07.11.2025, 13:29 // Нововведения по авто и мото.
05.11.2025, 10:35 // Правила и законы по вездеходам.
04.11.2025, 09:09 // Выживаем по любому.
01.11.2025, 14:12 // Знаменательные события сегодня
27.10.2025, 11:16 // Юмор , шутки про ГАИ.
23.10.2025, 09:24 // Изделия по ходу ,и эксклюзив для души.
22.10.2025, 09:37 // Интересные факты о Крыме.
21.10.2025, 10:04 // Самые известные в мире технические соревнования.
11.10.2025, 18:53 // Ведущие автомотоспортсмены мира.
30.09.2025, 12:10 // Смешное про авто.
Обучение эндуро, своя метода.
Сообщений: 46
• Страница 1 из 5 • 1, 2, 3, 4, 5
Обучение эндуро, своя метода.
у меня уже был ,
то такой себе накатки , старшего сына , где методом «сам не особо умею , но научить могу» , мы вместе ломали мотоциклы.
Тогда это был своего рода эксперимент , как молодого парня , до этого , натаскать ездить на эндуро мотоцикле.
«Учебным» аппаратом , за неимением альтернативы, был «дурмашина и бульдог-обжора»- , второй такой же был и у меня , так что «боролись» мы с ними оба.
Учиться на таком дерзком и тяжелом мотоцикле , задача не из легко выполнимых, к тому же , из за частых запусков двигателя , ввиду малого опыта , приходилось постоянно «маслать» заводной лапкой , а это дополнительно лишало сил. за тренировочный « день» ,особенно , по 3-4 часа в вечернее время , после работы , было обычным делом. Удивительно как КТМ только выдерживал такое количество кульбитов!
Уже на 5й день обучения -накатки, курсант с мотобандой по длинному маршруту . Это был наверное самый тяжелый путь , который мы прошли вместе - было все и перевороты и травматичные падения , а каково на все это было смотреть отцу,даже вспоминать не хочеться.
Только спасло тогда парня ,от действительно , а мне стало понятным , что пятидневный опыт не достаточен для ,да еще и на длинные дистанции. Были сделаны определенные выводы и внесены определенные коррективы , в так называемый "тренировочный процесс", где мы уже сугубо вдвоем, "издевались" друг над другом.Но об этом и следующем тренировочно-воспитательном процессе , будет чуть позже. 
Экстрим тур эндуро-начало.
и по мере увеличения навыков , по сути , мы постепенно усложняли планируемые маршруты. В итоге выработали такое взаимопонимание , что стали совмещать отработку определённых упражнений , с нестандартными препятствиями и это принесло определенные плоды.Потом "по компасу",видя плацдарм покорения только на экране навигатора.Позже определили наши предпочтения , где шли к выбранной заранее цели напрямую , преодолевая все, что появится на пути.Этому стилю , как нельзя лучше подошло название -,такое себе совмещение экстрима и конечной , зачастую туристической (географической) цели (точки), с последущим закольцевании общего трека , без пересечений и повторений.Собственно этот формат и стал основополагающим в наших дальнейших поездках. 
Семейный эндуро дуэт .
Что бы уменьшить возможность повторений пройденных треков , на сайте .Дальнейший опыт показал , что эндуро дуэт , это лучший количественно-качественный вариант , для достижения поставленной цели в определённых временных рамках, а «семейный подряд» позволяет ставить планку покорений все выше и выше.
В этом случае « чувство плеча и локтя» не пустые слова и даже если не хватит мастерства одного из членов семьи , другой , если не компенсирует своими навыками , то уж точно поможет морально и физически.
Так мы стали забираться все дальше , глубже и выше, опять же по ходу и понимания как можно преодолевать то ,на что раньше даже не смотрели. «ширилась» , как и увеличивалось количество статей о пройденных маршрутах , при этом желание продолжать совершенствовать навыки никуда не делось. Так мы с сыном сначала сравнялись по потенциалу , а потом Денис уже и обогнал меня, что собственно изменило вектор ответственности, теперь он стал больше помогать мне , чем я ему ...но об этом будет дальше.
А может быть трио?
Важной составляющей этого совместного хобби стало то , что когда «бывший курсант» , стал обгонять своего «наставника» в мастерстве и выносливости, я радовался как ребёнок.
