к мемориалу через КПП войсковой части с разрешения дежурного по КПП.
Юхарина балка в Севастополе считается одной из самых протяженных. Свое начало она берет на западном склоне Горной, а заканчивается у Камышовой бухты. Общая площадь составляет около 34 квадратных километров, а протяженность долины чуть меньше 13 км. Севастополь строился как город-крепость, а какая же крепость без подземных складов, арсеналов, переходов, соединяющих укрепления. В пустынном тогда районе Юхариной балки был построен подземный склад химических боеприпасов и боевых отравляющих веществ . Позже Сталин утвердил план создания под Севастополем фактически второго подземного города. Но в июне 1942 года, когда стало очевидно, что город не устоит и что химическое оружие может оказаться в руках фашистов, была проведена сверхсекретная операция: два дня колонна грузовиков курсировала между Юхаринской балкой и Казачьей бухтой, в которой боеприпасы перегружались из кузовов на шхуну «Папанинец». Шхуна, отдаляясь от берега на расстояние от нескольких сот метров до километра, сбрасывала смертоносный груз в море, а затем снова возвращалась в бухту, где уже ждали разгрузки очередные грузовики. Так сотни тонн смертоносного груза, уже больше 80 ти лет лежат на дне Черного моря. Сегодня на территории Юхариной балки расположен небольшой аэродром, где еще с 1908 года базировался спортивный клуб авиации.