Как известно все новое это давно забытое старое, наш случай это изречение подтверждает полностью. В давние советские времена, когда машин на дорогах было не густо, а бензин стоил копейки, когда люди общались вживую а не с помощью гаджетов, у подростков, к коим мы тогда относились, было много способов приобщится к технике. С частными легковыми авто конечно была проблема, зато мопеды и мотоциклы присутствовали практически в каждой семье. Это были рабочие лошадки многоцелевого использования , помогающие своим владельцам «везти, тащить, орать и строить». Мототехника делилась на несколько категорий: легкие-«моторчики»(велосипед с мотором), мопеды .Средние –их уже можно назвать мотоциклы :Минск, Восход, ИЖ. Тяжелые- Урал, Днепр(МТ) и ИЖ которые как правило выпускались с коляской. Особняком стоят импортные образцы мототехники из стран соцлагеря - Ява, Чизета, Панония. Вот такой был выбор у советского гражданина. Считаю что лично мне повезло – с 10ти лет я начал кататься на «моторчике» , мопед пропустил, в 12 лет обуздал отцовский «Восход», в 14 уже «Днепр» с коляской ,потом в 16 получил наконец то права ,и вот он миг счастья –Ява350(6в)! Эта модель стала основной для меня и для моего развития в техническом плане, по сути на Яве оттачивались как навыки вождения так и конструкторские идеи. Сейчас по прошествии почти трех десятков лет, то время вспоминается с особой ностальгией,и наверное былой юношеский задор не дает покоя и сегодня .
Такое лирическое отступление я сделал не случайно, собственно хотел найти аргументированное оправдание почему мужики после 40ка садятся на мотоцикл Ведь на первый взгляд это по меньшей мере странно, особенно если мотоцикл внедорожный, то есть не предназначен для дорог общего пользования, опасный, травматичный, провокационный , требующий не только навыков вождения но и недюжиной физической силы. Все это напоминает крылатую фразу «бес в ребро»! И что пародоксально – именно так и есть. С годами приходит опыт ,появляется размеренность в действиях, уменьшается доля авантюризма-это природно, но ведь никто не станет отрицать что бесшабашный мальчишка живет в каждом из нас , только у всех он проявляется по своему. Вот и в нашем случае желание разнообразить досуг ,восполнить эмоции, передавило надуманые возрастные ограничения.
Началось все как обычно в таких случаях: «А давай попробуем!» Благо знакомых в среде мотоциклистов много, часть из них совмещает это дело с джиперством, к тому же частенько пересекались в нашей общей среде обитания- в лесу и на соревнованиях ,кинули клич ,народ отозвался .В балке Тубай произошло первое знакомство сразу с несколькими образцами «кроссо-эндуро» техники. Нам любезно предложили не только опробовать , но и провели обширную тематическую лекцию, которая позволила оценить «масштаб трагедии». По сути это был полноценный тест драйв с обьяснялками ,где у нас была возможность поюзать и разные марки и разные обьемы двигателей, и даже за такой период ознакомления сделать определенные выводы. Пользуясь случаем хочу поблагодарить наших коллег за предоставленую возможность!
После этого теста прошел ровно год ,год сомнений и раздумий,и вот в феврале принято решение: «покупаем»! Купили два КТМа ,450 кубиков каждый, сразу же приобрели полные комплекты защит и одежды, и в бой! В нашем случае «бой» это «ботанические» покатушки, с ограниченными способностями что либо преодолевать. После первой же поездки ,а дело было в Бахчисарайском районе, «ушатались» так, что утро следующего дня прошло в муках подьема, к тому же тело упорно не хотело слушаться, каждая мышца напоминала о вчерашней развлекушке. Дальше были просто тренировки, переезд через препятствие, подьем спуск ,мини прыжки и так далее и тому подобное. Что точно у нас получалось так это – падения! За все свои прожитые годы лично я, так, и столько не падал никогда!
