Неаполь скифский «это крупнейшее в Крыму скифское городище (площадью 20 га), которое располагается на территории нынешнего Симферополя, на невысоком платообразном возвышении Петровские скалы, на месте уже не существующей деревеньки Керменчик . Возник Неаполь Скифский в III веке до нашей эры, как царская крепость и столица позднего царства. В 107 г. понтийский полководец Диофант захватил и разрушил скифскую столицу, но Неаполь быстро отстроили заново. Но уже в 275 г. полис был снова захвачен и разрушен вторгшимися на полуостров готами. Ровно через 100 лет – в 375 г. , уже орды гуннов, уничтожили в Крыму все государственные образования , в том числе и Неаполь Скифский. После этих событий город был заброшен и никогда больше не возрождался и только по чистой случайности , в 1827 г. был найден ,когда в груде строительного камня, Султан Крым-Гирей нашел плиту с надписями на древнегреческом языке. Раскопки велись долго и с перерывами и только в 1926 году, крымский археолог Николай Эрнст, сумел доказать, что найденный объект – это и есть тот легендарный Неаполь Скифский. С 2011 г. древний город Неаполь Скифский – это Археологический заповедник Симферополя, где не прекращаются раскопки, но за почти 200 лет исследовано лишь около 5% городища. Сегодня на месте раскопок находится музей под открытым небом в развитии, где ведутся археологические работы и каждый год в экспозиции появляются новые предметы. Живя в Симферополе достаточно долго, только на велосипедной прогулке довелось увидеть это место.
В красивейшем месте , в крымском лесу на склоне горы Грыця, в трех с половиной километрах к юго-западу от города Старый Крым (средневековый – Солхат) , на высоте 500 метров над уровнем моря, расположен один из древнейших сооружений Крыма , монастырь Сурб-Хач. Монастырь Сурб Хач , в переводе с армянского «святой крест» ,был основан в XIV столетии, в 1358 году, армянами переселенцами из разрушенного города Ани. Члены диаспоры Солдайя, после возведения монастыря, установили на крышу свою реликвию, крест с главного храма города Ани, построенного еще в IV веке. Церковь Святого Креста, за долгое время постоянно подвергалась набегам и разрушениям , генуэзским, татарским, турецким, но Братский корпус быстро отстраивался. Этот монастырь не действовал за всю историю только 2 раза: первый раз когда Екатерина Великая переселила армян из Крыма в донские степи, второй раз – при советской власти. После революции монастырь был ликвидирован, а на его месте устроен пионерский лагерь. Во время Второй мировой войны, на территории монастыря, находился штаб немецкого командования, когда Советская армия бомбила монастырь, было разрушено почти все, кроме самого храма. В 70-80 х годах 20-го века, на территории монастыря была проведена небольшая реставрация, и в здании келейной был устроен санаторий. Только в 1995 году монастырь был возвращен в лоно Армянской Церкви, а в 2008 году был открыт для посещения. Сегодня можно посетить комплекс, заказать экскурсию и прикоснуться к истории абсолютно свободно. Желающие могут пройти от обители , к месту с говорящим названием Лесная Глушь, где находятся развалины еще одного старинного монастыря – Сурб Стефанос 14 века. Посетили в этой поездке.
Самый северный пещерный город Крыма, расположен у села Скалистое, в Бахчисарайском районе. Город был основан в конце III века,как пещерное поселение на высоте 300 метров над уровнем моря,а в VIII–IX столетиях была усилена его первая линия обороны.В скальной породе обрыва, вырублены гроты, из которых открывается несравненный вид на окрестную долину.Название поселения берет начало из тюркского языка, слово «баклак» означает «сосуд для воды»,но главная особенность этого города — зерновые ямы, имеющие форму чаш с узким горлышком. Основными жителями являлись готы, сарматы и аланы,некоторое время использовали византийцы — они обращали здесь местных жителей в христианство и размещали свои войска. Пещерный город перестал существовать в 1299 году н. э., когда на эту территорию вторгся Ногай во главе татаро-монгольских орд.Раскопки начались относительно недавно в 1929 году и ведутся по сей день, хотя любой желающий может посетить Баклу И увидеть древние сооружения своими глазами.Мы бывали здесь несколько раз, советуем!
