Пять лет назад у меня уже был некий опыт , если и не обучения , то такой себе накатки , старшего сына , где методом «сам не особо умею , но научить могу» , мы вместе ломали мотоциклы. Тогда это был своего рода эксперимент , как молодого парня , до этого катавшегося только на велосипеде , натаскать ездить на эндуро мотоцикле. «Учебным» аппаратом , за неимением альтернативы, был «дурмашина и бульдог-обжора»- КТМ 450, второй такой же был и у меня , так что «боролись» мы с ними оба. Учиться на таком дерзком и тяжелом мотоцикле , задача не из легко выполнимых, к тому же , из за частых запусков двигателя , ввиду малого опыта , приходилось постоянно «маслать» заводной лапкой , а это дополнительно лишало сил. Два десятка падений за тренировочный « день» ,особенно при взятии подъемов, по 3-4 часа в вечернее время , после работы , было обычным делом. Удивительно как КТМ только выдерживал такое количество кульбитов! Уже на 5й день обучения -накатки, курсант изъявил желание катнуть вместе с мотобандой по длинному маршруту . Это был наверное самый тяжелый путь , который мы прошли вместе - было все и перевороты и травматичные падения , а каково на все это было смотреть отцу,даже вспоминать не хочеться. Только обмундирование спасло тогда парня ,от действительно тяжелых последствий , а мне стало понятным , что пятидневный опыт не достаточен для поездок в группе ,да еще и на длинные дистанции. Были сделаны определенные выводы и внесены определенные коррективы , в так называемый "тренировочный процесс", где мы уже сугубо вдвоем, "издевались" друг над другом.Но об этом и следующем тренировочно-воспитательном процессе , будет чуть позже.
Тренировки в дуэте продолжились и по мере увеличения навыков , по сути как моих , так и сына , мы постепенно усложняли планируемые маршруты. В итоге выработали такое взаимопонимание , что стали совмещать отработку определённых упражнений , с нестандартными препятствиями и это принесло определенные плоды.Потом стали формировать маршруты "по компасу",видя плацдарм покорения только на экране навигатора.Позже определили наши предпочтения , где шли к выбранной заранее цели напрямую , преодолевая все, что появится на пути.Этому стилю , как нельзя лучше подошло название -экстрим тур эндуро,такое себе совмещение экстрима и конечной , зачастую туристической (географической) цели (точки), с последущим закольцевании общего трека , без пересечений и повторений.Собственно этот формат и стал основополагающим в наших дальнейших поездках.
Что бы уменьшить возможность повторений пройденных треков , на сайте стали размещать детальное описание каждой поездки.Дальнейший опыт показал , что эндуро дуэт , это лучший количественно-качественный вариант , для достижения поставленной цели в определённых временных рамках, а «семейный подряд» позволяет ставить планку покорений все выше и выше. В этом случае « чувство плеча и локтя» не пустые слова и даже если не хватит мастерства одного из членов семьи , другой , если не компенсирует своими навыками , то уж точно поможет морально и физически. Так мы стали забираться все дальше , глубже и выше, опять же по ходу набираясь опыта и понимания как можно преодолевать то ,на что раньше даже не смотрели. География поездок «ширилась» , как и увеличивалось количество статей о пройденных маршрутах , при этом желание продолжать совершенствовать навыки никуда не делось. Так мы с сыном сначала сравнялись по потенциалу , а потом Денис уже и обогнал меня, что собственно изменило вектор ответственности, теперь он стал больше помогать мне , чем я ему ...но об этом будет дальше.
Важной составляющей этого совместного хобби стало то , что когда «бывший курсант» , стал обгонять своего «наставника» в мастерстве и выносливости, я радовался как ребёнок. Мне импонировало , что сын становится мастеровее отца, а это значит что я сумел кое чему его все таки научить, ведь никого другого в тренерах у него не было. Именно этот опыт побудил меня провести тот же трюк , теперь уже со средним сыном, к тому же я «в автомате» получаю «помощника тренера», в лице его старшего брата. Вот так и началось обучение Глеба , а при его все тех же , сугубо велосипедных навыках и слишком молодого возраста , придётся нам постараться, чтоб довести до него все тонкости ,преимущества и недостатки «семейного подряда». И кстати одним из подготовительных этапов обучения ,станет прочтение вот этих очерков , от начала и надеюсь до…статьи о том, как младший обогнал всех и меня и старшего брата. Но это будет позже , для Дениса например, это вылилось в 5 лет ,так что как говориться : «время есть» , а пока продолжаем …
О первых шагах я уже писал ранее, поэтому повторяться не буду , кому интересно перейдите по ссылке. Ну а я в очередной раз осознал что я далеко не педагог и тренер из меня сомнительный , как только перешел от теории к практике. И если непринужденные беседы о том как я начинал, как Дениса третировал и вообще о эндуро в целом и о управлении мотоциклом в частности , малой слушал относительно сосредоточенно , то как только сел в седло ,забыл все напрочь. А хочется то ,чтоб все с первого раза, чтоб « материал бетонировался в памяти» , поэтому начались нервы, повышенные тона повторных пояснений. «Китайский конь» тоже энтузиазма не добавлял , при малейших падениях «артачился» и затягивал обучающий процесс. Как говориться «смешались в кучу кони , люди» , на это все наложилось непонимание курсантом «принципа работы двигателя внутреннего сгорания» и «агрегатирование его с коробкой передач», да и еще несколько технических азов. Это, в свою очередь, повлекло не восприятие как , зачем и на какой скорости (оборотах двигателя) переключать передачи, как выбирать режим, где надо газовать ,а где притормаживать , ну и все в таком духе. Сразу же вспомнил, что с Денисом было легче , он ездил на авто , в том числе с механической коробкой передач и понимал как повышаться и понижаться . Тут же проявилось психофизическое сопротивление курсанта…в итоге надо делать перерыв- отправили его на время в спортивный лагерь, так сказать «сделали паузу-скушали Твикс» . Скоро продолжим..