Я даже не знал что у падений есть столько вариантов и интерпретаций! Благо защиты свою основную функцию отработали ,и уберегли от серьезных травм. Тем не менее даже за такой короткий период были сделаны первичные выводы: По возможностям,включая внедорожные,по комфорту прохождения препятствий, по выживаемости- внедоржники(авто) просто нервно курят в сторонке! На джипе более или менее умеющий ездить водитель может сунуться на бездор и даже на дурняк его преодолеть, на эндуро без навыков и подготовки этот номер не пройдет! Если в джипинге процент водительского мастерства к проценту подготовки машины примерно 30/70, то у эндуро наоборот 70/30. Научить езде на джипе гораздо проще чем на мото. Любой внедорожник для гор и лесов надо готовить ,эндуро готов с конвеера! Для эндуро практически нет препятствий, но только в том случае когда управляет им умеющий наездник.
Эндурокросс это не дешевое удовольствие . Кроме стоимости (кстати не малой ),самого мотоцикла ,потребуются разнообразные расходники ,запчасти, и примерно от трети до половины стоимости мото , обходится одежда и защиты. Все б/у мотоциклы эндуро (Крыма) имеют свою историю.И даже если на них нет ни каких бумаг «народный реестр» за небольшое время обзвона и опроса выдаст полную биографию , с коментариями, выводами и рекомендациями. Машины ремонтируют и обслуживают многие, мотоциклы единицы! Всех спецов , а их на Крым не больше десятка , выдают сразу с купленным мотоциклом. Такая же история и по запчастям. В Крыму существует культ марки.1 место беззаговорочно держит КТМ. После него предпочтения мотобратвы «размазаны « по всем остальным маркам.
Эндуро это сугубо индивидуальное транспортное средство.Это своего рода симбиоз техники и наездника, где больше нет никого и ничего. Нет штурмана , или жены на заднем сидении,нет огромного багажника для всевозможной поклажи, ограничен даже запас топлива. Тоесть все заточено под индивидуальную выживаемость , это тот случай когда расчитывать можно только на себя и своего железного коня. Если сравнивать джипинг и мотопрохваты, то джиперы сродни хоккеистам , а мотоциклисты эндуристы похожи на биотлонистов . Первые больше командные , с возможностью подстраховки и взаимозамены, когда вторые расчитывают только на себя и свою технику. Все это не исключает помощи друг другу в разных ситуациях, но сути не меняет.
Занятие эндурокросом это сумашедшие физические нагрузки! Именно это привлекло нас в первую очередь. Собственно процесс передвижения и есть «качалка»,где приходится напрягать все что есть и все чего нет , ни одна мышца на теле человека не останется без участной .Что особо приятно в этой процедуре так это то что «качалка» происходит без монотонности душного тренажерного зала,с постоянно меняющимся пейзажем вокруг. Это одновременное совершенствование навыков вождения ,тренировка вестибюлярного аппарата ,мышечная стимуляция и возможность забираться в такие места ,куда пешие туристы не всегда дойдут.
Одевание защит – это целый ритуал! Во первых нужно место где мотоциклист будет относительно комфортно переодеваться, желательно теплое и просторное. Что бы понять как происходит «перевоплощение» нужно представить как переодевались рыцари в древние века, где после напяливания доспехов щупленький парняга превращался в сурового воина .Был такой анекдот :спецназовец проснулся утром ,позавтракал и начал одеваться- одел комбинезон ,бронежилет ,налокотники и наколенники, обул берцы ,надел перчатки ,на голову шапку с прорезями для глаз, в кобуру пистолет на плечо автомат – глянул на себя в зеркало… и обосрался! Вот что то похожее происходит и с мотоциклистами, все кроме оружия надевается тоже – вид после «одевки» , я вам скажу впечатляющий! Боты увеличивают рост , « черепаха» добавляет косую сажень в плечах, наколенники добавляют мощь ногам ,шлем вообще превращает в инопланетянина, ну и перчатки с «костяшками» заканчивают эту «картину маслом». На самом деле все эти приспособы действительно необходимы ,и даже вне мотоцикла чувство непробиваемости присутствует ,недаром даже на Майдане протестующие активно использовали мотозащиту против дубинок .Кстати само «облачение в доспехи» занимает немалое время, примерно от 15 до 30 минут (включая самолюбование),так что это вам не хухры-мухры!
