Всегда хотелось посетить один из городов героев в День Победы 9 мая, тем более у нас в Крыму героических городов два – Севастополь и Керчь, и этот случай представился. Выбор пал на Керчь, и так как этот город кроме воинской славы, является одним из древнейших городов на всем постсоветском пространстве. Но все по порядку. Осуществить марш посвященный Дню Победы вызвались шесть экипажей, и уже 7 мая состоялся старт пробега, начало которого конечно балка Тубай. В планах участников было проложить маршрут так, чтобы было меньше асфальта и больше достопримечательностей, и мест боевых сражений. Часть маршрута нами была пройдена раньше, на прошлых пробегах, поэтому проблем с навигацией в первой половине марша не было. (Прочитать об этом отрезке пути можно тут)
Белогорские леса, и курс на Феодосию занял немного времени, но в пути были повреждены 2 колеса и пришлось искать шиноремонт в доблестном городе Феодосия. Процедура поиска, а потом и непосредственно самого ремонта заняла у нас четыре часа. Не знаю как в этом городе развито джиперское движение, но то что на объездной дороге в сторону Керчи, ВСЕ шиномонтажки (а их там четыре) не смогли оказать нам помощь в ремонте колес 35 размера. Более того, нам пришлось уговаривать сделать хоть «чтоб доехать», так это произвело впечатление у работников, что можно на дурняк «срубить бабки», пришлось «популярно» довести всю ущербность этой затеи. По итогу колеса отремонтированы, но осадок сервиса Феодосийских шиномонтажек остался, как наверное и у них от нашего объяснения. Тут же рядом, пока длился ремонт, с помощью бензопил, мы помогли Феодосийским коммунальным службам избавиться от сухостоя, тем более нам нужны были дрова и мы с удовольствием помогли друг другу .
А дальше наступила ночь. Темнота не остановила наш порыв ехать строго вдоль моря, и тормозили нашу колону только непреодолимые препятствия типа воинской части, или глубокого оврага, все остальные естественные трудности проходились. Но когда-то надо и останавливаться на ночлег, а гостиниц в этих краях не наблюдалось, приняли решение ночевать возле моря. Но с обрыва надо спуститься, чтобы ощутить близость к водной глади – начался поиск места спуска. Пришлось проехать по берегу еще с десяток километров, но мест найти не удавалось. И вот что-то подобное появилось, и в разведку двинулся один автомобиль. Дороги нет, просто ущелье с промоиной, но так как назад уже никак, поэтому только вперед. Через некоторое время спустились все, и до 5 утра – песни пляски и «чревоугодие», и это несмотря на моросящий дождь. Когда расцвело, мы все увидели куда мы «залезли» - вокруг обрывы, дорога размокла, и подъем днем оказался покруче, чем спуск ночью. Надо выбираться. С кренами и буксом, хрустя всеми деталями ходовой, с нескольких попыток, но все машины выбрались наверх. И очень кстати, дождь усилился и через час по нашим следам уже текли ручьи.
И опять вдоль береговой линии по направлению на Керчь. Природа удивляла постоянно, насыщенное зеленью и другими цветами пространство, насколько хватает взора, и что интересно ни одного дерева, даже кусты большая редкость – сплошной ковер густого разнотравия. Начались полигоны, много разных объектов военного назначения расположенных прямо вдоль берега, как раз по пути нашего следования. Решили ехать насквозь, если позволяет местность. Обратили внимание на толпы людей активно собирающих что-то в траве. Выяснилось что у местных сезон охоты на грибы. В режиме любования природой, мы не заметили как на навигаторе появился один из обязательных пунктов посещения нашей команды – Опук.
Буквально в километре от этого заповедника предпринялась попытка покататься на соленых озерах, но оказалось, что эти озера непроходные . Дальше песчаная коса, очень похожая на Арабатскую стрелку, только покороче, и мы уперлись в гору. Даже немного непривычно наблюдать скальную породу после долгого пути по ровным полям без малейших, даже холмиков. Красивое место, чистое море, шикарные виды сверху, практически нет людей, соответственно нет остатков жизнедеятельности, только море, горы и свежий воздух.
Можно сказать финишная прямая до Керчи. Опять же вдоль моря добрались до города-героя. На въезде наблюдаем нелицеприятную картину, разрушенные производственные здания, остовы недостроев и прочие атрибуты советской промышленности пришедшей в упадок. Но по мере продвижения вглубь города картина улучшается, и уже городская инфраструктура берет свое, и что необычно, многоэтажные дома раскрашены в разные цвета, а на уровне верхних этажей огромными буквами написаны название улицы и номер дома – очень правильно и информативно. Поразила чистота города, везде установлены урны, на улицах НЕТ мусора вообще. Возможно город вычистили ко Дню Победы, но все равно порядок впечатляет. Нас встретил коренной житель Керчи, к тому же мой штурман с которым мы участвовали в недавнем ралли Баха Тарханкут – Руслан Кравченко. Разместившись в гостинице «Залив», весь наш коллектив выдвинулся на экскурсию по интересным местам Керчи. Руслан любезно взял на себя функцию гида, и перво-наперво повез нас на Керченскую крепость. Мы услышали много интересного и познавательного, лично я был поражен фундаментальными знаниями истории своего края, которую поведал нам Руслан. Все ходили за ним, и внимали каждое слово, действительно было интересно.