На удивление, по возвращению из лагеря, наш парняга изъявил настойчивое желание вернуться к обучению и мы не стали затягивать с этим делом. Начали с повторения ранее пройденного материала : посадка, баланс тела, работа с органами управления, старт в гору, удержание на склоне . Потом объезд препятствия по минимальной траектории, заезд на небольшие подъемы, разгон и переключение передач, езда в стойке на минимальной скорости. Все это происходило по вечерам , после работы , на пустыре , недалеко от нашей базы. Надо отметить , что физические кондиции курсанта имеют определяющее значение , удерживать и поднимать с земли 100 килограммовый мотоцикл -должны быть силенки! Если бы он не справлялся с этими «попутными» составляющими мотоциклиста, дальнейшее обучение было бы гораздо сложнее, но нам в этом смысле «повезло». За два-три часа усиленных упражнений, мы сумели вернуть ранние навыки и даже наработать новые, по крайней мере устранили «детские» ошибки , типа рывкового трогания, или трогания с повышенной передачи , заведомо не включенной ,также »подняли» его с сидения и «поставили на ноги». По концу тренировки малой был изрядно измотан , что даже белье ,вместе с подшлемником можно было выкручивать, зато по приезду домой, сразу же взвесился и заявил что с таким подходом на его соревнованиях по самбо ,может уйти в весовую категорию ниже. Зато теперь он понял насколько энергозатратны занятия эндуро! Далее будет.
Я сам не являюсь сторонником рутины и почитателем планомерной отработки конкретных упражнений , на ограниченном пространстве ,именно поэтому исповедую метод обучения «суровой практики», так сказать «в полях». Для этого , как в случае с Денисом, так и в нынешнем обучении , буду чередовать отработку навыков на полигоне, с движением «по маршруту» , а в паузах и на стоянках «теоретическая накачка» , пояснения и ответы на вопросы ,возникшие по ходу. Как для достижения каких либо спортивных успехов ,считаю свое видение не совсем продуктивным , но для получения удовольствия « от себя, на фоне окружающих красот» очень даже. Если курсант решит удосконалить свои навыки до уровня профессионала , то это будет уже его выбор , а я как отец , приму его и даже найму профильного специалиста, если в этом будет жизненная необходимость. А пока мы рванули «в поля» , а все для понимания того ,чему сумели научить за такое короткое время и для непринужденного общения в настоящей эндуро среде. Описание поездки есть здесь, если коротко , то поездка удалась и прошла в душевной , семейно-дружеской атмосфере, что в свою очередь создало условия для продолжения обучения.
Меня часто спрашивают ,где мы собственно обучаемся, где находятся места ,позволяющие отрабатывать те или иные навыки? На самом деле ничего «военного», эти места расположены рядом с нашей базой, так сказать в «пешей доступности» , их несколько и на каждом отрабатываются свои, определенные навыки. Вообще эти полигоны были найдены нами давно , еще даже раньше чем начали заниматься эндуро, во времена увлечения джипами. Самым первым был «испытательный комплекс «Bomba Test», в который входили 3 участка , на сегодня они используются частично и точечно, ведь мотоциклам не нужны большие площади. На основном полигоне повышаем навыки езды ПО, МЕЖДУ и НАД препятствиями , в виде камней ,бревен , покрышек и прочих «неприятностей для авто». Ничего специально не устанавливали и не готовили, все сформировалось со временем и по воле случая. Второй полигон - это высохший ставок ,посреди поля , с высотой земляных бортов порядка 6-10м и размером со стандартный стадион. Здесь обучаемся взятию коротких подъемов и спусков, езде по склону и всему тому что предполагает, по крайней мере на начальном этапе, падение , а ввиду мягкости грунта и наличию густой растительности , уменьшает риск травматизма. Третий обширный участок -это балка Тубай , там действительно много мест для тренировок , единственное что напрягает на том же начальном уровне ,так это наличие камней и возможного жесткого падения. Четвертый , мы его назвали «экзаменационный плацдарм» , это три каменистых подъема ,разного уровня сложности ,которые надо осваивать по мере увеличения навыков, две «ямы» , от «покатой» где около 8м вниз -5м дно- 7м вверх и «острой»: 10м круто вниз- 3м дно-10м вверх, где проверяются полученные навыки спуском вниз , разворотом на пятачке и подъемом вверх с места. Итоговым экзаменом «выступает» небольшая горка , около 5м ,с малым отрицательным склоном (около 30см) на выходе. Для тренировки есть такой же рядом , но уже «пробитый» колесами. Для опытных наездников все эти полигоны не представляют сложности и являются как раз своеобразным тестом новичка , для «допуска в лес», поэтому именно на них мы опробируем своего младшего курсанта.