Мне импонировало , что сын становится мастеровее отца, а это значит что я сумел кое чему его все таки научить, ведь никого другого в тренерах у него не было.
Именно этот опыт побудил меня провести тот же трюк , теперь уже со средним сыном, к тому же я «в автомате» получаю «помощника тренера», в лице его старшего брата.
Вот так и началось обучение Глеба , а при его все тех же , сугубо велосипедных навыках и слишком молодого возраста , придётся нам постараться, чтоб довести до него все тонкости ,преимущества и недостатки «семейного подряда».
И кстати одним из подготовительных этапов обучения ,станет прочтение вот этих очерков , от начала и надеюсь до…статьи о том, как младший обогнал всех и меня и старшего брата.
Но это будет позже , для Дениса например, это вылилось в 5 лет ,так что как говориться : «время есть» , а пока продолжаем …
И вот началось.
О первых шагах я уже писал ранее, поэтому повторяться не буду , кому интересно перейдите .
Ну а я в очередной раз осознал что я далеко не педагог и тренер из меня сомнительный , как только перешел от теории к практике. И если непринужденные беседы о том , как Дениса третировал и вообще о эндуро в целом и о управлении мотоциклом в частности , малой слушал относительно сосредоточенно , то как только сел в седло ,забыл все напрочь.
А хочется то ,чтоб все с первого раза, чтоб « материал бетонировался в памяти» , поэтому начались нервы, повышенные тона повторных пояснений. тоже энтузиазма не добавлял , при малейших падениях «артачился» и затягивал обучающий процесс.
Как говориться «смешались в кучу кони , люди»
, на это все наложилось непонимание курсантом «принципа работы двигателя внутреннего сгорания» и «агрегатирование его с коробкой передач», да и еще несколько технических азов. Это, в свою очередь, повлекло не восприятие как , зачем и на какой скорости (оборотах двигателя) переключать передачи, как выбирать режим, где надо газовать ,а где притормаживать , ну и все в таком духе. Сразу же вспомнил, что с Денисом было легче , он ездил на авто , в том числе с механической коробкой передач и понимал как повышаться и понижаться . Тут же проявилось психофизическое сопротивление курсанта…в итоге надо делать перерыв- отправили его на время в спортивный лагерь, так сказать «сделали паузу-скушали Твикс» .
Скоро продолжим..
Ну а я в очередной раз осознал что я далеко не педагог и тренер из меня сомнительный , как только перешел от теории к практике. И если непринужденные беседы о том , как Дениса третировал и вообще о эндуро в целом и о управлении мотоциклом в частности , малой слушал относительно сосредоточенно , то как только сел в седло ,забыл все напрочь.
Возврат в исходное положение.
На удивление, по возвращению из лагеря, наш парняга изъявил настойчивое желание вернуться к обучению и мы не стали затягивать с этим делом. Начали с повторения ранее пройденного материала : посадка, баланс тела, работа с органами управления, старт в гору, удержание на склоне . Потом объезд препятствия по минимальной траектории, заезд на небольшие подъемы, разгон и переключение передач, езда в стойке на минимальной скорости. Все это происходило по вечерам , после работы , на пустыре , недалеко от нашей базы. Надо отметить , что физические кондиции курсанта имеют определяющее значение , удерживать и поднимать с земли 100 килограммовый мотоцикл -должны быть силенки! Если бы он не справлялся с этими «попутными» составляющими мотоциклиста, дальнейшее обучение было бы гораздо сложнее, но нам в этом смысле «повезло».
За два-три часа усиленных упражнений, мы сумели вернуть ранние навыки и даже наработать новые, по крайней мере устранили «детские» ошибки , типа рывкового трогания, или трогания с повышенной передачи , заведомо не включенной ,также »подняли» его с сидения и «поставили на ноги».
По концу тренировки малой был изрядно измотан , что даже белье ,вместе с подшлемником можно было выкручивать, зато по приезду домой, сразу же взвесился и заявил что с таким подходом на его соревнованиях по самбо ,может уйти в весовую категорию ниже.
Зато теперь он понял насколько энергозатратны занятия эндуро! Далее будет.
Первый выезд за полигон в поля.