В Симферопольском районе, в урочище Суат, по дороге на гору Чатыр-Даг, находится малоизвестный памятный знак – установленный в 1958 г., обозначает место дислокации партизанского формирования - 3-го Симферопольского полка , который базировался здесь в 1920 году и вёл борьбу с войсками Врангеля за установление Советской власти в Крыму. Командовал полком поистине легендарный человек – Павел Макаров. Кстати именно Макаров стал прообразом известного фильма «Адъютант его превосходительства», так как до большевика-подпольщика он был адъютантом командующего Добровольческой армии , белого генерал-лейтенанта Май-Маевского. Проезжали несколько раз по этой достаточно оживленной туристической дороге на Мраморные пещеры и только в этой поездке, можно сказать случайно, обнаружили этот памятник . Так как он более "ранний" и не подпадает под период Великой Отечественной Войны 1941-1945, размещаем его здесь.
В Балаклавском районе, на окраине Севастополя, в Инкермане, расположен один из самых загадочных и таинственных объектов Крыма - Инкерманские штольни. Первое упоминание Инкерманских штолен приходится на 93 год нашей эры, на протяжении многих веков , эти штольни были одними из самых крупных каменоломен Крыма. Из Инкерманского камня были частично построена Византия, Херсонес, Венеция и отдельные районы Генуи. Уже позже из инкерманского камня были построены такие крымские объекты , как Ласточкино гнездо, Ливадийский, Воронцовский и Массандровские дворцы. На инкеpманские каменоломни был сослан св. Климент, тpетий Римский папа, выpубленную им пещеpу можно посетить в Свято-Климентовском монастыpе, по дpугую стоpону долины. Сама штольня имеет естественную скальную защиту от 20 до 110 метров, круглогодичная температура внутри составляет +6 - +11 и именно это послужило поводом перевести их в 20-30 годы, под нужды военных, в основном под склады и казармы. С началом второй мировой войны Инкерманская штольня укрепляется военными инженерами, ее внутренняя часть оборудуется как подземный город, с относительно развитой инфраструктурой, магазинами, аптеками, комнатами для жилья, медицинскими центрами, казармами и складами для техники и оружия. 26 июня 1942 года, после осады фашистов, военное руководство решает взорвать штольню. Но только 30 июня ,в спешке, без предупреждения, подрывают военный объект, со всеми людьми , ранеными и медперсоналом. Взрыв склада разрушает большую часть скалы, а ударной волной сносит все на расстоянии 200- 300 метров. Несколько дней еще были слышны голоса, раненых находящихся под завалами и в засыпанных тоннелях. По сегодняшний день Инкерманские штольни являются закрытым и опасным объектом. В них сохранилось множество неразорвавшихся боеприпасов и только «черные» копатели пытаются добраться до завалов и пропадают там десятками. Мы проехались только снаружи, но даже этого обзора хватило для понимания масштаба объекта.
На западе Керченского полуострова, на берегу Азовского моря, в Ленинском районе Крыма, в селе Каменское (до 1945 года называлось Ак-Манай),находятся Ак-монайские каменоломни. Это многокилометровые подземные туннели, протяженностью более 30 км с выходами на поверхность, в которых со времен правления императрицы Екатерины II, велась добыча строительного камня ручным способом. . Неугодных солдат и матросов отправляли на восток Крыма, где ссыльные выдалбливали штольни и добывали материал для строительства. В частности, из акманайского камня строилась Феодосия и многие другие окрестные села. Позже сюда ссылали всех каторжников, которые вручную выдалбливали километры штолен, здесь они работали и умирали. Хоронили их без особых почестей, складывали у стены и приваливали камнями. Во времена Гражданской войны, в каменоломнях прятались местные жители, хранили оружие и спасали раненых. Позже ГПУ организовало здесь фильтрационный лагерь, где содержались лица «непролетарского происхождения». Во время Отечественной войны, в течении 4 месяцев тут проходила линия фронта и каменоломни использовались солдатами в 1942г как укрытие. В бандитские времена начала 90-х, на Керченском полуострове, орудовала так называемая «банда Бабака», которая разбойничала в окрестностях и пряталась в этих каменоломнях. При попытке арестовать членов банды , старшина Фарафонтов попал в тупик и был убит, памятник милиционеру установлен на входе в каменоломни. Прорубленные коридоры каменоломен достигают таких размеров, что там свободно сможет проехать автобус, в других местах, напротив, приходится протискиваться или пригибаться. Здесь постоянная и гнетущая тишина: стены каменоломен — мел, поглощающий все звуки. И, отойдя уже на 50 метров от остальных, оказываешься в полной тишине. Здесь очень много рисунков и надписей на стенах, даты, молитвы , стихи, лица людей в профиль, всё это отголоски жизни тех каторжан, которые работали тут почти две сотни лет назад. Мы были в каменоломнях неоднократно, крайний раз в этой поездке.