Продолжу ! Начало тренировкам и естественно падениям положено ,отсюда появились и выводы. Основы вождения мотоциклов эндуро-кросс заключаются в трех самых важных действиях- баланс ,скорость ,инерция. Это именно тот вид техники где самый растиражируемый принцип движения «больше газу меньше ямы» как нигде актуален. Только здесь минимальная загрузка переднего колеса улучшает управляемость ,и только тут уровень страха перед препятствием пропорционален ошибкам и соответственно падениям. Мотоцикл это своеобразный маятник, а наездник балансир, и только от слаженной работы этого симбиоза зависит ( четкая работа ) безопасное и в то же время зрелищное преодоление всевозможных препятствий. Замечу что падать надо тоже уметь, вовремя сгруперованное тело ,постоянный контроль за кувыркающимся мотоциклом однозначно сбережет и силы и здоровье. Эндуро это внедорожник предназначенный для «бега с препятствиями», поэтому в основной массе скорости не большие , особенно если сравнивать с трассовыми ,самый полезный диапазон 30-90км\ч. Вполне удобоваримая скорость для безопасной езды ,конечно с учетом защит, и хотя бы базовых навыков ,тем более практика показывает что «львиная доля» падений происходит на скоростях редко превышающих 40км\ч. Если при падении «трассовики» стираются об асфальт, то эндуристы получают ушибы и ссадины и то не всегда.- эта фраза для наших семей чтобы типа не волновались. В эндуро все «заточено» под прыжки и полеты, эта провокация постоянно находится с тобой …в ручке газа, кроме того у этого железного коня «в базе» стоят острые металлические шпоры, чтоб не дай бог ездок не соскочил, седло ,которое и сидением назвать то сложно, особенно если учесть что сидеть в нем все равно не придется. Действительно в эндуро сидеть при езде чревато для пятой точки и не только для нее ,весь процесс проходит на ногах, согнутых или прямых, но на ногах ,тем самым контакт с землей происходит всего в двух точках(2колеса),а контакт с мотоциклом в четырех(2руки и 2ноги).Конечно можно с землей контактировать и одной точкой –задним колесом ,можно и руль держать одной рукой с одновременно поднятой ногой, но это уж со всем другая история.
Еще из наблюдений начинающего мотоциклиста: в процессе езды ,а особенно падений ,все механизмы управления находятся как назло не там где хотелось бы! Когда трогаешься на косогоре опорная нога всегда левая, а это значит что для включения передачи (рычаг находится слева) приходится быстро перебрасывать вес на право ,а там как правило опоры нет, и практически в рывке стартовать. Такая же история и с заводной лапкой – ты стоишь слева от мотоцикла( лапка справа) ,в напряге его держишь, в большинстве случаев на бугре вверх, и вот как его завести? Не менее забавная ситуация происходит когда все тот же бугор и обе ручки(сцепление и передний тормоз) выжаты, и необходимо найти нейтралку: сесть никак ,а нога которая как бы может это сделать, занята сопротивлением сползанию вниз. Вообще раскорячка и всевозможные акробатические позы это вечный спутник преодоления препятствий на эндуро, более того этот аппарат как бы постоянно тебя испытывает ,да еще наглядно демонстрирует все твои физические данные и кондицию.И сам КТМ вроде неплох , все включается четко, разве что нейтралку , особенно в сапогах ,найти пока сложно , тормоза работают отменно, управляемость пока ты в седле тоже на уровне ,но только ты «выпал» из седла- все ты чужой на этом «празднике жизни» .Руки и ноги становятся короткими , тело мгновенно тяжелеет, легкие сразу же вспоминают что ты куришь, и начинается оккупация дурных мыслей «а нафига тебе это надо». Практика показала что больше половины физических ресурсов тратится на падениях ,подъемах и сопротивлении ,сама езда по сравнению с «борьбой» это равномерное физическое напряжение .Надеюсь по прошествии ,желательно недолгого времени, лично я ,буду вспоминать этот период с веселой иронией ,а пока продолжаем! я что-то снял