Более полную историческую справку по этому объекту даст Серега Турист в следующих сообщениях, а я продолжу. Основное действие которое нам предстояло увидеть, это факельное шествие к горе Митридат. В Керчи каждый год, 8 мая проходит этот масштабный марш в честь Дня Победы, и пропустить такое событие мы не могли. Начиная с 8 часов вечера, тысячи людей, колонной в километр, с факелами в руках идут к самой высокой точке Керчи – горе Митридат. Эта высота во все времена являлась стратегической высотой, для полного господства над городом. С Митридата хорошо видна Россия и остров Тузла, и вся Керчь как на ладони. Здесь проходили самые тяжелые бои, высота не один раз переходила от одной противоборствующей стороны к другой. Этот сравнительно не большой клочок земли был, есть, и будет местом поклонения керчан, так как на нем разворачивались знаковые для горожан события, и здесь погибли тысячи солдат обороняющих высоту. Наверное поэтому, практически весь город, невзирая на проливной дождь вышел на гору Митридат чтобы почтить память людей давших им возможность сегодня жить и работать под мирным небом. Мы, как гости Керчи, тоже прониклись серьёзностью события, и духом патриотизма который витал в этом героическом месте. Особое впечатление на нас произвела реконструкция боя за высоту – такой натуральности не видел давно! И все это на фоне музыки военных лет, голоса Левитана, и огненного светопредставления. Итогом этого представления стал масштабнейший салют. Уверен, это зрелище видела вся округа, включая жителей России. Когда мы спускались в общей массе людей, то обратили внимание что у большинства следы на глазах – слезы радости, слезы Победы, эти люди как никто знают, как их городу далась эта Победа.
Под огромным впечатлением, уже поздно вечером вернулись в гостиницу. Утром экскурсионная программа продолжилась. Сначала посетили Царский курган, потом поехали на Аджимушкайские каменоломни. Руслан был «в ударе» и поведал нам очень много интересного, включая даже то, что не расскажут справочники и местные гиды. Другими словами мы получили полную экскурсию по трем объектам включая крепость XVII века, за короткий промежуток времени. И только из-за лимита этого самого времени, мы не успели посетить еще много исторических мест, но ничего, в следующий раз обязательно.
А дальше заключительная часть нашего пробега – побережье уже Азовского моря. Очень похожая картина, если сравнивать с Черным морем Феодосийского участка. Та же зелень, практически те же обрывы, но рельеф местности изменился. Появились спуски и подъёмы, появились скалы и долины непосредственно возле моря. Этот участок мы тоже проходили, но зимой на Кунашировском тракте, поэтому покажу только фотографии.
Следующее по нашему маршруту Атомная станция в Щелкино, и заключительная точка внедорожного маршрута, крепость у начала Арабатской стрелки.
Уже по пути останавливались в самом узком месте «между морями» и посетили доты находящиеся прямо в поле
Дальше асфальт и Симферополь. Общий пробег 700км, море позитива и масса впечатлений. Спасибо всем за дружную компанию. Будем готовиться к следующим маршам.
С 7 по 9 мая мне удалось побывать на захватывающем трофи-рейде с ребятами из уже полюбившегося мне экстрим-клуба Бомба. За три дня мы прошли около 700 километров по Крыму, избегая асфальта и всего, что можно называть дорогой. Стартовав из Симферополя на пяти Лэнд Крузерах, направились через горы и леса в сторону Феодосии, где пересекли трассу и весь остальной путь двигались по степям и сопкам вдоль моря по береговой линии, полностью обогнув Керченский полуостров. Столько интереснейших мест и удивительных пейзажей за столь короткий срок я еще не посещал никогда в жизни. Симферополь - Балка Тубай - Белая скала - гора Бурундук-Кая - гора Кубалач - танковый полигон около Агармыша - Феодосия - урочища и балки уже по темноте. В той же темноте - спуск по грязевому разлому к морю и ночевка в палатках на берегу моря. Полноценной ночевки не получилось, потому как почти до самого утра были песни, пляски, костер и водка. А как еще, когда на улице моросит дождь, температура не больше 8 градусов, а настроение невероятно шикарное и эмоции прут наружу. Затем пару часов на сон и снова в путь. 4 часа идеально ровной мокрой степи слева и крутого обрыва к морю справа ... ни одного (!!!) дерева, куста и населенного пункта, только редкие военные части, рыбацкие артели и ... люди собирающие грибы в абсолютно пустой степи... Мыс Чауда - Узунларское озеро - Каяшское озеро - гора Опук и заповедник Опук - невероятные скалы Корабль-камень - Кызаульский маяк - мыс Такиль - мыс Малый - соленое Тобечикское озеро - Камыш-Бурунская бухта - Керчь... В Керчи было решено переночевать в гостинице и посмотреть факельное шествие жителей города, посвященное Дню Победы. Тысячи жителей города к 8-ми вечера поднялись с факелами на гору Митридат почтить память героев той погибших в Великой отечественной войне. На самом мемориале состоялась реконструкция взятия Митридата Советскими войсками. Мне удалось проникнуть через милицейское оцепление и очутиться в самый разгар непосредственно в эпицентре событий рядом с обороняющимися солдатами в окопах - фото получились просто невероятными, хотя пришлось лежать в мокрой траве и грязи, полностью промокнуть, и почти оглохнуть от выстрелов, разрывов взрыв-пакетов и криков ура прямо над ухом.... На следующий день мы тронулись из Керчи вокруг Керченского полуострова. За день нужно было преодолеть достаточно большое расстояние, поэтому скорость движения значительно выросла. Аджи-Мушкайские каменоломни - мыс и крепость Ени-Кале - бухта Булганак - бухта Рифов - бухта Морской Пехоты - гора Ташкалак - Чокракское озеро - скоростной прохват вдоль бухты Широкой - снова скоростной прохват вдоль Казантипского залива - мыс Казантип - заброшенная атомная электростанция - основание Арабатской стрелки и Арабатская крепость. Отсюда мы тронулись в сторону Феодосии, откуда направились обратно в Симферополь уже по трассе.... Масса впечатлений, невероятные эмоции и полный компьютер фотографий.... Что же, впереди много репортажей...