Я сам не являюсь сторонником рутины и почитателем планомерной отработки конкретных упражнений , на ограниченном пространстве ,именно поэтому исповедую метод обучения «суровой практики», так сказать «в полях». Для этого , как в случае с Денисом, так и в нынешнем обучении , буду чередовать отработку навыков на полигоне, с движением «по маршруту» , а в паузах и на стоянках «теоретическая накачка» , пояснения и ответы на вопросы ,возникшие по ходу. Как для достижения каких либо спортивных успехов ,считаю свое видение не совсем продуктивным , но для получения удовольствия « от себя, на фоне окружающих красот» очень даже. Если курсант решит удосконалить свои навыки до уровня профессионала , то это будет уже его выбор , а я как отец , приму его и даже найму профильного специалиста, если в этом будет жизненная необходимость. А пока мы рванули «в поля» , а все для понимания того ,чему сумели научить за такое короткое время и для непринужденного общения в настоящей эндуро среде. Описание поездки есть , если коротко , то поездка удалась и прошла в душевной , семейно-дружеской атмосфере, что в свою очередь создало условия для продолжения обучения.
Места тренировок , "природные полигоны".
Меня часто спрашивают ,где мы собственно обучаемся, где находятся места ,позволяющие отрабатывать те или иные навыки? На самом деле ничего «военного», эти места расположены рядом с , так сказать в «пешей доступности» , их несколько и на каждом отрабатываются свои, определенные навыки. Вообще эти полигоны были найдены нами давно , еще даже раньше чем начали заниматься эндуро, . Самым первым был , в который входили 3 участка , на сегодня они используются частично и точечно, ведь мотоциклам не нужны большие площади. На повышаем навыки езды ПО, МЕЖДУ и НАД препятствиями , в виде камней ,бревен , покрышек и прочих «неприятностей для авто». Ничего специально не устанавливали и не готовили, все сформировалось со временем и по воле случая.
Второй полигон - это высохший ставок ,посреди поля , с высотой земляных бортов порядка 6-10м и размером со стандартный стадион. Здесь обучаемся взятию коротких подъемов и спусков, езде по склону и всему тому что предполагает, по крайней мере на начальном этапе, падение , а ввиду мягкости грунта и наличию густой растительности , уменьшает риск травматизма.
Третий обширный участок -это , там действительно много мест для тренировок , единственное что напрягает на том же начальном уровне ,так это наличие камней и возможного жесткого падения.
Четвертый , мы его назвали «экзаменационный плацдарм» , это три каменистых подъема ,разного уровня сложности ,которые надо осваивать по мере увеличения навыков, две «ямы» , от «покатой» где около 8м вниз -5м дно- 7м вверх и «острой»: 10м круто вниз- 3м дно-10м вверх, где проверяются полученные навыки спуском вниз , разворотом на пятачке и подъемом вверх с места. Итоговым экзаменом «выступает» небольшая горка , около 5м ,с малым отрицательным склоном (около 30см) на выходе. Для тренировки есть такой же рядом , но уже «пробитый» колесами.
Для опытных наездников все эти полигоны не представляют сложности и являются как раз своеобразным тестом новичка , для «допуска в лес», поэтому именно на них мы опробируем своего младшего курсанта.
Второй полигон - это высохший ставок ,посреди поля , с высотой земляных бортов порядка 6-10м и размером со стандартный стадион. Здесь обучаемся взятию коротких подъемов и спусков, езде по склону и всему тому что предполагает, по крайней мере на начальном этапе, падение , а ввиду мягкости грунта и наличию густой растительности , уменьшает риск травматизма.
Третий обширный участок -это , там действительно много мест для тренировок , единственное что напрягает на том же начальном уровне ,так это наличие камней и возможного жесткого падения.
Четвертый , мы его назвали «экзаменационный плацдарм» , это три каменистых подъема ,разного уровня сложности ,которые надо осваивать по мере увеличения навыков, две «ямы» , от «покатой» где около 8м вниз -5м дно- 7м вверх и «острой»: 10м круто вниз- 3м дно-10м вверх, где проверяются полученные навыки спуском вниз , разворотом на пятачке и подъемом вверх с места. Итоговым экзаменом «выступает» небольшая горка , около 5м ,с малым отрицательным склоном (около 30см) на выходе. Для тренировки есть такой же рядом , но уже «пробитый» колесами.