Это наверное был , по крайней мере на время активных тренировок, самый сложный и эмоциональный выезд нашего новоявленного трио! По сути мы взяли молодого бойца с собой в лес, опираясь на результаты все тех же тренировок и «картинки», которую нарисовали себе, после его сданных промежуточных экзаменов. Более того в рамках все того же принципа экстрим тур эндуро, мы выбрали неизвестную местность , с промежуточной целью «охладиться в море». Описание самой поездки есть здесь, мне же остается только уточнить некоторые детали, связанные с обучением и получением навыков нашим юным курсантом. При том что малой прошел весь маршрут в 86 км, при этом «осуществил» полтора десятка падений , среди которых три достаточно волнительных, сломал лапку переключения передач , согнул лапку тормоза и руль, но главное выдержал все! В основном падал из за колейности, это те навыки ,которые объяснить практически невозможно, их можно только отработать. Также падал на сыпучих спусках, передавливая передний тормоз и пуская в юз заднее колесо – тоже практический навык . При всем при этом блестяще проходил подъемы , в том числе сыпучие ,каменные и достаточно крутые, что сильно нас порадовало. Нам пришлось по ходу перестраивать настройки мотоцикла, изменять углы наклона как тормозной лапки , так и рычагов сцепления и переднего тормоза- в «боевых» условиях все стало по другому. Так как упала общая скорость нашего передвижения , пришлось буквально заставлять его ехать «на ногах» и смотреть не под колесо , а вперед , на 20 -30 метров. К тому же типичная детская невнимательность приводила к «уходам с траектории» , влетании в лужи между колей, или смещению с уклона в повороте. Одним словом пришлось нам всем напрячься , все таки лес , с его непредсказуемостью , это отличный как ликвидатор, так и мотиватор. Но главное ,что желания продолжать мы мальцу не «отбили» , поэтому будем пробовать дальше , хотя брать его с собой в «неизвестность», все таки еще рановато.
В качестве продолжения обучения и получения практики вождения эндуро мотоцикла , но теперь уже в песках , отправились в дальние края. Выбор пал на Раздольненский район, северный Крым, к тому же нам надо было закрыть пробел и все таки замкнуть контур Крыма. Детальнее об этой поездке написано тут, я лишь дополню определенными наблюдениями и выводами, связанными сугубо с обучением. При том что жара была за 40 градусов ,к тому же тень на побережье, как известно, найти сложно, мы прошли весь запланированный маршрут , можно сказать «на одном дыхании». Скорость прохождения у нашего курсанта однозначно выросла, не смутили его и «новые» препятствия , типа болота-трясины , рыхлого песка и крупной пахоты. Также , не без опасения ,но прошел несколько крутых каналов и арыков , а поля с «травой по пояс» брал как комбайн. То есть наши наставления даром не прошли и если с горно-лесным ландшафтом есть некоторые проблемы, то с песочно-полевым все прошло неплохо. В поездке был один участок, бывший ракушечный карьер, где мы вывели Глеба из зоны относительного комфорта и заставили «вспомнить горы». Но к нашему удивлению, он достойно справился с поставленными задачами, хоть и пыхтя, взобрался (и спустился) на все то, куда мы сами заезжали. Особо поразило преодоление пахоты , а ее было в этой поездке более чем, где малой , с учетом далекой от правильной подвески его Бесика, пропрыгал можно сказать «на волевых качествах». Со стороны это выглядело ну уж очень экстримально , а для меня как для отца ,еще и нервозно. Тем не менее ,ни разу не упал , хотя только пахоты было порядка 5км. Что имеем в итоге- прямики, первичный баланс и начальные навыки пользования органами управления мотоцикла, Глеб уже получил,что уже не плохо для 2х месяцев обучения, ну а дальше будем смотреть .