Трек нашего маршрута по бездорожью до выхода на трассу в районе Феодосии в обратный путь
Ну, просто замечательнейшая поездка к такому великому празднику, да еще и с 8го на 9ое мая в городе-герое Керчь!!! Даже и не знаю, побывал бы я когда-нибудь в тех районах, через которые был проложен курс, если бы не выбрался в эту поездку!!! Предварительно за 2 ночи узнав о маршруте - принялся листать интернет на наличие достопримечательностей Керченского полуострова! К своему удивлению был приятно удивлен - про героические подвиги керчан я слышал (на этом мои сведения и представления о полуострове заканчивались!), но не думал, что на столько интересным и контрастным может оказаться Восточный Крым!!! Итак, постараюсь вкратце добавить картину прошедших событий (но в значительно урезанном виде т.к. о многом уже было написано, а так же будут и еще репортажи от filips'a в том числе с мега-фотоматериалом) Выезд с разминкой :
Район Белой скалы:
Проезжаем мимо танкового полигона и г.Агармыш (наглядно проявляется крымская природа - сначала солнечно, затем пасмурно и снова солнечно, но уже находит на дождь) :
В то время, как часть ремонтировалась (клеила проколотые колеса) другая часть поехала осматривать Феодосию. Застали мы этот памятник архитектуры в лцчах заходящего солнца, что придавало еще большую красоту этому месту.
Вот она Генуэзская крепость — средневековые укрепления, построенные Генуэзской республикой в XIV веке для обороны своего крупнейшего владения в Крыму — Кафы. Расположена на берегу Феодосийской залива в южной части города. В настоящее время историко-архитектурный заповедник «Генуэзская крепость Кафа».
Крепость имела две линии укреплений: цитадель и внешнюю часть. Цитадель была возведена в 1340—1343 годах вокруг Карантинного холма, на крутых в сторону моря склонах, которые могли служить первичной преградой для врагов, достраивалась ещё в течение десяти лет. Длина стен цитадели составляла 718 м, из которых сохранились 469 м. Стены достигали по высоте 11 м и 2 м в ширину. Периметр наружной крепости составлял почти 5,5 км и включал в себя более 30 башен. Попасть в город можно было через шесть ворот. Укрепления состояли из крепостных стен одиннадцатиметровой высоты, укреплённых башнями. Стены венчались бруствером с бойницами. По периметру крепости располагалось около 14 башен, В зависимости от местоположения и целей они могли быть круглыми и квадратными" иметь два или три яруса, три или четыре стены. Под крепостными стенами пролегал глубокий ров, наполненный водой, служивший как оборонительное сооружение и как канал для отвода ливневых стоков в море. В плане городская крепость напоминала амфитеатр, сценой которого выступала Феодосийская бухта.
В цитадели размещались консульский дворец, казначейство, резиденция латинского епископа, здание суда с балконом для объявления консульских постановлений, конторы для проверки весов, склады и магазины особенно ценных товаров — драгоценных камней, меха, шелков.
В XIX веке большинство сооружений были разобраны. До настоящего времени сохранилась южная стена цитадели с двумя башнями (башня Святого Климента и башня Криско), часть западной стены, пилоны ворот, несколько башен в разных частях города (Доковая, Константина, круглая). На территории цитадели также сохранились мост, турецкие бани и несколько церквей.
Далее продвигаемся в ночных поисках места для ночлежки и, собственно говоря, сама ночлежка (веселая, но к сожалению короткая {по времени сна} ) Георгий в очередной раз порадовал всех проголодавшихся своими отменными кулинарными способностями (за что ему отдельное спасибо! )