В Бахчисарайском районе есть такое село Верхоречье, которое раньше называлось Бия-Сала. Начиная с первых веков нашей эры ,в этих местах селились проходящие по нему народы. Они строили свои жилища, устраивали храмы и святилища, вырубали из известняка памятники усопшим предкам. Так на территории современного села при впадении речки Марта в Качу, обнаружены следы средневекового поселения 4-5 вв. На соседнем холме, что возвышается над восточной окраиной села , находится обширное древнее кладбище с надгробными памятниками, разбросанными по всему склону. Исследователи нашли здесь стеллу с высеченнными на ней тремя крестами, под восточным узором в виде арки луковицей. Под крестами две строки очень мелких греческих букв, которые не поддавались прочтению, а внизу отчетливая дата 1363 г. Кладбище захватывает всю вершину и верхнюю часть холма, могилы ориентированы точно с запада на восток, представляют из себя массивные четырехугольные известняковые плиты. Доступ свободен, мы проезжали мимо, поэтому сделали несколько фото.
В окрестностях села Дуванкой (нынешнее Верхнесадовое), в лесу, на расстоянии пару километров от ближайших населенных пунктов, расположены остатки усадьбы Кокораки, прозванной в народе «графскими развалинами». Первым владельцем этого имения был адмирал Андрей Крицкий , позже его приобрел грек из города Спарта ,Христофор Параскевович Кокораки. Став прапорщиком Севастопольского морского батальона и получив звание дворянина Таврической губернии Кокораки с семьей , двумя сыновьями и женой, поселились в этом имении. Наверху, на холме расположена надомная часовня во имя Преображения Господня, построенная на средства семьи Кокораки, в которой была погребена София Эфнуиловна Кокораки, а также первый владелец дачи адмирал Крицкий. Также в имение входили несколько одноэтажных домов, хозпостройки, сад за рекой Бельбек и водоем круглой формы, который используется до сих пор. Особняк имел размеры 20 на 11 метров, стены первого уровня сложены из инкерманского камня, а второго – из кирпича. Сегодня это руины двухэтажного хозяйского дома с подвалом и ледником, стены и вспомогательные постройки которого ,заросли деревьями и опутаны лианами, но все равно прослеживается былая роскошь старинного имения. Заехали в этой поездке.
Древнее поселение Карло, основанное в середине VIII века христианами, потомками крымских готов, откочевавших во время Великого переселения народов в III веке н.э. входило в состав княжества Феодоро, в личные владения князей. После нападения в 1475 году Османской империи , Феодоро было разгромлено и всех жителей заставили принять ислам. В 1774 селение вошло в состав уже Крымского ханства, но продержалась до присоединения к России в 1783 году. В дальнейшем в селе проживали только крымские татары. После освобождения Крыма в ВОВ, 18 мая 1944 года, крымские татары Карло ,были выселены в Среднюю Азию, селу присвоили новое имя – Подлесное. В середине 80-х было принято решение о расселении села Подлесное , а деревня была снесена бульдозерами. Как память о поселении Карло и его многовековой истории осталась святыня Къарлы Азиз(« Святой села Карло»), могила мусульманского святого Искандера и целебный источник с каменной купелью. Сегодня на могиле Искандера стоит надгробие (башташ) с надписью на арабском языке. «Смерть – это стакан, из которого все пьют. Могила – это врата, через которые все пройдут». По легенде старец Искандер жил в с. Карло и когда он умер на месте захоронения появился источник с целебной водой, которая исцеляет больных. По сей день в мае месяце мусульмане приходят на это место и поклоняются старцу.Посетили в этой поездке.
На северо-востоке района, в начале Второй Гряды Крымских гор, на правом берегу реки Бодрак, левого притока Альмы, расположено с. Скалистое (бывшее с. Бодрак). В 150 метрах от поселка установлен памятный знак партизанам Альминского отряда 1920 год, которые воевали с войсками Врангеля. Ядро отряда составили бывшие солдаты русского экспедиционного корпуса во Франции, в числе которых был командир отряда большевик Петр Шкурин, и военнопленные, возвращавшиеся из Германии в Россию через Францию. К ним присоединились жители окрестных деревень. Партизаны отметились дерзкими акциями, в том числе взрывами железнодорожного моста через Альму и паровоза бронепоезда "Солдат", на станции Симферополь. В августе 1920г. после проведенной А.В. Мокроусовым реорганизации повстанческой армии, отряд влился в состав 3-го Симферопольского партизанского полка. Посетили в этой поездке.