Для опытных наездников все эти полигоны не представляют сложности и являются как раз своеобразным тестом новичка , для «допуска в лес», поэтому именно на них мы опробируем своего младшего курсанта.
Первый «дальняк» в леса.
Это наверное был , по крайней мере на время , самый сложный и эмоциональный выезд нашего новоявленного трио! По сути мы взяли молодого бойца с собой в лес, опираясь на результаты все тех же тренировок и «картинки», которую нарисовали себе, после его сданных промежуточных экзаменов.
Более того в рамках все того же принципа , мы выбрали неизвестную местность , с промежуточной целью «охладиться в море».
Описание самой поездки , мне же остается только уточнить некоторые детали, связанные с обучением и получением навыков нашим юным курсантом. При том что малой прошел весь маршрут в 86 км, при этом «осуществил» полтора десятка падений , среди которых три достаточно волнительных, сломал лапку переключения передач , согнул лапку тормоза и руль, но главное выдержал все!
В основном падал из за колейности, это те навыки ,которые объяснить практически невозможно, их можно только отработать. Также падал на сыпучих спусках, передавливая передний тормоз и пуская в юз заднее колесо – тоже практический навык . При всем при этом блестяще проходил подъемы , в том числе сыпучие ,каменные и достаточно крутые, что сильно нас порадовало. Нам пришлось по ходу перестраивать настройки мотоцикла, изменять углы наклона как тормозной лапки , так и рычагов сцепления и переднего тормоза- в «боевых» условиях все стало по другому. Так как упала общая скорость нашего передвижения , пришлось буквально заставлять его ехать «на ногах» и смотреть не под колесо , а вперед , на 20 -30 метров. К тому же типичная детская невнимательность приводила к «уходам с траектории» , влетании в лужи между колей, или смещению с уклона в повороте. Одним словом пришлось нам всем напрячься , все таки лес , с его непредсказуемостью , это отличный как ликвидатор, так и мотиватор. Но главное ,что желания продолжать мы мальцу не «отбили» , поэтому будем пробовать дальше , хотя брать его с собой в «неизвестность», все таки еще рановато.
А теперь в песочные «поля»
В качестве продолжения обучения и получения практики вождения эндуро мотоцикла , но теперь уже в песках , отправились в дальние края. Выбор пал на Раздольненский район, северный Крым, к тому же нам надо было закрыть пробел и все таки . Детальнее об этой поездке , я лишь дополню определенными наблюдениями и выводами, связанными сугубо с обучением. При том что жара была за 40 градусов ,к тому же тень на побережье, как известно, найти сложно, мы прошли весь запланированный маршрут , можно сказать «на одном дыхании». Скорость прохождения у нашего курсанта однозначно выросла, не смутили его и «новые» препятствия , типа болота-трясины , рыхлого песка и крупной пахоты. Также , не без опасения ,но прошел несколько крутых каналов и арыков , а поля с «травой по пояс» брал как комбайн.
То есть наши наставления даром не прошли и если с горно-лесным ландшафтом есть некоторые проблемы, то с песочно-полевым все прошло неплохо. В поездке был один участок, бывший ракушечный карьер, где мы вывели Глеба из зоны относительного комфорта и заставили «вспомнить горы». Но к нашему удивлению, он достойно справился с поставленными задачами, хоть и пыхтя, взобрался (и спустился) на все то, куда мы сами заезжали. Особо поразило преодоление пахоты , а ее было в этой поездке более чем, где малой , с учетом далекой от правильной подвески его Бесика, пропрыгал можно сказать «на волевых качествах».
Со стороны это выглядело ну уж очень экстримально , а для меня как для отца ,еще и нервозно. Тем не менее ,ни разу не упал , хотя только пахоты было порядка 5км. Что имеем в итоге- прямики, первичный баланс и начальные навыки пользования органами управления мотоцикла, Глеб уже получил,что уже не плохо для 2х месяцев обучения, ну а дальше будем смотреть .
Сообщений: 46
• Страница 1 из 5 • 1, 2, 3, 4, 5
Кто сейчас на форуме
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3
